Коррекционный модуль к адаптированной основной образовательной программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Макеева Светлана Николаевна

В статье представлен коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями: «Формирование временных представлений  у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени»

 

Содержание  данного модуля актуально для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности ДОУ .

Целью деятельности в рамках данного модуля является формирование временных представлений,  как важной базовой составляющей в структуре познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ, посредством использования наглядного моделирования.

Коррекционный модуль отражает содержание коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и содержит учебно-тематический план. Модуль составлен на основе базовой программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта («Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и современных методических разработок в области общей и специальной педагогики и психологии.

При составлении модуля предложен авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема/детализации содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекционный модуль к АООП52.14 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционный модуль  АООП для детей с интеллектуальными ограничениями

Коррекционный  модуль к  адаптированной основной образовательной  программе (АООП) для детей с интеллектуальными ограничениями  (умственной отсталостью легкой степени):

«Формирование временных представлений  у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени»

Составитель: учитель-дефектолог С.Н. Макеева, МБДОУ «Детский сад №14»,

          г. Городец, Нижегородская область.

В содержании базовой программы для ДОУ компенсирующего вида  Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» работа по формированию временных представлений и ориентировке во времени реализуется в образовательной области «Познавательное развитие», включена в раздел «Ознакомление с окружающим». Авторы считают необходимым развивать у детей с ОВЗ осознание значимости структурирования, темпа собственной деятельности,  овладение первоначальными навыками контроля.

Поскольку программный материал Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой не сопровож- дается методическим комплектом,  разработка  данного модуля актуальна  для организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад №14».

Цель раздела – формирование временных представлений,  как важной базовой составляющей в структуре познавательной деятельности дошкольников с ОВЗ, посредством использования наглядного моделирования.

Коррекционно-развивающие задачи:

- формирование предпосылок становления познавательной активности для восприятия, понимания и использования  наглядных моделей у воспитанников групп компенсирующей направленности;

- создание предпосылок для усвоения детьми временных категорий сутки, неделя, год с помощью системного использования наглядного моделирования;

-  овладение способами опосредованного воспроизведения автоматизированных временных рядов и причинно-следственных связей;

- развитие когнитивных  процессов: аналитико-синтетической деятельности мозга,  произвольного внимания, продуктивного запоминания;                                                                                                - создание основы для развития речемыслительной деятельности: формирование лексических категорий времени,  его качеств и свойств; временных и причинно-следственных речевых конструкций. 

Воспитательные задачи:

- создание позитивной эмоциональной готовности к взаимодействию дошкольников с педагогом в НОД по овладению сложными категориями познания времени;

- повышение самостоятельности, активности, инициативности воспитанников в общении со сверстниками и педагогом;                                                                                                                   - развитие эмоциональной регуляции поведения детей.

Профилактические задачи:

- профилактика нарушений в формировании регуляции и планирования деятельности во времени;                                                                                                                                                                      - профилактика школьной дезадаптации в части формирования интеллектуальной готовности к обучению.

Коррекционный модуль отражает содержание коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога и содержит учебно-тематический план. Модуль составлен на основе базовой программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта («Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева) и современных методических разработок в области общей и специальной педагогики и психологии.

Данный модуль определяет вариативную составляющую содержания образования в части формирования временных представлений для групп компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14». При составлении модуля предложен авторский подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению объема/детализации содержания, а также определению путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации воспитанников.

     Основной методической базой модуля являются:        

-  Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №14»;

- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

 - Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.- М.: Просвещение, 2010;

- Методические разработки К. Боровской «Формирование пространственно-временных представлений».[1] 

Режим занятий

Реализация содержания модуля осуществляется посредством планирования НОД внутри образовательных модулей по ФЭКП, ознакомлению с окружаюшим и развитию речи как части занятия. При планировании работы исходим из периодичности проведения один  раз в месяц на первом и втором годах обучения; с последующим увеличением количества до 13 занятий  в год на третьем году обучения и 16 занятий - на четвертом году.                    Оптимальное число участников группы 3-5 человек.

  Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

При обследовании каждого ребенка с ОВЗ дважды в год определяется способность к   ориентировке во времени.                                                                                

Настоящая программа предполагает два уровня освоения содержания ребенком с ОВЗ: минимальный и достаточный.

Примерные показатели освоения программы детьми за первый год обучения                                           Минимальный уровень:                                                                                                                                                                                                 - различение контрастных частей суток: день, ночь;                                                                                                                 - понимание изменений в природе, связанных с наступлением зимы (холод, снег) и лета (тепло, солнце), с помощью педагога.                                                                                                                                                    

Достаточный уровень:                                                                                                                                                            - различение контрастных частей суток: день, ночь (при необходимости используется помощь педагога).

Примерные показатели освоения программы детьми за четвертый год обучения         Минимальный уровень:                                                                                                                                                              - различение, определение и называние частей суток;                                                                                                      -  различение и называние с помощью педагога дней недели;                                                                                    -  различение слов сегодня, вчера, завтра с помощью педагога;                                                                                - распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках с помощью педагога, называние этих времен года.                                                                               Достаточный уровень:                                                                                                                                                   -  различение и называние частей суток;                                                                                                                   - различение и называние с помощью педагога дней недели;                                                                                  - распознавание признаков четырех времен года в реальной жизни и на картинках, называние этих времен года.

Определение результативности  коррекционно-развивающей работы проводится и оценивается качественно и количественно. Качественная оценка предполагает принятие задания, способы ориентировки в условиях, характер ошибок в процессе его выполнения, отношение к результату своей деятельности.  Качественный анализ не противопоставляется учету количественных данных. Количественная оценка проводится по системе Е.А.Стребелевой и предполагает бальную оценку познавательного развития.

Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей работы способствует более глубокому и детальному изучению познавательного развития каждого воспитанника с ОВЗ и помогает намечать наиболее эффективные пути психолого-педагогической помощи.

Перспективное планирование по формированию представлений о времени

у дошкольников с ОВЗ посредством использования наглядного моделирования

Первый год коррекционно-развивающего обучения                                                                            Цель: знакомить детей с некоторыми изменениями в природе зимой и летом;                                                    обучать  детей умениям различать контрастные части суток (день, ночь).

Период изучения

Тема

Задачи обучения

Подготовка  к использ - ю наглядных моделей

Содержание работы

по теме

Октябрь

«Кап-кап, дождь идет, он гулять нам не дает»

Знакомить детей с явлением неживой природы, обогащать чувственный опыт:  узнавать зрительно, на слух природное явление дождь.

Введение сюжетной картинки «Дождь»

Комментированное рисование педагогом наклонных линий «Дождь  капает: кап-кап»

Ноябрь

«День. Ночь»

Учить детей различать контрастные части суток (день, ночь).

Сюжетная картина «Ночь»

Рассматривание сюжетной картины «Ночь»

Декабрь

«Снег-снежок»

Знакомить детей с признаками зимы, с объектом неживой природы снегом; обращать внимание на холод; обогащать чувственный опыт:  узнавать снег зрительно, тактильно.

Введение сюжетной картинки «Зима. Снег идет», символа зимы – снежинки 

Знакомить детей с рисованием  снега приемом примакивания:  «Вот, вот – снег идет».

Выполнение обрывной аппликации из салфеточной бумаги «Снежинки».

Развитие речевого дыхания «Сдуй снежинку».

Д/упр «Снежинки большие и маленькие»

Февраль

«День. Ночь»

Учить детей различать и называть контрастные части суток: день и ночь.

Сюжетная картина

«День»

Рассматривание сюжетной картины «День», узнавание и называние по картинам контрастные части суток: день и ночь.

Март

Апрель

«День. Ночь»

Закрепляем знания о контрастных частях суток: день и ночь.

Сюжетная картина

«День. Ночь»

Узнавание и называние по картинам контрастных частей суток: дня и ночи.

