Речевые нарушения у детей с дизартрией и способы их устранения
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ларионова Марина Владимировна

В статье предоставлен материал о дизартрии и способах работы для устранения речевых нарушений при дизартрии у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые нарушения у детей с дизартрией и способы их устранения.

Дизартрия – это нарушения фонетической стороны речи, обусловленное недостаточностью работы речевого аппарата при поражении центральной нервной системы. Нарушено звукопроизношение, просодическая сторона речи, т.к. имеется органическая недостаточность иннервации мышц речевого аппарата и поражения центральной и периферической нервной системы. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени в зависимости от характера и тяжести поражения нервной системыСам термин «дизартрия» означает «расстройство членораздельной речи» («артрон» в переводе на русский язык означает «сочленение», а «диз» – «расстройство»). Нарушения артикуляции и фонации составляют первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов. Диагноз ставит врач невролог. Но и при логопедической диагностике, логопед так же может заметить проявления дизартрии и, используя клинико – педагогическую классификацию нарушений речи, указать на это в речевом заключении.

Существует несколько форм дизартрии, различающиеся внешними особенностями проявления и местом поражения в коре головного мозга.

Распространённой формой среди детей дошкольного возраста является стёртая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Стёртая дизартрия чаще всего диагностируется после 5-ти лет.

Для детей со стёртой дизартрии характерны следующие типичные звуковые расстройства:

- межзубное произношение переднеязычных звуков, отсутствие звуков и горловое произношение («Р»);

- боковое произношение свистящих, шипящих звуков, замена твёрдых звуков на мягкие;

- смягчение согласных звуков, обусловленное спастическим напряжением средней части спинки языка;

- шипящие звуки произносятся в более простом нижнем произношении и заменяют свистящие звуки;

- дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства.

У детей с легкой степенью дизартрии наблюдаются проявления голосовых расстройств: голос тихий, хриплый, назалированный.

Проявлениями дизартрии у ребёнка являются следующие показатели:

- речь неясная, смазанная, глухая;

- речь ребёнка воспринимается как «каша во рту»;

- при обследовании общей моторики наблюдается «неуклюжесть»;

- при обследовании мелкой моторики наблюдается её недоразвитие;

- нарушен ритм, темп речи, дыхание;

- при выполнении артикуляционных упражнений возникают трудности, замечается нарушение мышечного тонуса языка (спастика или паретика).

При постановке звуков у детей с дизартрией длительность работы по постановке и автоматизации звуков увеличивается в 2-3 раза. Поэтому здесь необходима 100% вовлечённость родителей.

В систему логопедического воздействия при дизартрии входит комплекс мероприятий:

- артикуляционная гимнастика;

- логопедический массаж;

- логопедическая ритмика;

- дыхательная гимнастика;

развитие пространственно-временных представлений;

- физиотерапия и медикаментозное лечение, назначаемое врачом – неврологом.

Эти мероприятия проводятся на подготовительном этапе, который является базой в коррекционной работе.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Упражнения для развития артикуляционной моторики:

· Упражнение «Лопатка» («Блинчик») – сделать язык широким и распластанным;

· Упражнение «Жало» («Иголочка») – сделать язык узким, напряженным;

· Упражнение «Оближи губки» — облизать поочередно верхнюю, нижнюю губы.

· Упражнение «Вкусное варенье» — облизывать верхнюю губу широким кончиком языка сверху вниз.

· Упражнение «Качели» — потянуться языком к носу, подборку, чередуя эти положения;

· Упражнение «Лошадка» — пощелкать языком, ме6няя темп и громкость;

· Упражнение «Жало – Лопатка» — чередовать положения в конфигурации языка «Жало» и «Лопатка»;

· Упражнение «Заборчик» — делать широкую улыбку, обнажающую зубы;

· Упражнение «Трубочка» — вытянуть губы в трубочку;

· Упражнение «Заборчик – Трубочка» — чередовать положения губ «заборчик» и «трубочка».

· Выдвинуть вперед челюсть, затем оттянуть челюсть назад.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ.

Массаж служит для возбуждения иннервации речевой и лицевой мускулатуры. Массаж лицевой и артикуляционной мускулатуры проводится  с учётом состояния мышечного тонуса. Массаж проводится теплой рукой, начинается он обычно с поглаживания, этим же приемом его хорошо и закончить Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела. В этом случае его следует заменить (!) полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула и др.) 2-3 раза вдень.  В работе с детьми используют следующие виды массажа:

- классический;

- по биологически активным точкам (БАТ);

- с применением аппаратов;

          - комбинированный.

Массаж делает специалист, прошедший специальное обучение (например, логопед, который владеет техникой логопедического массажа, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, или врач-невролог). Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное - уметь затаить дыхание, «спрятать» дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Она полезна всем и в любом возрасте.

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием. Дыхательные упражнения:

- важная основа голосообразования;

- улучшают кислородный обмен в организме;

- стимулируют работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;

 - помогают научиться навыками саморегуляции. Учат правильно расслабляться и успокаиваться.

1. «Пилка дров». Дети становятся друг против друга, парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

 2. «Погреться на морозе». Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

3. «Надуй игрушку». Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие игрушки.

 4. «Листья шелестят». Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к "ветке". По сигналу "Подул ветерок" дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

5. «Бабочки». Перед детьми раскладывают "зеленые полянки" с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к "полянке". Логопед предупреждает, что дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу "Красная бабочка полетела" дети дуют на бабочек красного цвета и т.д.

6. «Задуть свечу». Логопед по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу "Тихий ветерок" дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу! "Сильный ветер" дети стараются на одном выдохе задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с "огоньком" из тонкой красной бумаги.

7. Зима – время сдувать снежинки! На прогулке: положим на ладонь настоящую снежинку и сдуем. Дома можно вырезать снежинку из салфетки, сделать комочки из ваты. Сдувать с ладошки, стола. Или повесить снежинку на ниточку/дождик и прикрепить к карандашу! Дуем и смотрим, как высоко и далеко улетает снежинка. Упражнение «Фокус» адаптируем под игру со снежками и снежинками. Сдуваем снежинки с носа.

Работа на каждом их этих уровней должна проводиться последовательно, систематически и переход к работе на каждый следующий уровень возможен лишь после окончания работы на предыдущем. Такая система работы обеспечивает постепенное исправление нарушения речи и при правильно поставленной работе окончательным результатом будет являться полное исправление этих нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет  на логопедическом пункте...

Внедрение ИКТ в коррекционно-образовательный процесс по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ

Внедрение ИКТ в коррекционно-образовательный процесспо устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ...

"Тактильные чистоговорки как эффективный способ коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией".

Стартап-проект. Реализация данного проекта позволит  сделать более увлекательным этап автоматизации звуков, уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук....