Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
В статье представлен коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени»
Содержание данного модуля актуально для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности ДОУ .
Целью деятельности в рамках данного модуля является – формирование временных представлений, как важной базовой составляющей в структуре познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ, посредством использования наглядного моделирования.
Коррекционный модуль отражает содержание коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и содержит учебно-тематический план. Модуль составлен на основе базовой программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта («Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и современных методических разработок в области общей и специальной педагогики и психологии.
При составлении модуля предложен авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема/детализации содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционный модуль к АООП | 52.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционный модуль АООП для детей с интеллектуальными ограничениями
Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями (умственной отсталостью легкой степени):
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени»
Составитель: учитель-дефектолог С.Н. Макеева, МБДОУ «Детский сад №14»,
г. Городец, Нижегородская область.
В содержании базовой программы для ДОУ компенсирующего вида Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» работа по формированию временных представлений и ориентировке во времени реализуется в образовательной области «Познавательное развитие», включена в раздел «Ознакомление с окружающим». Авторы считают необходимым развивать у детей с ОВЗ осознание значимости структурирования, темпа собственной деятельности, овладение первоначальными навыками контроля.
Поскольку программный материал Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой не сопровож- дается методическим комплектом, разработка данного модуля актуальна для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №14».
Цель раздела – формирование временных представлений, как важной базовой составляющей в структуре познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ, посредством использования наглядного моделирования.
Коррекционно-развивающие задачи:
- формирование предпосылок становления познавательной активности для восприятия, понимания и использования наглядных моделей у воспитанников групп компенсирующей направленности;
- создание предпосылок для усвоения детьми временных категорий сутки, неделя, год с помощью системного использования наглядного моделирования;
- овладение способами опосредованного воспроизведения автоматизированных временных рядов и причинно-следственных связей;
- развитие когнитивных процессов: аналитико-синтетической деятельности мозга, произвольного внимания, продуктивного запоминания; - создание основы для развития речемыслительной деятельности: формирование лексических категорий времени, его качеств и свойств; временных и причинно-следственных речевых конструкций.
Воспитательные задачи:
- создание позитивной эмоциональной готовности к взаимодействию дошкольников с педагогом в НОД по овладению сложными категориями познания времени;
- повышение самостоятельности, активности, инициативности воспитанников в общении со сверстниками и педагогом; - развитие эмоциональной регуляции поведения детей.
Профилактические задачи:
- профилактика нарушений в формировании регуляции и планирования деятельности во времени; - профилактика школьной дезадаптации в части формирования интеллектуальной готовности к обучению.
Коррекционный модуль отражает содержание коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и содержит учебно-тематический план. Модуль составлен на основе базовой программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта («Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и современных методических разработок в области общей и специальной педагогики и психологии.
Данный модуль определяет вариативную составляющую содержания образования в части формирования временных представлений для групп компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14». При составлении модуля предложен авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема/детализации содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации воспитанников.
Основной методической базой модуля являются:
- Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №14»;
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.- М.: Просвещение, 2010;
- Методические разработки К. Боровской «Формирование пространственно-временных представлений».[1]
Режим занятий
Реализация содержания модуля осуществляется посредством планирования НОД внутри образовательных модулей по ФЭКП, ознакомлению с окружаюшим и развитию речи как части занятия. При планировании работы исходим из периодичности проведения один раз в месяц на первом и втором годах обучения; с последующим увеличением количества до 13 занятий в год на третьем году обучения и 16 занятий - на четвертом году. Оптимальное число участников группы 3-5 человек.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
При обследовании каждого ребенка с ОВЗ дважды в год определяется способность к ориентировке во времени.
Настоящая программа предполагает два уровня освоения содержания ребенком с ОВЗ: минимальный и достаточный.
Примерные показатели освоения программы детьми за первый год обучения Минимальный уровень: - различение контрастных частей суток: день, ночь; - понимание изменений в природе, связанных с наступлением зимы (холод, снег) и лета (тепло, солнце), с помощью педагога.
Достаточный уровень: - различение контрастных частей суток: день, ночь (при необходимости используется помощь педагога).
Примерные показатели освоения программы детьми за четвертый год обучения Минимальный уровень: - различение, определение и называние частей суток; - различение и называние с помощью педагога дней недели; - различение слов сегодня, вчера, завтра с помощью педагога; - распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках с помощью педагога, называние этих времен года. Достаточный уровень: - различение и называние частей суток; - различение и называние с помощью педагога дней недели; - распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках, называние этих времен года.
