Проект на тему: Сказкотерапия-как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
проект (старшая группа)
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ №6 «Колокольчик» п. Мирный»»
Проект на тему:
Сказкотерапия как средство развития коммуникативной
компетенции детей старшего дошкольного возраста
Составитель: воспитатель
Гладышева Т.А.
2018 год
Содержание:
Пояснительная записка ……………………………………………......... | 3 |
План работы над проектом……………………………..……................... | 5 |
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста……….. | 6 |
Список используемой литературы……………………………………… | 13 |
Приложение А (Конспект занятия сказкотерапии)……………………. | 15 |
Приложение Б (игры и упражнения на формирование дружеских взаимоотношений)……………………………………………………….. | 26 |
Приложение В (игры на формирование дружеских взаимоотношений)……………………………………………………….. | 28 |
Приложение Г (игры на развитие невербальных средств общения)….. | 29 |
Приложение Д (игры на распознавание и выражение эмоций)……….. | 31 |
Пояснительная записка
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.
Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями
В последнее время в психолого – педагогической литературе появился термин «педагогическая компетентность».
Общение и коммуникативная компетенция не являются тождественными понятиями, поскольку имеют содержательные различия.
Общение предполагает обмен информацией, впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями, опытом
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям людей на разных этапах их жизнедеятельности.
Развитие коммуникативной компетенции необходимо для ребенка, так как в ней развиваются навыки и умения, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия.
Сказкотерапия отвечает природе маленького ребенка, так как в основе ее лежит сказка, а основными видами деятельности являются игровые. Сказктерапия направлена на регуляцию эмоционально – поведенческой стороны личности человека. Ее терапевтический эффект достаточно хорошо представлен на теоретическом и практическом уровнях.
Анализ психолого – педагогической литературы и изучение опыта работы педагогов – практиков показал, что данная технология как средство развития коммуникативной компетенции не рассматривается, хотя такие приемы как комментирование, сочинение, театрализация способствуют развитию всех сторон речи, а коллективное взаимодействие учит общаться с учетом норм этикета.
В связи с выявленным противоречием была определена тема исследования: «Сказкотерапия как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста».
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: определить возможности применения сказкотерапии в процессе развития коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- Проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
- Изучить педагогический опыт работы по проблеме развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
- Выявить особенности развития коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста.
- Определить условия использования сказкотерапии как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать и подобрать дидактический материал развития коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:
- теоретические – изучение, анализ, синтез, сравнение, обобщение, конспектирование психолого – педагогической литературы;
- практические – наблюдение, беседа, занятия сказкотерапия, игры, упражнения, этюды, библиографическое описание.
Для осуществления коррекции коммуникативной компетенции нами были разработаны занятия сказкотерапии (Приложение № 1,2), подобраны игры и упражнения на формирование дружеских взаимоотношений (Приложение №3), развитие интонационной выразительности речи (Приложение №4), невербальных средств общения (Приложение №5), игры на распознавание и выражение эмоций (Приложение №6).
База исследования: старшая группа МАДОУ № 6 «Колокольчик» п. Мирный
План работы над проектом
Этапы | Содержание | Цели | Сроки |
Подготовительный | Изучение методической литературы по теме проекта |
| Сентябрь-Декабрь Январь-Февраль |
Основной | Использование сказкотерапии в процессе развития коммуникативной компетенции детей |
| Март-Апрель |
Завершающий | Подведение итогов работы |
| Май |
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста
Проблема формирования личности, выявление важнейших детерминант ее развития была и остается одной из актуальных в различных областях знаний: философии, психологии, педагогике. Объективно существующая связь человека с другими людьми, невозможность его как социального существа развиваться вне общества, позволяет выделить в качестве сущностной характеристики человеческой психики феномен общения.
В последнее время наряду с термином «общение» широкое распространение получили термины «коммуникация» и «коммуникативная компетенция».
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Именно в общении человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных потребностей.
Особенно велика роль общения в детстве. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) ребенок приобретает основной жизненный опыт.
Коммуникация (лат.communico-общаюсь с кем то) – это смысловой и индивидуально – содержательный аспект социального взаимодействия; обмен информацией в различных процессах социального взаимодействия.
Коммуникация с психологической точки зрения – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт, отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Коммуникативные умения — это осознанные коммуникативные действия (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно – коммуникативные, регуляционно – коммуникативные и аффективно – коммуникативные группы умений.
Коммуникативная компетенция – совокупность знаний, умений и навыков, необходимых человеку для общения с людьми.
В дошкольном возрасте коммуникативная компетентность формируется с помощью диалога.
Н.А. Стародубов, изучая проблему развития коммуникативной стороны речи, выделяет целый ряд умений, которыми должны овладеть дети на протяжении дошкольного возраста. Это:
- умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать, на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.);
- умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою сточку зрения. Выражать свое отношение к предмету разговора;
- умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;
- владение разнообразными формами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);
- умение использовать мимику и жесты;
- умение общаться в паре, по 3-5 человек, в коллективе.
Сказкотерапия – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Основной принцип сказкотерапии: педагогическая поддержка – решение сложной проблемы совместными, приемлемыми для конкретного воспитанника способами и приемами. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворенность детей самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности.
Содержание, формы и методы сказкотерапии изучают И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Н.А. Сакович, Д.Ю. Соколов, Л.В. Филиппова, О.А. Шорохова и др.
Сказкотерапия интегрирует в себе такие образовательные области как безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество.
В основе сказкотерапии лежит сказка.
