ОПЫТ РАБОТЫ «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» (подготовительная группа)
учебно-методическое пособие по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» «Улыбка»
ОПЫТ РАБОТЫ
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»
Учитель-логопед: Гурьева Л.И.
п.г.т. Малиновский
2013г.
Логопедическая гимнастика к теме «Наша Армия».
1. Упражнение на развитие дыхания «Капитан»
В парус треугольный дует ветерок, капитан довольный пьет фруктовый сок.
Губы трубочкой, втягиваем воздух в себя, задерживаем дыхание, выдох. Повторить 3-4 раза
2. Массаж биологически активных точек «На границе».
Жу – жу – жу – я границу сторожу - массируем круговыми движениями виски
Ши – ши – ши – зашуршали камыши – указательный и средний пальцы вилочкой, растираем за ушами.
Жу – жу – жу – я в дозор хожу – массируем уголки губ по направлению к ушам
Ши – ши – ши – спите сладко малыши – гладим лоб от середины к вискам.
3.Пальчиковая гимнастика « Бойцы – молодцы».
Пальцы эти – все бойцы – показать раскрытые ладони.
Удалые молодцы
Два больших и крепких малых – загибаем большие пальцы рук
И солдат в боях удалых.
Два гвардейца – удальца – загибаем указательные пальцы
Два – сметливых молодца –засгибаем средние пальцы
Два героя безымянных – загибаем безымянные пальцы
Но в работе очень рьяных!
Два – мизинца – коротышки – сжимаем руки в кулаки
Очень славные мальчишки! – хлопаем в ладоши
4.Игра на развитие внимания «Сигнальщики».
Вот флажки – четыре цвета.
Нам игра знакома эта.
Флажок желтый подниму – всех похлопать попрошу.
Флаг зеленый подниму – всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный – все «Ура!» кричать.
Логопедическая гимнастика к теме «Наша Родина».
1.Упражнение на развитие короткого выдоха «Поезд».
Произносим звук «Ч» на мягкой атаке. Повторить 5-6 раз.
2.Гимнастика для мышц шеи «Родина моя».
Встанем утром рано, выглянем в окно - руки на поясе, поднимаем и опускаем голову вверх – вниз.
Смотрит с неба солнце, светит нам в окно – руки вверх, поворачиваем голову влево – вправо.
Все, что ясным утром видно из окна – руки опущены, покачиваем головой вправо – влево.
Это наша Родина – Родина моя! - раскинуть руки в стороны, поднимаем и опускаем голову вверх – вниз.
3.Упражнения для развития язычка.
Индюк. Катушечка. Грибок. Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Матрешки».
Мы красавицы матрешки, разноцветные одежки - ладони прижаты друг к другу, покачиваем соединенными ладонями вправо – влево.
Раз – Матрена, два – Малаша – на каждое имя поочередно вращают то правую, то левую руки сжатые в кулачок.
Мила – три, четыре – Маша,
Маргарита – это пять,
Нас не трудно сосчитать – сжимают и разжимают пальцы рук
Раз, два, три, четыре, пять – стучат кулачок о кулачок сверху.
5.Подвижная игра «Веселый мячик».
Дети стоят в кругу и произносят слова:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик тот сейчас станцует нам!
Ребенок у кого мячик остался в руках, выходит в круг и танцует. Дети хлопают в ладоши.
Логопедическая гимнастика на тему «Зимующие птицы».
1.Упражнение на развитие дыхания «Прилетел к нам снегирек».
Вытяните ладошку, пусть на нее сядет снегирек. Какие у него красивые перышки. Тихонько вдохните носиком и подуйте на перышки. Улетел! Повторить 4-5 раз.
3.Массаж биологически активных точек «Снегири».
Вот на ветках, посмотри – поглаживаем лоб от середины к вискам.
В красных майках снегири – поглаживаем щеки движением сверху – вниз
Распушили перышки – массируем уголки рта движением к ушам
Греются на солнышке – поглаживаем шею движениями сверху – вниз
Головой вертят, улететь хотят - повороты головы вправо – влево.
Улетели, улетели! Кыш! – машем руками перед собой.
4.Упражнения для развития язычка:
Непослушный язычок; Змейка; Лошадка.
