Календарно - тематическое планирование на год по развитию речи детей первой младшей группы.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Календарно - тематическое планирование на год по развитию речи детей первой младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_razvitie.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели

Тема , литература

Программное содержание

Материалы и оборудования

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1

Детский сад - чудесный дом! Хорошо живется в нем.

 «Путешествие по территории участка».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 31

Приучать детей участвовать в коллективном мероприятии, учить слышать и понимать предложения воспитателя.

Обручи, колокольчики, листочки, воронки для песка, коробка с цветными мелками.

Игровая мотивация «приглашению к путешествию на участок», беседа, закрепление слов: «здравствуй», «до свидания», проведение игр.

Игры с обручами, игра «Какие листочки нашли?», рисование на асфальте.

Консультация «Особенности развития речи детей младшего возраста»

2

Я и мое имя. В гости к кукле Дашеньке.

Рассматривание картины «В песочнице».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 45

Учить детей понимать, что изображено на картине, осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечать на вопросы воспитателя.

Картина, ведёрки, формочки, песок, машинки.

Сюрпризный момент: «Приходит кукла Маша и приглашает поиграть в песочнице», рассматривание картины, беседа по картине.

Дид / игра «Кто что делает», игр. Упражнение «Испечём куличики», заучивание потешки «Я пеку, пеку».

Выставка «Сделаем своими руками, изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек»

3-4

Мониторинг

5

 Мой веселый звонкий мяч.

Рассматривание игрушек

Г.И Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет…»

М.:ТЦ Сфера, 2018

С.16

Учить рассматривать предметы,

выделять детали, знать их точное наименование, умение общаться между собой, высказыватьсяпо поводу наблюдемого предмета, закрепить произношение буквы  у.

Игрушки.

Паровоз, корова, петух.

Рассматривание, обсуждение, подвижная игра

Дид.игра «Угадай, кто крчит?»,

П/игра«Едем в поезде»

Беседа « Роль сказки в жизни ребенка»

Октябрь

1

Осень, осень, в гости просим!

Повторенире сказки «Репка», Д/и «Кто что ест?»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 38

Напомнить детям сказку «Репка»,

Вызвать желание рассказывать ее вместе с вопитателем,

Уточнить представления о том,что едят животные(мышка-сыр и т.д.),

Активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть,есть,

Учить отчетливо произносить звук а

Кукла, аптечка, иллюстрации к сказке «Репка»

Сюрпризный момент: приход доктора Айболита и куклы

Дид/упр «Кто что ест»

Д/упр. «Поручение».

Папка-передвижка «Роль семьи в речевом развитии детей».

2

Кладовая витаминов. Овощи и фрукты.

Рассматривание овощей Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2017.

стр.19

Учить слушать рассказ воспитателя, добавлять слова, заканчивать предложения,

Уточнить представление об овощах; Обогащать словарный запас детей.

Игрушка заяц, корзина с овощами (морковь, огурец, капуста, помидор)

Сюрпризный момент: приходит зайка с корзиной, обсуждение, рассматривание

Чтение стихотворения Е.Маленкина «У зайчика уши торчат на макушке»

Рекомендации «Как знакомить детей с игрой-драматизацией»

3

Наши меньшие друзья. Домашние птицы.

«На птичьем дворе»

Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет…»

М.:ТЦ Сфера, 2018, с.19

Учить реагировать на обращение воспитателя,

Развивать звуковую культуру речи,(дикцию, речевое дыхание

Игрушки или картинки с изображением уточки, гуся, индюка, голубя, курочки, петушка.

Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворения, повторение фраз за воспитателем,

ответы на вопросы.

Чтение стихотворения «Наши уточки с утра…»

Папка-передвижка «Влияние родительских установок на развитие речи детей».

4

В осеннем лукошке. Грибы и ягоды

Д/и «Узнай и назови овощи», повторение потешки «Огуречик, огуречик».

 В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 49

Учить детей узнавать и называть овощи. Активизировать в речи слово «Много». Помочь запомнить знакомую потешку.

Корзинка, муляжи овощей, картинки, детская посуда.

Игровая мотивация «Сварим суп из овощей», рассматривание и названия овощей. Практические действия детей.