Народная сказка – это уникальная энциклопедия истории, общественного строя, быта и мировоззрения народа.
Л.С. Выготский утверждает, что мир «вливается в человека тысячью звуков, влечений, раздражений». Литература, в частности сказка, является средством «уравновешивания со средой в критических точках нашего поведения», способом «изживания эмоций» и удовлетворения духовных потребностей личности.
О.С. Ушакова, К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский отмечают, что детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка, народные сказки дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков. Слушая сказку, ребенок усваивает речь, отдельные слова и выражения и может тут же включать их в свой словарный запас. Совершенствование в дошкольном периоде речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности.
Е.Н. Водовозова, считая сказку способом обогащения детской речи, усвоения выразительных речевых оборотов и народных выражений, относит ее к эффективным средствам эстетического воспитания.
Привлекательность сказкотерапии в коррекционной работе по развитию коммуникативной компетенции у детей объясняется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет естественные потребности ребенка:
Во-первых, потребность в автономности, которая выражается в стремлении ребенка проявить свое личное мнение, позицию, взгляды.
Во вторых, потребность в активности, которая предполагает активное взаимодействие в общении, умение привлекать внимание собеседников, стимулировать их коммуникативность, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
В третьих, потребность в социальной компетенции, которая состоит из нескольких моментов:
- когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, эмоциональное состояние;
- мотивационного, включающего демонстрацию доброты, внимания, сопереживания, содействия к другому человеку;
- поведенческого, позволяющего выбрать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми.
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция – это знания и умения, необходимые для понимания чужих и создания собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения.
Анализ психолого – педагогической литературы показал, что данное понятие трактуется с филологической, психологической и педагогической позиций. Но, не смотря на разные подходы, коммуникативную компетенцию понимают, как умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение в различных сферах и ситуациях общения.
Коммуникативная деятельность неотделима от деятельности речевой, а речь неотделима от языка, поэтому в данном параграфе мы остановимся на особенностях развития общения, языка и речи у детей от рождения до семи лет.
В дошкольном детстве существует две формы общения – с взрослыми и сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка.
Известный отечественный психолог М.И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения, совокупность данных составляющих представляют собой определенную форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения.
Первой, возникающей в онтогенезе (от 1 до 6-7 месяцев), является ситуативно – личностная форма, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Это эмоциональная форма общения имеет большое значение для всего последующего развития ребенка и характеризуется следующими показателями:
- через две недели после рождения ребенок начинает реагировать на голос говорящего – перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной);
- на втором месяце ребенок начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Можно организовать общение с ребенком путем воздействий на его зрение, слух и осязание, которые вызывают у него в ответ положительные эмоции, а к концу второго месяца – гуление;
- на третьем месяце у ребенка возникает потребность в общении с взрослым, оно осуществляется уже по инициативе самого ребенка. В ответ на приветствие взрослого он выражает свою радость «комплексом оживления»;
- на четвертом месяце ребенок прислушивается к человеческому голосу, общение происходит на основе речевых звуков (лепет), при этом инициатива исходит от ребенка;
- на пятом и шестом месяцах ребенок сам встречает взрослого звуками голоса, произносит отдельные слоги не только в общении с взрослым, но и в своей самостоятельной деятельности вне ситуации общения.
Следующая форма общения – ситуативно – деловая (от 6 месяцев до 3 лет). Отличительная особенность – это потребность ребенка в общении с взрослым в рамках предметно – манипулятивной деятельности (ведущей деятельности периода раннего детства).
В конце первого и начале второго года жизни у ребенка все большую силу приобретает словесный раздражитель. Он начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные слогосочетания. Появляются реакции на сами слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). Первые слова ребенка носят обобщенно – смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами и мимикой. С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Накопление новых слов дает ребенку возможность понимать словесное объяснение взрослого, усваивать знания. На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: к 1 году - 10-15 слов, к концу 2-го года - 300 слов, к 3 годам - около 1000 слов.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания и просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования, далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительной возможности ребенка. Отношение ребенка к окружающему миру качественно изменяется, постепенно у него формируется осознание собственного «я».
Общение со сверстниками в данный возрастной период основано на эмоционально практическом взаимодействии. Ребенку достаточно, чтобы к его шалостям присоединился сверстник, и, действуя с ним вместе, или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально – практического общения озабочен, прежде всего, тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик в виде подражания своим движениям, позам, звукам. Общение детей еще не связано с их предметными действиями. Главная особенность – это подражание действиям своего партнера по «игре».
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно – познавательной, которая проявляется в младшем и среднем дошкольном возрасте (3-5 лет).
Уровень развития мышления, внимания, речи позволяют дошкольнику оторваться от конкретной ситуации, простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора. Явным свидетельством проявления внеситуативно – познавательного общения являются вопросы, адресованные взрослому. Ребенку уже не достаточно простого внимания и сотрудничество с взрослым. Ему нужно серьезное, уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям. Потребность в уважительном отношении взрослого становится основной потребностью, побуждающей ребенка к общению.
В младшем и среднем дошкольном возрасте продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству. К.Д. Ушинский придает особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении. Параллельно с развитием словаря идет развитие грамматического строя речи, овладение связной речью. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение. К 5 годам жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Однако в структурном отношении речь ребенка еще не совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
К 4 годам сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимает все больше места в жизни ребенка. В это время сюжетно – ролевая игра становится коллективной, дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием общения детей со сверстниками становится деловое сотрудничество. Дошкольники заняты общим делом, они учатся согласовывать свои действия, учитывать интересы партнеров. Дети много разговаривают друг с другом, общение со сверстниками побуждает их следить за своими высказываниями, делать речь боле развернутой и понятной.
