Итоговое занятие по формированию звуковой стороны речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Лексическая тема «Цирк»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Итоговое занятие по формированию звуковой стороны речи и
обучению грамоте в подготовительной группе.
Лексическая тема «Цирк»
Тип занятия: фронтальное (фронтально-подгрупповое).
Вид занятия: формирование звуковой стороны речи и обучение грамоте.
Краткое описание. Занятие разработано для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи (3-й уровень речевого развития). В ходе занятия в увлекательной игровой форме (с применением различных активных методов обучения) проводится проверка и повторение знаний и умений, усвоенных детьми на занятиях по обучению грамоте.
Общая продолжительность занятия: 25–30 минут.
Цель: закрепление навыков работы с различными языковыми единицами (звуками, слогами, словами и предложениями).
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закреплять слуховое и фонематическое восприятие;
- закреплять умение определять первый звук в слове;
- отрабатывать навык деления слов на слоги;
- отрабатывать навык фонематического синтеза;
- закреплять умение правильно понимать и различать языковые термины: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;
- формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 3–4 слов с предлогами (с опорой на зрительную схему).
Коррекционно-развивающие:
- повторить словарь по лексической теме «Цирк»;
- закрепить умение подбирать родственные слова к заданному слову;
- отрабатывать навык ответа полными предложениями на поставленные вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
- развивать ВПФ, мелкую моторику;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать умение слушать и анализировать ответы друг друга.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности
- Коммуникативная (развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи).
- Познавательно-исследовательская (расширение кругозора детей).
Словарная работа
Активизация словаря по темам «Профессии артистов цирка» («клоуны», «фокусники», «дрессировщики», «воздушные гимнасты», «жонглеры, акробаты») и «Музыкальные инструменты» («барабан», «труба», «пианино», «гитара», «бубен», «гармонь», «синтезатор»); знакомство с новой лексикой («антракт»).
Средства обучения: мольберт, набор для звуко-буквенного анализа на каждого ребенка (фишки синего, зеленого и красного цветов), набор для составления схемы предложения, видеоролик «Ученый попугай», аудиозапись «Советский цирк».
Игровые атрибуты:
- воздушные шары – для украшения и создания в группе яркой атмосферы цирка (в конце занятия используются детьми для рефлексии);
- «билетики» – кружочки с изображениями цирковых артистов и животных;
- пластиковые шарики;
- куб «Предлоги»;
- игрушечные животные: тигры, лошади и т.д.;
- дудочки;
- кубики – «тумбы»;
- обруч для игры с тиграми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_po_formirovaniyu_zvukovoy_storony_rechi_i.docx | 279.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по формированию звуковой стороны речи и
обучению грамоте в подготовительной группе.
Лексическая тема «Цирк»
Тип занятия: фронтальное (фронтально-подгрупповое).
Вид занятия: формирование звуковой стороны речи и обучение грамоте.
Краткое описание. Занятие разработано для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи (3-й уровень речевого развития). В ходе занятия в увлекательной игровой форме (с применением различных активных методов обучения) проводится проверка и повторение знаний и умений, усвоенных детьми на занятиях по обучению грамоте.
Общая продолжительность занятия: 25–30 минут.
Цель: закрепление навыков работы с различными языковыми единицами (звуками, слогами, словами и предложениями).
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закреплять слуховое и фонематическое восприятие;
- закреплять умение определять первый звук в слове;
- отрабатывать навык деления слов на слоги;
- отрабатывать навык фонематического синтеза;
- закреплять умение правильно понимать и различать языковые термины: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква»;
- формировать умение делить предложения на слова, составлять предложения из 3–4 слов с предлогами (с опорой на зрительную схему).
Коррекционно-развивающие:
- повторить словарь по лексической теме «Цирк»;
- закрепить умение подбирать родственные слова к заданному слову;
- отрабатывать навык ответа полными предложениями на поставленные вопросы.
Коррекционно-воспитательные:
- развивать ВПФ, мелкую моторику;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитывать умение слушать и анализировать ответы друг друга.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности
- Коммуникативная (развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи).
- Познавательно-исследовательская (расширение кругозора детей).
Словарная работа
Активизация словаря по темам «Профессии артистов цирка» («клоуны», «фокусники», «дрессировщики», «воздушные гимнасты», «жонглеры, акробаты») и «Музыкальные инструменты» («барабан», «труба», «пианино», «гитара», «бубен», «гармонь», «синтезатор»); знакомство с новой лексикой («антракт»).
Средства обучения: мольберт, набор для звуко-буквенного анализа на каждого ребенка (фишки синего, зеленого и красного цветов), набор для составления схемы предложения, видеоролик «Ученый попугай», аудиозапись «Советский цирк».
