Развитие общих речевых навыков
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Дмитриева Мария Михайловна

Развитие дыхания, силы голоса, интонации, дикции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Общие речевые навыки42.5 КБ
Microsoft Office document icon obshchie_rechevye_navyki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем общие речевые навыки.

Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

  • голос
  • речевое дыхание
  • темп и ритм речи
  • интонационная выразительность
  • дикция

Гортань у детей дошкольного возраста менее развита, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, сиплые. Наблюдается твёрдая атака голоса (голос громкий, яркий, энергичный, резкий). Поэтому рекомендуется развивать мягкую атаку голоса - мягкость, бархатистость, богатство обертонов.

Игры на развитие голоса.

1. «Тихо – громко». Повторять слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо. Взрослый называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Ребенок повторяет их голосом указанной силы.

2. «Эхо». Развитие умения регулировать силу голоса.

Взрослый выполняет роль заблудившегося в лесу: громко кричит «ау – ау!». Ребенок – это эхо. Он тихо, протяжно повторяет звукосочетания «ау».

3. «Три медведя». Произносить фразы голосом разной высоты.

Взрослый просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т. д.

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Ввиду малого объёма лёгких и слабости дыхательной мускулатуры, оно не глубокое.

Дети делают вдох перед каждым словом, в середине его, а иногда речь наблюдается и на вдохе. Выдох у них очень короткий. Во время быстрой речи они захлёбываются, глотают окончания слов и фраз, между фразами и строчками стихотворения не делают пауз, напрягаются, поднимают плечи вверх.

Правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.

       Работу по развитию дыхания у детей следует начать с формирования диафрагмального дыхания. Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя. Например, после дневного сна можно предложить «поиграть животиком». Ребенок, лежа в кровати, кладет небольшую мягкую игрушку на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, игрушка поднимается, затем выдыхают – животик втягивается. Делать это надо не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы, иначе могут возникнуть боли в животе.

       Следующий этап – это обучение умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот.  Для этого проводим следующие упражнения:

                                    Вдох носом – выдох  носом

                                    Вдох носом – выдох ртом

                                    Вдох ртом – выдох ртом

                                    Вдох ртом – выдох носом

Следует научить ребенка забирать воздух ртом и медленно его выпускать. Для этой цели можно предложить массу разнообразных игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, листочки, снежинки, на одуванчик или просто на ватный шарик.

Темп- степень быстроты речи.

Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени.

У детей дошкольного возраста нельзя допускать быстрого темпа речи. Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.

Основное требование к окружающим – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой. Речь должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.

Интонация – это эмоциональные оттенки речи.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:

1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.

2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

3. Пересказ литературных произведений по лицам.

Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.

Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

- небрежное отношение к собственному высказыванию;

- чрезмерно ускоренная речь;

- недостатки звукопроизношения;

- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.

Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).



Предварительный просмотр:

Развиваем общие речевые навыки.

Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.

К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:

  • голос
  • речевое дыхание
  • темп и ритм речи
  • интонационная выразительность
  • дикция

Гортань у детей дошкольного возраста менее развита, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, сиплые. Наблюдается твёрдая атака голоса (голос громкий, яркий, энергичный, резкий). Поэтому рекомендуется развивать мягкую атаку голоса - мягкость, бархатистость, богатство обертонов.

Игры на развитие голоса.

1. «Тихо – громко». Повторять слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо. Взрослый называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Ребенок повторяет их голосом указанной силы.

2. «Эхо». Развитие умения регулировать силу голоса.

Взрослый выполняет роль заблудившегося в лесу: громко кричит «ау – ау!». Ребенок – это эхо. Он тихо, протяжно повторяет звукосочетания «ау».

3. «Три медведя». Произносить фразы голосом разной высоты.

Взрослый просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т. д.

Речевое дыхание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Ввиду малого объёма лёгких и слабости дыхательной мускулатуры, оно не глубокое.

Дети делают вдох перед каждым словом, в середине его, а иногда речь наблюдается и на вдохе. Выдох у них очень короткий. Во время быстрой речи они захлёбываются, глотают окончания слов и фраз, между фразами и строчками стихотворения не делают пауз, напрягаются, поднимают плечи вверх.

Правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.

       Работу по развитию дыхания у детей следует начать с формирования диафрагмального дыхания. Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя. Например, после дневного сна можно предложить «поиграть животиком». Ребенок, лежа в кровати, кладет небольшую мягкую игрушку на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, игрушка поднимается, затем выдыхают – животик втягивается. Делать это надо не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы, иначе могут возникнуть боли в животе.

       Следующий этап – это обучение умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот.  Для этого проводим следующие упражнения:

                                    Вдох носом – выдох  носом

                                    Вдох носом – выдох ртом

                                    Вдох ртом – выдох ртом

                                    Вдох ртом – выдох носом

Следует научить ребенка забирать воздух ртом и медленно его выпускать. Для этой цели можно предложить массу разнообразных игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, листочки, снежинки, на одуванчик или просто на ватный шарик.

Темп- степень быстроты речи.

Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени.

У детей дошкольного возраста нельзя допускать быстрого темпа речи. Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.

Основное требование к окружающим – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой. Речь должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.

Интонация – это эмоциональные оттенки речи.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:

1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.

2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.

3. Пересказ литературных произведений по лицам.

Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.

Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.

Причины плохой дикции:

- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;

- небрежное отношение к собственному высказыванию;

- чрезмерно ускоренная речь;

- недостатки звукопроизношения;

- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.

Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».

В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки  интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...

«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.

Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...

Картотека игр на развитие общих речевых навыков.

Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....

Квиллинг как средство развития общих речевых навыков

Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...

"Значение развития общих речевых навыков у дошкольников с ОНР"

Статья о развитии общих речевых навыков у дошкольников с речевыми нарушениями...

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе

Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей  с ОНР в старшей группе...

Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....