Развитие общих речевых навыков
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие дыхания, силы голоса, интонации, дикции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Общие речевые навыки | 42.5 КБ |
obshchie_rechevye_navyki.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем общие речевые навыки.
Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:
- голос
- речевое дыхание
- темп и ритм речи
- интонационная выразительность
- дикция
Гортань у детей дошкольного возраста менее развита, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, сиплые. Наблюдается твёрдая атака голоса (голос громкий, яркий, энергичный, резкий). Поэтому рекомендуется развивать мягкую атаку голоса - мягкость, бархатистость, богатство обертонов.
Игры на развитие голоса.
1. «Тихо – громко». Повторять слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо. Взрослый называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Ребенок повторяет их голосом указанной силы.
2. «Эхо». Развитие умения регулировать силу голоса.
Взрослый выполняет роль заблудившегося в лесу: громко кричит «ау – ау!». Ребенок – это эхо. Он тихо, протяжно повторяет звукосочетания «ау».
3. «Три медведя». Произносить фразы голосом разной высоты.
Взрослый просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т. д.
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Ввиду малого объёма лёгких и слабости дыхательной мускулатуры, оно не глубокое.
Дети делают вдох перед каждым словом, в середине его, а иногда речь наблюдается и на вдохе. Выдох у них очень короткий. Во время быстрой речи они захлёбываются, глотают окончания слов и фраз, между фразами и строчками стихотворения не делают пауз, напрягаются, поднимают плечи вверх.
Правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.
Работу по развитию дыхания у детей следует начать с формирования диафрагмального дыхания. Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя. Например, после дневного сна можно предложить «поиграть животиком». Ребенок, лежа в кровати, кладет небольшую мягкую игрушку на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, игрушка поднимается, затем выдыхают – животик втягивается. Делать это надо не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы, иначе могут возникнуть боли в животе.
Следующий этап – это обучение умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого проводим следующие упражнения:
Вдох носом – выдох носом
Вдох носом – выдох ртом
Вдох ртом – выдох ртом
Вдох ртом – выдох носом
Следует научить ребенка забирать воздух ртом и медленно его выпускать. Для этой цели можно предложить массу разнообразных игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, листочки, снежинки, на одуванчик или просто на ватный шарик.
Темп- степень быстроты речи.
Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени.
У детей дошкольного возраста нельзя допускать быстрого темпа речи. Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.
Основное требование к окружающим – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой. Речь должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.
Интонация – это эмоциональные оттенки речи.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:
1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.
2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
3. Пересказ литературных произведений по лицам.
Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.
Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.
Причины плохой дикции:
- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;
- небрежное отношение к собственному высказыванию;
- чрезмерно ускоренная речь;
- недостатки звукопроизношения;
- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.
Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).
Предварительный просмотр:
Развиваем общие речевые навыки.
Общие речевые навыки - это инструмент красивой речи, это те компоненты, с помощью которых можно привлечь внимание слушателей, убедить, доказать свою правоту, быть достойным спорщиком, интересным собеседником, непревзойденным оратором.
К общим речевым навыкам, обеспечивающим правильное звучание речи, относятся:
- голос
- речевое дыхание
- темп и ритм речи
- интонационная выразительность
- дикция
Гортань у детей дошкольного возраста менее развита, чем у взрослых, голосовые связки тоньше и короче, сиплые. Наблюдается твёрдая атака голоса (голос громкий, яркий, энергичный, резкий). Поэтому рекомендуется развивать мягкую атаку голоса - мягкость, бархатистость, богатство обертонов.
Игры на развитие голоса.
1. «Тихо – громко». Повторять слова голосом определенной силы: громко, умеренно, тихо. Взрослый называет группу слов (от 3-х до 5-ти). Ребенок повторяет их голосом указанной силы.
2. «Эхо». Развитие умения регулировать силу голоса.
Взрослый выполняет роль заблудившегося в лесу: громко кричит «ау – ау!». Ребенок – это эхо. Он тихо, протяжно повторяет звукосочетания «ау».
3. «Три медведя». Произносить фразы голосом разной высоты.
Взрослый просит повторить голосом Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки фразы: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?», «Кто ел из моей миски?» и т. д.
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста имеет свои особенности. Ввиду малого объёма лёгких и слабости дыхательной мускулатуры, оно не глубокое.