К концу дошкольного возраста (5-7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно – личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Взрослый по-прежнему является для детей источником новых знаний, они по-прежнему нуждаются в его уважении и признании. Но для ребенка становится очень важным оценка тех или иных качеств и поступков (своих и других детей), и важно, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпадало с отношением взрослого.
В старшем дошкольном возрасте внеситуативно - личностное общение существует самостоятельно и представляет собой «чистое общение», не включенное ни в какую другую деятельность. Оно побуждается личностными мотивами, когда другой человек привлекателен сам по себе.
У старшего дошкольника речь характеризуется более высокими показателями. Значительно улучшается фонематическое восприятие: ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Высказывания напоминают короткий рассказ. Во время бесед ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений. Дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений. Постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений. К моменту поступления детей в школу, дети овладевают одним из трудных видов речи – монологической речью.
Хорошее владение языком обуславливает детскую потребность в речевом общении друг с другом. Хотя сюжетно – ролевая игра все еще остается ведущим видом деятельности, подготовка к игре, ее планирование и обсуждение правил начинает занимать значительное место. Все больше речевых контактов осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше – на уровне ролевых. Старшие дошкольники по своей инициативе, примерно, в полтора раза дольше разговаривают между собой, чем с взрослым. Они рассказывают о том, где были, что видели, делятся своими планами и предпочтениями, дают оценку качествам и поступкам других. В этом возрасте проявляется «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время беседовать, не совершая при этом никаких практических действий.
Список используемой литературы
- Бодалев А.А. Психология общения. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.
- Большой психологический словарь [Текст] / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 666 с.
- Волкова Л.С. Учебник для студентов факультета пед. Вузов - 5-е изд.,перераб. и доп. –М.:-Гуманитар. изд. центр Владос, 2007 - 703 с. (с. 513-535)
- Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1976.
- Лебедев Ю.А. Сказка как источник детского творчества детей [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / науччный руководитель Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999.
- Лисина, М.И. проблема онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. – Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР.
- Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. – 5-е изд.– кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С.511-538
- Немов, Р.С. Психологический словарь /Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. Центр «ВЛАДОС», 2007. »
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. – И.: Оникс, Мир и Образование, 2008. – 1200 с.
- От рождения до школы. Примерная осноная общеобразовательная программа дошкольного образования Текст :/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.СКомарово, М.А. Васильевой. – 3-е изд. Испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИТНЕЗ, 20012. – 336 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «ИздательствоГНОМиД», 2001. — 160 с.
- Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах [Текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
- Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками [Текст]: Учебное пособие. / Е.О. Смирнова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 192 с.
- Сомкова, О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Как работать по программе «Детство» [Текст]: Учебно-методическое пособие / О.Н Сомкова – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 208 с.
- Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.53-64.
- Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова - M.: «Академия», 2002. — 312 c.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
- Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников
- Шорохова, О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников [Текст] / О.А. Шорохова. – М.:ТЦ Сфера, 2006. –208 с.
Приложение А
Конспект занятия по сказкотерапии
«Зайка-зазнайка»
Текст сказки
Жил-был зайка. У него были длинные ушки и маленький хвостик. Зайка быстро бегал и высоко прыгал. Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий». Зайка только и делал что задирал нос. Проснется утром зайка и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий».
Однажды лесные жители грелись на солнышке. Было жарко. Вдруг лучик солнца попал в дерево. Звери закричали: «Пожар! Пожар!» Прибежали медвежата к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар». Прибежали лисички-сестрички к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воду, прыгни высоко, потуши пожар». Зайка так испугался, что душа в пятки ушла. Прижал он хвостик и спрятался за пенек.
Летела большая птица. Увидела огонь. Полетела на речку, набрала в клюв воды и потушила пожар. Все радо вались, только зайка-зазнайка грустил. Ему было стыдно. Никогда он больше не задирал нос.
(О. Шорохова)
Сказкотерапия 1
Цели;
1. Словесная режиссерская игра:
- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
- знакомить с фразеологизмами (задирать нос);
- учить припоминать сюжет по музыкальной композиции;
- подводить к умению выразительно интонировать реплики героев в проблемных ситуациях (пожар, хвастовство).
2. Психогимнастика:
- учить передавать ритмизацией движения героя (зайка прыгает);
- побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных есстояний (хвастовство, пробуждение, испуг);
- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (птица тушит пожар, отдых на солнышке).
Ход:
В- Дети, я вам прочитала сказку «Зайка-зазнайка»
Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как зайка быстро бегал и высоко прыгал.
Упражнение на ритмизацию «Движение героев сказки»
Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют Образ героя: легко, быстро, высоко поднимая пальцы рук — прыгает зайка.
В- Как бы вы сыграли хвастливого зайку? Какое лицо было у зайки: грустное или веселое? У него голова опушена или поднята?
Покажите счастливого зайку.
Пантомимический этюд «Хвастовство»
Дети изображают радостного и хвастливого зайку: улыбка на лице, смотрит прямо перед собой, грудь выпячивает вперед.
В- В сказке говорится про зайку, что он задирал нос. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому?
Д- Важничал, хвастался.
В- Попробуйте похвастаться гордо, важно, как зайка: «Я самый быстрый, я самый ловкий».
(Дети выполняют задание.)
Пантомимический этюд «Пробуждение»
В- Ребята, встанем в круг и покажем солнышко: сначала когда оно только просыпалось, затем как оно ярко сияет высоко в небе.
