Тематическое планирование парциальной программы «Нейроакадемия развития речи»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Тематическое планирование парциальной программы «Нейроакадемия развития речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_partsialnoy_programmy_neyroakademiya_razvitiya_rechi.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование парциальной программы
«Нейроакадемия развития речи»
Упражнения | Задачи |
I-VI неделя | |
1. Нейросоматический каркас Разминка «Пробуждалки», или физкультминутки. Упражнения выполняются в самом начале занятий и позволяют детям сосредоточиться на основных нейропсихологических психотехниках или любом другом задании. Кроме того, это единственный способ стабилизации их психосоматического статуса. (Упражнения в медленном темпе по 5 раз) «Потягушки». Исходное положение (ИП) – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела. На вдохе ребенок медленно поднимает руки вверх, прогибается в спине и запрокидывает голову: «Где у нас солнышко?». Тянется вверх, поднимаясь на цыпочки и постепенно напрягая все тело как «струнку». Удерживает это положение несколько секунд. На выдохе медленно возвращается в ИП. Отдыхает в течение того же интервала времени. Каждое упражнение данного блока выполняется 5 раз. Спина прямая! «Ручки дружат». ИП – стоя, ладони сложены вместе и подняты на уровень груди так, чтобы предплечья были параллельны полу, а локти разведены в стороны. Прижать как можно сильнее ладони друг к другу, удерживая положение в течение 5–10 секунд, затем расслабить руки и отдыхать в течение того же интервала времени. «Свободные плечи». ИП – стоя, руки свободно свисают по сторонам, дыхание свободное. Выполнить пять медленных круговых движений только плечами (руки свободно висят) вперед, затем назад. Упражнение выполняется сначала одновременно обоими плечами, затем каждым отдельно. После выполнения упражнения сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, стараясь максимально использовать объем легких. «Погогочем – похохочем». ИП – стоя. Произносить как можно быстрее различные слоги с «гортанными» согласными (к, г, х): «Ку-ка-ре-ку», «Ко-ко», «Ку-ку», «Га-га-га», «Ха-ха-ха», «Хо-хо-хо» и т.п. «Гибкая шея». Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками поглаживающими, похлопывающими, растирающими движениями. «Глазки просыпаются». Закрыть глаза, потереть их ладонями, как мы делаем, когда просыпаемся. Затем кулачками обеих рук совершать легкие вращательные движения, как бы массируя глазные яблоки. «Мытье головы». Пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах. Кончиками пальцев массировать голову в разных направлениях. «Постучалки». Прохлопать ладонью(или кулачком) всю область грудной клетки от грудины до плеч. Сначала правой рукой – по левой стороне, затем левой рукой – по правой стороне. «Теплые ручки»: а) громко хлопать в ладоши; б) имитировать «силовое» мытье рук; в) растирать и разминать пальцы рук от кончиков к основанию и обратно. «Пошагаем». ИП – стоя, руки свободно свисают. Шагать, одновременно поднимая левое колено и правую руку, затем правое колено – левую руку. Важно обращать внимание на то, чтобы дети не напрягались, а шагали максимально свободно, с размахом. | 1. Стабилизировать психосоматическое состояние. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3.Развивать просодические компоненты речи. 4.Формировать базис произвольной саморегуляции (программирование, целеполагание, самоконтроль, развитие произвольного внимания). |
2. Психомоторная координация Сенсомоторный базис речи Это единственный способ сформировать синергические (одновременные, однонаправленные) и реципрокные (неодновременные, разнонаправленные) взаимодействия рук, глаз, ног и языка. Именно эти психомоторные координации лежат в основе любого речевого процесса. Дыхание «Воздушный шарик». ИП – стоя. Все дыхательные упражнения лучше начинать со стадии выдоха. После чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать приятный, глубокий вдох носом. Обратите внимание ребенка на то, что на вдохе его животик надувается, как воздушный шарик. Предложите ребенку положить свою руку и проверить, «надулся ли шарик». Тогда он сможет контролировать себя при выполнении упражнения. Грудь и плечи должны оставаться спокойными. После вдоха необходимо задержать дыхание («удержать животик-шарик надутым»), затем сделать медленный и плавный выдох через рот и выпрямиться. Упражнение выполняется по команде «вдох – выдох» под хлопки (счет) взрослого. На счет «раз» ребенок делает вдох, на счет «два» – выдох. Количество хлопков увеличивается по мере овладения ребенком навыком правильного дыхания. Общий двигательный репертуар «Регулировщик». а) ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью, голова неподвижна. На счет «раз» левая рука отводится назад; правая рука двигается синхронно с левой, сгибается и кладется на «область над сердцем». На счет «два» правая рука отводится назад, а левая, соответственно, двигается синхронно с ней и кладется справа. б) ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль тела, голова неподвижна. На счет «раз» ребенок поднимает руки вверх, на «два» опускает вниз. Махи ногами. ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. На счет «раз» ребенок делает мах ногой вперед, на счет «два» – назад. Упражнение выполняется сначала левой, затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стула или стенку. «Маленькие мельницы» (левой, правой, двумя руками) (однонаправленно). ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью. Совершать круговые вращательные движения кистями рук вправо, затем влево. Упражнение выполняются: а)левой рукой, б) правой рукой, в)одновременно обеими руками в одном направлении (сначала вправо, затем влево). «Рисование в воздухе». Рисование в воздухе прямых линий и волн однонаправленно (рис.2). Перед началом упражнения полезно нарисовать на доске нужный образец, чтобы дети видели, что они «прорисовывают» в воздухе. Если число детей в группе позволяет, это упражнение выполняется и на доске. Кинетический и кинестетический праксис рук «Пальчиковые ладушки и ходилки»: а) похлопать в ладоши; б) поиграть в «ладушки» только пальцами («хлопают» большой и указательный, затем большой и средний и т.д.); в) «походить» пальчиками (2 и 3, 2 и 4 и 2 и 5); г) изобразить игру на фортепиано. Движения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно обеими руками. Кинетический и кинестетический артикуляторный праксис «Трусливый птенчик». ИП – стоя, спина прямая (!), руки на поясе. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. «Акула». ИП –то же. Рот приоткрыт. Подвигать нижней челюстью вправо – влево, вперед – назад. «Хомяк». ИП – то же. Одновременное и попеременное надувание щек. «Улыбка-хоботок». ИП –то же. Чередовать вытягивание губ вперед «хоботком» и растягивание губ в «улыбке». Зубы при выполнении упражнения не видны. «Заборчик – трубочка». ИП – то же. Чередовать вытягивание губ вперед «трубочкой» и растягивание губ («Заборчик»). Зубы при выполнении упражнения видны. «Дотянись». ИП – то же. «Дотягиваться» нижней губой до носа, а верхней – до подбородка. «Колечко». ИП – то же. Вывернуть язык «колечком» так, чтобы нижняя поверхность кончика языка упиралась в верхнее небо. Удерживая это положение, широко раскрывать рот, максимально растягивая губы. | 1.Формировать базовые межполушарные и подкорково-корковые взаимодействия. 2 Развивать физиологическое дыхание. 3.Развивать двигательную сферу, кинетический и кинестетический праксис рук и артикуляции. 4.Обеспечить регуляцию общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции. |
3. Базовые речевые способности Эти упражнения направлены на формирование различных сторон и аспектов речевого развития. Фонетико-фонематические процессы «Что за шум?». Предложите ребенку послушать, как звучат любые предметы и материалы (послушайте шум улицы, погремите карандашами в коробочке или стакане и т.д.). Затем предложите ребенку с закрытыми глазами определить, какой из предметов издает этот шум, и сказать, что он услышал («Я слышу, как едет машина… звонит телефон… шуршит пакет…» и т.д.). «Чудо-звуки». Послушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы. Обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где их можно услышать). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся друг от друга звуки, затем – сходные по звучанию. Пусть ребенок сам скажет: «Я слышу, как шумит дождь… капает капель… журчит ручей…» и т.д. Знакомство с громкими/тихими, низкими/высокими звуками. Например: – игра «Два зайца». Используем несколько простых музыкальных инструментов и учим детей различать силу звука. Дети должны по громкости исполнения отгадать, какой это заяц – большой или маленький; – играет на барабане, дудочке или пианино и др. – игра «Три медведя»: Изображая за ширмой реплики героев сказки разными голосами, взрослый предлагает по высоте голоса отгадать, кому эта фраза принадлежит: папе-медведю, маме-медведице или маленькому медвежонку. Затем просит ребенка самого выступить от лица любимого героя. «Кто тише скажет». Протяжно протянуть легким шепотом «УУУ, ЭЭЭ, ИИИ, ААА, ООО», фиксируя теплый воздух ладонью руки. «Кто громче скажет». ИП – стоя, рот открыт, нижняя челюсть прижата к передней поверхности шеи. Произнести как можно громче: «ЭЙ, ЭЙ, ЭГЕ-ГЕЙ!» (на следующих занятиях: «АЙ, АЙ, АГА-ГАЙ, ОЙ, ОЙ»…и т.п.). То же упражнение выполнить, закрыв ладонями уши. Чередовать несколько раз. «Звук – движение» (гласные). Отработку речевых звуков (по Мухиной) полезно проводить с одновременным выполнением общих движений, которые используются для вызывания звуков и способствуют их правильному произнесению (за счет привлечения дополнительной кинестетической и зрительной опоры). Для каждого звука надо придумать свое движение или «двигательный образ». Звук [А]: И.