5.Упражнения для развития пальцев рук «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей – сжимают и разжимают пальцы рук
Прилетело, мы расскажем - машут перекрестно сложенными ладонями
Две синицы, воробей – на каждое название птицы, загибают пальцы
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках,
Всем хватило зернышек! – потирают большие пальцы о указательные
6.Подвижная игра «Воробушек – пташечка».
Среди белых голубей – дети идут по кругу, заложив руки за спину
Скачет серый воробей – в центре круга скачет на корточках ребенок (воробей)
Воробушек – пташка, серая рубашка - поворачиваются лицом в круг, идут приставным шагом.
Откликайся, воробей
Вылетай – ка, не робей! – воробей пытается вылететь, дети не выпускают.
Логопедическая гимнастика к теме
«Труд на селе зимой».
1.Упражнение на развитие дыхание «Корова».
Вдох через нос, задерживаем дыхание; на выдохе МУ-У-у.
2.Массаж биологически активных точек лица «Кошка».
Кошка хвостиком играла, - вот так, вот так - оттягиваем мочки ушей вниз.
Веселилась, хохотала - вот так, вот так - массируем уголки рта.
Мячик по полу катала - вот так, вот так - гладим щеки круговыми движениями.
И по комнате скакала - вот так, вот так – кончиками пальцев массируем лоб
А потом устала кошка - вот так, вот так – прижать ладони к щекам
И поплакала немножко - вот так, вот так - кулачками потереть глаза.
3.Упражнения для язычка.
Болтушка; Катушка; Качели; . Лошадка.
4. Пальчиковая гимнастика. « Считалка».
Раз, два, три, четыре, пять - поочередно каждый палец прикасается к большому
пальцу. Все умеем мы считать - сжимаем и разжимаем пальцы рук.
Отдыхать умеем тоже – качаем расслабленными руками вперед, назад.
Руки за спину положим - руки за спину
Голову поднимем выше - поднять голову
И легко, легко подышим – спокойно дышим через нос.
5. Подвижная игра «Слушай внимательно».
Дети прыгают по группе на двух ногах.
На 1 удар бубна - лечь на пол,
На 2 - присесть «на кочку»,
На 3 - встать в кружок – это лужок.
Логопедическая гимнастика к теме «Животные жарких стран».
1.Упражнение на развитие дыхания « Пожалеем бегемотиков».
У бегемотиков животики болят, пожалеем их. Руки сжаты в кулачки. Вдох-продолжительный выдох то на один кулачок, то на другой.
2.Массаж биологически активных точек лица «Звери».
В жарких странах носороги просто ходят по дороге – провести ладонями по шее от затылочной части к основанию горла.
Мокнут в речке бегемоты, львы выходят на охоту – указательным и средним пальцем провести по крыльям носа.
Крокодилы, обезьяны, зебры – жители саванны – всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.
И тропические птицы есть чему тут подивиться – указательным и средним пальцами энергично растереть кожу за ушами..
3.Упражнения для развития язычка.
Маляры . Чьи зубы чище? Болтушка Катушка.
4. Гимнастика для пальцев рук «Где обедал воробей?»
Где обедал воробей?- машут перекрещенными ладонями
В зоопарке у зверей – изображают из сомкнутых ладоней раскрывающуюся пасть
Пообедал я сперва за решеткою у льва - загибают пальцы, начиная с большого
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил – показывают пасть из ладоней.
5.Подвижная игра «Будь внимательный!
Играет дудочка – идут, покачиваясь с ноги на ногу (слоны),
Звучит барабан – бегут, высоко поднимая колени (зебры),
Звенит колокольчик - скачут обезьяны на двух ногах,
Логопедическая гимнастика к теме «Мир морей и океанов».
1.Упражнение на развитие дыхания «Ныряльщики».
Глубокий вдох, нос зажать, присесть – «нырнули». На счет – 1-2-3- «вынырнули», выдох.
2.Массаж биологически активных точек лицо «На дне».
Улитки ползут, свои домики везут – руки сжаты в кулачки, массажируем лоб от середины к вискам.
Рогами шевелят, на рыбок глядят – указательный и средний пальцы «вилочкой», энергично растираем за ушами.
Рыбки плывут, плавничками гребут – разглаживаем область от ноздрей к ушам.