Май

«Здравствуй, солнышко»

Учить наблюдать за явлениями природы – солнце светит, тепло. Знакомить детей с признаками лета.

Введение сюжетной картинки «Лето», использование символа лета – солнца

Учить детей проводить прямые прерывистые линии от окружности «Лучи солнца»

Второй год коррекционно-развивающего обучения

Цель: формировать временные представления (лето, осень, зима), учить последовательному изучению объектов живой и неживой природы, наблюдению за ними и их описанию, продолжать знакомить детей  с частями суток (день, ночь).

Период изучения

Тема

Задачи обучения

Использование наглядных моделей

Методы и приемы

Сентябрь

«Лето»

Закрепить представление о лете.

Узнавание по сюжетной картинке время года лето, ориентируясь на наличие  символа лета – солнце

Рисование пальчиками

«Лучи солнца»

Октябрь

«Осень»

Формировать представление об изменчивости погоды,  знакомить детей с признаками осени

 

Введение символа осени  желтый лист, сюжетная картина «Осень». Сенсорный эталон осени – желтый цвет. 

Рассматривание сюжетной картины «Осень».

Коллективная аппликация «Листопад»

Развитие речевого дыхания «Сдуй листок».

Д/упр «Разные листья: группировка»

Ноябрь

«Ребенок в детском саду»

Продолжать учить детей различать контрастные части суток (день и ночь)

Сюжетная картина «Дети играют»

«Дети обедают»

Сенсорный эталон дня – голубой  цвет

Рассматривание сюжетных картин «Дети играют», «Дети обедают»; соотнесение действий играть, обедать с сим-волом времени суток-день. 

Декабрь

«Зима»

«Новый год»

Формировать представление о зиме как о времени года. Повторять, закреплять и расширять знания  о признаках зимы (холод, снег, мороз). Закреп лять представле ние детей о праздниках зимы  

Изображение зимы. Введение подвижной модели «Время года». Закрепление символа зимы – снежинки.

Сенсорный эталон зимы – белый цвет.

Узнавание по изображению время года  зиму.

Коллективное рисование «Зимушка-зима»

Работа с подвижной моделью «Времена года»

Февраль

«Ребенок в детском саду»

Учим детей различать слова день, ночь.

Предметные символы: голубое небо, темное (фиолетовое) небо

Соотнесение предметных символов с сюжетными картинами «День. Ночь», со словами день, ночь.

Март

«Мамин праздник»

«Весна»

Знакомить детей с отдельными признаками весны

Введение сюжетной картинки «Весна», знакомство с приме той весны капелью, подготовка к исполь зованию сенсорного эталона весны – зеленого цвета.

Создание предпосылок для выполнения коллективного рисования «Ранняя весна»

Апрель

«День. Ночь»

Учим различать и называть слова день, ночь.

Предметные символы: голубое небо, темное (фиолетовое) небо

Соотнесение предметных символов с сюжетными картинами «День. Ночь», называние слов день, ночь, по символам.

Май

«Была зима – скоро лето»

Формировать представление детей о зиме и лете как о временах года.                  С наступлением лета повторяем/закрепляем и расширяем знакомство с признаками лета (тепло, солнце, цветы).                      Учим различать и называть слова зима, лето.

Изображения двух времен года: лета и зимы;

подвижная модель «Времена года»;  сенсорные эталоны цвета зимы – белый символ и лета – красный символ, предметные символы снежинка- солнце

Д/упр «Что к чему подходит?»: соотнесение сюжетного изображения и символа.

Преобразование подвижной модели  «Времена года».

Дифференциация сенсорных эталонов цвета зимы – белый символ и лета – красный символ, дифференциация предметных символов

снежинка- солнце.

Употребление слов зима, лето по изображениям и символам.

 

Третий год коррекционно-развивающего обучения

Цель: формировать обобщенные представления о явлениях природы, продолжать обучать различению частей суток (утро — вечер, день — ночь); обучать детей различению дней недели (воскресенье, понедельник); учить правильно называть свой возраст; обучать умению наблюдать и распознавать признаки времен года в реальной природе и на картинках; учить соотносить явления окружающей действительности и деятельность человека.