П. – руки подняты на уровне диафрагмы, локти до конца не выпрямляются, пальцы округлены; спина прямая. При произнесении звука руки разводятся в стороны, поясница прогибается, подбородок приподнят. Звук [Э]: И.П. – руки впереди, подняты на уровне диафрагмы; пальцы округлены, локтевые суставы до конца не выпрямляются. При произнесении звука руки разводятся в стороны, слегка поднимаются вверх, затем кончики пальцев опускаются на плечи. Номинация «Игра в мяч с называнием». Эта игра аналогична игре «Я знаю пять имен...». Разница лишь в том, что ребенок не ударяет по мячу, а катит или бросает мяч другому, называя (по заданию взрослого) свое имя, имена девочек, мальчиков, фрукты, овощи, игрушки, действия, признаки и т.д. Логико-грамматические конструкции «Снизу – сверху». Обсуждаем с ребенком, что такое верх – низ и вводим ряд очевидных «маркеров»: верх – небо, солнце, люстра, потолок, бант; низ – земля, трава, пол, ботинки. Аналогично предыдущему упражнению дети показывают, что у них находится вверху (голова, глаза, уши, плечи и т.д.) и внизу (нога, пятка, коленка и тд.) «Спереди – сзади». Обсуждаем, что такое «спереди – сзади». Аналогично предыдущему упражнению дети показывают, что у них находится спереди (глаза, живот, коленки, носки ног и т.д.) и сзади (спина, пятка, попа и т.д.). Во второй половине данного этапа занятий вы постепенно расширяете «обзор пространства»: «А что у нас еще слева/справа в комнате (на улице, на игровой площадке, в магазине и т.д.). «Рука и тело». Взрослый вместе с детьми – перед зеркалом. Они, проговаривая, все вместе выполняют одни и те же действия: «рука над головой», «рука под носом» («за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между глазами», «на животе», «под коленкой», «на плече» и т.д.). «Выше – ниже». Ребенок и взрослый вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу, не забывая о маркерах. Сначала они еще раз находят и называют: «что находится вверху, что находится внизу». Потом задание усложняются: а) «что у нас выше рта?», «что ниже плеч?» и т.д. б) «что выше, чем…», «что ниже, чем…» и т.д. После полного освоения все эти упражнения повторяются с закрытыми глазами. Связное речевое высказывание «Что вижу – о том пою». Обсуждать и подробно проговаривать, обсуждать с ребенком всего происходящее дома, на улице в магазине, в ДОУ. Вначале необходимо строить этот процесс в форме ответов и вопросов, внимательно следя за тем, чтобы ребенок как можно полнее выражал свою мысль. Слухо-речевое внимание «Стоп-упражнения». Дети, свободно двигающиеся по кругу, должны замереть на месте, когда услышат определенный звук, который педагог выбрал из фонотеки «голоса природы». Звук воспроизводится на музыкальном инструменте или произносится. Инструкция: «Вы останавливаетесь и замираете, когда услышите, как поет птица (играет дудочка, стучит барабан, когда я скажу «А», прошепчу что-то тихо- тихо и т.д.)». Ребенок остается в той же позе, в которой он «замер», удерживая ее до тех пор, пока взрослый не предложит продолжать движение. | 1.Развивать произвольную артикуляционную моторику. 2.Развивать пространственную ориентировку, зрительную и слуховую память. 3.Развивать внимание, память (зрительную, слуховую). 4.Формировать базис произвольной саморегуляции (программирование, целеполагание, самоконтроль, развитие произвольного внимания). 5.Развивать просодические компоненты речи. 6.Формировать у детей способность к диалогическому взаимодействию. |
VII-XI неделя | |
1.Нейросоматический каркас Разминка Каждое упражнение блока «Пробуждалки» выполняется 5 раз. Необходимо следить, чтобы спина во время выполнения упражнений оставалась всегда прямой! «Потягушки». Исходное положение (ИП) – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела. На вдохе ребенок медленно поднимает руки вверх, прогибается в спине и запрокидывает голову: «Где у нас солнышко?». Тянется вверх, поднимаясь на цыпочки и постепенно напрягая все тело как «струнку». Удерживает это положение несколько секунд. На выдохе медленно возвращается в ИП. Отдыхает в течение того же интервала времени. «Тряпичная кукла». ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки свободно свисают вдоль тела. Из положения стоя сделать наклон вперед, вогнувшись в пояснице. Ноги прямые, но вначале, если трудно, можно слегка согнуть их в коленях. Голова и руки свободно свисают вниз. Оставаться в этом положении 10–15 сек, затем медленно вернуться в ИП. Упражнение выполняется один раз! | 1. Стабилизировать психосоматическое состояние. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3.Развивать просодические компоненты речи. 4.Формировать базис произвольной саморегуляции (программирование, целеполагание, самоконтроль, развитие произвольного внимания). |