Влево, вправо поворот, а потом наоборот - гладим шею переменным движением рук, захватывая заднюю часть шеи.
3.Упражнения для развития язычка.
Катушка. Чашечка. Молоток. Барабан. Лошадка. Гармошка
4.Пальчиковая гимнастика «Налим».
Жил да был один налим – ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.
Два ерша дружили с ним - ладони раздвинуты, имитируют движения двух рыбок.
Прилетали к ним три утки – взмахи сложенными накрест руками.
По четыре раза в сутки и учили их считать – сжимают и разжимают кулаки.
Раз. два, три, четыре, пять – загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого.
5.Подвижная игра «Летучая рыба».
Я летучая, прыгучая – двигаются по кругу поскоками.
Улетела бы за тучу я – двигаются, взмахивая руками, как крыльями.
Да соскучилась бы в скорее – двигаются, совершая поскоки
До того люблю я море.
Логопедическая гимнастика к теме «Посуда».
1. Упражнение на развитие дыхания: «Подуй на горячий чай».
Ладони сложены чашечкой. Вдох через нос – продолжительный выдох через рот, губы трубочкой. Повторить 4-5 раз.
2. Массаж биологически активных точек лица «Не зевай».
У нашего Вовки на блюдце морковка – провести руками по шее от затылка к груди.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке – указательными пальцами, мягко надавливая провести по крыльям носа.
У нашей Наташки смородина в чашке – всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам.
А у Валерки грибочки в тарелке – раздвинув указательный и безымянный палец «вилочкой», растереть точки перед и за ушами.
А ты не зевай и посуду называй – похлопывание по щекам ладонями.
3.Упражнения для развития язычка:
Непослушный язычок; Кошечка умывается; Болтушка. Качели.
4.Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила – указательным пальцем правой руки, «мешают» в ладошке левой руки.
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу.
Кошке в чашку,- загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца
Жучке в плошку,
А коту в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам,
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла - разжимают пальцы
Все до крошки раздала - сдувают воображаемые крошки.
5. Подвижная игра: « Подарки».
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова. Один ребенок стоит в кругу.
Привезли мы вам подарки
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла в лентах ярких,
Конь, волчок и самолет .Водящий выбирает подарок, дети выполняют соответствующие движения.
Логопедическая гимнастика к теме «Профессии».
1.Упражнение на развитие дыхания - «Ветерок».
Помоги мне, ветерок, паруса надуй дружок.
Пусть плывет кораблик мой к папе с мамочкой домой.
Дети спокойно вдыхают через нос, продолжительный выдох через нос.
2.Массаж биологически активных точек лица «Профессии».
Наш охранник на посту смело смотрит в темноту - ребром ладоней растираем лоб
от середины к вискам
А сапожник сапоги для любой сошьёт ноги - потянуть за кончики мочек вниз.
А портной сошьет для вас шторы просто высший класс - мягкими движениями погладить шею сверху вниз.
Вот знакомый почтальон, вам знаком, конечно, он – указательным и средним пальцем «вилочкой», растереть за ушами.
3. Упражнения для язычка.
Колокольчик все звенит, язычком он шевелит.
Маляры; Вкусное варенье; . Пожуем.
4.Пальчиковая гимнастика «Повар».
Повар готовил обед, а тут отключили свет - приседают, ребром ладони бьют по полу, имитируют выключение света.
Повар леща берет и опускает в компот - загибают большие пальцы на обеих руках.
Бросает в котел поленья - загибают указательные пальцы.
В печку кладет варенье - загибают средние пальцы.
Мешает суп кочерёжкой - загибают безымянные пальцы.
Угли бьет поварёшкой - загибают мизинцы.
Сахар сыплет в бульон - изображают, как сыплют сахар (пальцы щепотью)
И очень доволен он - опускают руки, пожимают плечами.
5. Подвижная игра «Если нравится тебе, то делай так!».
Дети идут по кругу и поют:
Если нравится тебе, то делай так(2раза)
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так.
Дети выполняют любые движения – хлопают в ладоши; топают ногами; хлопают себя по коленям ладонями.
Логопедическая гимнастика к теме
«Дикие животные наших лесов».
1.Упражнение на развитие дыхания «Волк».
