Коллекционирование – как метод развития познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа)
Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kollektsionirovanie.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Коллекционирование – как метод развития познавательной компетенции детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это время открытий, время активного познания окружающего мира. Задача педагогов – стимулирование познавательной деятельности детей, ведь с возрастом потребность ребёнка в новых впечатлениях возрастает, но возможности дошкольника достаточно ограничены, он может удовлетворить эту потребность только при непосредственном участии взрослого. Если маленький человечек, по каким – либо причинам не может этого сделать, познавательный интерес может угаснуть. Для развития познавательно-исследовательской деятельности детей педагоги используют разнообразные формы работы в своей педагогической практике. Одной из таких эффективных форм нетрадиционного обучения дошкольников является коллекционирование. Это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. Коллекционирование – целенаправленное собирательство каких – либо, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую, художественную ценность.
Коллекционирование – не только увлекательное, но и развивающее занятие. Правильно организованная деятельность учит детей классифицировать собранные объекты, определять, что их объединяет, чем они отличаются. С коллекциями можно играть, развивать речь, мышление, сенсорные способности ребёнка, знакомить его с окружающим миром. У многих детей детское увлечение перерастает в хобби на всю жизнь.
Новизна проекта: данный проект, позволяет отойти от традиционных форм взаимодействия участников образовательного процесса, является методом материализации собственного «я» в современном мире для детей дошкольного возраста, в том числе для детей, имеющих тяжёлые нарушения речи. Проект позволяет детям глубже познать и раскрыть свои возможности, а также возможности других людей, освоить различные социальные роли, взаимоотношения, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социуме (выставки коллекций повышают статус ребенка в группе, способствуют развитию интереса к нему других детей, вызывают желание детей к коллекционированию).
Реализация проекта охватывает все образовательные области, прописанные в ФГОС ДО Российской Федерации, проект основан на поддержке и развитии детской инициативы.
Цель проекта:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
для детей:
1. Научиться собирать предметы, оформлять из них коллекцию.
2. Узнать интересную информацию о предметах своих коллекций.
3. Познакомиться с детьми – коллекционерами (внутри дошкольного учреждения), коллекционерами – взрослыми.
Для педагогов:
1. Изучить технологию коллекционирования.
2. Познакомиться с этапами коллекционирования.
3.Рассказать детям о коллекциях, коллекционерах; заинтересовать их коллекционированием.
4. Создать условия для развития детского коллекционирования.
5. Научить детей классифицировать, систематизировать предметы.
6. Развивать инициативность, любознательность и познавательную активность детей; расширять кругозор воспитанников.
7. Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
8. Обогащать и активизировать словарь детей.
9. Способствовать развитию творческих, коммуникативных навыков, креативности дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности.
10. Формировать бережное отношение к хранению коллекций.
11.Вовлечь родителей в совместную деятельность на основе выявления положительных сторон семьи, активизировать ее творческий потенциал и педагогическую компетенцию, через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
12.Сформировать положительное отношение родителей к коллекционированию.
13.Познакомить родителей с оформлением коллекций.
Для родителей:
1.Способствовать формированию положительного отношения детей к коллекционированию.
2.Научиться правильному оформлению коллекций.
Форма проведения итогового мероприятия:
Выставка «Наши коллекции».
Продукты проекта:
для детей:
· Коллекции разных видов: индивидуальные, коллективные, домашние.
· Собрана библиотека познавательной, энциклопедической литературы.
для педагогов:
· Конспекты, сценарии, методическая литература, компьютерные презентации, видеофильмы по теме;
· классификационные карты предметов коллекций;
· предметы и материалы для организации разнообразных мини – музеев, коллективные коллекции;
· оформлена библиотека (детские энциклопедии).
для родителей:
Индивидуальные и домашние коллекции; памятки о правильном оформлении коллекций.
Сильные стороны проекта:
Значимость и целесообразность использования коллекционирования в современном образовательном пространстве объясняется тем, что коллекционирование:
· Способно помочь решить множество педагогических задач (помогает расширять детский кругозор; развивает избирательность интересов; формирует познавательные интересы детей; развивает коммуникативные навыки, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, выделять главное, комбинировать; способствует творческому развитию личности; помогает формировать эстетическое и сенсорное восприятие; развивает способность оформления и сбора предметов; положительно влияют на развитие психики);
· Включает разнообразные педагогические методы и приёмы;
· Интегрированность в разных видах совместной деятельности;
·Обеспечивает эмоциональное благополучие всех участников образовательного процесса;
· Поддерживает индивидуальность и инициативу детей;
· Способствует установлению правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях;
· Позволяет взаимодействовать с родителями воспитанников.
Слабые стороны:
Обычно дети способны активно вовлекаться в деятельность по коллекционированию, но, к сожалению, со временем, у большинства детей это желание пропадает (коллекционирование – не просто собирательство предметов, а классификация их по родовидовым отношениям).
Пассивность некоторых родителей в этом виде деятельности, ведь от вовлечённости родителей зависит стойкость увлечения детьми коллекционированием. Или же наоборот, родители берут инициативу по сбору коллекции в «свои руки», подавляя самостоятельность ребёнка.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Заинтересованность дошкольников коллекционированием. У детей имеются стойкие представления о коллекционировании, коллекциях (их разнообразии), коллекционерах. Дети владеют практическими навыками оформления коллекций. Сформирован достаточный словарный запас, правильное употребление предложных конструкций, развита фразовая речь, ассоциативное мышление, способность контроля и самоконтроля.
Собраны индивидуальные коллекции (по выбору и желанию), которой ребёнок «управляет», ухаживает, умеет получать информацию о предметах коллекции из различных источников и применять полученные знания на практике
Для педагогов:
Разработаны и систематизированы конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми, сценарии мероприятий совместной деятельности педагогов и детей, педагогов и родителей.
Осуществлен подбор литературы по теме, оформлен необходимый иллюстративный материал.
Собраны коллективные (групповые) коллекции по темам.
Создано полноценное социальное сотрудничество с семьями воспитанников.
Для родителей:
Сформировано представление о коллекционировании, как типе исследовательской деятельности; владеют навыками оформления коллекций.
Собраны домашние, индивидуальные коллекции.
Создано полноценное социальное сотрудничество с педагогами группы, дошкольной организации.
Ресурсное обеспечение:
-информационные ресурсы (методическая и художественная литература, информация из интернета);
-наглядные ресурсы (видеофильмы, презентации, демонстрационные картины, иллюстрации;
-материально-технические (дидактические, настольно-печатные игры, оборудование для рисования).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через коллекционирование"
Творческий отчет представлен на РМО воспитателей, одобрен и предложен к распространению...
Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Буклет "Роль коллекционирования в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"...
Опыт работы по теме "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все к...
Приложения к опыту работы "Экспериментирование как эффективный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
приложения содержат познавательный материал как дополнение к опыту работы...
Детское исследование – как современный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Метод исследования способстует приобретению у дошкольников новых знаний, умений и навыков, а также развитию его творческих способностей....
- Мне нравится (1)