Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_natasha.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное учреждение
«Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
г. Боровичи Новгородской области
Возможности использования метода песочной терапии
в работе педагога-психолога с детьми,
имеющими РАС
Подготовила
Педагог-психолог Кузичкина Н.А.
Описан опыт применения программы песочной терапии
в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приводятся приемы работы с песочным столом с подсветкой, классической (юнгианской) песочницей и с песочницей с кинетическим песком.
Ключевые слова:
расстройства аутистического спектра, про-
грамма песочной терапии, индивидуальное психологическое сопро-
вождение.
Помимо классической триады признаков РАС (нарушения в ком-
муникации, нарушения в социальном взаимодействии, стереотипные
формы поведения) исследователи отмечают и нарушение у людей
с РАС работы сенсорных систем . В настоящее время остро стоит проблема поиска методов психологического сопровождения детей
с расстройствами аутистического спектра для отладки системы сенсорной интеграции. Преодолению барьеров сенсорной дезинтеграции
служит и песочная терапия, которая помогает ребенку научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их
интерпретировать .
Программа индивидуального сопровождения ребенка с РАС с использованием методов песочной терапии
Работа с детьми проводилась в течение одного учебного года на базе ГКП
ГОБУ «Боровичский ЦППМС». В апробировании программы
принимали участие 4 детей с расстройствами аутистического спектра
в возрасте от 3 до 7 лет.
Нами была разработана программа индивидуального сопровождения с использованием методов песочной терапии при поддержке визуального расписания. Занятия проводились 2 раза в неделю по 20 минут,
индивидуально. Каждое занятие включало в себя 2 задания: первое
— усложненное, требующее включения и работы от ребенка, второе —
сенсорные игры, направленные на расслабление и улучшение эмоций.
Ход работы
В начале занятия ребенку предлагалось ознакомиться с планами и
самостоятельно выбрать из предложенных одно задание среди сенсорных игр, которыми бы он хотел сегодня позаниматься. Но чтобы по
лучить желаемую игру, необходимо сначала поработать с более сложным
заданием. Сенсорная игра в данном случае служит положительным подкреплением, поощрением, которое помогает ребенку справляться с
первым более сложным заданием.
В работе использовались: песочный стол с подсветкой; классическая
(юнгианская) песочница; песочница с кинетическим песком.
Все задания при работе с песочным столом можно классифициро-
вать следующим образом:
— знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за работой специалиста;
— «Отпечатки»;
— пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью);
— рисование кисточкой/пальцем на песке;
— рисование без подсветки/с подсветкой;
— «Сделай так» (повторение действий за специалистом);
— добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на
песке;
— добавление/смена цветного песка;
— разные способы рисования;
— написание букв/цифр на песке;
— дорожки и линии» — рисование различных фигур, линий на песке;
— и другие.
Задания, применяемые при работе с использованием классиче-
ской (юнгианской) песочницы, можно классифицировать следующим
образом:
— использование сухого/мокрого песка;
— «Давай вместе» (повторение действий за специалистом);
— использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры,
из различного материала, звуковые игрушки);
— игры с фигурками животных/людей;
— проигрывание диалогов;
— и другие.
Задания, применяемые при работе с использованием кинетического
песка, можно классифицировать так:
— знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за
игрой специалиста;
— «Рассада» (использование овощей и фруктов, лопаты, граблей без
тактильного взаимодействия с песком);
— «Найди буквы (камушки, цифры, бусинки, животных и др.)»;
— «Пекарня» (использование формочек в соответствии с темой занятия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком);
— «Найденыши» (прячется различный по тактильным ощущениям
материал);
— «Железная дорога» (перемещение предмета/поезда по заданной
линии в песке);
— «Сделай так»;
— «Домик крота»;
— «Строим замок»;
— «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта,
плавающего пластилина, ракушек и камней).
Результаты
По итогам контрольной диагностики было выявлено, что дети:
— стали более усидчивыми и контактными;
— быстро освоили программу действий на занятии;
— хорошо осваивали визуальное расписание, любимая сенсорная
игра всегда служила эффективным подкреплением;
— более глубоко включались в процесс работы, нежели при работе
за партой;
— обогатили собственный сенсорный опыт, преодолели сенсорные
барьеры, развили проприоцептивные ощущения.
Таким образом, в ходе проведения песочной терапии было выявлено, что песочная терапия
в различных формах действительно способствует работе с барьерам
и сенсорной дезинтеграции, помогает ребенку в распознавании стимулов,влияющих на органы чувств, и их интерпретации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...
Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....
Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....
«Песочная терапия в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»
Цель песочной терапии — не менять и не переделывать, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой, чтобы он смог достичь эффекта самоисцеления...
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов, учителей- дефектологов «Применение метода фототерапии в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра».
Дидактические игры с использованием фотографий в работе с ребенком с РАС....