Волк известный забияка хоть похож он на собаку.
Волк по лесу вечно рыщет и себе добычу ищет.
Вдох. Продолжительный выдох - УУУУУУУ.
2.Массаж биологически активных точек лица «На лужок».
На лужок пришли зайчата – гладим лоб от середины к вискам
Медвежата, барсучата – круговыми движениями гладим щеки.
Лягушата и енот – массируем уголки губ
На зеленый, на лужок – массируем ушные раковины движением сверху – вниз.
Приходи и ты, дружок - похлопать по щекам.
3.Упражнения для язычка.
Чашечка, Качели , Болтушка , Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом есть нора, надежный дом – загибаем пальцы, начиная с
большого пальца Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло уютно в нем - стучим кулачком о кулачок
5.Подвижная игра «На водопой».
Жарким днем лесной тропой звери шли на водопой – идут по кругу
За мамой лосихой топал лосенок – идут громко топая
За мамой лисицей крался лисенок – идут крадучись
За мамой ежихой катился ежонок – идут в глубоком приседе
За мамой медведицей шел медвежонок – идут в перевалочку
За мамою белкой скакали бельчата – скачут, согнув руки перед грудью
За мамой - зайчихой косые зайчатки- скачут сделав ушки
Волчица вела за собою волчат – идут на четвереньках
Все мамы и дети напиться хотят - останавливаются, «лакают» язычком.
Логопедическая гимнастика к теме «Инструменты. Орудия труда»
1.Упражнение для развития короткого выдоха «Лесоруб».
Ноги на ширине плеч, руки в «замок». Резкий взмах руками вверх – вниз. УХ!
2. Массаж биологически активных точек лица «Дворники».
Снега прошли немалые, а все идут, идут - гладим лоб от середины к вискам.
Дворники усталые метут, метут, метут – гладим шею легкими движениями.
Гремят они лопатами под тучами лохматыми – растираем щеки движениями
вверх – вниз.
На улицах, на улках управиться спешат – кончиками указательных пальцев растираем «козелки» ушных раковин.
3. Упражнения для язычком.
Строчит из пулемет, – д – д- д- д
Вкусное варенье,
Грибок,
Горка.
4.Пальчиковая гимнастика «Слесарь»
Мне нужны такие вещи - сжимаем и разжимаем пальцы рук
Молоток, тиски и клещи - загибаем пальцы на обеих руках
Ключ, напильник и ножовка
А всего нужней сноровка – хлопки в ладоши.
5. Подвижная игра «Старый клен»
На поляне перезвон – это пилят старый клен – дети бегут по кругу
Поперечная пила отхватила полствола – дети встают парами и изображают работу пилы.
Только крякнул старый ствол и пошел, пошел, пошел – поднимают руки вверх, медленно наклоняются.
Грянул наземь левым боком, утонул в снегу глубоком – ложатся на левый бок, вытянув ноги.
Логопедическая гимнастика к теме «Транспорт».
1.Упражнение на развитие дыхания «Паровоз».
Паровоз кричит: «ду-ду – у-у! я иду, иду, иду – у-у-у».
2. Массаж биологически активных точек лица «Самосвал».
Жил на свете самосвал - поглаживают лоб от середины к вискам,
Он на стройке побывал – массируют указательными пальцами крылья носа.
Он кирпич возил и гравий – массируют уголки губ указательными пальцами.
Но, увы, застрял в канаве – поглаживают щеки движениями вверх и вниз.
Буксовал он, буксовал – оттягивают мочки ушей вниз.
Еле вылез самосвал – похлопать легонько по щекам.
3. Упражнения для язычка :
«Вертолет»- переплести пальцы рук корзиночкой, указательные пальцы соединить (хвост вертолета), крутить большими пальцами, длительно произносить звук «Р». Пов.3-4.
«Пароход» - длительно произносить звук «Ы». Язык в глубине рта, губы и нижняя челюсть неподвижны. Пов.5раз.
«Танк» - многократно побарабанить напряженным кончиком языка по верхней десне с произнесением звука «Т».
4. Пальчиковая гимнастика «Велосипед».
Ед -ед - ед – где же мой велосипед? – хлопки в ладоши
Да-да-да – очень быстрая езда – скользящие удары ладонями (тарелочки)
Али-али-али – нажимаю на педали – поочередные хлопки руками по коленям.