Дети встают в узкий круг, держатся за руки и присаживаются, Изображают просыпающееся солнышко. Далее ребята расширяют круг, встают, поднимают руки, имитируя яркое солнышко высоко в небе.
В- Ребята, каким голосом вы озвучили бы слова лесных жителей: большого медведя и шустрой лисички-сестрички? Попробуйте испуганно прокричать низким голосом как медведь, звонким голосом как лисичка-сестричка: «Пожар! Пожар!» (Дети выполняют задание)
Пантомимический этюд «Испуг»
В- Ребята, как бы вы сыграли испуганного зайку? Какие у него глаза: широко открыты или прищурены?
Д- Широко открыты.
Воспитатель. Зайка стоит гордо и прямо или весь съежился и дрожит от страха?
Дети изображают испуг: голова откинута назад и втянута в плечи, брови вздернуты, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц:
В- Ребята, давайте под музыку покажем, как птица тушила пожар. Представьте, что вы добрая, большая птица, которая хочет помочь лесным жителям
Под отрывок Die Walkure Ride Akt 3 P. Вагнера дети изображают птицу, тушащую пожар: набирают воздух, надувают щеки и резко выдыхают, как будто поливают водой горящее дерево. Под «Балетная сюита»А.К. Глазунова дети встают полукругом, расслабляют мышцы губ и носа, подбородок вытягивают вперед, глаза оставляют полузакрытыми, имитируя отдых на солнышке.
Сказкотерапия 2
ЦЕЛИ
1.Психогимнастика:
- учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (лесные звери, зайка-зазнайка, птица) их эмоциональные ситуации (отдых на солнышке, просьба, тушение пожара) и аффективные состояния (испуг, хвастовство);
- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (птица тушит пожар, отдых на солнышке).
2.Словесное комментирование:
- довести до детей замысел сказки (не нужно задирать нос, чтобы потом не было стыдно);
- развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
- активизировать в речи фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).
Ход:
В- Ребята, сегодня мы покажем и расскажем уже знакомую вам сказку о зайке-зазнайке. Вспомните, о чем она?
Д- Зайка-зазнайка задирал нос, потому что он самый ловкий и быстрый, а сам испугался потушить пожар.
В- Чему учит эта сказка?
Д- Не нужно задирать нос, чтобы потом не было стыдно.
Упражнение на активизацию лексики
В- Ребята, вспомните, как было в сказке?
Сейчас я буду начинать фразы, а вы заканчивать
- . Зайка не просто испугался, а у него...
Д- Душа в пятки ушла.
- Зайка не просто важничал, а...
Д- Задирал нос.
Игра «Угадай по движению»
В- Сейчас мы с вами встанем в круг и будем с помощью движений, мимики, позы роли наших героев сказки: зайка задирает нос; у зайки душа в пятки ушла; лесные звери на солнышке греются; птица тушит пожар.
В- Теперь садитесь за столы, я буду по одному вас вызывать, а вы должны будете показать всем выбранного героя, а остальные должны его отгадать.
(Воспитатель вызывает ребенка, который с помощью жестов и мимики показывает загаданную им роль. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях и помогает детям наводящими вопросами.)
- Посмотрите внимательно на Мишу. Как вы думаете, какого сказочного героя он изображает?
Д- Это зайка-зазнайка.
- Правильно. Он, как зайка, легко прыгает, дер жит лапки вместе перед собой. Какого зайку-зазнайку играет Миша: каким он был в начале сказки, в середине или конце?
Д- Таким зайка-зазнайка был в середине сказки, когда он испугался пожара и спрятался за пенек.
- Как вы догадались? Какие движения рук, тела и выражения лица вам помогли понять, что зайка испугался?
Д- Он весь дрожит, сидит на корточках, глаза круглые и широко раскрытые, голова откинута, а плечи подняты.
- Как по-другому можно сказать, что зайка испуганный, ему страшно?
Д- У него душа в пятки ушла.
Игра «Угадай по ритму»
В- Сейчас мы с вами вспомним как ритмизировать героев сказки. (повтор ударов пальцами)
(Воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать образ героя. Слушатели угадывают и описывают по динамике ритма сказочный персонаж.
Дети составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок с использованием речи-доказательства.)
В- Кого простучала Полина: маленького зайку или большого медведя?
Д- Большого медведя.
В- Как вы догадались?
Д- Она стучала громко и медленно, как ходит медведь.
Игра «Угадай по музыке»
Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпизоду из сказки подходит эта музыка: птица тушит пожар (Р. Вагнер Die Walkure Ride Akt 3), звери греются на солнышке (А.К. Глазунов «Балетная сюита»).
В- Какое настроение передает музыка? Какой темп музыки?
Д- Музыка спокойная, ласковая, нежная, медленная.
В- Правильно. Какому эпизоду в сказке такая музыка подходит: птица тушит пожар или звери греются на солнышке?
Д- Звери греются на солнышко
Сказкотерапия 3
ЦЕЛИ
1. Психогимнастика:
- учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (хвастовство, испуг, радость);
- развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (тушение пожара, отдых на солнышке).
2. Словесное фантазирование по музыкальной композиции:
- учить детей продолжать сюжет по музыкальной композиции;
- учить понимать настроение в мелодии, чувствовать смену ритма и динамику музыкального образа.
3. Словесное рисование:
— учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в проблемной ситуации.
Ход:
Воспитатель прочитывает детям сказку «Зайка-зазнайка».
В- Ребята, почему сказка называется «Зайка-зазнайка»?