Игровые атрибуты:
- воздушные шары – для украшения и создания в группе яркой атмосферы цирка (в конце занятия используются детьми для рефлексии);
- «билетики» – кружочки с изображениями цирковых артистов и животных;
- пластиковые шарики;
- куб «Предлоги»;
- игрушечные животные: тигры, лошади и т.д.;
- дудочки;
- кубики – «тумбы»;
- обруч для игры с тиграми.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, уважаемые гости.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и нашим гостям, возьмитесь за руки.
Слева друг и справа друг,
Очень дружный, общий круг.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
Согревают нас улыбки
И сбываются мечты.
Ребята, у вас есть мечта? О чем вы мечтаете?
Несколько детей дают ответы.
Логопед. А может кто-то из вас мечтает побывать в цирке? В замечательном месте, где случается много разных чудес?
Дети соглашаются с педагогом.
Логопед. Попробуем исполнить эту мечту. Я приглашаю вас и наших гостей на цирковое представление.
Основная часть
Игра «Определи первый звук в слове»
Логопед. Но без билетов в цирк не попасть. Я кассир, предлагаю вам приобрести у меня билетики. Чтобы получить билет, нужно выполнить задание: назовите звук, на который начинается слово, изображенное на картинке.
Стулья расставлены полукругом. На спинки стульев приклеены те же картинки с изображениями животных, что и на «билетиках».
Дети берут у логопеда картинки с изображениями цирковых животных (тигр, лев, мышь, слон, медведь, собака, заяц, лошадь, черепаха и т.д.), называют первый звук в слове и занимают стульчик с соответствующей картинкой.
Звучит музыка «Советский цирк».
Логопед. Занимайте свои места, наше представление начинается!
Пальчиковая гимнастика «Цирк»
Логопед. Как вы думаете, каких артистов мы можем увидеть в цирке?
Дети. В цирке мы можем увидеть клоунов, фокусников, дрессировщиков, воздушных гимнастов, жонглеров, акробатов и т.д.
Логопед. Давайте потренируем наши пальчики и перечислим артистов цирка.
В цирке весело всегда,
Мы идем сейчас туда.
«Идут» пальчиками по столу.
Мы увидим там гимнастов,
При перечислении цирковых профессий загибают по очереди пальцы.
Дрессировщиков прекрасных,
Много клоунов веселых,
Акробатов и жонглёров.
Развитие фонематического слуха, определение наличия звука в слове
Логопед. В цирке выступают не только люди, но и животные. Как называют артистов, которые выступают с животными?
Дети. С животными выступают дрессировщики.
Логопед. Вспомните, какие животные в цирке умеют громко рычать?
Дети. Тигры.
Логопед показывает детям игрушечных тигров.
Логопед. Посмотрите: перед нами грозные тигры.
В цирке идет дрессировка,
Тигры прыгают ловко.
Через какой предмет они умеют прыгать?
Дети. Тигры прыгают через обруч.
Логопед. Хотите стать дрессировщиками тигров?
Дети. Да!
Логопед. Тигр перепрыгнет через обруч, только когда услышит ваш хлопок. Хлопните в ладоши, когда услышите в словах звук [р].
Логопед держит обруч и произносит слова: «барабан», «труба», «пианино», «гитара», «бубен», «гармонь», «синтезатор».
Двое детей перебрасывают игрушечного тигра через обруч под хлопки остальных детей-зрителей.
Логопед. Вы заметили, что все слова, под которые прыгали тигры, можно назвать одним словом? Каким?
Дети. Инструменты.
Логопед. Правильно. На этих музыкальных инструментах играет цирковой оркестр.
Подбор родственных слов
Логопед. Чтобы хорошо играть на одном из этих музыкальных инструментов, нужно уметь сильно дуть. Ребята, как вы думаете, как называется этот инструмент?
Дети. Труба.
Логопед. А как называют человека, играющего на трубе?
Дети. Трубач.
Логопед. Что делает трубач?
Дети. Трубит.
Логопед. Какими являются по отношению друг к другу слова «труба», «трубач», «трубит»?
Дети. Эти слова являются родственными.
Логопед. Перечислите слова-родственники к слову «труба».
Дети выполняют задание.
Дыхательная гимнастика
Логопед. Чтобы хорошо играть на трубе, трубачу надо часто тренироваться. У него должно быть сильное дыхание. Давайте и мы с вами потренируемся. Для этого трубач приготовил волшебные султанчики. Достаньте султанчики и подуйте на них. Сделайте вдох носом и выдох ртом.
Дети выполняют задание.
Логопед. Давайте проверим, насколько хорошо мы потренировались. Кто хочет попробовать стать настоящим трубачом? Протрубить надо по подсказке цирковых зайчиков-барабанщиков. Сколько зайчиков изображено на картинке, столько звуков должна издать труба.
Дети выполняют задание.
Звуковой анализ
Логопед. Трубач доволен выступлением наших замечательных трубачей. А на арену заступает новый артист – жонглёр.
Шары его ловко летают,
Из букв слова составляют.
