Конспект коррекционного занятия по развитию устной связной речи в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тема: «Вода на Земле»

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные– раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли.

Коррекционно-развивающие– развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные– формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье.

Оборудование:ноутбук, телевизор, презентация, листы зелёным, желтым и коричневым цветом бумаги формата А4, фломастеры синего и голубого цвета, питьевая вода в стаканчиках, буквы на магнитах, конфеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_na_zemle.docx16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  коррекционного занятия по развитию устной связной речи в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Вода на Земле»

Цель: развитие связной речи

Задачи:

Коррекционно-образовательные– раскрыть значение воды для жизни на Земле и в жизни человека; познакомить детей с водоёмами Земли.

Коррекционно-развивающие– развитие зрительного и слухового внимания, пространственного гнозиса, навыков решения проблемных задач в бытовых ситуациях, закрепление грамматических навыков в устной связной речи, расширение и активизация словаря.

Коррекционно-воспитательные– формировать бережное отношение к воде в природе, навыки заботы о своём здоровье.

Оборудование:ноутбук, телевизор, презентация, листы зелёным, желтым и коричневым цветом бумаги формата А4, фломастеры синего и голубого цвета, питьевая вода в стаканчиках, буквы на магнитах, конфеты.

Предварительная работа:

  • знакомство с глобусом как моделью Земли, с картой Земли;
  • знакомство с условными цветовыми обозначениями на физической карте Земли: вода – синий и голубой цвет; суша разноцветная - зелёный, жёлтый, коричневый цвет и их оттенки.

Ход занятия:

1. Организационный момент

В:Ребята, отгадайте загадки

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

Мы говорим: она течёт,

Мы говорим: она играет.

И из кувшина её пьём,

И в чайник часто наливаем.

Дети отгадывают загадки и с помощью воспитателя на основе актуализации знаний определяют тему занятия – «Вода».

2. Основная часть.

В:Правильно, ребята, это её  Величество Вода. Именно о ней мы будем сегодня с вами говорить. Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно на экран. Это глобус и карта Земли. Скажите, какого цвета на них больше всего? Как вы думаете, почему?

Дети: На карте и глобусе много синего и голубого цвета. Эти цвета обозначают воду. На карте много синего и голубого, значит на Земле много воды

В: Ребята, кто из вас видел воду? Где вы ее видели?

Дети: Вода есть у нас дома. Она идет из крана. Я видела воду в море, когда мы с мамой отдыхать. У моей бабушки в деревне есть пруд, я там плавал. Вода бывает в реке. После дождя на улице лужи, и в них вода. Воду можно рассмотреть, если налить в стакан или в прозрачную банку. Я ездил с папой на рыбалку, там была река.

В:Дети, давайте с вами посмотрим на экран.

Вниманию детей представляют фрагменты видеозаписей «Море», «Река», «Ручей, «Озеро». По ходу просмотра дети с помощью воспитателя уточняют разницу между этими объектами.

В: Давайте проверим, кто из вас был внимательным. Послушайте и скажите, что вы слышите?

Вниманию детей представляют фрагменты аудиозаписи «Звуки природы», где звучат ручей и море. Дети слушают и называют их.

В: Молодцы! Сегодня все вы очень внимательны. Сейчас я предлагаю вам взять задание  и  подойти к столам. Я каждому из вас раздала листы бумаги разных цветов. Это суша нашей Земли. Постарайтесь синим и голубым фломастером нарисовать то, о чем я вас сейчас попрошу.  (в правом верхнем углу листа нарисовать ручеек, в левом верхнем  - озеро,  в левом нижнем -море,  в правом нижнем -реку).

Дети получают задание, подходят к столам  и выполняют коллективную работу – рисуют ручьи, озера, реки, моря.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть работы, дать названия изображённым объектам и коротко рассказать о них.

Дети: Я нарисовала ручей, он меньше реки. Я нарисовала озеро, оно как море, только меньше. В нем можно ловить рыбу. Я нарисовал море, оно соленое, больше реки, ручья и озера. Я нарисовал речку, она больше ручейка.

Далее дети подходят к доске и слушают задание воспитателя 

В: Ребята, посмотрите на доску. На ней рассыпались буквы. Ваша задача – собрать из букв слово слева направо, но на каждой букве есть подсказка – это нумерация, используй эту подсказку правильно.