Д- Зайка гордился тем, что он самый быстрый и выше всех прыгает.
В- Ребята, представьте, что вы художники, какого бы вы нарисовали зайку в начале сказки? Какие глаза вы бы нарисовали лесным жителям, когда пошел дождь? Как бы вы показали на картине, что зайке стало стыдно за то, что он зазнавался?
Упражнение на активизацию лексики
В- Что бы вам хотелось изменить в сказке «Зайка-зазнайка»? Как вы думаете, что еще в сказке могло потушить огонь?
Д- Пошел дождь, звери побежали на речку и принесли воды.
Послушайте музыку, она подскажет вам, что могло произойти в сказке, если бы птица не смогла помочь лесным жителям потушить пожар.
(дети слушают отрывок из «Праздничной увертюры» Д.Д. Шостаковича и вместе с воспитателем описывают характер музыки, продолжают сказочный сюжет).
В- Какое настроение передает музыка? Какой темп музыки? Музыка бодрая или спокойная, нежная?
Д- Музыка бодрая, быстрая, веселая, как будто падают капли дождя.
В- Сейчас мы покажем новую сказку о том, как звери попросили тучку, чтобы пошел дождь и потушил пожар.
Игра-драматизация
Воспитатель рассказывает сказку. Выбирает по желанию детей сказочника и актеров, исполняющих роли зайки-зазнайки, медведя, лисички-сестрички. Они должны не только показать с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль, но и эмоционально передавать в речи диалоги персонажей.
Позже воспитатель на роль сказочника выбирает ребенка с хорошо развитой речью. Игра-драматизация продолжается.
«Волшебные слова»
Текст сказки
Жила-была Аленушка . Хозяева ее голодом морили, работать день и ночь заставляли, гулять не пускали. Работала Аленушка не покладая рук.
Пошла Аленушка за водой. Идет и слезы льет. Вдруг видит: старик-годовик стоит:
- «Не тужи, Аленушка, noмогу тебе. Хозяева твои добрыми были. А ведьма в них злюку посадила. Расколдовать их можно только словами добрыми».
Воротилась Аленушка домой, а хозяева давай кричать да пальцем указывать:
- «Подай то, принеси это!».
А красна-девица сидит да приговаривает:
- «Добрым — доброе, милым милое». Пуще прежнего закричали хозяева:
- «Подай то, принеси это!».
А красна-девица сидит да приговаривает:
- «Добрым — доброе, милым — милое».
В третий раз что есть мочи закричали хозяева: «Полай то, принеси это!»
Красна-девица сидит да приговаривает: «Добрым — доброе, милым — милое».
Выскочила злюка и окаменела. Стали хозяева Аленушку обнимать, целовать и умницей называть. Теперь они в добре живут да горя не знают.
Сказкотерапия 4
ЦЕЛИ
1. Словесная режиссерская игра:
- помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
- знакомить с фразеологизмами (не покладая рук, голову повесила);
- учить припоминать сказочный сюжет но музыкальной композиции;
подводить к умению выразительно интонировать с разной силой голоса реплики героев в проблемных ситуациях (успокоение, приказ). . 2.Психогимнастика:
- учить передавать ритмизацией чувства героя (Аленушка обливается горькими слезами);
- побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (усталость);
- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (злюка окаменела, злюка тает).
В- В сказке говорится про Аленушку, что она работала не покладая рук. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому?
Д- Работала без остановки, без отдыха; трудилась в поте лица.
В- Ребята, как бы вы сыграли Аленушку, которая работает не покладая рук.
Пантомимический этюд «Усталость».
Дети изображают усталую Аленушку: утирают от пота лоб, голо-|а набок опущена, плечи опущены, согнута коленка.
В- В сказке говорится про Аленушку, что она голову повесила. Как вы понимаете это выражение? Как можно сказать по-другому?
Д- Загрустила, опечалилась, расстроилась, пригорюнилась.
Упражнение на ритмизацию «Движения героя сказки»
Воспитатель. Положите свои руки на стол и пальчиками по стучите, как у Аленушки капали горькие слезы.
Дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизирую! состояние Аленушки: быстрые и тихие движения пальцев — капли слез маленькие и частые.
В- Ребята, каким го лосом вы озвучили бы слова доброго старика-годовика?
Д- низким, хриплым, как у старого человека, добрым, ласковым голосом.
В- Попробуйте пожалеть Аленушку, как добрый старик-годовик: «Не тужи, помогу тебе».
(дети выполняют задание)
В- Ребята, каким голосом вы бы озвучили приказ хозяев в первый, во второй и третий раз?
Д- Сурово в первый раз, закричали гневно во второй раз, во
все горло закричали в третий раз.
В- Попробуйте приказать, как это делали хозяева, сначала сурово, затем гневно и наконец во все горло закричать; «Подай то, принеси это!»
В- Если вы внимательно послушаете музыку, то вспомните, что сделала в сказке злюка.
Дети слушают отрывок из Die Walkure Ride Akl 3 P. Вагнера. Какое настроение передает эта музыка? Какой темп музыки? Myзыка тихая и спокойная или резкая и громкая?
Д- Музыка страшная, резкая, быстрая, громкая.
В- Правильно. Вспомните, что могло происходить в сказке под такую музыку?
Д- Злюка выскочила, земля задрожала.
В- Ребята, покажите, как злюка сначала окаменела, потом растаяла.
Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц
Под Die Walkure Ride Akt 3 P. Вагнера дети встают полукругом сначала напрягают мышцы тела, «корчатся», изображая окаменелость. Затем под «Балетную сюиту» А.К. Глазунова расслабляются, приседают, демонстрируя таяние.
