Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Челышева Татьяна Евгеньевна

Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями: 

  •  потребность во впечатлениях,
  • потребность в активной деятельности
  • потребность в признании и поддержке».

Изобразительная деятельность способна удовлетворить все три вида потребностей, при условии участия в ней взрослого. Общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых.  Коммуникативное взаимодействия педагога с детьми требуется на всех этапах изобразительной деятельности.

Представлю вашему вниманию  опыт работы по развитию коммуникативной компетенции посредством изобразительной деятельности на конкретном примере РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Эта удивительная пастель» в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_izo_i_rech.docx23.44 КБ
Office presentation icon seminar_izo.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тремя его главными потребностями:  

  • потребность во впечатлениях,
  • потребность в активной деятельности
  • потребность в признании и поддержке».

Изобразительная деятельность способна удовлетворить все три вида потребностей, при условии участия в ней взрослого. Общение по поводу изобразительной деятельности — это эмоционально насыщенное общение, сближающее детей и взрослых.  Коммуникативное взаимодействия педагога с детьми требуется на всех этапах изобразительной деятельности:

1.   Обсуждение темы. Определение цели и задач совместно с детьми.

2. Исследование и экспериментирование с новым материалом, цветовой палитрой. Дети самостоятельно исследуют новый материал, и техники рисования, используя свои знания и навыки предшествующей работы с изобразительными материалами. Происходит обогащение словарного запаса детей: названий средств изображения, способа выполнения.

3.  Выбор темы для рисования. Общения детей и воспитателя по выбранной теме. В старшем возрасте может практиковаться рассказ ребенка о своем, еще не созданном рисунке. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения. Дети самостоятельно рассказывают, как будут рисовать, что будут рисовать, и чем они будут рисовать. Происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения.

4.  Общение педагога с детьми в ходе работы. Напоминание основных признаков объекта, ответы на вопросы детей!

5. Рассказы детей по результатам работы: рассказы-описания по своему рисунку, о том, как создавалась работа.

Прослеживается переход от репродуктивного метода (когда дети накапливают определенные знания и умения)  к частично-поисковому или исследовательскому методу (когда могут применить накопленные знания и умения в самостоятельном решении изобразительных задач).

Представлю опыт работы по развитию коммуникативной компетенции посредством изобразительной деятельности на конкретном примере РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Эта удивительная пастель» в старшей группе.

Исходя из актуальности данного направления, определена цель работы: создание условий для коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через технику рисования пастелью.

Задачи, решаемые в процессе развития речевых компетенций через изобразительную деятельность:

1.  Расширить представления детей о пастели и технике рисования  новым материалом.

2. Расширить и активизировать словарный запас детей новыми словами названий средств и способов выполнения изображения: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок.

3. Развивать коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, умений правильно применять название материалов, техник, оборудования и действий по изготовлению продуктов детской изобразительной деятельности в общении со взрослыми и сверстниками.

4. Развивать самостоятельность, познавательные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие способностей.

Как все начиналось? В нашем детском саду дети увидели картины, нарисованные пастелью, и им захотелось узнать, чем они нарисованы, как они нарисованы, хотелось узнать что – то новое и попробовать рисовать новым материалом. Решила организовать нашу деятельность так, чтобы всем было интересно –  получился проект по рисованию «Эта удивительная пастель».

Определили с детьми цели и задачи: а как мы будем это делать? что мы будем делать? Что у нас получится?

Сначала мы были исследователями. Ребята исследовали различные техники рисования пастелью на листе бумаги. Пришли к выводу, что пастель – это мелок, самый простой способ использовать пастель состоит в том, чтобы рисовать концом, держа мелок как карандаш или ручку; чтобы закрашивать большое пространство бумаги используют сторону мелка; чтобы смешать цвета или добиться перехода цветов на бумаге используется растушевка пальцем, ваткой или сухой салфеткой. Ребята обогатили свой словарный запас новыми словами: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок.

Детей очень заинтересовала техника рисования пастелью, и один мальчик предложил нарисовать хомяка, который живет у него дома. Но хомяк дома, а рисовать пастелью мы будем в детском саду. Так возникла детская идея превращения в фотографов. Вместе с родителями дети выбирали и фотографировали предметы или объекты окружающего мира, которые вдохновили бы детей на дальнейшую творческую работу.

