Индивидуальный образовательный маршрут на ребенка
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Котова Дарья Андреевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_na_rebenka.docx44.86 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Красноярский край

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»

662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17.

тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru

 

Согласовано с педагогическим  

советом МДОБУ  

«Детский сад№1»

Протокол № 5

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут

 

Тимофей 5 лет 6 месяцев

 

 

Согласовано:                                                        ______________ (ФИО родителя)

 

 

Срок реализации: 2023-2024 учебный год.

 Индивидуальный образовательный маршрут разработан на основе адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.

По заключению ПМПК ребенку  рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.  

АОП для ребенка составлена с опорой на 1 год обучения адаптированной основной образовательной программы дошкольного учреждения.

Результаты диагностики

Сильные стороны в развитии ребенка

Слабые стороны в развитии ребенка

Социально-коммуникативное развитие: 

Избирательно идет на контакт с некоторыми детьми и взрослыми

Не достаточно сформировано доброжелательное отношение к детям и взрослым

По желанию может поздороваться или попрощаться с детьми и со взрослыми,  назвать работников дошкольного учреждения по имени и отчеству

Часто является причиной конфликта между детьми

Развита эмоциональная отзывчивости, сопереживание

Нет самостоятельности и само регуляции собственных действий

Развита совместное с         детьми         игровая деятельность

Вмешивается  в разговор взрослых, не может вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;

Развиты культурно гигиенические навыки:  умеет снимать и вешать на место свое полотенце;  развешивать вещи на стульчик, пользуется столовыми приборами, салфеткой

Не формирована готовности к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми  

Умеет  правильно сидеть на стуле в процессе всего приема пищи и на занятиях

Нет желания заниматься общественно – полезным трудом

Проявляет инициативу в игровой деятельности

Нет желания поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком и взрослыми людьми

Принимает помощь взрослого и детей

Не развиты волевых качества: умения ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру

 

Низкая самостоятельности ребенка

 

Не развито эмоциональное и ситуативноделовое общение с педагогическим работником

 

Не достаточно развито         общение и сотрудничество ребенка с другими детьми;

 

Не развита совместное с педагогическим работником и детьми предметно-практическая деятельность  

 

учить  наводить порядок в кабине;  учить застегивать застежку-молнию с частичной

помощью; учить развешивать вещи на стульчик;

 

Не умеет   наводить порядок в кабинке; заправлять свою кровать, застегивать застежку-молнию с частичной помощью, ножницами

 

Не умеет самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.);

 

Не проявляет инициативу в продуктивных видах деятельности

 

Физическое развитие 

Хорошо развит интерес к спортивным играм и упражнениям

Не достаточно хорошо развита: техника выполнения основных движений, легкость, точность, выразительность выполнения упражнений

 

Не развиты психофизические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость

 

Не достаточно развито статическое и динамическое равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве

 

Не сформировано начальные  представления о здоровом образе жизни; не понимает ценности здорового образа жизни, закаливания, физических упражнений

 

Не развита ручная моторика, присутствует мышечный тонус пальцев и кистей рук

 

Присутствуют недостатки и развитии психомоторных функций: пространственной организации движений; моторной памяти;

Познавательное развитие:  

 

Не достаточно сформирована целостная картина мира, кругозор

Сформировано  первичное представления о себе

Не достаточно сформировано представление о других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях;

Знает все цвета и некоторые оттенки

Низкая познавательная активность, интерес в познавательных действиях ребенка в различных видах деятельности;

Группирует предметы по цвету

Не достаточно сформированы элементарные математические представления: путает геометрические фигуры  

 

Не знает временные и пространственные представления

 

Не ориентируется на листе бумаги

 

Не достаточно сформированы  элементарные содержательные представления: о свойствах и

отношениях объектов окружающего мира (форме, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях); способах их обследования

 

Не группирует предметы по форме и величине

 

Не достаточно развита способность выполнять операции мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения)

 

 

Не может контролировать себя и не  умеет действовать по правилам (релаксационные упражнения, ролевые игры, элементы арттерапии, сказкотерапии, песочной терапии);

Речевое развитие: 

Понимает обращенную к нему речь

Низкий уровень развития фонематических процессов,  лексико-грамматического строя в специально организованных играх-занятиях.