Период изучения

Тема

Задачи обучения

Использование наглядных моделей

Методы и приемы

Сентябрь

«Осень»

Формировать временные представления – осень.   Учим наблюдать и распознавать признаки осени в реальной природе.       Знакомим с вопросом «Сколько тебе лет?», учим правильно показы-вать (на пальцах) и называть свой возраст.

Изображение  осенней природы;

подвижная модель «Времена года»; сенсорный эталон осени – желтая цветовая карточка (закрепление)

Учить узнавать изображение  осенней природы.

Первый этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение первого окна – осень в сюжетном изображении,   преобладание цветового решения в желтом фоне, приложение предметного символа – желтого листа.

Выкладывание линейного процессуального ряда «Мы в детском саду» из сюжетных картин.

Октябрь

«Ребенок в детском саду»

Формирование представлений о цикличности режимных моментов, их периодичности и повторяемости.

Сюжетные картины             «Мы приходим в детский сад»,

«Мы занимаемся», «Мы идем домой», «Мы спим»

Ноябрь

«Признаки осени»

«Осень. Признаки осени»

Формировать представление об изменчивости погоды,  знакомить детей с признаками осени (дождь, опадание желтых листьев).

Учим наблюдать и распознавать признаки осени на картинках

Введение символа осени  желтый лист, сюжетная картина «Осень». Сенсорный эталон осени – желтый цвет. 

Преобразование сюжета  подвижной модели «Времена года».

Второй квартал

«Части суток»

Учим различать время (части) суток (утро — вечер, день — ночь).

Пособие «Танина квартира».

Цветовые символы утро – розовая карточка, день – голубая, ночь – фиолетовая .

Изменение «освещенности за окном» - работа с пособием «Танина квартира», соотнесение цветовых символов с «освещенностью за окном»

«Зима»

«Зимние забавы»

Закрепить представления о зиме, символ зимы – белый цвет.

Формирование представлений о жизни и деятельности людей и животных зимой.

Подвижная модель «Времена года»;

символ зимы – белую цветовую карточку - для обозначения текущего времени года.

Серия сюжетных картин «Дети лепят снеговика»

из 2-х элементов.

Второй этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение второго окна – зима в сюжетном изображ-ении,   преобладание цветового решения в белом фоне, приложение предмет-ного символа – снежинки.

Преобразование сюжета  подвижной модели «Времена года».

«Ребенок дома и в детском саду»

(«Дни недели»,

«Возраст»)

Учить различать и называть дни недели (воскресенье, понедельник).

Продолжаем учить правильно показы-вать и называть свой возраст

Сюжетные картины «Праздник в семье»,

«В детском саду».

Символ воскресенья – красная карточка

Рассматривание картин, беседа. Соотнесение символа воскресенья с картиной «Праздник в семье».

Третий квартал

«Весна как время года»

Знакомить детей с весной и ее отличительными признаками.     Учить наблюдать и распознавать признаки весны в реальной природе и на картинках.

Формировать  умение определять по изображениям время года весну,  преобразовывать сюжет  подвижной модели «Времена года»,использовать сенсорный эталон весны – зеленую цветовую карточку

Третий этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение третьего окна – весна   сюжетным изображением,   преобладание цветового решения в зеленом фоне, приложение предметного символа – зеленого листочка.

«Весна идет»

Знакомить детей с признаками весенней погоды

Формировать  умение определять по изображениям время года, выстраивать сюжет  подвижной модели «Времена года»,использовать сенсорный эталон весны – зеленую цветовую карточку

Третий этап работы с линейной процессуальной моделью «Времена года»: заполнение третьего окна – весна   сюжетным изображением,   преобладание цветового решения в зеленом фоне, приложение предметного символа – зеленого листочка.

«Время суток»

Учить детей различать и называть время суток: утро, день, ночь.

Введение цветовых символов частей суток по характеру освещенности и положению светила: утро – розовый цветовой символ,

день – белый,

ночь - фиолетовый

Составление линейной процессуальной модели «Сутки» с опорой на сюжет и цветовой символ.