Сказкотерапия 5
ЦЕЛИ
1.Психогимнастика:
- учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (Аленушка устала, старик удивляется, слезами обливается; хозяева приказывают, злюка окаменела);
- учить определять по ритмическому рисунку проблемные ситуации (слезы капают, дрожит земля)
- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (злюка окаменела, злюка тает).
2.Словесное комментирование:
- довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло);
- развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;
- активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (не покладая рук, голову повесила, пуще прежнего, жить-поживать и горя не знать, слезы горькие).
В- Ребята, сегодня мы окажем и расскажем уже знакомую вам сказку «Волшебные слова». Вспомните, о чем она.
Д- О том, как добрые слова Аленушки помогли расколдовать хозяев и сделать их добрыми.
В- Чему учит эта сказка?
Д- Добро побеждает зло.
Упражнение на активизацию лексики
В- Ребята, сейчас я буду начинать, а вы заканчивать фразы из сказки.
- Аленушка не просто трудилась, а...
Д- Работала не покладая рук.
- Аленушка не просто расстроилась, а...
Д- Голову повесила.
- Хозяева не только приказывали, а...
Д- Пуще прежнего кричали.
- В конце сказки Аленушка с хозяевами не про-помирились, а...
Д- Стали жить поживать да горя не знать.
- Аленушка обливалась не просто слезами, а слезами...
Д- Горькими.
Игра «Угадай по движению»
(сначала дети встают в круг и вместе с воспитателем показываю с помощью движений, мимики, позы взятую на себя роль героев в разных проблемных ситуациях:
-удивленный старик-годовик,
-уставшая Аленушка,
-красна-девица слезами обливается,
-хозяева приказывают (гопают ногой, грозят пальцем, хмурят брови),
-злюка окаменела.
Позже, когда ролевые движения разобраны, дети садятся на стулья. Воспитатель вызывает ребенка, который с помощью жестов и мимики показывает загаданную им роль. Зрители угадывают и описывают сказочного героя в разных ситуациях.
Воспитатель помогает детям в описании героя наводящими вопросами.
- Посмотрите внимательно на Алешу. Как выдумаете, какого сказочного героя он изображает?
Д- Это старик-годовик.
- Правильно. Как вы догадались? Какие движения Алеша выполняет, какие у него глаза, брови, рот?
Д- Он сутулится, как старик, изображает удивление: глаза широко раскрыты, брови подняты, широко открыт рот.
В- Посмотрите внимательно на Свету. Как выдумаете, какого сказочного героя она изображает?
Д- Это Аленушка.
В- Правильно. Какую Аленушку показывает Света: в начале, середине или конце сказки?
Д- Красну-девицу в начале сказки.
В- Как вы догадались?
Д- Она показывает, что Аленушка устала: утирает от пота лоб, голова набок опущена, плечи опушены, согнута коленка.
Игра «Угадай но ритму»
Сначала дети кладут руки на стол и вместе с воспитателем ритмизируют проблемные ситуации: громкие и быстрые движения пальцев — дрожит земля, тихо и медленно — капают слезы.
Позже воспитатель вызывает ребенка, желающего ритмизировать проблемную ситуацию. Слушатели угадывают и описывают по динамике ритма сказочный персонаж.
Дети составляют два-три предложения, описывающие ритмический рисунок с использованием речи-доказательства.
В- Ребята, что простучала Катя: как дрожит земля или капают слезы? Как вы догадались? Катя стучала пальчиками громко и быстро или тихо и медленно?
Д- Громко, быстро.
В- Если Катя стучала громко и быстро, значит, это...
Д- Дрожит земля.
Игра «Угадай по музыке»
Дети слушают музыкальные отрывки и обсуждают, какому эпи-ду из сказки подходит эта музыка: злюка окаменела (Р. Вагнер, ie Walkure Ride Akt 3), солнечные лучи (А.К. Глазунов. «Балетная ита»).
Приложение Б
Игры на формирование дружеских взаимоотношений
Игра «Садовники и цветы».
Цель: учить выделять положительные качества детей, обогащать словарь ласковыми словами.
Методика проведения: первая группа детей (садовники) гуляет по саду и обращается к другой группе (цветам) с ласковыми словами. Чтобы цветы постепенно оживали, и распускались. Потом группы меняются местами.
Игра « Волшебные очки».
Цель: развивать дружеские отношения, обогащать словарь.
Материал: очки.
Методика проведения: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто наденет их, видит только хорошее в других, и даже хорошее, что человек иногда прячет от них. Вот сейчас я примерю очки.… Ой, какие все красивые, веселые, умные». Подходя к каждому ребенку, воспитатель называет любое его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, очки и хорошенько рассмотрел своего соседа». Дети передают по кругу очки, называя друг другу комплименты.
Игры «Мозаика в парах».
Цель: формирование умения согласовывать свои действия.
Материал: мозаики.
Методика проведения: дети делятся на пары. Задача каждой пары: сложить общую картину. По завершению работы, остальные должны догадаться, что изобразили авторы.
Игра « Сборщики».
Цель: согласовывать действия в группе, развивать умение договариваться.
Материал: различные мелкие предметы.
Методика проведения: множество мелких предметов разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу воспитателя двумя свободными руками каждая группа должна собрать как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, каждая группа подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая музыка.
Игра «Зеркала».
Цель: развивать наблюдательность и коммуникативные способности.
Методика проведения: из группы выбирается водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас повторяют это движение.
Игра «Раздувайся пузырь».