Определение результативности коррекционно-развивающей работы проводится и оценивается качественно и количественно. Качественная оценка предполагает принятие задания, способы ориентировки в условиях, характер ошибок в процессе его выполнения, отношение к результату своей деятельности. Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных. Количественная оценка проводится по системе Е.А.Стребелевой и предполагает бальную оценку познавательного развития.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей работы способствует более глубокому и детальному изучению познавательного развития каждого воспитанника с ОВЗ и помогает намечать наиболее эффективные пути психолого-педагогической помощи.
Перспективное планирование по формированию представлений о времени
у дошкольников с ОВЗ посредством использования наглядного моделирования
Первый год коррекционно-развивающего обучения Цель: знакомить детей с некоторыми изменениями в природе зимой и летом; обучать детей умениям различать контрастные части суток (день, ночь).
Период изучения | Тема | Задачи обучения | Подготовка к использ - ю наглядных моделей | Содержание работы по теме |
Октябрь | «Кап-кап, дождь идет, он гулять нам не дает» | Знакомить детей с явлением неживой природы, обогащать чувственный опыт: узнавать зрительно, на слух природное явление дождь. | Введение сюжетной картинки «Дождь» | Комментированное рисование педагогом наклонных линий «Дождь капает: кап-кап» |
Ноябрь | «День. Ночь» | Учить детей различать контрастные части суток (день, ночь). | Сюжетная картина «Ночь» | Рассматривание сюжетной картины «Ночь» |
Декабрь | «Снег-снежок» | Знакомить детей с признаками зимы, с объектом неживой природы снегом; обращать внимание на холод; обогащать чувственный опыт: узнавать снег зрительно, тактильно. | Введение сюжетной картинки «Зима. Снег идет», символа зимы – снежинки | Знакомить детей с рисованием снега приемом примакивания: «Вот, вот – снег идет». Выполнение обрывной аппликации из салфеточной бумаги «Снежинки». Развитие речевого дыхания «Сдуй снежинку». Д/упр «Снежинки большие и маленькие» |
Февраль | «День. Ночь» | Учить детей различать и называть контрастные части суток: день и ночь. | Сюжетная картина «День» | Рассматривание сюжетной картины «День», узнавание и называние по картинам контрастные части суток: день и ночь. |
Март Апрель | «День. Ночь» | Закрепляем знания о контрастных частях суток: день и ночь. | Сюжетная картина «День. Ночь» | Узнавание и называние по картинам контрастных частей суток: дня и ночи. |
Май | «Здравствуй, солнышко» | Учить наблюдать за явлениями природы – солнце светит, тепло. Знакомить детей с признаками лета. | Введение сюжетной картинки «Лето», использование символа лета – солнца | Учить детей проводить прямые прерывистые линии от окружности «Лучи солнца» |
Второй год коррекционно-развивающего обучения
Цель: формировать временные представления (лето, осень, зима), учить последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию, продолжать знакомить детей с частями суток (день, ночь).
Период изучения | Тема | Задачи обучения | Использование наглядных моделей | Методы и приемы |
Сентябрь | «Лето» | Закрепить представление о лете. | Узнавание по сюжетной картинке время года лето, ориентируясь на наличие символа лета – солнце | Рисование пальчиками «Лучи солнца» |
Октябрь | «Осень» | Формировать представление об изменчивости погоды, знакомить детей с признаками осени
| Введение символа осени желтый лист, сюжетная картина «Осень». Сенсорный эталон осени – желтый цвет. | Рассматривание сюжетной картины «Осень». Коллективная аппликация «Листопад» Развитие речевого дыхания «Сдуй листок». Д/упр «Разные листья: группировка» |
Ноябрь | «Ребенок в детском саду» | Продолжать учить детей различать контрастные части суток (день и ночь) | Сюжетная картина «Дети играют» «Дети обедают» Сенсорный эталон дня – голубой цвет | Рассматривание сюжетных картин «Дети играют», «Дети обедают»; соотнесение действий играть, обедать с сим-волом времени суток-день. |
Декабрь | «Зима» «Новый год» | Формировать представление о зиме как о времени года. Повторять, закреплять и расширять знания о признаках зимы (холод, снег, мороз). Закреп лять представле ние детей о праздниках зимы | Изображение зимы. Введение подвижной модели «Время года». Закрепление символа зимы – снежинки. Сенсорный эталон зимы – белый цвет. | Узнавание по изображению время года зиму. Коллективное рисование «Зимушка-зима» Работа с подвижной моделью «Времена года» |
Февраль | «Ребенок в детском саду» | Учим детей различать слова день, ночь. | Предметные символы: голубое небо, темное (фиолетовое) небо | Соотнесение предметных символов с сюжетными картинами «День. Ночь», со словами день, ночь. |
Март | «Мамин праздник» «Весна» | Знакомить детей с отдельными признаками весны | Введение сюжетной картинки «Весна», знакомство с приме той весны капелью, подготовка к исполь зованию сенсорного эталона весны – зеленого цвета. | Создание предпосылок для выполнения коллективного рисования «Ранняя весна» |
Апрель | «День. Ночь» | Учим различать и называть слова день, ночь. | Предметные символы: голубое небо, темное (фиолетовое) небо | Соотнесение предметных символов с сюжетными картинами «День. Ночь», называние слов день, ночь, по символам. |
Май | «Была зима – скоро лето» | Формировать представление детей о зиме и лете как о временах года. С наступлением лета повторяем/закрепляем и расширяем знакомство с признаками лета (тепло, солнце, цветы). Учим различать и называть слова зима, лето. | Изображения двух времен года: лета и зимы; подвижная модель «Времена года»; сенсорные эталоны цвета зимы – белый символ и лета – красный символ, предметные символы снежинка- солнце | Д/упр «Что к чему подходит?»: соотнесение сюжетного изображения и символа. Преобразование подвижной модели «Времена года». Дифференциация сенсорных эталонов цвета зимы – белый символ и лета – красный символ, дифференциация предметных символов снежинка- солнце. Употребление слов зима, лето по изображениям и символам. |
Третий год коррекционно-развивающего обучения
Цель: формировать обобщенные представления о явлениях природы, продолжать обучать различению частей суток (утро — вечер, день — ночь); обучать детей различению дней недели (воскресенье, понедельник); учить правильно называть свой возраст; обучать умению наблюдать и распознавать признаки времен года в реальной природе и на картинках; учить соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека.
Период изучения | Тема | Задачи обучения | Использование наглядных моделей | Методы и приемы |
Сентябрь | «Осень» | Формировать временные представления – осень. Учим наблюдать и распознавать признаки осени в реальной природе. Знакомим с вопросом «Сколько тебе лет?», учим правильно показы-вать (на пальцах) и называть свой возраст. | Изображение осенней природы; подвижная модель «Времена года»; сенсорный эталон осени – желтая цветовая карточка (закрепление) | Учить узнавать изображение осенней природы. Первый этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение первого окна – осень в сюжетном изображении, преобладание цветового решения в желтом фоне, приложение предметного символа – желтого листа. Выкладывание линейного процессуального ряда «Мы в детском саду» из сюжетных картин. |
Октябрь | «Ребенок в детском саду» | Формирование представлений о цикличности режимных моментов, их периодичности и повторяемости. | Сюжетные картины «Мы приходим в детский сад», «Мы занимаемся», «Мы идем домой», «Мы спим» | |
Ноябрь | «Признаки осени» «Осень. Признаки осени» | Формировать представление об изменчивости погоды, знакомить детей с признаками осени (дождь, опадание желтых листьев). Учим наблюдать и распознавать признаки осени на картинках | Введение символа осени желтый лист, сюжетная картина «Осень». Сенсорный эталон осени – желтый цвет. | Преобразование сюжета подвижной модели «Времена года». |
Второй квартал | «Части суток» | Учим различать время (части) суток (утро — вечер, день — ночь). | Пособие «Танина квартира». Цветовые символы утро – розовая карточка, день – голубая, ночь – фиолетовая . | Изменение «освещенности за окном» - работа с пособием «Танина квартира», соотнесение цветовых символов с «освещенностью за окном» |
«Зима» «Зимние забавы» | Закрепить представления о зиме, символ зимы – белый цвет. Формирование представлений о жизни и деятельности людей и животных зимой. | Подвижная модель «Времена года»; символ зимы – белую цветовую карточку - для обозначения текущего времени года. Серия сюжетных картин «Дети лепят снеговика» из 2-х элементов. | Второй этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение второго окна – зима в сюжетном изображ-ении, преобладание цветового решения в белом фоне, приложение предмет-ного символа – снежинки. Преобразование сюжета подвижной модели «Времена года». | |
«Ребенок дома и в детском саду» («Дни недели», «Возраст») | Учить различать и называть дни недели (воскресенье, понедельник). Продолжаем учить правильно показы-вать и называть свой возраст | Сюжетные картины «Праздник в семье», «В детском саду». Символ воскресенья – красная карточка | Рассматривание картин, беседа. Соотнесение символа воскресенья с картиной «Праздник в семье». | |