Аль-аль-аль – быстро мчусь я в даль – одновременные хлопки руками по бокам.
5.Подвижная игра «Самокат» (на внимание).
Быстро катит самокат
То вперед, то назад.
Под удары бубна дети бегут по группе друг за другом. Заиграла дудочка, разворачиваются и бегут в обратную сторону.
Логопедическая гимнастика к теме «Новогодний праздник».
1. Упражнение для развития дыхания «Вот она елочка наша».
Вдох и продолжительный выдох «Как она вкусно пахнет!» Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «Зеленая гостья».
В Новый год случится сказочное что-то – массируют легкими движениями виски.
Тихо постучится в наши двери кто-то - массируют указательными пальцами крылья носа.
Тук, тук! Кто там? Только посмотрите! – оттягивают вниз мочки ушей.
Зеленая, пушистая, смолистая, душистая елка – кончиками пальцев постукивают по щекам.
3.Упражнения для язычка:
Катушка; Змейка; Горка; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Подарки».
Дед Мороз принес подарки – хлопают в ладоши
Буквари, альбомы, марки – загибают пальцы сначала на левой руке, затем на
правой.
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка.
5.Подвижная игра «С Новым годом».
С Новым годом, с Новым годом – стоят лицом в круг, кланяются
Здравствуй, Дедушка Мороз - бегут по кругу, раскинув руки в стороны.
Он из леса мимоходом
Елку нам уже принес – идут, показывая, как дедушка М. нес елку.
На верхушке, выше веток – останавливаются, поднимают вверх руки
Загорелась, как всегда – поднимаются на цыпочки
Самым ярким, жарким светом – бегут по кругу, руки на поясе.
Пятикрылая звезда!
Логопедическая гимнастика к теме « Обувь».
1. Упражнение для развития плавного выдоха «Мы немножечко устали».
Вдох, продолжительный выдох, губы трубочкой.
2. Массаж биологически активных точек лица «Пропал башмак».
У маленькой Мери большая потеря – гладим щеки сверху – вниз
Пропал ее правый башмак – массируем ушные раковины движением сверху – вниз.
О, милая Мери, не плачь о потере – массируем внешние уголки глаз.
Сошьем тебе новый, иль купим готовый – ребром ладоней массируем лоб.
Ты только смотри – береги! – кулачками легко массируем крылья носа.
3.Упражнения для язычка:
Качели; Вкусное варенье; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Ботинки».
Всюду, всюду мы вдвоем неразлучные идем – сжимаем и разжимаем кулачки
Мы гуляем по лугам, по зеленым берегам – массируем каждый палец, начиная с мизинца.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали.
Потом лезем под кровать,
Будем там спокойно спать – хлопаем в ладоши.
(Повторить для другой руки)
5.Хороводная игра «Посмотрите на ножки».
Дети водят хоровод, один ребенок стоит в кругу. По окончании слов он танцует,
дети хлопают в ладоши.
Посмотрите Ванечке на ножки, хороши ли новые сапожки.
Каблучок мой топай смелее, да пускайся в пляс веселее.
Логопедическая гимнастика к теме «Домашние животные».
1.Упражнение на развитие длительного выдоха «Уж как я свою
коровушку люблю».
Вдох, продолжительный выдох «МУ-у-у-у-у». 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек «Тузик».
Вот он вертится волчком – массируем щеки круговыми движениями
Тузик, Тузик хвост крючком - кулачками массируем крылья носа.
Вот летит во весь опор – массируем уши движениями сверху – вниз
То на речку, то во двор, то дежурит у ворот – гладим уголки губ по направлению к ушам.
Словом дел невпроворот – массируем щеки круговыми движениями.
3. Упражнения для язычка.
Кусаем непослушный язычок - АЛ – АЛ- АЛ.
Вкусное варенье.
Барабанщик.
4.Пальчиковая гимнастика «Хозяюшка».
Наша-то хозяюшка сметлива была – сжимают пальцы в кулачки,
Всем в избе работушку к празднику дала – хлопают в ладоши.
Чашечку собачка моет язычком – ладошки в форме чашечки, поглаживают
пальцами внутреннюю часть ладони.