Жонглёр хотел удивить трубача и выложить из шаров звуковую схему слова «труба». Но случилось непредвиденное: все его шары рассыпались. Поможем жонглёру собрать шары и выложить звуковую схему слова «труба»?
Логопед предлагает детям сесть за столы. С помощью цветных фишек дети выкладывают звуковую схему слова «труба».
Один ребёнок выкладывает звуковую схему из крупных пластиковых шаров, которые якобы рассыпал жонглёр. Затем ребёнок вслух характеризует звуки разобранного слова. Остальные проверяют его работу и составляют свои схемы.
Игра «Собери слово из букв»
Логопед. Жонглёру снова не повезло, он опять рассыпал шарики, из которых хотел собрать название своего любимого артиста. Думаю, мы сможем ему помочь. Для этого нужно собрать шары, располагая находящиеся на них буквы в правильном порядке. Затем прочитайте получившееся слово.
На шарики приклеены буквы, дети располагают их в нужном порядке и читают получившееся слово: «клоун».
Логопед. Молодцы! Конечно же, это клоун – самый веселый артист цирка.
Физминутка-антракт
Логопед. Во время циркового представления всегда бывает перерыв, чтобы артисты могли отдохнуть. В цирке такой перерыв называется антракт. Давайте и мы с вами немножко отдохнем и изобразим самого веселого артиста цирка!
На арену клоун вышел.
Кто из вас о нём не слышал?
Поклонился, улыбнулся,
Потянулся, повернулся,
Он присел, потом привстал,
Головою покачал.
Мы захлопали в ладоши,
Значит, клоун был хороший!
Дети выполняют движения клоуна.
Слоговой анализ
Логопед. Представление продолжается. На арену снова выходит дрессировщик со своими дрессированными животными. Но каждое животное может сесть только на свою тумбу. Номер тумбы совпадает с количеством слогов в его названии. Помогите каждому животному определить его тумбу.
Перед детьми стоят тумбы – большие яркие кубы. Рядом с тумбами располагаются игрушки: заяц, слон, тигр, зебра, медведь и т.д. Дети определяют количество слогов в названиях животных и сажают игрушки на соответствующие пронумерованные тумбы.
Логопед. Молодцы! Вы настоящие дрессировщики, сумели правильно рассадить по тумбам всех зверей.
Составление предложений с использованием предлогов
Логопед. Ребята, вы настоящие фокусники и дрессировщики: вас слушаются звери, вы творите чудеса! Я тоже хочу побывать в роли фокусника. Вы не против?
Логопед показывает фокус, в ходе которого достает куб со схемами предлогов.
Логопед. Смелее берите волшебный куб, подбрасывайте его и придумывайте предложение про любого дрессированного зверя на тумбе.
Дети бросают куб и составляют предложения с выпавшим предлогом. Например: «Заяц перепрыгнул через тумбу». «Заяц спрыгнул с тумбы». и т.п.
К двум последним составленным детьми предложениям логопед предлагает составить схемы.
Один ребенок составляет схемы на панно, остальные – за столами.
Игра «Собери слова из звуков»
Логопед. Посмотрите, кто к нам прилетел? Да это же дрессированный попугай. Он очень умный: он назовет вам звуки, а вы соберите из них слово.
Логопед включает видеоролик: попугай на экране произносит звуки [с], [у], [п’], [э], [р], [д], [э], [т’], [и].
Логопед. Какие слова у вас получились?
Дети. Супердети.
Логопед. Так это вас попугай назвал супердетьми! Значит, ему очень понравилась ваша работа на занятии!
Подведение итогов
Логопед. Вам понравилось наше цирковое представление? Скажите, выступление какого артиста вам особенно запомнилось?
Ответы детей.
Логопед. Посмотрите, стена нашего зала украшена разноцветными шарами: красными, синими и зелёными. Если на нашем занятии-представлении вам было легко справляться с заданиями, возьмите шарики зелёного цвета. Если вам было сложно, снимите шарики красного цвета. Если же было иногда легко, а иногда сложно, выберите шарики синего цвета.
Дети подходят к стене и снимают прикрепленные ниточками шарики. Некоторые дети (по желанию) поясняют свой выбор.
Логопед. На прощание ваши любимые артисты просили подарить вам вкусные конфеты.
Логопед показывает фокус, используя коробку с двойным дном, раздает детям конфеты и благодарит их за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....
Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Звуки "П - ПЬ"
Дифференциация звуков "П - ПЬ"...
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА: Звук и буква «Ч». Цель: формирование правильного произношения звука [ч]...
Занятие по формированию звуковой стороны речи с детьми с ОНР в старшей группе на тему: «Звуки С и З»
конспект...
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи( средняя группа). Звук "У"
Вашему вниманию представлен конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в средней группе. Особенность этого занятия в том, что в него в...
Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей группе на тему: "Речевые и неречевые звуки"
Конспект по формированию звуковой стороны речи в старшей логогруппе...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»
Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...