Д/и «Волшебная корзина», д/упр «Какой овощ, назови», с/р игра «Готовим обед», действия детей.

Беседа с родителями на тему «Воспитания культуры поведения дома и на улице».

        Ноябрь

1

Одежда, обувь.

Д/и «Поручение, д/упр.«Вверх-вниз».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 37

Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя. Помочь детям понять значение вверх-вниз.

Игрушки-большой и маленькие медведи, неваляшка, матрёшка красные и синий чашки.

Игровая ситуация «Кто спрятался за ширмой», рассматривание игрушек. Дети называют их. Воспроизведение действий с игрушками.

Д/и «Познакомимся с игрушкой», постройка лесенки с детьми. Игра «Вверх-вниз», игра «Напоим медвежонка чаем».

Знакомство родителей с развивающей средой в группе. Проигрывание речевых игр.

2

Деревья, кустарники

Д/упражнение и игры с кубиками. д/упражнение «Выше-ниже».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 51,53

Упражнять детей в различении и называние цветов. Упражнять детей в определении местоположения объекта.

Кубики и картинки. 2 цветов машинки и мольберт с картинками.

Игровая ситуация «Поможем построить дорожку для машинки», рассматривание кубиков, практические действия детей по образцу воспитателя, игры с машинками.

Д/игра «Принеси кубик такого цвета», д/упр. «Построй дорожку», д/упр. «что выше, ниже», «Дальше -ближе».

3

Наши меньшие друзья. Домашние животные.

«Кошка»

Н.А.Карпухина

«Конспекты занятий в первой мл. гр. д/с», Воронеж,2008г.

С.83

Закрепить навык определенного темпа и ритма, подражая взрослому,

Вызвать у детей эмоциональный отклик, отвечать на вопросы воспитателя,

Воспитывать любовь к животным

Игрушка кошка, мисочка

Сюрпризный момент: приход кошечки в гости»

Игра, обсуждение

П/игра «Кошечка и дети», Д/игра «Накорми кошечку»

Беседа «Использование фольклора в развитии речи детей»

4

Моя мамочка!

Игра-инсценировка «Добрый вечер, мамочка».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 50

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, возвращающуюся с работы, что ей сказать.

Игрушки: зайчик и мишка.

Игровая ситуация: «Игрушки пришли поучить у вас встречать маму с работы». Хоровые и индивидуальные ответы детей. Чтение отрывка из стихотворения И.Косяковой «Всё она»

Д/упр. «Добрые слова», д/игра «Какая твоя мама?», д/упр. «подскажи слово».

Консультация «Учите детей общаться».

Декабрь

1

Здравствуй, зимушка – зима!

Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»

В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр.52

Формировать умение четко произносить звуки звуков м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание

Картинки или игрушечные животные: корова, коза, кошка, мышка, баран, текст стихотворения Л.Мироновой «У нас машины разные»

Дидактические игры на произношение звуков Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»

Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушел? Кто пришел?»,

Чтение стихотворения Л.Мироновой «У нас машины разные»

Индивидуальные беседы, консультации по развитию речи детей

2

Мы едем, мы мчимся. Транспорт.

«На чем ездят люди?»

Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет» .М.:ТЦ Сфера, 2018, с.30

Дать представление о транспорте,

Активизировать слова: машина, автобус, привлечь к обмену впечатлениями о знакомых видах транспорта,учить выделять и называть признаки транспортных средств,

Внятно произносить звук б

Игрушечные машины, автобус, игрушки

Сюрпризный момент, рассматривание, обсуждение, игра

П/игра «Автобус»

3

Зимующие птицы

Игра «Тук-тук»

Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет» .М.:ТЦ Сфера, 2018, с.43

Развивать голосовой аппарат, чувство ритма,

Обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению,

Закреплять правильное произношение звуков т и к

Деревянный, пластмассовый или металлический молоточек

Игра, обсуждение.

Д/и «Тук-тук»,

д/упражнение «Тихо-громко»

Опрос «Что читаем детям дома?»

4

Новый год!

«Веселые снежинки»

Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2017.

стр.66

Закреплять представление о зимних явлениях природы.