Цель: установить контакт со сверстниками, проявить взаимного внимания и уважения.
Методика проведения: дети стоят в кругу, взявшись за руки. «Посмотрите как нас много. Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький пузырь, а затем раздуем пузырь, делая шаги назад со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Когда получится большой круг, воспитатель входит в круг и говорит « Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произнося «хлоп» и сбегается к центру.
Игра «Карусели».
Цель: развивать способность к согласованному взаимодействию, умению подчинять свои действия интересам группы.
Методика проведения: дети встают в круг, берутся за руки и, двигаясь дружно по кругу ,произнося: «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели. А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, побежали! Тише, тише не спешите, карусель остановите. Раз-два, раз-два (пауза). Вот и кончалась игра». Действия в соответствии со словами.
Игра «Куклы пляшут».
Цель: развивать у детей умение уступать друг другу, сдерживать свои непосредственные желания и побуждения.
Материал: куклы.
Методика проведения: воспитатель говорит детям: «Смотрите, какие куклы пришли поиграть с нами! Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать. Но сами они плясать не умеют. Ведь они совсем маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Воспитатель показывает, потом предлагает нескольким детям выбрать кукол и потанцевать с ними. «А теперь, - говорит воспитатель, - подумайте, кому передать свою куклу». Игра продолжается до тех пор. Пока все дети не станцуют с куклами.
Приложение В
Игры и упражнения на развитие интонационной выразительности
ВЕСЕЛО - ГРУСТНО - ГРОМКО - ТИХО - БЫСТРО – МЕДЛЕННО
Цель: Научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания
Предварительная работа: подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом (громко, с пальчиком около рта (тихо, ракетой (быстро, черепахой (медленно) .
Ход: Взрослый показывает детям картинку на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо - рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.
Цель: Развивать у детей правильную регуляцию темпа речи
Материал: Барабан
Ход: Возьмите барабан (или палочку и коробку) и медленно стучите в барабан: БАМ…, БАМ…, БАМ. Потом постучите быстро: бам–бам-бам. Ребенку нужно голосом повторять звучание барабана – медленное или быстрое.
Лягушки и лягушата
Цель:
Ход: Взрослый будет "лягушкой", ребенок – "лягушонком". Скажите малышу, что лягушки квакают громко: «КВА-КВА-КВА», а маленькие лягушата - тихо: «Ква-ква-ква». Поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «КВА-КВА-КВА» – «Ква-ква-ква». Точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.
Рыбка, мышка, кошка и корова
Цель: Развивать правильное использование силы голоса
Ход: Расположите перед ребенком четыре игрушки: рыбку, мышку, кошку и корову. Вспомните, кто как говорит. (Рыбка беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «Пи-пи-пи», кошка мяукает: «Мяу-мяу», а корова громко мычит: «МУ-У-У-У-У». Теперь вы будете показывать ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.
Приложение Г
Игры на овладение невербальными средствами общения
Игра «Магазин игрушек».
Цель: учить детей невербальным способом описывать предмет.
Методика проведения: Дети сидят в кругу на стульях. Сегодня мы отправимся в магазин игрушек. Но сначала попробуем угадать, какие любимые игрушки есть у каждого из вас. Называть будем не сами игрушки, а только звуки, которыми можно их описать.
Игра «Зайцы и лиса».
Цель: обогащать возможности невербального общения.
Методика проведения: Воспитатель: « Наступило утро, все зайчики проснулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно. Лиса замечает зайчат и пытается догнать». Соответственно тексту и инструкциям воспитателя дети выполняют соответствующие движения.
Игра «Иностранец».
Цель: Обогащать мимику и пантомимику детей.
Методика проведения: К нм в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать игрушки, естественно не используя слова.
Игра «Через зеркало».
Цель: упражнять в описании действий, используя язык жестов.
Методика проведения: Детям. Предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены стеклом, через которое не проникает звуки. Ребенок объясняет свою просьбу, действия используя жесты, мимику. После игры выясняют, правильно ли они друг друга поняли.
Игра «Изобрази сказку».
Цель: формировать умение договариваться, координировать свои действия друг с другом без слов.
Методика проведения: Играют две команды. Одна команда задумывает какую-либо известную сказку и пытается изобразить ее без слов. А другая команда должна догадаться, какая это сказка, и кто кого изображает.
Игра «Расскажи стихи без слов».
Цель: упражнять в передаче содержания стихотворения с помощью мимики и пантомимики.
Методика проведения: Воспитатель читает знакомое детям стихотворение. А выбранный ребенок передает содержание, используя мимику, жесты.
Игра «Зоопарк».
Цель: упражнять в изображении задуманного животного, используя мимику, жесты.
Методика проведения: Дети все сидят за стульями(«в клетках») каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того, как всех узнали, «клетки» открываются «звери» выходят на свободу, бегают, кричат, рычат.
Игра «Менялки игрушек».
Цель: учить детей взаимодействовать с окружающими при помощи невербальных средств общения.
Методика проведения: Все дети встают в круг, каждый держит в руках, какую - нибудь игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до десяти. За это время играющие меняются предметами. Водящий входит в круг, его задача - угадать, кто с кем поменялся игрушками.
Игра «Угадай, о чем я мечтаю».
Цель: развивать воображение, пантомимику, умения передать собеседнику без слов содержание своего посыла.
Методика проведения: Дети в парах поочередно изображают пантомически то, что пытался выразить им партнер. По окончании игры ребята показывают друг другу рисунки и обсуждают их.
Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
Цель: учить с помощью мимики и жестов описывать действия.
