Чувство юмора, как эмоциональная составляющая коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста
статья на тему
Статья опубликована в научном журнале в рамках защиты диссертации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_yumor_29.01.17.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Чувство юмора, как эмоциональная составляющая коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста
И.А. Богуславец
Аспирант ШГПУ
Научный руководитель
Доктор педагогических наук, профессор
Л.И. Пономарёва
С первых лет жизни ребенок под влиянием взрослых, а также в процессе игр, посильного труда, активно овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает нормы и идеалы общества, в котором живет, что приводит к гармоничному формированию ключевых компетенций, необходимых для гармоничного развития личности.
Коммуникативная компетенция рассматривается учеными как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности [1]. И одной из составляющих коммуникативной компетенции являются эмоции.
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка. В это время он осваивает окружающий мир, проходит первые этапы в нравственном становлении. Положительные эмоции у детей являются основой доброжелательного отношения к людям, способствуют общению, формированию доброжелательности, развитию морально-нравственного характера.
Наша жизнь в мире информационных технологий чревата дефицитом проявления обычных человеческих чувств: удивления, сопереживания, сорадости и т.д. Современные взрослые и дети не всегда отдают себе отчет в проявлении и получении собственных эмоций. Юмор считается одной из древнейших проявлений социальных эмоций, соответственно, правильно сформированное чувство юмора ее высшее проявление. Юмор и смех приветствуются в общении взрослого и ребенка в любых жизненных ситуациях. Ж.П. Рихтер писал; «Веселье – это небо, под которым растет все, кроме злобы». Улыбающийся взрослый и смеющийся ребенок в процессе общения друг с другом – это позитивная картина, которая является проявлением максимально конструктивного детско – взрослого общения. Таким образом, чувство юмора является одним из общепринятых средств и форм общения людей [4].
Античный ритор Марк Фабий Квинтилиан говорил, что обучение должно быть радостным. Сторонником создания школы радости был один из выдающихся отечественных педагогов В.А. Сухомлинский, которому принадлежит приоритет в постановке юмора в воспитании. Важную роль в обучении он отводил слову педагога, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми рассказов и сказок, проникнутых жизнерадостным юмором.
В.А. Сухомлинский считал юмор сильным средством воздействия. Он подчеркивал, что способность увидеть в нарушении дисциплины смешное и пристыдить смешным – в этом заключается умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребенка: «Ребенок без смеха жить не может, когда дети смеются, нельзя сердиться, ненужный и не к месту смех нужно пристыдить юмором, т.е. смехом же» [5].
О.А. Сергеева определяет юмор как педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий, связанное с комическим эффектом, снимающим психологическое напряжение и способствующим созданию доброжелательных взаимоотношений. Способность смеяться – подлинно человеческая черта; чувствительность к смешному, внутренняя «готовность» смеяться требуют большого развития, бурной деятельности, игры умственных сил. Смех – это оборотная сторона мышления. Развивать в ребенке способность смеяться, утверждать чувство юмора – значит укреплять его умственные силы и способности, учить тонко думать и мудро видеть мир» [2].
А.Г. Арушанова утверждает, что установить эмоциональный контакт с партнером, добиться взаимопонимания в конкретной ситуации составляет фундамент дальнейшего языкового и коммуникативного общения [1].
Экспериментальные исследования, посвященные проблеме развития чувства юмора (Р. Бэрон, И.С. Дементьева, Д.А. Матюкова, О.М. Попова и др.), доказывают, что знакомство ребенка с юмористическими произведениями оказывает корректирующее воздействие на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста. (А.А. Осипова и др.), влияет на формирование нравственности (И.С. Дементьева и др.), облегчает общение (Н.В. Микляева и др.). Чувство юмора выступает не только особым фильтром, отражающим разнообразные жизненные события. Это чувство является зрелым защитным механизмом, позволяющим эффективно приспосабливаться к ситуациям взаимодействия и положительно влиять на партнеров по общению.
По мнению А. Алексина, что «юмористическое произведение – это порою кратчайшее расстояние между самой серьезной проблемой и сознанием юного читателя. И как же не правы те, кто пытается поставить знак равенства между словами "весело" и "несерьезно"!» [3].
Н.В. Микляева подчеркивает важность развития чувства юмора у самого педагога, так как в основе развития чувства юмора у дошкольников выступает понимание того, что юмор:
- отражение противоречивости явлений, соединяет в себе серьезное и смешное одновременно;
- характеризуется преобладанием позитивного момента в смешном.
На начальном этапе у воспитанников ДОО нужно сформировать предпосылки к развитию чувства юмора. К ним относятся:
- условия, связанные с развитием взаимоотношений детей и коммуникативной природой юмора;
-условия, связанные с развитием интеллекта [2].
Для выполнения данных условий для детей нужно создать определенную психологическую атмосферу: она должна быть жизнеутверждающей и жизнерадостной. Программа «Мозаика общения», разработанная на основе социоигровой технологии, предлагает комплекс мероприятий направленный на формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников. В данный комплекс входят авторские (И.А. Богуславец) рифмованные игры и художественные произведения юмористического содержания. Пример:
Скорчи рожицу смешно
Наш Егорка лучше всех
Вызывает в группе смех.
Корчит рожицы Егор,
Соблюдая уговор:
Надо покривляться
И не рассмеяться!
Кто его рекорд побьёт:
Рассмешит честной народ.
Выйди, выйди, покажи!
Сам не смейся, нас смеши!
Смеяться разрешается,
Тем, кто не кривляется!
Щекотун.
Не в шкафу, не на окошке,
Щекотун живет в ладошке.
Хочет он ребят поймать,
За бока пощекотать!
Литература:
- Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей : книга для воспитателей
ДОУ (3-7 лет) / А.Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 278 с.
- Микляева, Н.В. Поделись улыбкою своей: развитие чувства юмора у дошкольников: Методическое пособие //Н.В. Микляева. — Москва: ТЦ Сфера, 2010. — 128с.
- Неверова А. А. Психологические аспекты восприятия комического детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 817-820.
- Попова, О.М. Концептуальная модель формирования чувства комического в целях оптимизации эмоционально-нравственного развития дошкольников //монография / О. М. Попова. - Шадринск : Исеть, 2006. – 476 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.3. [Текст] / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1981.–640с., ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагога-психолога и воспитателей по формированию коммуникативной компетенции в старшем дошкольном возрасте
Презентация к выступлению...
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Рабочая программа педагога – психолога по развитию эмоциональной сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. «Радуга эмоций».
В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влия...
Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...
Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.
Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сфер детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Путешествие в страну эмоций"...