Учить читать стихотворение вместе с воспитателем, выполнять движения в соответствии с текстом,

Упражнять в употреблении предлогов,

Закреплять отчетливое произношение звука м в словах, изолшированное произношение звука п

Картина о зиме, красивая снежинка,  картинки в названии которых есть буква м, султанчики

Рассматривание иллюстраций,

Чтение, игра

Д/игра «Падает снежинка»,

Чтение стихотворения А.Барто «Снег»,

Дых.гимнастика «Ветерок»,

игра малой подвижности

«Кружатся снежинки»

5

Приятного аппетита!

«Кто пришел на обед»

Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2017.

стр.47

Учить произносить звук э в звукоподражаниях бэ, мэ;

Развивать звуковое восприятие, умение дифференцировать громкие и тихие звуки;

Закреплять умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию.

Иллюстрация к потешке «Сорока-сорока», игрушки, посуда, картинки с изображением козы, овцы.

Рассматривание иллюстраций, сюж.игра, рассматривание, сравнение.

Сюж.игра «Угостим Мишку чаем»,

Д/и «Козлики и барашки»,

Д/упражнение «Тихо – громко»

Беседа « Роль сказки в жизни ребенка»

Январь

2

Зимние забавы и игры!

Д/игра «Это зима?», игра «Кто позвал?».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 65

Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты), объяснять, что на них изображено. Учить детей различать на слух звукоподражательные слова.

Раздаточные сюжетные картинки. Большая картина «Зима», игрушки: петушок, лягушка, мольберт, игрушечные санки.

Сюрпризный момент: появление волшебной шкатулки. Рассматривание сюжетных картинок с последующим обсуждением. Рассказ воспитателя. Инд и хоровые ответы детей. Обобщение ответов детей рассказом о зимних развлечениях.

Д/и «Зимние развлечения», игра «Прокати куклу Катю на санках», игровое упражнение «Снежинки», д/игра «Слепим снеговика».

Консультация «Пальчиковые игры-как развитие речи детей раннего возраста».

3

Играй музыка!

Инсценировка русской народной сказки «Козлятки и волк»

Обогатить чувственный мир детей тёплой материнской любовью, воплощённой в народном слове; укрепить авторитет матери, послушание ей на основе.

Игровая ситуация, игра «У Ляли болят зубы». Настольный театр и куклы

 Чтение сказки «Семеро козлят и волк», беседа по содержанию, рассказ.

Настольный театр.

Пальчиковая гимнастика: «Мышка мылом мыла мышку», «Полетели птички». Чтение стихотворений П. Воронько «Обновки», К. Бендовой «Молодчина»; сказки «Козлятки и волк». Игра с сюжетной картинкой «Кто что делает?».

Консультация «Что читать малышам».

4

Дикие животные зимой

Рассказывание без наглядного сопровождение.

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 66

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и тот же сюжет в сокращённом варианте.

Игрушка-зайчик. Муляжи морковки и яблока.

Рассказ воспитателя о зайчике, упражнение на звукоподражание, чтение стихотворений «зайка-зайка попляши», игры с зайчиком.

д/и «Покорми зайчика», п/игра «Зайка беленький сидит», повторение стихотворения А.Барто «Зайка». Игровое упражнение «Мы-зайчата».

Помощь родителей в создании декораций по сказкам.

Февраль

1

Дни благодарности и доброты.

«Баю-бай» Н.А.Карпухина

«Конспекты занятий в первой мл. гр. д/с», Воронеж,2008г.

С.93

Формировать у детей речевое произношение общеупотребительных слов,: собачка, бай, лай.

Развивать слуховое восприятие,

Улавливать ритмичность речи,

Воспитывать бережное отношение к окружающим.

Кукла Таня, собачка, кроватка, постельные принадлежности.

Сюжетная игра, беседа, чтение

Сюж.игра «Уложим куклу Таню спать»

Консультация для родителей «Воспитываем у детей любовь к художественному слову»

2

В гостях у сказки

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок», д/игра «Что я сделала».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 73

Дать детям почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

Книга с иллюстрациями к сказке «Теремок», настольный театр «Теремок».

Игровая ситуация «Едем в гости к сказке «Теремок»», рассматривание иллюстраций к сказке, беседа по увиденному. Проведение игровых упражнений на действия воспитателя.