Третий квартал | «Весна как время года» | Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками. Учить наблюдать и распознавать признаки весны в реальной природе и на картинках. | Формировать умение определять по изображениям время года весну, преобразовывать сюжет подвижной модели «Времена года»,использовать сенсорный эталон весны – зеленую цветовую карточку | Третий этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение третьего окна – весна сюжетным изображением, преобладание цветового решения в зеленом фоне, приложение предметного символа – зеленого листочка. |
«Весна идет» | Знакомить детей с признаками весенней погоды | Формировать умение определять по изображениям время года, выстраивать сюжет подвижной модели «Времена года»,использовать сенсорный эталон весны – зеленую цветовую карточку | Третий этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение третьего окна – весна сюжетным изображением, преобладание цветового решения в зеленом фоне, приложение предметного символа – зеленого листочка. | |
«Время суток» | Учить детей различать и называть время суток: утро, день, ночь. | Введение цветовых символов частей суток по характеру освещенности и положению светила: утро – розовый цветовой символ, день – белый, ночь - фиолетовый | Составление линейной процессуальной модели «Сутки» с опорой на сюжет и цветовой символ. | |
«Дни недели» | Продолжаем учить различать и называть дни недели | Календарь «Наша работа», символы детской деятельности – развлечение, чтение, театр, подвижные игры, уход за растениями Линейная модель «Неделя», цветовые символы, числовые карточки. | Соотнесение текущего дня недели на линейной процессуальной модели «Дни недели» с опорой на цветовой символ / на числовую карточку. | |
«Времена года» | Продолжаем учить распознавать признаки четырех времен года на картинках и называть их (лето, осень, зима, весна). | Линейная процессуальная модель «Времена года». Круговая модель «Круг времени – год» | Замена линейной процессуальной модели «Времена года» круговй моделью «Круг времени – год». |
Четвертый год коррекционно-развивающего обучения
Цель: расширять представления о явлениях природы; формировать временные представления (времена года, их последовательность: лето, осень, зима, весна; время суток: утро, день, вечер, ночь; дни недели); закреплять представления о времени; расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени; развивать элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени; обучать умениям вербализировать временные представления, формировать элементарные квазипространственные представления (порядковых и временных).
Период изучения | Тема | Задачи обучения | Использование наглядных моделей | Методы и приемы |
Первый квартал | «Я - ребенок» | Закреплять представления детей о возрасте как временной характеристике жизни человека, о связи возраста с трудом и деятельностью человека. | Создавать предпосылки для узнавания изображений людей разного возраста, соотнесения с величинными моделями | Выкладывание линейной модели «Я расту»: соотнесение предметного изображения и величинного символа |
«Времена года. Признаки времен года» | Побуждать детей называть признаки четырех времен года и определять их последовательность | Исключение ошибок в сюжетах подвижной модели «Времена года»; введение круговой модели «Круг времени - год» на основе линейного процессуального ряда «Четыре времени года» | Заключительный этап работы с линей ной процессуальной моделью «Четыре времени года», соотнесение очеред ности времен года на круговой модели | |
«Части суток» | Продолжать учить различать, определять и называть части суток: утро, день, вечер, ночь | Введение круговой модели «Круг времени - сутки» на основе линейного процессуального ряда «Части суток» | Закрепление использо-вания линейной процессуальной модели «Части суток», соотнесение очередности частей суток на круговой модели | |
«Дни недели» | Побуждать называть дни недели | Круговая модель «Круг времени - неделя», на основе линейного процессуального ряда «Дни недели», цветовые символы дней недели | Введение круговой модели «Круг времени - неделя» на основе линейного процессуального ряда «Дни недели», | |
Второй квартал | «Времена года» | Побуждать последовательно называть времена года. | Круговая модель «Круг времени - год» | Накладывание на круговую модель световых символов времен года. |
«Дни недели» | Формирование понятие неделя, учить называть дни недели. Учить детей понимать и употреблять слова сегодня, вчера, завтра. | Круговая модель «Круг времени - неделя», закрепление цветовых символов дней недели. | Закрепление использования линейной процессуальной модели «Дни недели», соотнесение с круговой моделью «Круг времени – неделя». | |
«Время суток» | Закреплять умения детей различать и называть части суток: утро, день, вечер,ночь | Закрепление осмысления круговой модели «Круг времени - сутки». | Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - сутки» (по Н.Локоть) | |
