РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Развитие произвольной саморегуляции поведения и установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolotova_e.g._-_statya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.Г. Долотова
психолог, МБДОУ «Детский сад» № 459,
г. Нижний Новгород, 2024год
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов.
Успешность ребенка в общении со сверстниками – важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом. При анализе данной проблемы и изучении ее аспектов можно заметить, что каждый третий ребенок дошкольного возраста имеет проблемы в общении и нуждается в психопрофилактической и психокоррекционной помощи (О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев).
В рамках данной статьи мы хотим поделиться опытом решения означенных проблем. Подобные негативные проявления в поведении проявляются и у детей, посещающих наше дошкольное учреждение. Часть детей группы страдали застенчивостью, страхами, у них была снижена самооценка. Другие дети, наоборот, демонстрировали агрессивность, своеволие, жажду лидерства. Большинство ребят обладали очень слабыми графическими навыками. Другой проблемой была крайняя обидчивость детей, неумение ребенка учитывать позицию сверстника, элемент соревнования, проигрыш одного или несколько игроков, неумение играть в игры с правилами.
Для решения сформулированных выше коммуникативных и психологических проблем нами был задуман проект «Заколдованное сердце». По форме проект представляет собой психологическую игру с элементами психологического тренинга, в которой участие педагога опосредствовано ролью игрового персонажа.
Основными целями проекта являются развитие произвольной саморегуляции поведения и установление взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми на основе партнерства и сотрудничества.
Задачами проекта, таким образом, выступают:
1) социализация дошкольников через вовлечение их в игровую деятельность;
2) диагностика, коррекция и оптимизация личностного развития детей старшего дошкольного возраста на основе игровых форм и методов;
3) развитие высших психических функций и их произвольности;
4) развитие креативности (воображения, творческих способностей творческого мышления);
5) закрепление основ коммуникативной культуры;
6) формирование психологической готовности детей к школьному обучению.
Участниками проекта являются психолог, педагоги дошкольного образования и дети старшего дошкольного возраста.
Протяженность по времени – 4 месяца.
На предварительной (констатирующей) стадии проекта проводится социометрия, определение уровня самооценки и цветовой тест эмоциональных отношений.
На формирующем этапе проекта организован ряд образовательных мероприятий, проводимых непременной в подгрупповой форме (10 - 12 детей). Это необходимо для того, чтобы держать в поле зрения каждого ребенка и оказывать своевременную помощь.
Образовательная деятельность ориентирована на достижение следующих результатов:
- повышение уровня коммуникативной компетентности детей;
- снижения количества страхов, формирования адекватной самооценки;
- формирования учебной мотивации и познавательной потребности;
- развитие мелкой и сенсомоторной координации детей;
- развитие элементов логического мышления и воображения детей;
- формирование навыка правильного игрового (и ролевого) поведения;
- укрепления доверия внутри группы, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Образовательные мероприятия проводятся как в первой половине дня – включены в непосредственную образовательную деятельность дошкольного учреждения, - так и во второй половине дня – тогда время занятия можно продлить до 40 минут.
Занятия проводятся в игровой форме или в форме путешествий, с использованием игр на сплочение группы, коммуникативные игры, игры с правилами на развития внимания, подвижные игры, совместная деятельность в парах в группах. Для психологического комфорта обязательно используется музыкальное сопровождение.
Игры и путешествия, а также сказочные сюжеты позволят детям эмоционально расслабиться, стать естественными и преодолеть барьер общения с участниками занятия.
Использование релаксационных упражнений помогает, с одной стороны, настроить детей на само занятие, с другой – дает им возможность отдохнуть, снять некоторое напряжение, усталость, накопившиеся в процессе занятия.
Играя в подвижные игры, дошкольники учатся выполнять правила в игре, адекватно реагировать на ситуацию проигрыша, освобождаться от негативных эмоций самостоятельно, приемлемыми в ситуации общения способами.
Совместная деятельность в парах направлена на умение договариваться, слушать товарища. При выполнении творческого задания, работая в группе, у ребенка проявляется самостоятельность, лидерские качества, умение работать в команде, формируется толерантность по отношению к другому человеку.
Творческие задания способствуют развитию креативности. При работе с пластилином, мелкими предметами и природным материалом, у детей развивается мелкая моторика и тонкая координация.
В ходе реализации проекта проводились следующие игры.
«Передай привет по кругу». Каждый здоровается тем способом, который показал взрослый, или придумывает свой способ, отличный от других.
«Самопрезентация». Выходя в круг, игрок называет свое имя и показывает движение. Потом все остальные игроки называют имя ребенка «Ты - Сергей» и повторяют его движение.
«Похвали соседа», «Комплимент», «Назови соседа ласково».
«Встаньте только те, у кого …..», «Радио», «Внимание, внимание потерялся ребенок». По команде взрослого поднимаются только те, у кого, например, есть сестра, кто любит, кто одет.
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Игроки загадывают и молча показывают любые действия водящему, тот отгадывает.
«Летит, летит по небу шар», «Колпак мой треугольный», «Чайник с крышечкой». Постепенно слова заменяются движением рук, слова почти не остаются только одни движения.