2. Психомоторная координация Сенсомоторный базис речи Дыхание (Каждое упражнение выполняется 5 раз.) «Воздушный шарик + руки». а)ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки вытянуты перед грудью. На вдохе развести руки в стороны и прогнуть спину, на выдохе вернуться в ИП. Упражнение выполняется под счет взрослого. б) ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки свободно свисают вдоль туловища. На вдохе поднять обе руки вверх, выгнуться; на выдохе вернуться в ИП. Упражнение выполняется под счет взрослого. «Воздушный шарик + ноги». ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки на поясе. а) На вдохе отставить левую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП. То же с правой ногой. б) На вдохе вытянуть левую ногу вперед, на выдохе вернуться в ИП; на вдохе отвести левую ногу назад, на выдохе вернуться в ИП. То же с правой ногой. Общий двигательный репертуар «Болталки горизонтальные». ИП – стоя, руки перед грудью, голова и корпус неподвижны. На счет «раз» ребенок свободно отводит левую руку назад, а правой хлопает по левой части груди, близко к плечу. На счет «два» правая рука свободно «летит» назад, а левая хлопает по правой части груди. Стараться держать голову неподвижно! «Болталки горизонтальные + голова» (одно- и разнонаправленно). Базовое упражнение «Болталки горизонтальные» усложняется тем, что движения рук сочетаются с одновременным поворотом головы: «Болталки вертикальные». ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища, голова и корпус неподвижны. На счет «раз» ребенок с максимальным размахом поднимает руки вверх, на счет «два» опускает вниз. «Болталки вертикальные + голова». Базовое упражнение «Болталки вертикальные» усложняется тем, что движения рук сочетаются с одновременным поднятием/опусканием головы: «Маленькие мельницы». ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью. Совершать одно- и разнонаправленные круговые движения кистями рук. Вращаются только кисти обеих рук; вся остальная рука неподвижна: а) вправо, б) влево, в) навстречу друг другу, г)в противоположные стороны. Движения рук одновременные! «Большие мельницы» (одновременно и попеременно). ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Совершать однонаправленные круговые движения рук в плечевых суставах. Обе руки вращаются: а) одновременно вперед; б) одновременно назад; в) попеременно вперед (плавание кролем); г) попеременно назад (плавание на спине). «Мельницы ногами». ИП – стоя, руки свободно свисают вдоль туловища. Совершать вращательные движения по и против часовой стрелки сначала левой, затем правой ногой. При необходимости можно придерживаться за спинку стула или стенку. а) вращение производится только стопой; вся остальная нога и тело неподвижны. б) вращение производится в коленном суставе. в) вращение производится всей ногой от бедра. «Велосипедный шаг». ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки свободно свисают вдоль туловища. Под счет ребенок соединяет одноименные локоть и колено: сначала выполняет упражнение левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой. «Рисование в воздухе». Рисовать в воздухе прямые линии, волны и круги (рис. 3) (одно- и разнонаправленно). Перед началом упражнения необходимо нарисовать на доске нужный образец, чтобы дети видели, что они «прорисовывают» в воздухе. Упражнения на этом этапе принципиально выполняются так же, как и прежде. Но они усложняются, несколько отличаясь от аналогичных занятий I ЭТАПА: 1) добавляется «обведение кругов» и 2) появляется разнонаправленное обведение при выполнении двумя руками. Упражнение, как всегда, проводится по образцу, заданному взрослым. Дети вместе с ним производят движения, имитирующие рисование различных линий и фигур: а) левой рукой (вправо – влево, вверх – вниз; по кругу в одну и в другую сторону); б) правой рукой так же; в) сложенными вместе руками так же; г) одновременно двумя руками (каждая – свою прямую, волну, круг) в одном направлении; д) одновременно двумя руками в разных направлениях: например, правая рука рисует линию (волну) вверх, левая в это же время – вниз; правая рука – вправо, левая – влево, затем навстречу друг другу. Кинестетический и кинетический праксис рук «Иголки». «Ежик колкий, (руки в «замочек») Где твои иголки? Вот они!» (поднять пальцы вверх, не расцепляя рук) и т.д. «Дружба». «Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок). С вами мы подружимся, маленькие пальчики (хлопки в ладоши). Раз, два, три, четыре, пять (пальцы касаются дуг друга верхними фалангами, начиная с большого). Начинай считать опять (хлопки в ладоши). Раз, два, три, четыре, пять (пальцы касаются дуг друга верхними фалангами, начиная с мизинца). Мы закончили считать» (хлопки в ладоши). «Зайчик», «Коза» (правой, левой и двумя руками попеременно). Ребенок «выбрасывает» из кулачков пальцы: 2 и 3 («заячьи ушки»), 2 и 5 («козьи рожки») только правой рукой, потом только левой рукой, затем двумя руками попеременно: то одной, то другой. «Крестики» (правой, левой, двумя руками попеременно). Скрещивание указательных и средних пальцев сначала правой руки, потом левой, затем обеих рук попеременно. Кинестетический и кинетический артикуляционный праксис «Трусливый птенчик + руки» (однонаправленно). ИП – стоя, руки согнуты в локтях, слегка прижаты к телу, кисти – на уровне плеч собраны в кулак и смотрят вверх. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки рта. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Кулачки рук раскрываются и закрываются одновременно с открытием и закрытием рта: открытый рот – раскрытый кулачок и т.д. «Акула +руки» (однонаправленно).ИП – стоя, рот приоткрыт. Подвигать нижней челюстью вправо – влево, вперед – назад. Совершать любые синхронные, однонаправленные движения руками. «Непослушный язычок». ИП – стоя, рот приоткрыт; расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе. а) Покусать язычок зубками. б) пошлепывать по нему губами, произнося «пя-пя-пя». «Хоботок – улыбка+ руки» (однонаправленно). ИП – стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч. На счет «раз» одновременно вытянуть вперед губы «хоботком» и выпрямить руки. На счет «два» растянуть губы в улыбке и развести прямые руки в стороны. При выполнении упражнения зубы не видны. «Заборчик – трубочка+ руки» (однонаправленно). ИП – стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч. На счет «раз» одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и выпрямить руки. На счет «два» улыбнуться («Заборчик») и развести прямые руки в стороны. При выполнении упражнения зубы видны. «Часики+ руки» (однонаправленно). ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью; рот открыт, губы растянуты в улыбку. Под счет взрослого двигать кончиком узкого языка, попеременно дотрагиваясь до уголков рта, и руками в одном направлении. Нижняя челюсть неподвижна. | 1. Формировать базовые межполушарные и подкорково-корковые взаимодействия. 2 Развивать физиологическое дыхание. 3.Развивать двигательную сферу, кинетический и кинестетический праксис рук и артикуляции; 4.Обеспечить регуляцию общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции. |
Базовые речевые способности Фонетико-фонематические процессы «Угадай, что за звук». Ребенку предлагается послушать, как звучат несколько детских музыкальных инструментов, а затем с закрытыми глазами определить, что звучит, и назвать («колокольчик звенит…играют на барабане… на дудочке… и т.д.»). «Подбери картинку». Прослушайте с ребенком записи голосов животных и птиц, попросите сказать, что он услышал («собака лает… корова мычит…петух поет…» и т.д.), и подобрать соответствующие картинки. «Ритм». Взрослый предлагает ребенку выбрать музыкальный инструмент и исполнить на нем любой ритм или прохлопать ритм в ладоши. На первом занятии чередуются «ритмические высказывания» взрослого и ребенка. При этом оба внимательно выслушивают друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите. Продолжая игру, копируйте друг друга. Стремитесь к тому, чтобы ребенок отработал какой-нибудь из получившихся ритмов. «Ритм – ответ». Взрослый задает ритм, ребенок отстукивает его левой и правой рукой, проигрывает на музыкальном инструменте. «Подстройся под ритм». Дети садятся в кружок. Взрослый начинает отстукивать ритм, через некоторое время к нему присоединяется один из детей, затем другой и т.д., пока не присоединятся все. Задача – синхронно отстукивать ритм, чтобы получилась общая мелодия. «Звук – движение» (гласные, согласные). На данном этапе работы повторите с детьми уже отработанные ранее гласные и переходите к основным согласным звукам. Работа аналогична представленной на I этапе. Номинация «Все наоборот». Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением: «Загадки-описаниия». Взрослый описывает предмет, а дети по описанию угадывают, какой предмет был задуман. Например, «Оно круглое, красное, сочное, сладкое. Что это?» «Словно елка, весь в иголках. Кто это?» и т.д. Логико-грамматические конструкции «Что находится слева?» Попросите ребенка не поворачиваясь перечислить то, что находится слева от него (с опорой на маркер на его руке). После этого ребенок поворачивается налево и еще раз перечисляет предметы, находящиеся слева от него. Аналогично отрабатываются направления справа, спереди, сзади, сверху и снизу. Не забудьте применять это упражнение на прогулке. «Моя рука, твоя рука». Ребенок, стоя лицом к взрослому или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, а потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т.д. Затем роли меняются, и инструкцию взрослому дает ребенок. Дети стоят лицом друг к другу. Один показывает на себе отдельные части тела, а другой их называет: «Это твое левое колено, правое ухо, левый глаз…» и т.д. Связное речевое высказывание «Я начинаю – ты продолжаешь». Попросите ребенка, например, заканчивать недосказанные вами предложения в абсолютно знакомой ему ситуации. Затем с опорой на наглядный материал воспроизводите вместе с ним известные ему сюжеты. Такая последовательность делает работу доступной и привлекательной для малыша, способствует формированию навыков последовательного изложения материала. Слухо-речевое внимание Агоритмы двух игр на внимание, которые представлены в I ЭТАПЕ, универсальны. На данном этапе их содержание наполняется тем материалом, который обсуждается в данный период занятий. | 1.Развивать произвольную артикуляционную моторику. 2.Развивать пространственную ориентировку, зрительную и слуховую память. 3.Развивать внимание, память (зрительную, слуховую). 4.Формировать базис произвольной саморегуляции (программирование, целеполагание, самоконтроль, развитие произвольного внимания). 5.Развивать просодические компоненты речи. 6.Формировать у детей способность к диалогическому взаимодействию. |
