Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
ТЕМА: Звук и буква «Ч». Цель: формирование правильного произношения звука [ч]
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.
ТЕМА: Звук и буква «Ч».
Цель: формирование правильного произношения звука [ч]
Задачи:
- Уточнить артикуляцию звука [Ч], дать характеристику звука.
- Учить выделять звук [Ч] из ряда других согласных звуков, словах, выделять звук [Ч] в начале, середине, конце слова.
- Познакомить с буквой «Ч».
- Учить анализировать и синтезировать слово ЧАСЫ.
- Развивать слуховое восприятие, внимание.
- Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Оборудование: флажки на каждого ребёнка, буква Ч, тарелочки с семенами тыквы, цветные карандаши, мяч, предметные картинки со звуком [Ч], карточки с заданием.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука,
потом сядут те, у кого имя начинается с согласного звука.
Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:
Погулять язык собрался (открываем рот)
Он умылся (облизать верхнюю губу),
Причесался («расчесать» язык верхними зубами)
На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),
Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),
Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),
Наверх залез (потянуть язык к носу),
Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!
- Повторение пройденного материала.
-Скажите, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.
Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.
Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).
- Изучение нового материала.
Артикуляция и характеристика звука Ч.
Попробуйте изобразить :
- как человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- какой звук мы слышим?
- что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)
- зубы не смыкаются.
- где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)
-А теперь ловите клубочки. (кидает воображаемые клубочки, дети их ловят). Попробуйте размотать клубочек. Что происходит с ниточкой? (ниточка разрывается). Значит, звук [Ч]- согласный.
-Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)
- Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)
-Каким символом мы выделяем мягкий согласный звук?(кружком зелёного цвета)
4. Развитие фонематического слуха.
Игра: «Поймай звук » Сейчас вы должны притвориться спящими: положить голову на руки, закрыть глаза (чтобы «не вспугнуть звук [Ч]») . А проснуться- сесть прямо, когда услышите звук [Ч] (игра позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом).
Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З
Игра « Слушай и выполняй». Теперь я буду вам говорить слова, если услышите в них звук [Ч] – поднимайте флажок. (Мяч, чашка, дорога, обруч, калач, ручка, карандаш, сумка, ученик.
-Повторите слова, где звук [Ч] в начале слова,
-в середине,
- в конце.
5. Игра на внимание «Четвертый лишний» Приложение 1.
На доске картинки, на которых изображены:
- мяч, карандаш, чашка, учитель (объясните, почему)
- обруч, часы, машина, почтальон (объясните, почему)
усложнение: найди лишнюю картинку в следующем ряду:
3) бочка, ручка, чайник, очки (позиция звука [Ч ] в слове)
6. Физкульминутка «Рыбка и червячок»
Рыбка в озере жила, рыбка к берегу плыла, (И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны в стороны.)
Хвостиком виляла, корм себе искала. (Прыжки: ноги в стороны, вместе и т. д.)
Возле берега червяк извивается - вот так, (Руки на поясе, круговые движения бедрами влево, вправо).
Рыбка подплывает, червяка хватает. (Имитируют хватательные движения)
Дернул леску рыбачок, да сорвался червячок, (И. п. – о. с. Хлопки перед грудью и за спиной).
Рыбка не попалась, с червяком умчалась. (Ладони вместе, руки вперед имитация движений рыбки)
7. Знакомство с буквой Ч.
-Вспомните главное правило звуков и букв.( Звуки мы слышим и произносим, а букву видим, пишем и читаем).
- Это буква Ч. (на доске картинка с буквой «Ч») На что она похожа?
а) рассматривание элементов;
Да, вы правильно решили:
Ч похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
б) выкладывание буквы «Ч» из семян тыквы.
8. Уменьшительно-ласкательные формы существительных.
-Я хочу вам сказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук [Ч ] и получилась маленькая - речка.
Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое (слова: яблоко, чашка, рука, стул, коробка, цветок, молоко).
- Звуко- буквенный анализ слова. Приложение 2.
-На столе у вас карточка. Что изображено на ней? (часы) Под карточкой нужно составить схему этого слова. Возьмите цветные карандаши.
-Какой в этом слове первый звук? (звук [Ч]) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).
-Каким цветом раскрашиваем? (зелёным)
-Следующий звук в слове какой? (звук [А]). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть)
-Каким цветом обозначаем? (красным)
-Следующий звук какой? (звук [С]) . Какой это звук? (дети самостоятельно дают характеристику данного звука) Каким цветом обозначаем? (Синим)
Последний звук в этом слове дети определяют самостоятельно.
(Логопед следит за тем, кто делает работу самостоятельно, кто затрудняется. С теми, кто не справился, занимается на индивидуальном занятии).
10. Итог
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Что для вас было сложным?
Придумайте слово, в котором звук [Ч] стоит в конце.
Приложение 1.
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....
Конспект комбинированного занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «Урок для Буратино»
Программное содержание.1. Учить детей правильно употреблять несклоняемые слова. Расширять словарь детей.2. Упражнять детей в словоизменении....
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР на тему "Лиза и Мурзик. Дифференциация звуков [З] - [Зь]. "
Конспект занятия по обучению грамоте у детей подготовительной к школе логопедической группы....
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»
Конспект занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамотев подготовительной группе. Тема: «Звуки [З] - [С] и [З’]-[С’]»ЦЕЛЬ: Формирование представлени...
Конспект занятия развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе
Цель:- подготовка детей к обучению в школе.Задачи:-совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа, делении слов на слоги, нахождении ударного слога;- совершенствовать умение детей...
Конспект фронтального занятия по формированию произносительной стороны речи и подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения у детей 6-7 лет с ОНР
Тема занятия: "Дифференциация звуков [З] - [Зь]"...
Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе: «Путешествие по городу красивой речи»
Обобщить знания детей по разделу « Предложение, слово, слог, звук (гласный; согласный: звонкий, глухой, твёрдый, мягкий), гласные буквы».Развивать фонематический сл...