Достаточно активно использует речь в игровой деятельности

Низкий уровень развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

Использует речевые и неречевые средства коммуникации  

Не умеет поддерживать речевое общение и речевую культуру на занятии и игровой деятельности

Использует экспрессивную речь в повседневном общении с окружающими

Недостаточно развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический  слух

 

Плохо развит артикуляционный аппарат  

 

Плохо развита ручная и мелкая моторика, графомоторные навыки

Художественно-эстетическое развитие:  

Занимается конструктивной деятельностью  

Нет интереса к самостоятельной творческой деятельности

Развит интерес к конструктивной деятельности, знаком с различными видами конструкторов и их деталями

Нет потребности  в самовыражении

Есть интерес к игре на детских музыкальных инструментах

Не знает и не владеет разными техниками изобразительной деятельности;

Способна воспринимать музыку  

Не достаточно развита         продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация  

 

Не проявляет инициативу и самостоятельность  в различных видах изобразительной деятельности

 

Не проявляет интереса к пению и развитию певческих умений

 

Музыкально-ритмические способности не достаточно развиты

 

 Задачи и педагогические условия реализации индивидуального образовательного маршрута 

 

В начале года

В середине года

В конце года

Социально-коммуникативное  развитие

Коррекция эмоционально-волевой, произвольной регуляции поведения

 

 

 

Устанавливать эмоциональный контакт, пробуждать чувство доверия и желание сотрудничать с педагогическим работником;

 

 

 

Поддержка инициативу ребенка к совместной  продуктивной  деятельности  рядом, вместе;

 

 

 

Выполнение с ребятами совместные действия (рисование мелом, рисование карандашом, раскатывание теста и т.д.);

 

 

 

Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных  правилах поведения  

 

 

 

Формировать готовность к совместным действиям со взрослым

 

 

 

Приобщение к труду, задания на выполнение поручений.

 

 

 

Формировать навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место

 

 

 

Обсуждение с Аней конфликтных и проблемных  ситуаций

 

 

 

Обращать внимание на заинтересованность ребенка в признании его усилий, стремления к сотрудничеству с педагогическим работником, направленности на получение результата.

 

 

 

Учить обучающихся взаимодействовать на положительной эмоциональной основе, не причиняя друг другу вреда, обмениваться игрушками;

 

 

 

Учить находиться рядом с детьми, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта; соблюдать правила поведения

 

 

 

 Учит использовать психокоррекционные игры и приемы для снятия эмоционального напряжения, негативных поведенческих реакций;

 

 

 

Развивать умение разрешать конфликтные ситуации, используя диалог, монолог (умение идти на компромисс для бесконфликтного решения возникшей проблемы, быть терпеливыми, терпимыми и милосердными);

 

 

 

        Формировать адекватную самооценку         в совокупности

 

 

 

эмоционального и когнитивного компонентов: принятие себя "я хороший" и умения критично анализировать и оценивать продукты своей деятельности, собственное поведение;

Развивать трудовые навыки с опорой на карточки-схемы, отражающие последовательность действий; привлекать внимание к поддержанию опрятного внешнего вида; содержать в порядке собственную одежду

 

 

 

Учить брать и ставить предметы на место,  наводить порядок после игровой деятельности 

 

 

 

Речевое развитие

учить пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);

 

 

 

стимулировать  речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся;

 

 

 

создавать условия для понимания вопросов, сообщений, побуждений, связанных с различными видами деятельности;

 

 

 

организовывать и поддерживать речевое общение на занятиях и вне занятий, побуждение к внимательному выслушиванию других обучающихся, фиксирование внимания ребенка на содержании высказываний обучающихся;

 

 

 

побуждать к обращению к педагогическому работнику, другим детям с сообщениями, вопросами, побуждениями (то есть к использованию различных типов коммуникативных высказываний);

 

 

 

создавать ситуации общения для обеспечения мотивации к речи;  

 

 

 

закреплять и автоматизировать правильное произнесение всех звуков в слогах, словах, фразах, спонтанной речи по заданиям учителялогопеда;

 

 

 

следить за голосовым режимом, не допускать голосовых перегрузок;

 

 

 

поддерживать и развивать интерес к звукам окружающего мира; побуждать к узнаванию различных шумов (шуршит бумага, звенит колокольчик, стучит молоток);

 

 

 

развивать способность составлять цельное и связное высказывание на основе: пересказа небольших по объему текстов, составления рассказов с опорой на серию картин, отдельные сюжетные картинки,

 

 

 

описательных рассказов и рассказов из личного опыта;

формировать умения участвовать в диалоге, побуждать к речевой активности, к постановке вопросов, развивать единство содержания (вопрос - ответ);

 

 

 

совершенствовать навыки штриховки, закрашивание контуров предметов, орнаментов и сюжетных картинок: учить срисовывать, дорисовывать, копировать и закрашивать контуры простых предметов;

 

 

 

        формировать базовые графические умения и         навыки         на нелинованном листе: точки, штрихи, обводка, копирование;

 

 

 

Познавательное развитие  

 

 

 

группировка предметов по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы); 

 

 

 

формирование понятий: вверху - внизу, впереди - сзади, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска);  

