Сенсорная интеграция
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Алфеева Татьяна Ивановна

Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx213.47 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 91» города Ярославля

Конспект выступления

 в «Клубе педагогических находок»

на тему: «Использование метода сенсорной интеграции в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

C:\Users\Пользователь\Downloads\0201dfnj-bc7b.jpg

Выступила: Алфеева Татьяна Ивановна,

 воспитатель высшей квалификационной категории

30 марта 2022 г.

Конспект выступления в «Клубе педагогических находок»

на тему: «Использование метода сенсорной интеграции в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Воспитатель: Алфеева Т.И.

          Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия.

Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Взаимодействие всех органов чувств, и процесс передачи сенсорных сигналов называют сенсорной интеграцией. Благодаря этому головной мозг контролирует реакции тела, эмоции и поведение.

Автором сенсорной интеграции является калифорнийский трудотерапевт Джин Айрис, который работал с детьми и взрослыми, имеющие различные неврологические нарушения.

Нарушения сенсорной интеграции проявляются в раннем возрасте: ребёнок позднее сел, пополз, взял игрушку и т.д. Если это процесс нарушен, то впоследствии ребёнок будет трудно ориентироваться в пространстве, самостоятельно одеваться, спускаться по лестнице, концентрировать внимание, запоминать стихи, у детей наблюдается задержка речевого развития…. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития человека – это первые семь лет жизни. Как раз возраст наших детей- дошкольный период.

В последнее время я работаю с детьми с различными нарушениями развития: задержкой психического и речевого развития, нарушениями поведения в социуме. Поэтому, мне приходиться изучать различную педагогическую литературу, материалы интернет- ресурсов, и собирать информацию, как помочь детям правильно развиваться, и хорошо подготовится к школе.  

Интегрировать - значит собрать или организовать разные части в единое целое. Тогда части работают слаженно, как одна система. 

Сенсорная интеграция, необходимая для движения, речи и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.

У детей моей группы наблюдаются определённые проблемы, поэтому на начало года у большинства был диагностирован низкий уровень развития, выявлены различные затруднения во всех образовательных областях, поведении.

      Так как я достаточно хорошо изучила индивидуальные особенности детей своей группы, то стараюсь корректировать деятельность детей во время занятий и в индивидуальной работе. То есть к каждому ребёнку выработан свой подход. Может быть поэтому они меня слушают, слышат, понимают требования. Дети с нарушением процесса обработки сенсорной информации нуждаются в поддержке. Чтобы каждый ребенок стал более успешным необходимо внимательное отношение к сильным и слабым сторонам, важно учитывать предпочтения детей. Ребенку нужно показать, как найти решение его проблем, знать, что с ним все хорошо, что это нормально, когда люди обладают разными возможностями, и что он может быть успешным в жизни. А для этого необходимо проводить специальные развивающие мероприятия, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Несколько лет назад в группе я организовала сенсорный центр, в котором представлены игры и пособия, направленные на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.

Ценность сенсорного центра заключается в его универсальности: здесь дети смотрят, трогают, слышат и чувствуют. В большинстве своём в центре созданы пособия из бросового материала, так как раньше игрушками нас не обеспечивали, как сейчас. И все материалы, пособия, игры собирались постепенно. Что-то приобреталось родителями. В настоящее интересные игры предоставляются детским садом. Ну и я, конечно, продолжаю собирать разные коробочки, крышечки, трубочки и т.д.

Сенсорный центр предназначен:

для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.);

развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;

активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

    Сенсорный центр включает в себя несколько видов зон, с определённым набором средств, стимулирующих сенсорное развитие детей.

- мягкая: мягкие игровые модули (для младшего возраста),

- зрительная: зеркала разных размеров, переливающиеся ткани, разные виды бумаги, иллюстрации с изображением природного ландшафта, карманные фонарики, цветные стёклышки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, газовые и шелковые платки различных цветов, мыльные пузыри, цветные прищепки;

- звуковая: музыкальный центр с набором кассет и CD дисков, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, бубен, маракасы, музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки, звенящие мячи, погремушки, шумовые банки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики, музыкально-дидактические игры;

- тактильная: сухой душ из лент, тактильные панно с различными видами застежек: пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками, сенсорная тропа для ног, мешочки с наполнителями - горох, фасоль, разные крупы; массажный коврик, различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; пластилин.

Предлагаю вам для примера несколько игр на взаимодействие разных органов чувств.

На развитие тактильного восприятия:

  1. Игры с крупами и макаронами: «Пересыпание», «Раскладывание», «Просеивание», «Золушка».
  2. Игры с песком являются мощным средством развития тактильной системы. Так в работе с детьми моей группы применяем такие игры как: «Отпечатки рук», «Что же спряталось в песке?», «Узнай на ощупь», «Спрячь игрушки сам» и другие.

На развитие внимания и слуха ребёнка, умение различать действия человека по звуковому сопровождению:

  1. Выстукивание ритма: взрослый стучит-ребёнок повторяет (деревянными ложками, фломастерами, пластиковыми бутылками и т.д.)
  2. Пропевание: взрослый напевает-ребёнок повторяет (начинать с простых мелодий).
  3. «Узнай по звуку»: дети сидят спиной к воспитателю, воспитатель производит шумы и звуки разными предметами (бросает на пол ложку, мяч,….; ударяет предмет о предмет, перелистывает книгу, мнёт или рвёт бумагу, …)
  4. Выкладывание крышек, камешек, стёклышек, ракушек, бусинок и т.д. в определённой последовательности, выполняя различные задания, использую словесную и зрительную инструкции.

На развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета: «Чего не стало?», «Загадочный силуэт», «Волшебное превращение», «Найди предмет, похожий по форме, цвету и т.д…»

   Главное, что при выполнении сенсорных игр не надо принуждать ребёнка. При выполнении таких упражнений ребёнку отводится ведущая роль. Тогда будет результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...