Дети делают вдох перед каждым словом, в середине его, а иногда речь наблюдается и на вдохе. Выдох у них очень короткий. Во время быстрой речи они захлёбываются, глотают окончания слов и фраз, между фразами и строчками стихотворения не делают пауз, напрягаются, поднимают плечи вверх.
Правильное речевое дыхание достигается лишь при одном условии - спокойном вдохе через рот и нос, без поднятия плеч.
Работу по развитию дыхания у детей следует начать с формирования диафрагмального дыхания. Для игр по развитию физиологического дыхания самые удобные позы – лежа на спине или стоя. Например, после дневного сна можно предложить «поиграть животиком». Ребенок, лежа в кровати, кладет небольшую мягкую игрушку на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, игрушка поднимается, затем выдыхают – животик втягивается. Делать это надо не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы, иначе могут возникнуть боли в животе.
Следующий этап – это обучение умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот. Для этого проводим следующие упражнения:
Вдох носом – выдох носом
Вдох носом – выдох ртом
Вдох ртом – выдох ртом
Вдох ртом – выдох носом
Следует научить ребенка забирать воздух ртом и медленно его выпускать. Для этой цели можно предложить массу разнообразных игр, в которых надо дуть на различные игрушки: кораблики, бабочки, свечки, листочки, снежинки, на одуванчик или просто на ватный шарик.
Темп- степень быстроты речи.
Ритм – равномерное чередование слогов в слове или одинаковая длительность их произношения во времени.
У детей дошкольного возраста нельзя допускать быстрого темпа речи. Неторопливый темп – один из основных элементов правильного развития звуковой культуры речи и средство предупреждения некоторых форм заикания, развивающихся на фоне скороговорки.
Основное требование к окружающим – никогда не говорить с детьми и при детях быстро, скороговоркой. Речь должна быть не торопливой, лёгкой, плавной.
Интонация – это эмоциональные оттенки речи.
Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоциональную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Упражнения на воспитание интонационной выразительности речи:
1. Произнесение различных фраз с интонацией радости, печали, досады, нежности и др.
2. Выделение с помощью голоса отдельных слов в предложении.
3. Пересказ литературных произведений по лицам.
Дикция – это четкое и ясное произношение слов и словосочетаний при правильном произношении каждого звука в отдельности.
Хорошая дикция вырабатывается в процессе формирования и совершенствования артикуляционного аппарата, развития речевого слуха, овладения правильным звуко- и словопроизношением.
Причины плохой дикции:
- недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;
- небрежное отношение к собственному высказыванию;
- чрезмерно ускоренная речь;
- недостатки звукопроизношения;
- слабый самоконтроль за собственным высказыванием.
Пути работы над дикцией – игры на звукоподражание, проговаривание чистоговорок, разучивание и повторение скороговорок (сначала в умеренном темпе, а затем в ускоренном).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию общих речевых навыков у воспитанников дошкольного детского дома «Весною на здоровье».
В структуре речевых дефектов воспитанников детского дома наблюдаются недостатки интонационных средств оформления речи. Широкая распространенность просодических нарушений, их отрицательное влияни...
«Загадочные послания» Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы в форме музыкально – художественного досуга с элементами развития обще речевых навыков.
Практическое усвоение детьми обще речевых навыков через интеграцию различных видов совместной деятельности ( игровой, музыкальной, художественной, коммуникативной, продуктивной) в ходе увлекательного ...
Картотека игр на развитие общих речевых навыков.
Картотека упражнений на развитие правильного речевого дыхания и голоса....
Квиллинг как средство развития общих речевых навыков
Развитие общих речевых навыков (Интонационной выразительности, плавности, четкости речи):1. Развитие слоговой структуры слова.2. Развитие фонетико-фонематических процессов.3. Развитие лексико-граммати...
"Значение развития общих речевых навыков у дошкольников с ОНР"
Статья о развитии общих речевых навыков у дошкольников с речевыми нарушениями...
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе
Планирование кружковой работы "Веселый голосок" по развитию общих речевых навыков у детей с ОНР в старшей группе...
Развитие общих речевых навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена проблеме развития общих речевых навыков у детей. Приводятся примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания, голоса, темпо-ритмической стороны речи, активизации мимики....