Д/и «Кто в Теремочке живёт?», д/упр. «Назови, что я сделала», пальчиковая игра «Маша варежку надела».

3

Мы поздравляем наших пап

Инсценировка сказки «Теремок».  В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 74

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре).

Настольный театр «Теремок», персонажи сказок.

Рассказывание сказки с показом настольного театра. Впечатление детей от увиденного. Подсказывание текста со стороны воспитателя.

Д/и «Угадай кто я», д/упр. «Кто квакает?», «Кто пищит?», д/и «Подскажи словечко».

Развитие понимания речи.Учить понимать вопросы (где?куда?,откуда?)

Консультация для родителей «как отвечать на детские вопросы»

4

Все профессии важны

«Паровоз, машина» Н.А.Карпухина

«Конспекты занятий в первой мл. гр. д/с», Воронеж,2008г.

С.98

Формировать звукопроизношение и отрабатывать произнесение слогов: ту-ту, би-би

Соотносить звукоподражание с предметами транспорта,

 Воспитывать коммуникативный навык

Игрушки: паровоз, машина, мишка, зайчик

Рассматривание, обсуждение, игра

П/игра «Паровоз»,

Сюж.игра «Катаем зверят»

Закрепить дома названия профессий.

Март

1

Мама – солнышко мое!

Д/упр. «Чья мама?», «Чей малыш?».

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 69

Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей. Угадывать животное по описанию. Воспитывать любовь и уважение к своей мамочке.

Фланелеграф с изображением взрослого животного и детёнышей. Игровое действие детей с картинками. Игрушки животных.

Игровая ситуация «Скоро у мамы праздник», рассматривание картинок как мамы заботиться о своих детях. Рассказы детей как они любят свою маму. Игры на звукоподражание.

Д/упр. «Назови детёныша», д/игра «Маму свою очень люблю», Заучивание стихотворения «Мама, мамочка»

Картотека для родителей: «Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика для детей».

2

В гости к бабушке, на блины, оладушки. Посуда.

«Кто что ест?»

Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет» .М.:ТЦ Сфера, 2018, с.27

Уточнить представление о пище,

Активизировать глаголы: есть, пить, грызть,

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Фигурки или перчаточные куклы персонажей сказки «Репка»

Игра, обсуждение, сюрпризный момент: появление персонажей сказки « Репка»

Д/игра «Кто что ест?»

Чтение сказки «Репка»

3

Весна в лесу. Растения на полянке.

 «Здравствуй, весна». 

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 94.

Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её.

Игрушка зайчонок.

Сюрпризный момент «Зайчонок предлагает на участке поискать весну». Вопросы к детям. Хоровые и индивидуальные ответы детей.

Д/ и «Приметы весны», игровое упражнение «Солнышко», д/и «Повтори за мной», п/игра «Солнышко и дождик», Заучивание потешки «Солнышко-вёдрышко».

Рекомендации родителям «Как развивать речевые навыки».

4

Народная игрушка.

Дид.игра «Кто пришел? Кто ушел?»

Чтение потешки « Наши уточки с утра…»,

 В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 56

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести диалог, развивать внимание. Учить детей различать название птиц.

Картинки с изображением домашних птиц

Игра

Рассматривание

Обсуждение

Дид.игра  

«Кто пришел? Кто ушел?»

Чтение потешки

« Наши уточки с утра…»

5

Возвращение певцов. Перелетные птицы.

«Чья птичка дальше улетит»

Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет» .М.:ТЦ Сфера, 2018

стр. 32

Выбрать длительный, направленный, плавный ротовой выдох,

Укрепить мышцы губ,

Продолжать учить внятно произносить звук б, регулировать силу голоса

Фигурки птичек , вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные, игрушечный барабан

Игра, беседа, дых.упражнения

Дых. упражнение «Птички полетели»

Консультация «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»

Апрель

1

Мы – космонавты!

Рассматривание сюжетных  картин «Дети играют в кубики», « Чудо – паровозик»

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.:2016, стр. 77

Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы, высказываться по поводу изображенного

Сюжетные картины «Дети играют в кубики», « Чудо – паровозик»

Рассматривание сюжетных картин, обсуждение , конструирование, игра

П/игра «Паровоз»,

Конструирование из кубиков

2

Шестилапые  малыши. Насекомые.