XII- XVIII неделя | |
1. Нейросоматический каркас Разминка «Пробуждалка». (см. I Этап). | 1. Стабилизировать психосоматическое состояние. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3.Развивать просодические компоненты речи. 4.Формировать базис произвольной саморегуляции (программирование, целеполагание, самоконтроль, развитие произвольного внимания). |
2. Психомоторная координация Сенсомоторный базис речи Дыхание «Воздушный шарик + руки» с задержкой дыхания. а) ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки вытянуты перед грудью. На вдохе (3-5 сек) развести руки в стороны и прогнуть спину, задержать дыхание (3-5 сек), на выдохе (3-5 сек) вернуться в ИП, задержать дыхание. Упражнение выполняется под счет взрослого. б) ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки свободно свисают вдоль туловища. На вдохе поднять обе руки вверх и прогнуться, задержать дыхание, на выдохе вернуться в ИП, задержать дыхание. Упражнение выполняется под счет взрослого. Временные интервалы такие же, как и в предыдущем упражнении. «Воздушный шарик + ноги» с задержкой дыхания. ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки на поясе. Временные интервалы такие же, как и в предыдущем упражнении. а) На вдохе – отставить левую ногу в сторону, задержать дыхание, на выдохе вернуться в ИП, задержать дыхание. То же с правой ногой. б) На вдохе вытянуть левую ногу вперед, задержать дыхание, на выдохе вернуться в ИП, задержать дыхание; на вдохе отвести левую ногу назад, задержать дыхание, на выдохе вернуться в ИП, задержать дыхание. То же с правой ногой. Общий двигательный репертуар «Болталки горизонтальные+ голова» (разнонаправленно и неподвижно). Базовое упражнение «Болталки горизонтальные» усложняется: а) голова поворачивается в сторону, противоположную рукам; б) голова строго неподвижна. «Болталки вертикальные+голова» (разнонаправленно и неподвижно). Базовое упражнение «Болталки вертикальные» усложняется: а) голова поворачивается в сторону, противоположную движению рук: руки вверх – голова вниз, руки вниз – голова вверх; б) голова строго неподвижна. «Болталки горизонтальные + глаза» (одно- и разнонаправленно). Базовое упражнение «Болталки горизонтальные» (однонаправленно) усложняется тем, что одновременно с руками движутся глаза: а) глаза движутся в ту же сторону, что и руки; б) глаза движутся в сторону, противоположную движениям рук. Голова при этом неподвижна! «Болталки вертикальные + глаза» (одно- и разнонаправленно). Базовое упражнение «Болталки вертикальные» (однонаправленно) усложняется тем, что одновременно с руками движутся глаза: а) глаза поднимаются «к небу» вместе с поднятием рук и опускаются «к полу», когда руки идут вниз; б) глаза движутся в сторону, противоположную движению рук; руки вверх – глаза вниз, руки вниз – глаза вверх. Голова при этом неподвижна! «Велосипедный шаг» (реципрокно). ИП – стоя, ребенок смотрит перед собой, руки свободно свисают вдоль туловища. Под счет ребенок соединяет разноименные локоть и колено, пересекая среднюю линию своего тела: правый локоть – левое колено, затем левый локоть – правое колено. «Цыганочка». ИП – ноги на ширине плеч, руки опущены. По команде ребенок дотрагивается левой рукой до поднятого правого колена, возвращается в ИП; сзади дотрагивается правой рукой до левой пятки (согнутая в колене левая нога отводится назад); возвращается в ИП. Затем упражнение выполняется аналогичным образом для правой руки и левого колена, левой руки и правой пятки. «Рисование в воздухе». Рисование в воздухе кругов и спиралей (одно- и разнонаправленно) Полезно перед началом упражнения нарисовать на доске нужный образец, чтобы дети видели, что они «прорисовывают» в воздухе. Если количество детей в группе позволяет, это же упражнение выполняется на доске. Упражнение проводится по образцу, заданному взрослым. Дети вместе с ним производят движения, имитирующие рисование различных линий: а) левой рукой (в одну и другую сторону); б) правой рукой так же; в) сложенными вместе руками так же; г) одновременно двумя руками (каждая свою фигуру) в одном направлении так же; д) одновременно двумя руками в разных направлениях; например, правая рука закручивает «спираль» слева направо, а левая – справа налево; и т.