«У тети Моти четыре сына», «У дядюшки Абрама», «У Миланьи и старушки» с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте.
«Зеркало». Игроки как можно точнее повторяют движения за водящим.
«Договоритесь глазами» Игроки располагаются по периметру комнаты, молча подмигивают друг другу, ищут пару и меняются местами.
«Узнай настроение по пиктограмме». «Передай свое настроение». (мимикой, словами, интонацией, прикосновением, движением).
«Займи стул». Стульев на один больше, чем игроков. Дети идут друг за другом. По сигналу взрослого они должны занять стулья. Тот, кому не досталось свободное место, - проиграл.
«Тише едешь, дальше будешь». Дети останавливаются по команде водящего.
«Найди и промолчи». Задача – найти спрятанный предмет и молча, не обнаруживая свои эмоционального состояния, подойти к водящему и объяснить, где он находится.
Подвижные игры «Запретные движения», « Да и нет не говорите», «Платочек», «Колечко»
Ситуации на совместную деятельность в парах (умение договариваться).
«Рукавички». Варианты задания: 1) каждому игроку раздают по одной рукавичке. Дети по узору на рукавичках должны найти себе пару и раскрасить узоры одинаково. 2) выкладывается узор из геометрических фигур.
«Нарисуй в паре». Варианты задания: 1) двое держатся вместе за один карандаш; 2) рисуют одну картинку вдвоем молча, каждый пользуется своим карандашом; 3) рисуют по очереди.
«Морское дно», «Дом золотой рыбки», «Золотой ключик», «Крушение пиратского судна». В совместной работе создают один сюжет, используется оборудование и материалы: прочные контейнеры с теплой водой, морские кумушки, ракушки, мелкие игрушки, бусы, полифункциональным материалы.
«Полянки моего настроения». Оборудование и материалы: 1) основа плетеные салфетки, цветные шнурки, ленты. тесьма, крупные бусины, проволока, бумага. Определить настроение пары и создать «полянку» своих эмоций, придумать для своей полянки название. 2) основа картон, покрытые тонким слоем пластилина, фасоль, горох, пшено ,гречка, цветные бусины, цветные нити.
«Собери картинку из частей». Одну картинку собирают несколько игроков. Количество игроков и картинок одинаково, части картинок перемешивают и раздают игрокам в случайном наборе, надо выменять у соседей нужные детали.
На завершающем этапе проводится психологическая игра «Заколдованное сердце». За основу игры была взята игровая «оболочка», разработанная кандидатом психологических наук М.Р. Битяновой для младших школьников.
Игровой сюжет игры выступает обрамлением, дошкольники вовлекаются в игру, в ходе которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи (см. в приложении).
Время проведения игры – 50 минут.
Материал и оборудование: куклы Муля и Дуля, письмо, волшебный мешочек, белое сердце вырезанное из ватмана, красное сердце - разрезанное на три равные части, волшебная карта передвижения, набор разрезных картинок на две части, набор карточек с шифровками, буквами, шифры, наборы нарисованной одежды, цветные резиночки, цветные осколки, фломастеры по количеству участников, три тарелочки, макароны и фасоль.
Музыкальное оформление: Эдвард Григ «Марш Гномов»; Песенка о волшебниках из кинофильма "Маша и Витя".
Последовательность игровых действий:
- погружение в игру;
Ведущий сообщает, что в детский сад пришло письмо, в котором говорится о том, что воспитатель заколдован.
Чтобы его расколдовать, надо отправиться в Волшебную страну и пройти через три испытания. Если вы сумеете преодолеть их, то воспитатель вернется к вам целым и невредимым.
Воспитатель в беде. Что будем делать? (ответы детей)
Ведущий. Хорошо, мы решили, что пройдем все испытания. Испытания, которые нас ждут впереди очень трудные и мы сможем их пройти, если мы с вами будем дружными. А что значит быть дружными? (ответы детей).
Сейчас мы отправимся с вами в Волшебную страну, в нее можно попасть только раз в тысячу лет. А сегодня именно такой день, когда это можно сделать. В волшебную страну мы можем попасть только с помощью волшебного колеса и нам его нужно раскрутить. При этом нужно сказать волшебные слова «Вот я, вот я, попадаю в сказку я».
(Звучит музыка, дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и идут по кругу, говоря волшебные слова. Воспитатель входит в группу, садится на стул, закрывает глаза и замирает).
-формулировка цели и условий игры.
Ведущий. Посмотрите внимательно, кто это находится в группе? (ответы детей, что это их воспитатель) Да, это ваш воспитатель, и он заколдован Снежной королевой.
Снежная королева заколдовала ее сердце, оно стало белым и холодным. (показывает белое сердце). Растопить сердце воспитателя можно, преодолевая разные препятствия.
По мере выполнения заданий сердце постепенно будет оттаивать, и приобретать свой истинный цвет.
Ведущий. Чтобы не сбиться с пути, нашим друзьям - Жителям Волшебной страны - удалось раздобыть карту нашего пути. С ее помощью мы будем узнавать, где мы находимся, и какие испытания нам предстоит пройти.