За организованным круглым столом дети рассказывали о выбранных предметах и объектах окружающего мира, о своем замысле творческой работы сверстникам и педагогам. Дети рассказывали не только, что они выбрали, какими признаками обладает выбранный объект или предмет, но и как они будут рисовать. Словарный запас обогащается лексикой, характеризующей объекты изображения, и происходит активизация названий средств изображения, способа выполнения. Так как фотографии дети приносили постепенно, по две – три фотографии в день, все дети принимали участие в обсуждении, думали, советовали, но первым выступающим был всегда  автор фотографии. Приведу пример обсуждения темы «Одинокое дерево». Мы ездили к моей тете летом в деревню. По пути мы увидели одинокое дерево. Почему ты решил, что ему одиноко? Одно, большое, оно стояло в центре веселого луга. А почему луг веселый? Луг веселый, потому что на нем цветут цветы, летают бабочки. А вы подходили к дереву, если оно вас так заинтересовало? Мы подошли к дереву и услышали птиц. Они пели песенки. Я обрадовался, ведь у дерева есть такие хорошие  друзья. Я хочу нарисовать это дерево. Как ты будешь его рисовать? На что оно похоже?  Оно большое, толстое, ветки растут и тянутся к солнышку, а на ветках зеленые листики. Ещё хочу нарисовать птиц, веселых друзей дерева…Дети высказывают свои предположения, как они нарисовали бы дерево и предложили нарисовать солнышко»

В дальнейшем ребята превратились в художников и нарисовали пастелью свои шедевры. Получились очень разнообразные, яркие картины, и мы устроили творческую галерею.

Но у настоящих художников всегда берут интервью, и чтобы больше людей узнало о работах детей и о нашей творческой галереи, мы решили сделать стенгазету с фотографиями работ и комментариями детей о проделанной работе –  «Эта удивительная пастель». У каждого художника группа журналистов (воспитатель и один ребенок, но дети каждый день менялись) брали интервью о создании уникальной картины: что впечатлило? Чем рисовал? Как рисовал? Все ли получилось, как было задумано? Какие картины еще понравились? Приведу несколько примеров из детских рассказов. «Мне очень понравилась рябина. Очень понравились ягоды и зеленые листья. Я нарисовала пастелью веточку рябины, сначала я нарисовала фон голубым и зеленым цветом, растушевала.  Потом начала рисовать рябину. Листья у рябины похожи на перышки зеленые, а ягоды на бусинки. Смотрите, как красиво у меня получилось…» «Я нарисовала бабочку, зовут её Фея. У неё очень красивый получился наряд. Чуть-чуть не так как на фотографии, я сама придумала такие красивые крылышки. Вам нравится? Я сначала нарисовала голубым цветом, а потом синим, и растушевала цвета пальчиком. Получилась нарядная кофточка для бабочки. А юбочку я раскрасила желтым и оранжевым мелками, и растушевала пальчиком. Я ещё украсила юбочку большими круглыми точками. Моя бабочка летает на лугу, и поэтому фон я нарисовала зеленым и желтым…»

Завершилась наша работа презентацией проекта и чаепитием, на котором мы представили родителям нашу творческую галерею  и стенгазету.  

По итогам реализации проекта детьми самостоятельно и совместно со взрослыми были созданы следующие продукты детской деятельности:

Рисунки –  Выставка творческих работ

Фотографии рисунков и рассказы детей – Фотогазета.

Рассказы детей, выставка творческих работ, фотогазета – Презентация проекта.

Мною рассмотрена только возможность рисования как средства развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста, но не меньшие возможности дает любая другая детская деятельность: конструирование, лепка, аппликация, художественный труд. Они усиливают мотивацию, обогащают содержание, способствуют развитию связности речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста. МБДОУ детский сад «Солнышко» детский сад № 42 Выполнила Челышева Татьяна Евгеньевна воспитатель I квалификационной категории

Слайд 2

Проект «Эта удивительная пастель»

Слайд 3

1. Расширить представления детей о пастели и технике рисования новым материалом. 2. Расширить и активизировать словарный запас детей новыми словами названий средств и способов выполнения изображения: пастель, переход цвета, фон, растушевка, набросок. 3. Развитие коммуникативных навыков: умение слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, умений правильно применять название материалов, техник, оборудования и действий по изготовлению продуктов детской изобразительной деятельности в общении со взрослыми и сверстниками. 4. Развивать самостоятельность, познавательные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие способностей. Цель проекта: создание условий для развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста через технику рисования пастелью. Задачи:

Слайд 5

Что будем делать? Узнавать и создавать что-то новое, необычное. Как будем делать? Рядом, дружно, вместе, помогать друг другу. Что у нас получится? Что – то интересное, яркое и красивое.

Слайд 6

Мы исследователи

Слайд 7

Мы фотографы

Слайд 8

Мы рассказчики

Слайд 9

Мы художники

Слайд 10

Мы журналисты

Слайд 11

Продукты детской деятельности: Рисунки – Выставка творческих работ

Слайд 12

Продукты детской деятельности: Фотографии рисунков и рассказы детей – Фотогазета

Слайд 13

Продукты детской деятельности: Рассказы детей, выставка творческих работ, фотогазета – Презентация проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на педсовете на тему:ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка. Учитывая, что игра, в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из н...

Транслирование педагогического опыта на совете педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

на совете педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...