 

 

 

формировать понятия: утро - вечер, день - ночь, связывает части суток с режимными моментами;

 

 

 

        развитие всех видов         восприятия:         зрительного,         тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного;

 

 

 

совместная предметная деятельность: познание и называние свойства и качества предметов (характер поверхности, материал, из которого сделан предмет, способы его использования и другие);

 

 

 

совместные с педагогом обследовательские действия (метод практического промеривания и зрительного соотнесения) и практические действия: погладить, сжать, смять, намочить, разрезать, насыпать;

 

 

 

формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове: переводить ребенка с уровня выполнения инструкции "Дай такой же" к уровню "Покажи синий, красный, треугольник, квадрат" и далее - к самостоятельному выделению и словесному обозначению признаков цвета, формы, величины, фактуры материалов;

 

 

 

развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, классификации на основе выделения наглядно воспринимаемых признаков.

 

 

 

совершенствовать счетные действия  с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

 

 

 

знакомить с количеством в пределах пяти;  

 

 

 

развивать цифровой гнозис: учить узнавать знакомые цифры 0, 1-9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений, соотносить их с количеством объектов;

 

 

 

учить возможным способам изображения цифр: рисованию на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированию из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепке из глины, теста, пластилина;

 

 

 

формировать умение называть числовой ряд, выкладывая цифры в аналогичной последовательности, подбирать соответствующую цифру к количеству объектов, выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом;  

 

 

 

учить собирать целостное изображение предмета из частей, складывать разрезные картинки, постепенно увеличивая количество частей и конфигурацию разреза;

 

 

 

развивать ориентировку в пространстве "от себя" (вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева);

 

 

 

развивать ориентировку в линейном ряду, выполняя задания: назови соседей, какая игрушка справа от мишки, а какая слева, пересчитай игрушки в прямом и в обратном порядках;

 

 

 

формировать ориентировку на листе и на плоскости; 

 

 

 

уделять внимание как запоминанию названий дней недели, месяцев, так и пониманию последовательности и цикличности времен года, месяцев, дней недели, времени суток на основе наглядных моделей;  

 

 

 

углублять и расширять представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях;

 

 

 

формировать операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков;

 

 

 

развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам (чьи лапы, хвосты, уши; дом - по элементам);

 

 

 

развивать способность к замещению и наглядному моделированию в играх на замещение, кодирование, моделирование пространственных ситуаций (игры с кукольной комнатой);

 

 

 

формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на

 

 

 

основе существенных признаков, осуществлять классификацию;

развивать слуховое и зрительное сосредоточение на ранних этапах работы;

 

 

 

развивать устойчивость, концентрацию и объем внимания в разных видах деятельности и посредством специально подобранных упражнений

 

 

 

развивать способность к переключению и к распределению внимания;

 

 

 

развивать произвольную регуляцию и самоконтроль при выполнении бытовых, игровых, трудовых действий и в специальных упражнениях

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие  

 

 

 

организовывать совместные действия с ребенком, направляя на ассоциирование каракулей с обликом знакомых предметов, поощрять их "узнавание" и называние с целью "опредмечивания",

 

 

 

рисовать для ребенка по его просьбе или специально с целью вызвать у него интерес к изображению и к себе как объекту для изображения;

 

 

 

отражать в создаваемых изображениях жизнь самого ребенка, его бытовой, предметно-игровой, положительный эмоциональный опыт; рисование сопровождать эмоциональными высказываниями;

 

 

 

знакомить с изобразительными средствами и формировать изобразительные навыки в совместной деятельности с педагогическим работником;

 

 

 

учить  анализировать строение предметов, выделять форму, цвет целого объекта и его частей, отражать их с помощью различных изобразительных средств;

 

 

 

побуждать экспериментировать с цветом, эстетически воспринимать различные сочетания цветов;

 

 

 

развивать интерес к пластическим материалам (тесту, глине), в процессе лепки, которые можно разминать,  разрывать, соединять, расплющивать, а затем придавать этим кускам предметный вид, что закрепляется в слове и дальнейшем обыгрывании;

 

 

 

знакомить с алгоритмами деятельности при изготовлении поделок с помощью аппликации;

 

 

 

совершенствовать ориентировку в пространстве листа при аппликации по образцу или словесной инструкции;

 

 

 

побуждать к самостоятельности и творческой инициативе; положительно оценивать первые попытки участия в творческой деятельности;

 

 

 

вызывать интерес к лепным поделкам, расширяя их представления о скульптуре малых, поддерживать стремление обучающихся лепить самостоятельно.