«Дни недели»

Продолжаем учить различать и называть дни недели

Календарь «Наша работа», символы детской деятельности – развлечение, чтение, театр, подвижные игры, уход за растениями

 Линейная модель «Неделя», цветовые символы, числовые карточки.

Соотнесение текущего дня недели на линейной процессуальной модели «Дни недели» с опорой на цветовой символ /

на числовую карточку.

«Времена года»

Продолжаем учить распознавать признаки четырех времен года на картинках и называть их (лето, осень, зима, весна).

Линейная процессуальная модель «Времена года».

Круговая модель «Круг времени – год»

Замена линейной процессуальной модели «Времена года» круговй моделью «Круг времени – год».

Четвертый год коррекционно-развивающего обучения

Цель: расширять представления о явлениях природы;  формировать временные представления (времена года, их последовательность: лето, осень, зима, весна; время суток: утро, день, вечер, ночь; дни недели); закреплять представления о времени;  расширять умение соотносить свою деятельность с категорией времени; развивать элементы самосознания на основе понимания изменчивости возраста и времени;  обучать  умениям вербализировать временные представления, формировать элементарные квазипространственные представления (порядковых и временных).

Период изучения

Тема

Задачи обучения

Использование наглядных моделей

Методы и приемы

Первый квартал

«Я - ребенок»

Закреплять представления детей о возрасте как временной характеристике жизни человека, о связи возраста с трудом и деятельностью человека.

Создавать предпосылки для  узнавания изображений  людей  разного возраста, соотнесения с величинными моделями

Выкладывание линейной модели «Я расту»: соотнесение предметного изображения  и величинного символа

«Времена года. Признаки времен года»

Побуждать детей  называть  признаки четырех времен года и определять их последовательность

Исключение ошибок в  сюжетах  подвижной модели «Времена года»; введение круговой модели «Круг времени - год» на основе линейного процессуального  ряда «Четыре времени года»

Заключительный этап работы с линей ной процессуальной моделью «Четыре времени года»,   соотнесение очеред ности времен года на круговой модели

«Части суток»

Продолжать учить различать, определять  и называть части суток: утро, день, вечер, ночь

Введение круговой модели «Круг времени - сутки» на основе линейного процессуального  ряда «Части суток»  

Закрепление использо-вания линейной  процессуальной модели «Части суток»,   соотнесение очередности частей суток на круговой модели

«Дни недели»

Побуждать называть дни недели

Круговая  модель «Круг времени - неделя», на основе линейного процессуального  ряда «Дни недели», цветовые символы  дней недели  

Введение круговой модели «Круг времени - неделя» на основе линейного процессуального  ряда «Дни недели»,  

Второй квартал

«Времена года»

Побуждать последовательно называть  времена года.

Круговая модель «Круг времени - год»

Накладывание на круговую модель световых символов времен года.

«Дни недели»

Формирование понятие неделя, учить называть дни недели. Учить детей понимать и употреблять слова сегодня, вчера, завтра.

Круговая  модель «Круг времени - неделя», закрепление цветовых символов  дней недели.

Закрепление использования линейной  процессуальной модели «Дни недели»,   соотнесение с круговой моделью «Круг времени – неделя».

«Время суток»

Закреплять умения детей различать и называть части суток: утро, день, вечер,ночь

 Закрепление осмысления  круговой модели «Круг времени - сутки».

Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - сутки» (по Н.Локоть)

Третий квартал

«Четыре времени года»

Побуждать  детей называть признаки четырех времен года, определять их последовательность

Закрепление осмыс-ления  круговой модели «Круг времени - год». Исключение ошибок в  сюжетах  подвижной модели «Времена года», обоснование действий в слове.

Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - год» (по Н.Локоть)

«Дни недели»

Закреплять понятие неделя, закрепляем знания детей о последовательности дней недели

Закрепление осмыс-ления  круговой модели «Круг времени – неделя», вербализация выводов.

Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - неделя» (по Н.Локоть)

«Части суток»

Закрепляем знания детей о последователь  ности частей суток.    Упражняем детей в определении, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Многослойная модель «Спираль времени – сутки»

Знакомство с многослойной моделью «Спираль времени - сутки» (по Н.Локоть)

«Неделя – месяц - год»

Учить детей ориенти-роваться  во времен-ных категориях неделя – месяц – год, их  сменяемости,  разли-чать характеризовать временной отрезок на основе наглядных моделей

Многослойные модели «Спираль времени – из 4-х недель», «Спираль времени - год».

«Спираль времени - год».

Обязательное оречевление действий.

Условия реализации программы

Перечень оборудования

Назначение

Кол-во в кабинете деф-га/в группе

Дидактическое пособие

«Танина квартира» (авторское).

Многофункциональное пособие с набором вкладышей, характеризующих изменение освещенности. Предлагается для формирования  понятий о времени суток.

1 /1

Календарь погоды

Организация наблюдений за изменчивостью погоды

0/1

Круговой вариант модели суток (по Р.Чудновой).

Формирование понятия о времени суток, непрерывности времени.

1 /1

Круговой вариант модели суток

Формирование понятия  время суток для индивидуальной работы

6

Сюжетные картинки

«Части суток», «Времена года»

Формирование временных понятий  для индивидуальной работы

6

Индивидуальные пособия для дыхательной гимнастики на каждый временной сезон

Формирование направленного речевого выдоха

6

Картотека дидактического материала «Развитие мелкой моторики кистей рук» с учетом тематического планирования программы

Формирование точных координированных движений кистей и пальцев рук.

1/1

Картотека дидактического материала «Дыхательная гимнастика» с учетом тематического планирования программы

Формирование направленного речевого выдоха

1/1

Картотека дидактического материала «Гимнастика для глаз» с учетом тематического планирования программы

Профилактика  зрительного утомления в ООД

1/1

Картотека дидактического материала «Динамические паузы» с учетом тематического планирования программы

Профилактика  гиподинамии в ООД

1/1

Наглядно – дидактическое пособие «Неделя» (по С.Ералиевой)

Книжка-ширма, из семи листов-«дней» с набором  вкладышей, символизирующих дни недели. Пособие позволяет знакомить детей с составом недели, отрабатывать порядковую очередность дней недели.

1/1

Подвижная картина «Времена года» (авторское)

Панно с набором сменных сюжетов.

Знакомит детей с сезонной изменчивостью погоды, деятельности людей и жизни животных.

1

Коноваленко С. Комплекты иллюстративного материала

Организация коррекционно-развивающего пространства

1/1

Нищева Н.В. Комплекты иллюстративного материала

Организация коррекционно-развивающего пространства

1

Агранович З.Е. «Времена года»

Наглядно-дидактическое пособие  для фланелеграфа.

1

Объемные модели с «многослой-ной» поверхностью «Сутки», «Неделя», «Год» (автор Н.Локоть).

Ознакомление с текучестью и непрерывностью временных интервалов

3

Новикова Н.А. «Времена года»

Развивающее лото для детей 3-5 лет

1 /1

Нищева Н.В. «Играйка», Детство Пресс, 2008.

Дидактический материал для формирование представлений о времени

1

Земцова О.Н. «Веселые часы», Махаон, 2008

Игровые занятия, для индивидуальной работы

1

Шалаева Г. «Времена года», Эксмо, 2007.

Игровые занятия, для индивидуальной работы

1

Степанов В. «Времена года», - Проф-пресс, 2008.

Стихи о временах года с иллюстрациями

1/1

«Времена года: природные явления, времена года, времена суток». – Проф-Пресс, 2012.

Обучающие карточки

1 /1



[1] Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Методика изучения уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Начальным этапом в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением интеллекта является анализ социальной ситуации их развития и всестороннее педаго­гическое обследование каждого ребенка. ...

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Организация коррекционной работы по устранению агрессивности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Рабочая программа для детей дошкольного возраста с умственной отсталостью...