Третий квартал | «Четыре времени года» | Побуждать детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность | Закрепление осмыс-ления круговой модели «Круг времени - год». Исключение ошибок в сюжетах подвижной модели «Времена года», обоснование действий в слове. | Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - год» (по Н.Локоть) |
«Дни недели» | Закреплять понятие неделя, закрепляем знания детей о последовательности дней недели | Закрепление осмыс-ления круговой модели «Круг времени – неделя», вербализация выводов. | Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - неделя» (по Н.Локоть) | |
«Части суток» | Закрепляем знания детей о последователь ности частей суток. Упражняем детей в определении, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. | Многослойная модель «Спираль времени – сутки» | Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - сутки» (по Н.Локоть) | |
«Неделя – месяц - год» | Учить детей ориенти-роваться во времен-ных категориях неделя – месяц – год, их сменяемости, разли-чать характеризовать временной отрезок на основе наглядных моделей | Многослойные модели «Спираль времени – из 4-х недель», «Спираль времени - год». | «Спираль времени - год». Обязательное оречевление действий. |
Условия реализации программы
Перечень оборудования | Назначение | Кол-во в кабинете деф-га/в группе |
Дидактическое пособие «Танина квартира» (авторское). | Многофункциональное пособие с набором вкладышей, характеризующих изменение освещенности. Предлагается для формирования понятий о времени суток. | 1 /1 |
Календарь погоды | Организация наблюдений за изменчивостью погоды | 0/1 |
Круговой вариант модели суток (по Р.Чудновой). | Формирование понятия о времени суток, непрерывности времени. | 1 /1 |
Круговой вариант модели суток | Формирование понятия время суток для индивидуальной работы | 6 |
Сюжетные картинки «Части суток», «Времена года» | Формирование временных понятий для индивидуальной работы | 6 |
Индивидуальные пособия для дыхательной гимнастики на каждый временной сезон | Формирование направленного речевого выдоха | 6 |
Картотека дидактического материала «Развитие мелкой моторики кистей рук» с учетом тематического планирования программы | Формирование точных координированных движений кистей и пальцев рук. | 1/1 |
Картотека дидактического материала «Дыхательная гимнастика» с учетом тематического планирования программы | Формирование направленного речевого выдоха | 1/1 |
Картотека дидактического материала «Гимнастика для глаз» с учетом тематического планирования программы | Профилактика зрительного утомления в ООД | 1/1 |
Картотека дидактического материала «Динамические паузы» с учетом тематического планирования программы | Профилактика гиподинамии в ООД | 1/1 |
Наглядно – дидактическое пособие «Неделя» (по С.Ералиевой) | Книжка-ширма, из семи листов-«дней» с набором вкладышей, символизирующих дни недели. Пособие позволяет знакомить детей с составом недели, отрабатывать порядковую очередность дней недели. | 1/1 |
Подвижная картина «Времена года» (авторское) | Панно с набором сменных сюжетов. Знакомит детей с сезонной изменчивостью погоды, деятельности людей и жизни животных. | 1 |
Коноваленко С. Комплекты иллюстративного материала | Организация коррекционно-развивающего пространства | 1/1 |
Нищева Н.В. Комплекты иллюстративного материала | Организация коррекционно-развивающего пространства | 1 |
Агранович З.Е. «Времена года» | Наглядно-дидактическое пособие для фланелеграфа. | 1 |
Объемные модели с «многослой-ной» поверхностью «Сутки», «Неделя», «Год» (автор Н.Локоть). | Ознакомление с текучестью и непрерывностью временных интервалов | 3 |
Новикова Н.А. «Времена года» | Развивающее лото для детей 3-5 лет | 1 /1 |
Нищева Н.В. «Играйка», Детство Пресс, 2008. | Дидактический материал для формирование представлений о времени | 1 |
Земцова О.Н. «Веселые часы», Махаон, 2008 | Игровые занятия, для индивидуальной работы | 1 |
Шалаева Г. «Времена года», Эксмо, 2007. | Игровые занятия, для индивидуальной работы | 1 |
Степанов В. «Времена года», - Проф-пресс, 2008. | Стихи о временах года с иллюстрациями | 1/1 |
«Времена года: природные явления, времена года, времена суток». – Проф-Пресс, 2012. | Обучающие карточки | 1 /1 |
[1] Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...
Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...
Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педагогическое обследование каждого ребенка. ...
Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...
Конспект занятия по лепке для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью «Колобок»
конспект...
Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...