д. Алгоритм рисования кругов уже усвоен на предыдущем этапе. А способы рисования спиралей двумя руками (одно- и разнонаправленно) Кинестетический и кинетический праксис рук «Замок». На двери висит замок (руки в замке). Кто его открыть бы смог? (совершать вращательные движения сложенными в «замок» руками), Потянули (потянуть «замок»), Покрутили (покрутить «замок»), Постучали (стучать основанием ладоней друг о друга), И – открыли!» (руки разжать). «Пять маленьких мышек». Пять маленьких мышек забрались в кладовку (кисть ребенка на столе, пальцы слегка согнуты). В бочонках и банках орудуют ловко (перебирать пальчиками и затем собрать кисть в кулак). На сыр забирается первая мышка (ребенок выбрасывает из кулака большой палец). В сметану ныряет вторая малышка (выбрасывается указательный палец). А третья с тарелки все масло слизала (выбрасывается средний палец). Четвертая в миску с крупою попала (выбрасывается безымянный палец). А пятая мышка медком угощается (выбрасывается мизинец). Все сыты, довольны…. Вдруг… кот просыпается (ребенок кладет на стол кулак другой руки). – Бежим! – пропищала подружка-малышка. И спрятались в нору проказницы-мышки (пальчики «убегают» в том же или в обратном порядке) (И. Лопухина). «Зайчик», «Коза» (двумя руками одновременно). Ребенок «выбрасывает» из кулака пальцы: то 2 и 3 («заячьи ушки»), то 2 и 5 («козьи рожки»). Одновременно двумя руками изображается одна и та же «поза». Научите ребенка щелкать пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками одновременно и попеременно: то одной рукой, то другой. Кинестетический и кинетический артикуляционный праксис «Оближем губки + руки+глаза» (одно- и разнонаправленно). ИП – стоя, рот открыт. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу: в одном направлении, потом в другом. Когда упражнение уже отработано, добавляем сопряженные движения глаз и рук. а) вытянутые руки и глаза движутся синхронно, однонаправленно с языком; б) вытянутые руки и глаза движутся синхронно, но разнонаправленно с языком. «Хоботок – улыбка + руки» (одно- и разнонаправленно). а) ИП– стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч. При вытягивании губ вперед («Хоботок»)» выпрямить руки; при растягивании губ в улыбку («Улыбка») развести прямые руки в стороны. Чередовать описанные движения. б) ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью. При вытягивании губ вперед («Хоботок») развести руки в стороны; при растягивании губ в улыбку («Улыбка») руки вытянуть вперед. Чередовать описанные движения. При выполнении упражнения зубы не видны. «Заборчик – трубочка + руки» (одно- и разнонаправленно). а) ИП – стоя, руки согнуты в локтях, ладони на уровне плеч. Одновременно вытянуть вперед губы «трубочкой» и выпрямить руки. Затем улыбнуться («Заборчик») и развести прямые руки в стороны. Чередовать описанные движения. б) ИП – стоя, руки вытянуты перед грудью. При вытягивании губ вперед («Трубочка») развести руки в стороны; при растягивании губ в стороны («Заборчик») – руки вытянуть вперед. Чередовать описанные движения. При выполнении упражнения зубы видны. «Лопаточка». ИП – стоя, рот открыт. Широкий язычок лежит на нижней губе. Положение удерживать на счет до 5. «Иголочка». ИП – стоя, рот открыт. Тонкий, как иголочка, язычок высунут изо рта. Положение удерживать на счет до 5. «Футбол + руки +глаза» (одно- и разнонаправленно). ИП – стоя, рот закрыт. На счет «раз» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна. Затем добавить одновременные движения рук и глаз. а) вытянутые руки и глаза движутся синхронно, однонаправленно с языком; б) вытянутые руки и глаза движутся синхронно, разнонаправленно с языком. «Часики + руки+глаза» (одно- и разнонаправленно). ИП – стоя, рот открыт, губы растянуты в «улыбку»; руки вытянуты пред грудью. Под счет взрослого двигать кончиком узкого языка, попеременно дотрагиваясь до уголков рта, и одновременно руками+глазами сначала в одном, затем в противоположных направлениях. Нижняя челюсть неподвижна. а) вытянутые руки и глаза движутся синхронно, однонаправленно с языком; б) вытянутые руки и глаза движутся синхронно, разнонаправленно с языком. «Лошадка». И.П. – стоя, рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне верхних зубов. Поцокать, пощелкать языком, громко хлопая в ладоши. Нижняя челюсть неподвижна. | 1. Формировать базовые межполушарные и подкорково-корковые взаимодействия. 2 Развивать физиологическое дыхание. 3.Развивать двигательную сферу, кинетический и кинестетический праксис рук и артикуляции; 4.Обеспечить регуляцию общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции. |