Методика проведения: Один ребенок выходит за дверь, оставшиеся договариваются между собой, что они будут одновременно показывать. Задача ребенка - отгадать, что изображает команда.
Игра «Угадай сказку».
Цель: учить детей с помощью мимики и жестов угадать героя сказки.
Методика проведения: Ребенок старается без слов, с помощью пантомимики описать сказочного героя. Остальные дети пытаются угадать.
Игра «Тихий разговор».
Цель: формировать умение передавать определенное смысловое содержание невербальным способом.
Методика проведения: Участники садятся в круг. Задание - невербально сказать выбранному партнеру фразу ( которую воспитатель предварительно шепнул ребенку на ушко). Каждый по очереди выполняет задание без слов. Остальные наблюдают и определяют « произнесенную фразу».
Приложение Д
Игры на распознавание и выражение эмоций
Игра «Мимическая гимнастика».
Цель: учить с помощью мимики и пантомимики выражать свои эмоции.
Материал: карточки иллюстрирующие эмоции людей.
Методика проведения: Дети стоят в кругу. Воспитатель с детьми рассматривает карточки-пиктограммы и называет изображенные эмоции. Затем каждому раздает по карточке, с изображением какой- либо эмоции. Дети с помощью мимики и жестов должны передать остальным эти эмоции: удивление, гнев, печаль, грусть, обида, радость и другие.
Игра «Передай улыбку по кругу».
Цель: учить выполнять групповое правило, обмен переживаниями.
Методика проведения: участника группы предлагается взяться за руки, пожать их, улыбнуться соседу.
Игра «Эмоции героев».
Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценивать ситуацию и поведение окружающих.
Методика проведения: Воспитатель читает сказку. Детям заранее выдаются маленькие карточки с изображением различных эмоций. В процессе чтения дети откладывают на стол несколько карточек, которые на его взгляд отражают эмоциональное состояние героя в ситуациях.
Игра «Прогулка в лес».
Цель: учить детей с помощью мимики и пантомимики выражать страх, внимание, радость.
Методика проведения: дети стоят в кругу и слушают историю: «Друзья пошли прогуливаться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся - нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (внимание)? Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток – а вдруг это волк или медведь (страх)? Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей - они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой (радость).
Игра «Жужжа»
Цель: учить детей показывать свое эмоциональное состояние, используя мимику и пантомимику.
Методика проведения: выбирается водящий - «Жужа». Он присаживается, остальные дети окружают его. В руках «Жужа» держит шарф. Дети начинают дразнить, кривляться «Жужжа, Жужжа, догони!» «Жужа» выскакивает и осаливает кого нибудь из детей шарфом. Осаленный ребенок становится «Жужей».
Игра «Рот на замочке».
Цель: способствовать выражению эмоций, также тренировка мимических мышц.
Методика проведения: воспитатель читает детям, стихотворение, а дети по примеру воспитателя выполняют мимические этюды и мимическую гимнастику - сжимают губы так, чтобы их совсем не было видно, затем закрывают рот «на замок»,сильно-сильно сжимают губы, а затем расслабляют их, широко улыбаясь:
«У меня есть свой секрет,
Не скажу, его я вам, нет (поджать губы)
Ох, как сложно удержаться,
Ничего, не рассказав (4-5 сек)
Ротик улыбается,
Секрет мой раскрывается».
Игра «Музыка и эмоции»
Цель: способствовать выражению эмоций, с помощью музыкальных произведений, развивать образное мышление.
Методика проведения: просушив музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная – мрачная.
Игра «Волшебный мешочек».
Цель: учить осознавать свое эмоциональное состояние и освобождаться от негативных эмоций.
Методика проведения: беседа с детьми о настроении, обидах, чувствах. Затем воспитатель сложит в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, грусть. Этот мешочек со всеми плохим, что в нем есть, выбрасывается. Затем появляется другой волшебный мешочек, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Игра «Наседка и цыплята».
Цель: учить детей выражать различные эмоциональные состояния, развивать мимику, пантомимику.
Методика проведения: дети садятся на корточках лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центр садится ребенок, изображая наседку. Воспитатель говорит: «Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет». Первый цыпленок (прикасается к ребенку) появился на свет и удивился: « Как просторно вокруг! В скорлупке было так тесно» (ребенок поднимается и изображает удивившегося цыпленка). Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили (ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние цыпленка). Третий цыпленок появился на свет и от радости, что увидел маму, братьев и сестер, обрадовался и воскликнул «какой чудесный, какой яркий мир вокруг!» А четвертый цыпленок сначала огорчился. А когда увидел маму-курочку, так заулыбался, что весь просиял (ребенок, указанный воспитателем, передает состояние цыпленка).
Игра «Пиктограммы».
Цель: учить определять эмоциональное состояние людей.
Материал: набор карт-пиктограмм.
Методика проведения: детям раздается набор шаблонов, они распознают настроение, эмоции и дают имя каждой пиктограмме. Затем предлагается второй такой же набор, только разрезные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь людям найти и собрать их фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Преодоление отставания детей с задержкой психического развития в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимальных возрастных возможностей очень актуально. Особенности дошкол...
Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...
Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»
1. Задачи сказкотерапии и направления работы 2. Игровые методы и приёмы3. Правила проведения сказкотерапии4. Использование сказкотерапии в развитии связной монологической речи5....
Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...
Педагогический проект на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
БДОУ «Детский сад №13 г. Тары» Тарского муниципального района Омской областиВоспитатель: Мясникова Алена Владимировна Педагогический проект на тему:«Экспериментирование ка...