«Праздник в лесу» Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2017.

С.142

Закрепить названия диких животных и их детенышей, отчетливо произносить их;

Закрепить название цветов,

Учить слушать и повторять за воспитателе

Дикие животные и их детеныши, т картинки корма для животных  ( мед, малина, орехи, грибы, зернышки)

Игра, рассматривание иллюстраций, беседа

Д/игра «Мамы и детки»,

П/игра «Спрячем зайчика»

Пальчиковая гимнастика: «Зайчик в норке», «Зайка и барабан»

Рекомендации по подбору литературы для домашнего чтения

3

Весенний день – год кормит. Труд людей весной.

«Мама купает ребенка» Н.А.Карпухина

«Конспекты занятий в первой мл. гр. д/с», Воронеж,2008г.

С.104

Формировать зрительное восприятие картины, понимание сюжета, развивать наблюдательность, расширять активный словарь, воспитывать культурно- гигиенические навыки и опрятность.

Картина «Мама купает ребенка» кукла, ванночка, мыло, кувшинчик, полотенце

Сюж. игра «Искупаем куклу», чтение потешки «Ай, лады, не боимся мы воды»

4

Цветы на подоконнике.

«Машенькин букет» Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2017.

С.137

Закрепить названия некоторых цветущих растений,

Упражнять в различении и использовании в речи названий основных цветов,

Упражнять в отчетливом произнесении звуков н-г

Большая и маленькая куклы, собак.

Гусь, лошадь, картинки цветов: одуванчик, тюльпан,роза

Сюрпризный момент: приход куклы Маши с собачкой,

Д/игра «Кто в домике живет», Д/игра «Подбери цвет»

Май

1

Мой край под мирным небом! День победы!

А.Барто «Флажок» Н.С.Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», М.:

Издательство «Скрипторий 2003», 2017.

С.133

Учить слушать и понимать литературное произведение, эмоционально откликаться на них,

Закрепить название цветов,

Закрепить произношение звуков м-мь

Кукла с флажком, игрушка – кошка, медведь, раздаточные разноцветные флажки.

Чтение, обсуждение, игра, сюрпризный момент приход куклы Милы в гости.

Д/игра «Дети с флагами иду», Д/игра «Кто пришел к ребятам в гости»

Консультация«Во что играть и чем заниматься с ребёнком летом».

2

Международный день семьи. Мама, папа, я – дружная семья.

«Петушок и его семья» Винникова Г.И. «Занятия с детьми 2-3 лет» .М.:ТЦ Сфера, 2018, с.44

Учить применять форму монологической речи: драматизировать знакомые произведения, рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя знакомые фольклорные произведения.

Петушок, курочка, цыплята

Показ, игра, беседа, обсуждение, чтение потешек

Чтение потешек «Петушок-петушок»,  «Курочка-татарочка», д/игра «Напои петушка, курочку, цыплят»

Чтение стих.                 М. Клоковой «Белые гуси», «Котенок».   И.Мальцевой «Воробей живет под крышей» потешки «Курочка»

3-4

Мониторинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда в логопедической группе представлена в виде календарно-тематического планирования непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи» в...

Календарно-тематическое планирование на тему "Неделя народного единства" в первой младшей группе.

Планирование воспитательно-образовательной работы в группе № 3 (2-3 года) на неделю с 31.10.16 по 4.11.16Тема недели: Неделя народного единстваЦель: воспитание у детей положительных качеств характера,...

Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (лепка) во 2 младшей группе

Календарно-тематическое планирование по художественно-эстетическому развитию (лепка) во 2 младшей группе...

Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «Развитие речи» в первой младшей группе 2-3 года

Задачи1. Познакомить детей с группой, игровыми уголками, 2.закрепить знания об окружающем мире. 3.отвечать на вопросы и учить составлять короткий рассказ про игрушку;4.побуждать детей догова...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Семья. Родственные отношения" в первой младшей группе.

Календарно-тематическое планирование по теме: "Семья. Родственные отношения" в первой младшей группе.Выполнила: Игнатьева Наталья Александровна, воспитатель МАДОУ №4. г. Кемерово....