"Сенсорная интеграция"
консультация по коррекционной педагогике

Мороз Софья Владимировна

Что такое сенсорная интеграция? это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует и преобразовывает её так, чтобы она могла быть использована в целенаправленной деятельности. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.pptx1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сенсорная интеграция т ерапия, методы коррекции к онсультация для педагогов

Слайд 2

Что такое сенсорная интеграция? это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует и преобразовывает её так, чтобы она могла быть использована в целенаправленной деятельности.

Слайд 4

Сенсорная интеграция для ребенка, который никак не заговорит Сенсорная интеграция и речь имеют очень тесную связь. Дисфункция сенсорной интеграции – одна из частых причин ЗРР (задержки речевого развития), именно поэтому деткам, у которых наблюдаются речевые трудности, рекомендованы занятия с использованием сенсорно-интегративных методик. Так, для запуска речи используются игры, направленные на развитие мелкой моторики: бизиборды , «сухие» бассейны, игры с крупами, песком и т.д. Считается , что сенсорная интеграция – один из самых эффективных способов для скорейшего запуска речи.

Слайд 5

Признаки тактильной (осязательной) дисфункции Гиперсенсетивность к прикосновению (тактильная защитная реакция ) - лёгкое или неожиданное прикосновение вызывает страх, тревогу, агрессию; - пугается, если кто-то/что-то дотронется сзади или в ситуации, когда дотрагивающегося не видно (например, под одеялом); - не любит причёсываться; не любит, чтобы его целовали, вытирает место поцелуя; капля дождя, вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/ реакцию избегания; чрезмерно бурная реакция на маленький порез, царапину или укус насекомого; избегает прикосновения к определённым материалам ( одеялам, коврикам , чучелам животных); отказывается надевать новую или жёсткую одежду, одежду из грубых тканей, с высоким воротом, джинсы, шапки, ремни и т.п.

Слайд 6

Гипосенсетивность к прикосновению (недостаточная реакция ) - стремится к прикосновению, ему необходимо потрогать всё и всех; - не замечает, что к нему прикоснулись или налетели на него, если только не сделать это с особой силой или интенсивностью; - не обращает особого внимания на раны (порезы, синяки), не расстраивается из-за уколов, может даже заявить, что ему нравятся уколы; - может не обратить внимания на то, что руки или лицо грязные, нос течёт; - может проявлять самоагрессию : щипать, кусать себя, быть себя по голове; - всё время что-нибудь тянет в рот; - часто делает больно другим детям или животным в процессе игры;

Слайд 7

Низкая тактильная перцепция и различение объектов наощупь сложности с выполнением мелких моторных функций: застёгиванием пуговиц, молнии, застёгиванием одежды; может не понять, до какой части его тела дотронулись, если не смотрел; - может бояться темноты; неаккуратно одевается: выглядит взъерошенным, не замечает, что штаны перекручены, рубашка заправлена лишь наполовину, шнурки развязаны и т.д.; сложно использовать ножницы, мелки, столовые приборы; даже после двухлетнего возраста продолжает пихать в рот предметы, чтобы их исследовать;

Слайд 8

ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНОЕ ЧУВСТВО : сигнал от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении положения в пространстве Признаки проприорецептивной дисфункции Поиск сенсорных переживаний стремится к возможности попрыгать, натыкаться на что-то, свалиться/навалиться; топает ногами во время ходьбы; - стучит ногами по полу или по стулу, когда сидит; кусает/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев; любит плотно завёртываться во много одеял или в тяжёлое одеяло, особенно при отходе ко сну; предпочитает одежду (а также ремни, капюшоны и шнурки) как можно более тесную; - любит ощущение хлюпанья, расплющивания и стремится к нему; любит грубоватые объятия; чрезмерный стук игрушками и другими объектами;

Слайд 9

Сложности с упорядочиванием движения не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то ); сложности с регулировкой давления при письме/рисовании: может написать так, что почти ничего не видно или, наоборот, тут же сломать грифель карандаша; письменная работа очень неаккуратная, а при стирании написанного часто рвёт бумагу; постоянно ломает игрушки и другие объекты; не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы;

Слайд 10

СЕНСОРНЫЕ ЗОНЫ: ПОЛОЖЕНИЕ, ФУНКЦИИ Система Положение Функции Примеры Тактильная Кожа – это совокупность клеток, распространенных по всему телу. Областями наибольшего их скопления являются: губы, руки и половые органы. Обеспечивает информацией об окружающей среде, объектах и их свойствах (осязание, давление, фактура, холод, боль и др.) Утяжеленная жилетка / куртка 2. Пуховое одеяло 3. Лифтинг крем для тела 4. Антистрессовые игрушки 5. Прикасаться к холодному / теплому 6. Рисовать на песке Вестибулярная Внутреннее ухо стимулируется за счет движений/вращений головой и развития других функций, особенно зрительной. Обеспечивает информацией о нашем местоположении и о движущихся вокруг нас объектах. Также, сообщает о скорости и направления движения тела, посылая импульс в головной мозг. Прыгать на батуте 2. Висеть вниз готовой 3. Заниматься на терапевтическом надувном мяче 4. Качаться на качелях 5. Вращаться на каруселях Проприоцептивная Мышцы и суставы – активизируются за счет сокращения и движения мышц. Обеспечивает информацией о конкретной части тела и ее движении. Выполнять физические упражнения 2. Делать зарядку 3. Ходить в походы 4. Бег 5. Ходить на руках (положение "тачка")

Слайд 11

Система Положение Функции Примеры Визуальная Сетчатка глаза – стимулируется за счет периодического направления на глаза световых лучей. Обеспечивает информацией об объектах и субъектах, а также помогает расширить визуальный спектр во время движения. Очки Кепка Лазерная ручка Темное помещение Слуховая Внутреннее ухо – стимулируется за счет звуковых волн. Обеспечивает информацией о звуковых сигналах в окружающей среде (громкие, тихие, далекие, близкие, высокие, низкие). 1. Ушные затычки 2. Наушники 3. Музыка 4. Звон колоколов 5. Говорящие игрушки 6. Аудиозаписи Вкусовая Вкусовые рецепторы на кончике языка, тесно связаны с системой обоняния. Обеспечивает информацией о видах вкуса (сладкий, горький, кислый, острый, соленый). Есть хрустящую пищу Надувать пузыри из жевательной резинки Пить холодную воду Играть на музыкальных инструментах Обоняние Обонятельные рецепторы на назальной мембране, тесно связаны с вкусовой системой человека. Обеспечивает информацией о видах запаха (затхлый, резкий, гнилой, цветочный, едкий). Пахнущие ручки или маркеры Душистые свечки Назальные затычки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...