 

 

 

организовывать игры по развитию слухового восприятия, на основе знакомства со звучащими игрушками и предметами (барабан, бубен, дудочка), учить различать скрытые от ребенка игрушки по их звучанию, определять по звукоподражаниям, как подают голос животные;

 

 

 

создавать условия для развития внимания при прослушивании музыки, умения реагировать на начало и окончание музыки;

 

 

 

использовать в организации различных занятий с ребенком музыкальную деятельность как средство для активизации и повышения эмоционального фона восприятия окружающего;

 

 

 

развивать певческие способности (чистота исполнения, интонирование, дыхание, дикция, слаженность); учить пропевать по возможности все слова песни, соблюдая ее темп, ритм, мелодию;

 

 

 

формировать разнообразные танцевальные умения, динамическую организацию движений в ходе выполнения коллективных (групповых и парных) и индивидуальных танцев;

 

 

 

стимулировать желание эмоционально откликаться на понравившееся музыкальное произведение, передавать свое отношение к нему вербальными и невербальными средствами; отражать музыкальные образы изобразительными средствами.

 

 

 

Физическое развитие 

систематически проводить игровые закаливающие процедуры с использованием полифункционального оборудования (сенсорные тропы, сухие бассейны), направленные на улучшение венозного оттока и работы сердца, улучшение тактильной чувствительности тела, подвижности суставов, связок и сухожилий, преодоление нервно-психической возбудимости, расслабление гипертонуса мышц;

 

 

 

осуществлять контроль и регуляцию двигательной активности; создавать условия для нормализации  двигательной активности: привлекать к более спокойным видам деятельности,  деликатно ограничивать повышенную подвижность;

 

 

 

объяснять значение, формировать навыки и развивать потребность в

 

 

 

выполнении утренней гимнастики, закаливающих процедур (при участии педагогического работника);

развивать правильное физиологическое дыхание: навыки глубокого, ритмического дыхания с углубленным, но спокойным выдохом; правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах;

 

 

 

побуждать рассказывать о своем здоровье, о возникающих ситуациях нездоровья;

 

 

 

создавать условия для овладения и совершенствования техники основных движений: ходьбы, бега, ползания и лазанья, прыжков, бросания и ловли, включать их в режимные моменты и свободную деятельность;  

 

 

 

совершенствование качественной стороны движений - ловкости, гибкости, силы, выносливости;

 

 

 

формирование координации движений и слова, сопровождать выполнение упражнений доступным речевым материалом;  

 

 

 

дифференцированно применять игры и         упражнения для нормализации мышечного тонуса ручной моторики;  

 

 

 

развивать технику тонких движений в "пальчиковой гимнастике"; побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением;

 

 

 

учить выкладывать мелкие предметы по заданным ориентирам: точкам, пунктирным линиям;

 

 

 

формировать базовые графические умения: проводить простые линии - дорожки в заданном направлении, точки, дуги, соединять элементы на нелинованном листе, а затем в тетрадях в крупную клетку с опорой на точки;

 

 

 

учить заштриховывать штриховать контуры простых предметов в различных направлениях

 

 

 

развивать умения раскрашивать по контуру сюжетные рисунки цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета;

 

 

 

вырабатывать самоконтроль за положением органов артикуляции;

 

 

 

способствовать развитию произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

 

 

 

 

Критерии оценивания: +   выполняет, #  с помощью педагога, -   не выполняет

Индивидуальный учебный план (на неделю) 

Вид деятельности

Количество занятий в неделю

Примечание

Фронтальные занятия (учитель-дефектолог, воспитатель)

5

Ежедневно

Индивидуальные занятия учителя-дефектолога

3

Вт., ср., чт.

Индивидуальные занятия воспитателя

2

Пн., пт.

Индивидуальные занятия педагога-психолога

1

Пт.

Индивидуальные занятия учителя-логопеда

2

Пн., ср.

Индивидуальные занятия музыкального руководителя

1

Пт.

На основании коллегиального заключения ПМПК:

Учитель – дефектолог и педагог-психолог организует работу по формированию познавательного интереса, коррекции мыслительной деятельности  в соответствии с планом индивидуальной работы;

учитель-логопед организует работу по формированию  предпосылок к возникновению речи, коммуникативных навыков в соответствии с планом индивидуальной работы.

Индивидуальный образовательный маршрут составили:

Учитель-дефектолог __________________ Е. В. Григорьева  

Педагог – психолог __________________ Д. А. Котова

Учитель – логопед __________________ Е. В. Григорьева

Воспитатель _________________________ С. В. Коноплева  

Музыкальный руководитель ___________ Е. Я. Черемных  

Инструктор по ФК___________________Т. В. Серебрякова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрутный лист. (Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)

Индивидуальный образовательный маршрутный лист.(Индивидуальное планирование работы по образовательной области «Музыка»)...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...