Дети составляют слово из букв на доске.

В: Ребята, какое слово у вас получилось? Прочитайте его.

Дети. Наводнение.

В: Верно. Молодцы.  Присаживайтесь на стулья.

Дети присаживаются на свои места.

В: Вода в реке, море и океане не всегда бывает чистой и прозрачной. Вода может принести и беду. Например, когда бывает наводнение. Что такое наводнение, ребята?

Дети. Наводнение – это затопление территории земли водой, являющееся стихийным бедствием. 

Детям воспитатель предлагает посмотреть фрагмент видеозаписи, на которой залитые водой улицы города, спасение людей и животных с крыш домов.

В: Дети, как вы думаете, в каком же водоёме воды больше всего? В каком водоёме ее меньше всего?

Дети: Больше всего воды в океанах и морях, а меньше – в ручейках, маленьких озёрах и прудах.

Дыхательная гимнастика

В: Дети, при дыхательных упражнениях воздух наполняет наши легкие кислородом. От этого мы хорошо себя чувствуем. Наши мышцы лучше работают.

Подготовительное упражнение: Поднять руки вверх – вдох, опустить руки вниз – выдох.

Упражнение «Птицы летят»: стоя, развести руки в стороны, голову поднять, посмотреть вверх – вдох, опустить руки – выдох.

Заключительное упражнение: глубокий вдох, спокойный выдох.

В: Ребята, как вы думаете, что может случиться, если на Земле исчезнут даже самые маленькие ручейки?

Дети: Воды не станет. Исчезнут реки. Не станет ни рек, ни морей, ни океанов. Когда засуха, то животным тоже нечего пить. Озеро обмелеть может. В реке будет мало воды, и рыбы погибнут. Люди без воды жить не могут.

Дети устанавливают прямую зависимость между исчезновением ручейка и исчезновением всей воды на Земле, последствиями этого для всего живого.

В: Ребята, подскажите, какую воду можно пить?

Дети: Пить можно только чистую из крана с фильтром, он чистит воду, чтобы в ней не было микробов. Из колодца можно пить, кипячёную воду, из родника.

Педагог угощает детей водой из стаканчиков. 

В: Ребята, какая вода на вкус?

Дети. Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

В: Хорошо. Вот такую воду чистую и прозрачную необходимо употреблять человеку.

В: Давайте поиграем в игру «Какая нам нужна вода». Вы поднимаете вверх одну руку, если нужна чистая вода, и поднимаете вверх две руки, если можно использовать неочищенную воду.

Речевой материал: приготовить суп, сварить компот, постирать белье, помыться в ванне, полить огород, полить комнатные растения, вымыть машину, вымыть овощи и фрукты, утолить жажду, вымыть руки, заварить чай, напоить кошку или собаку, сварить макароны, умыть лицо, залить каток для игры в хоккей, прополоскать рот после еды, вымыть посуду.

3. Подведение иготов.

В: Ребята, что вы узнали сегодня о воде?

Дети: Мы узнали, что без воды жить нельзя. Человек соленую воду не пьет. Чтобы вода была чистой, надо использовать фильтр, потому что в грязной воде живут микробы. Может заболеть живот. Надо закаляться, чтобы не болеть. Вода нужна. Она лечит и дает жизнь всему на Земле.

В:   А теперь послушаем звуки воды.

  • Капель.

Дети: Это капает вода.

  • Шум водопада

Дети: Это шумит водопад.

  • Морской прибой

Дети: это звуки моря.

Логопед:  А все вместе?

Дети: Это звуки воды.

Проводится оценка деятельности воспитанников. Поощрения за работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Конспект итогового занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и фразовой речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Индивидуального  логопедического  занятия по автоматизации звука  Ш  в слогах, словах и фразовой речи  в старшей группе  ...

Модель взаимодействия специалистов и педагогов по речевому развитию воспитанников комбинированных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

Ситуация, сложившаяся в сфере дошкольного образования, свидетельствует о возросшем количестве детей с особыми образовательными потребностями, отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие отклонен...

Конспект коррекционного занятия по познавательному развитию в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема:«Поздняя осень».Цель: развитие познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.Задачи:      Образовательные:-учить детей определя...

Конспект коррекционного занятия по обучению грамоте в комбинированной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Путешествие в Страну Знаний»

Тема: «Путешествие в Страну Знаний»Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт &raqu...