- последовательное выполнение трех заданий: «Город близнецов», «Лес ссор» и «Лавина лени».
1. Ведущий. Перед нами «Город близнецов». Ребята, а кто такие близнецы? (ответы детей).
В нашем городе близнецов все дома, здания, улицы похожи друг на друга и жители нашего города тоже похоже друг на друга, т.к. они близнецы. Кроме этого они одинаково одеваются, играют одинаковыми игрушками и любят, есть одно и то же. Ой, кто же там так спорит? (появляются две куклы Дуля и Муля).
Ведущий. Ребята посмотрите - это близнецы, давайте прислушаемся, о чем они спорят? (идет спор между куклами).
Ведущий. Близнецы все утро спорят, какую одежду они хотели бы сегодня надеть, ведь по правилам Города близнецов все жители должны ходить в одинаковой одежде, вот Дуля и Муля и спорят. Одна надела голубой комбинезон, а другая розовый.
Ведущий. Давайте мы им поможем: Мы нарисуем для портних, которые шьют одежду для близнецов, одинаковые модели и тогда, наверное, они перестанут спорить. (юбки прикрепляются на мольберт). Детьми рассматриваются модель юбок, они находят в них различия и дорисовывают детали.
Ведущий. Ребята Снежная королева и здесь одежду заколдовала, нам предстоит ее исправить. Мы с вами с помощью волшебных резинок разделимся на пары, берем из волшебного мешочка по одной резиночки, надеваем ее на руку и ищем пару, такую же по цвету. Каждая пара получает по одному комплекту одежды и фломастеры, вы вместе садитесь за столы, вместе находите отличия и вместе их дорисовываете. Комплекты готовой одежды вывешиваются и рассматриваются. Модели одежды дарят Дуле и Муле, а близнецы дарят детям первый осколок сердца. (на сердце появляется кусочек красного цвета). Сердце начало понемногу оттаивать.
2. Ведущий. А теперь, надо пройти следующее испытание (дети смотрят на карту). В впереди «Лес ссор» (звучит музыка и входит Баба Яга).
Баба – Яга соглашается помочь, если дети выполнят ее задание.
«Я сегодня как раз рассыпала всю фасоль, хотела Кащеюшку пригласить к обеду, а где фасоль, где макароны, все перепуталось. Пригласила Лешего на помощь, да мы с ним только ссоримся. Он говорит, что он будет выбирать фасоль, а я говорю, что я буду выбирать фасоль и так и ссоримся целый день».
Ведущий. Сейчас каждый из вас получит половинку открытки, к которой необходимо найти ее вторую половину. (Каждый ребенок из волшебного мешочка берет половинку открытки и внимательно смотрит на картинки своих друзей, находит часть от своей картинки, таким образом, образуется пара).
Каждая пара получает мисочку с фасолью и макаронами, и две тарелочки.
(Дети садятся за столы парами, договариваются, как будут разбирать фасоль и макароны по разным тарелочка,. Баба – Яга следит за выполнением правил во время работы, принимает работу у каждой пары, и после выполнения задания к сердцу прикрепляется еще одна часть красного сердца).
3. Ведущий. Следующее испытание - «Лавина лени» (Появляется Матушка Лень, садится на стул и зевает).
« Ой, чего - это вы тут расшумелись, бегаете, суетитесь и не лень вам».
Ребята, как вы думаете, кто это? (Ответы детей).
Ведущий. Матушка лень опять заснула и не пропускает нас через свое болото. Но я знаю, как можно с помощью волшебных слов победить лень и добраться до царства Снежной королевы. Сейчас каждая команда получит шифровку, в которой спрятано одно из слов. Посмотрите на карточки, слова в них зашифрованы при помощи цифр, вверху листа находится ключ к шифру. Для того чтобы вы смогли правильно выполнить задание, нужно сначала вставить напротив каждой цифры зашифрованного слова буквы, пользуясь ключом к шифру, таким образом вы сможете понять, какие слова спрятаны на карточках.
(Из волшебного мешочка дети берут по цветному кусочку, делятся на команды по цвету, каждая команда садится за стол, выполняет задание, карточки вывешиваются на мольберт).
Дети все вмести читают волшебные слова - дружба, смех, добро, труд, терпение, знания, смелость. (Количество слов берется от количества детей играющих в игру примерно в каждой команде по четыре человека).
Лень прощается с детьми и вручает часть красного сердца.
- заключительный этап
Ведущий. Посмотрите на сердце нашего воспитателя, оно расколдовано. (Воспитатель благодарит детей, улыбаясь, говорит, как она их любит, дарит по маленькому красному сердцу).
По существу данная игра носит модульный характер, так как количество заданий и их последовательность может варьироваться в зависимости от протяженности игры, количества детей, их возраста и степени их подготовленности к выполнению предлагаемых действий.
© Е.Г. Долотова, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-Методический материал (старшая группа) по теме: «Игровые методы развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Выпускная работа на факультете по направлению:Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС...
Чувство юмора, как эмоциональная составляющая коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста
Статья опубликована в научном журнале в рамках защиты диссертации....
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...
Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...
Коллекционирование – как метод развития познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста
Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие....