Конспект коррекционного занятия по развитию устной связной речи в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Тема: «Вода на Земле»
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные– раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли.
Коррекционно-развивающие– развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные– формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье.
Оборудование:ноутбук, телевизор, презентация, листы зелёным, желтым и коричневым цветом бумаги формата А4, фломастеры синего и голубого цвета, питьевая вода в стаканчиках, буквы на магнитах, конфеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_na_zemle.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционного занятия по развитию устной связной речи в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «Вода на Земле»
Цель: развитие связной речи
Задачи:
Коррекционно-образовательные– раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли.
Коррекционно-развивающие– развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря.
Коррекционно-воспитательные– формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье.
Оборудование:ноутбук, телевизор, презентация, листы зелёным, желтым и коричневым цветом бумаги формата А4, фломастеры синего и голубого цвета, питьевая вода в стаканчиках, буквы на магнитах, конфеты.
Предварительная работа:
- знакомство с глобусом как моделью Земли, с картой Земли;
- знакомство с условными цветовыми обозначениями на физической карте Земли: вода – синий и голубой цвет; суша разноцветная - зелёный, жёлтый, коричневый цвет и их оттенки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
В:Ребята, отгадайте загадки
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Мы говорим: она течёт,
Мы говорим: она играет.
И из кувшина её пьём,
И в чайник часто наливаем.
Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя на основе актуализации знаний определяют тему занятия – «Вода».
2. Основная часть.
В:Правильно, ребята, это её Величество Вода. Именно о ней мы будем сегодня с вами говорить. Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на экран. Это глобус и карта Земли. Скажите, какого цвета на них больше всего? Как вы думаете, почему?
Дети: На карте и глобусе много синего и голубого цвета. Эти цвета обозначают воду. На карте много синего и голубого, значит на Земле много воды
В: Ребята, кто из вас видел воду? Где вы ее видели?
Дети: Вода есть у нас дома. Она идет из крана. Я видела воду в море, когда мы с мамой отдыхать. У моей бабушки в деревне есть пруд, я там плавал. Вода бывает в реке. После дождя на улице лужи, и в них вода. Воду можно рассмотреть, если налить в стакан или в прозрачную банку. Я ездил с папой на рыбалку, там была река.
В:Дети, давайте с вами посмотрим на экран.
Вниманию детей представляют фрагменты видеозаписей «Море», «Река», «Ручей, «Озеро». По ходу просмотра дети с помощью воспитателя уточняют разницу между этими объектами.
В: Давайте проверим, кто из вас был внимательным. Послушайте и скажите, что вы слышите?
Вниманию детей представляют фрагменты аудиозаписи «Звуки природы», где звучат ручей и море. Дети слушают и называют их.
В: Молодцы! Сегодня все вы очень внимательны. Сейчас я предлагаю вам взять задание и подойти к столам. Я каждому из вас раздала листы бумаги разных цветов. Это суша нашей Земли. Постарайтесь синим и голубым фломастером нарисовать то, о чем я вас сейчас попрошу. (в правом верхнем углу листа нарисовать ручеек, в левом верхнем - озеро, в левом нижнем -море, в правом нижнем -реку).
Дети получают задание, подходят к столам и выполняют коллективную работу – рисуют ручьи, озера, реки, моря.
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть работы, дать названия изображённым объектам и коротко рассказать о них.
Дети: Я нарисовала ручей, он меньше реки. Я нарисовала озеро, оно как море, только меньше. В нем можно ловить рыбу. Я нарисовал море, оно соленое, больше реки, ручья и озера. Я нарисовал речку, она больше ручейка.
Далее дети подходят к доске и слушают задание воспитателя
В: Ребята, посмотрите на доску. На ней рассыпались буквы. Ваша задача – собрать из букв слово слева направо, но на каждой букве есть подсказка – это нумерация, используй эту подсказку правильно.
Дети составляют слово из букв на доске.
В: Ребята, какое слово у вас получилось? Прочитайте его.
Дети. Наводнение.
В: Верно. Молодцы. Присаживайтесь на стулья.
Дети присаживаются на свои места.
В: Вода в реке, море и океане не всегда бывает чистой и прозрачной. Вода может принести и беду. Например, когда бывает наводнение. Что такое наводнение, ребята?
Дети. Наводнение – это затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием.
Детям воспитатель предлагает посмотреть фрагмент видеозаписи, на которой залитые водой улицы города, спасение людей и животных с крыш домов.
В: Дети, как вы думаете, в каком же водоёме воды больше всего? В каком водоёме ее меньше всего?
Дети: Больше всего воды в океанах и морях, а меньше – в ручейках, маленьких озёрах и прудах.
Дыхательная гимнастика
В: Дети, при дыхательных упражнениях воздух наполняет наши легкие кислородом. От этого мы хорошо себя чувствуем. Наши мышцы лучше работают.
Подготовительное упражнение: Поднять руки вверх – вдох, опустить руки вниз – выдох.
Упражнение «Птицы летят»: стоя, развести руки в стороны, голову поднять, посмотреть вверх – вдох, опустить руки – выдох.
Заключительное упражнение: глубокий вдох, спокойный выдох.
В: Ребята, как вы думаете, что может случиться, если на Земле исчезнут даже самые маленькие ручейки?
Дети: Воды не станет. Исчезнут реки. Не станет ни рек, ни морей, ни океанов. Когда засуха, то животным тоже нечего пить. Озеро обмелеть может. В реке будет мало воды, и рыбы погибнут. Люди без воды жить не могут.
Дети устанавливают прямую зависимость между исчезновением ручейка и исчезновением всей воды на Земле, последствиями этого для всего живого.
В: Ребята, подскажите, какую воду можно пить?
Дети: Пить можно только чистую из крана с фильтром, он чистит воду, чтобы в ней не было микробов. Из колодца можно пить, кипячёную воду, из родника.
Педагог угощает детей водой из стаканчиков.
В: Ребята, какая вода на вкус?
Дети. Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
В: Хорошо. Вот такую воду чистую и прозрачную необходимо употреблять человеку.
В: Давайте поиграем в игру «Какая нам нужна вода». Вы поднимаете вверх одну руку, если нужна чистая вода, и поднимаете вверх две руки, если можно использовать неочищенную воду.
Речевой материал: приготовить суп, сварить компот, постирать белье, помыться в ванне, полить огород, полить комнатные растения, вымыть машину, вымыть овощи и фрукты, утолить жажду, вымыть руки, заварить чай, напоить кошку или собаку, сварить макароны, умыть лицо, залить каток для игры в хоккей, прополоскать рот после еды, вымыть посуду.
3. Подведение иготов.
В: Ребята, что вы узнали сегодня о воде?
Дети: Мы узнали, что без воды жить нельзя. Человек соленую воду не пьет. Чтобы вода была чистой, надо использовать фильтр, потому что в грязной воде живут микробы. Может заболеть живот. Надо закаляться, чтобы не болеть. Вода нужна. Она лечит и дает жизнь всему на Земле.
В: А теперь послушаем звуки воды.
- Капель.
Дети: Это капает вода.
- Шум водопада
Дети: Это шумит водопад.
- Морской прибой
Дети: это звуки моря.
Логопед: А все вместе?
Дети: Это звуки воды.
Проводится оценка деятельности воспитанников. Поощрения за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»
Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...
Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе ...
Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи
Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонен...
Конспект коррекционного занятия по познавательному развитию в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема:«Поздняя осень».Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.Задачи: Образовательные:-учить детей определя...
Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Путешествие в Страну Знаний»
Тема: «Путешествие в Страну Знаний»Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт &raqu...