Базовые речевые способности Фонетико-фонематические процессы «Узнай свой голос». Запишите на магнитофон голоса знакомых, домочадцев, самого ребенка, а потом прослушайте кассету вместе с ним, чтобы он узнал свой голос или голоса своих товарищей, знакомых взрослых людей. Слышать собственный живой голос и свой голос на кассете не одно и тоже, так как восприятие своего голоса идет через призму своих внутренних ощущений, вибраций и того шумового эффекта, который окружает ребенка в данной ситуации. «Азбука Морзе». Дети стоят, выстроившись колонной, или сидят в кругу. Один отстукивает ритм по телу соседа, тот в свою очередь передает ритм своему соседу и так по кругу. Последний ребенок отстукивает ритм в ладоши. «Совместный ритм». Детям раздают различные музыкальные инструменты. Взрослый задает определенный ритм. По команде дети начинают воспроизводить его каждый на своем инструменте. По команде взрослого «оркестр» затихает. «Динамический ритм». Дети двигаются по кругу под ритм, заданный взрослым, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая и т.п. Ритм постепенно усложняется. «Добавлялки» (работа с рифмой). Детям читается стихотворный текст, последнее слово которого пропущено. Ребенок должен догадаться и назвать его. Можно сначала прочитать стихотворение целиком, а при втором прочтении попросить подсказать те слова, которые вы пропустите. Например: Я захотел устроить бал И я друзей к себе… (позвал) Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый… (пирог). Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости… (не идут). Я ждал, пока хватило сил, Потом кусочек... (откусил). Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту... (съел). Когда же гости подошли, То даже крошек… (не нашли). (Д.Хармс) «Звуки – движения» (гласные, согласные). Продолжать работу, аналогично предыдущим этапам, с отработкой новых согласных звуков. Работу необходимо начинать с повторения уже отработанных звуков, дополняя занятия новыми упражнениями. Алгоритм выполнения упражнений тот же, что и на предыдущих этапах. Приведем примеры (по Мухиной). Звук [С]: И.П. – кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты. Произнося звук, воспроизводить движения от себя, слегка поднимая их вверх. Затем под давление плечевого пояса кисти параллельно друг другу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова. Бедра и колени напряжены. Динамика очень сильная. Продолжать работу по обогащению словаря (существительных, прилагательных, глаголов и т.д Номинация «Объяснялки». Учим детей объяснять словами разные понятия: «блюдце – это…, шептать – это…, добрый – это…, красивый – это…» и т.д. Вначале взрослый показывает, как «играть в эту игру». Затем ребенок должен (с помощью взрослого) постараться дать определение самостоятельно. Логико-грамматические конструкции Предложив ребенку картинку или проиграв соответствующую ситуацию с предметом, проговорите с ним предложения с простыми предлогами на, под, над, за, в, из и др.; со словами справа, слева, между, сзади и т.п. Попросите его показать все на примере кукол, игрушек, сюжетных картинок, на прогулке и т.д. «Игра со словами». Подберите картинки к хорошо известным словам из «словарного запаса». Разложите их в ряды: по 3-4 картинки в 4-6 рядов. Сыграйте в игру «Что у нас в верхнем/правом углу (нижнем/левом, в середине и т.п.)?», «Что у нас между....., над/под..., в нижнем ряду и т.п.». Связное речевое высказывание «Нейросказки» Слухо-речевое высказывание Упражнения на внимание, изложенные на I этапе, обновляются новым содержанием за счет материалов и знаний, полученных в данный период занятий. | 1.Развивать произвольную артикуляционную моторику. 2.Развивать пространственную ориентировку, зрительную и слуховую память. 3.Развивать внимание, память (зрительную, слуховую). 4.Формировать базис произвольной саморегуляции (программирование, целеполагание, самоконтроль, развитие произвольного внимания). 5.Развивать просодические компоненты речи. 6.Формировать у детей способность к диалогическому взаимодействию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективно-тематическое планирование кружковых занятий по развитию речи для старшей логопедической группы с
В данной работе разработан план кружковой работы на учебный год по месяцам с темами и кратким содержанием....
Комплексно-тематическое планирование образовательной области «Коммуникация». Развитие речи в подготовительной группе.
Планирование по ФГТ....
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по развитию речи с использованием ТРИЗ. старшая группа...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в логопедической группе представлена в виде календарно-тематического планирования непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в...
Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Работа по развитию речи представлена в виде календарно-тематического планирования...
Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «Развитие речи» в первой младшей группе 2-3 года
Задачи1. Познакомить детей с группой, игровыми уголками, 2.закрепить знания об окружающем мире. 3.отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ про игрушку;4.побуждать детей догова...
Календарно - тематическое планирование на год по развитию речи детей первой младшей группы.
Календарно - тематическое планирование на год по развитию речи детей первой младшей группы....