Хрюшки собирают крошки под столом – движение «сыплем птичкам
крошки».
По столу котище лапою скребет – пальцами правой руки гладим
ладонь левой руки (меняем руки).
Половичку козочка веничком метет – делают движения ладонями вправо - влево
«метут».
5.Подвижная игра «Теленок».
Бу - бу – прыжки на двух ногах (в течении всей игры)
Я рогатый – показывают «рожки» из пальчиков
Бу - бу
Я хвостатый – показывают «хвостик», отводят руку за спину.
Бу - бу
Я ушастый - показывают «ушки» из ладошек.
Бу - бу
Очень страшный – показывают «рожки»,
Бу - бу
Испугаю – топают,
Бу - бу
Забодаю – бодаются.
Логопедическая гимнастика к теме
«Ягоды и грибы. Лес осенью».
1.Упражнение для развития дыхания «Ежик».
Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель ежик.
На выдохе произносим «ПЫХ! Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «За грибами».
Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем – кончиками пальцев массируем все лицо
В шапочке нарядной светло – шоколадной – ребром ладоней растираем лоб
Ты не прячь, грибок под листок свой бок! – массируем указательными пальцами козелки ушных раковин.
Ты ребятам нужен вечером на ужин – кулачками массируем крылья носа.
3.Упражнения для развития язычка:
Барабанщик; Катушка; Грибок; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Грибы».
Топ – топ – пять шагов в туесочке пять грибов - стучат кончиками пальцев одной руки о другую руку.
Мухомор красный – гриб опасный – загибаем пальцы, начиная с мизинцев
А второй – лисичка, рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб - сморчок, бородатый старичок .
Пятый гриб – белый, ешь его смело!
5.Подвижная игра «Где вы были?».
Водящий: Ножки, ножки, где вы были?
- За грибами в лес ходили – выполняют ходьбу на месте.
- Что вы ручки работали?
- Мы грибочки собирали. – приседают, изображают, как собирают грибы.
- А вы глазки помогали?
- Мы искали да смотрели, все пенечки оглядели – смотрят из – под руки, выполняют повороты вправо, влево.
Логопедическая гимнастика к теме
«Перелетные и водоплавающие птицы».
1.Упражнение для развития дыхания «Кря – кря –кря!».
Кря! – сказала утка – мать, будем плавать и нырять. Вы согласны ,дети? Кря!
На выдохе дети произносят «Кря, кря,кря!». Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «На юг».
Стая птиц летит на юг – ребром ладоней массируем лоб,
Небо синее вокруг – массируем щеки круговыми движениями.
Предстоит им долгий путь – оттягивают мочки ушей вниз
Надо птичкам отдохнуть – массируем виски круговыми движениями.
И опять пора в дорогу.
Чтоб скорее прилетать – легонько гладим шею движениями сверху – вниз
Надо крыльями махать – массируем уши движениями сверху – вниз.
3.Упражнения для развития язычка:
Маляры; Чьи зубы чище; Дятел.
4.Пальчиковая гимнастика «Птички».
Эта птичка – соловей – на каждое название птички загибают пальцы
Эта птичка –воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коротель,
Эта птичка – злой орлан - машут сложенными крест – накрест руками.
Птички, птички по домам! – разбегаются в разные стороны, машут руками.
Логопедическая гимнастика к теме «Насекомые и пауки».
1.Упражнение для развития дыхания «Бабочки».
Вдох, выдох «Ах, улетела!». Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «Жучок».
Этот маленький жучок по земле гуляет – кончиками пальцев гладим лоб от середины к ушам.
Листик сладенький найдет и его кусает – массируем уголки губ указательными пальцами.
Этот маленький жучок по земле гуляет – кончиками пальцев гладим лоб от середины к ушам.
Вот он ямочку нашел, лег и отдыхает – массируем указательными пальцами крылья носа.
Он не будет вас кусать, хочет он чуть-чуть поспать – массируем виски круговыми движениями.
3.Упражнения для язычка:
Качели; Змейка; Вкусное варенье; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Стрекоза поспать легла у кувшинки в лепестках - загибают пальцы, начиная с большого пальца.
В сладком клевере – пчела,
Шмель - в кудрявых васильках,
В колокольчике – сверчок,
В паутине – паучок
Смотрит радужные сны – хлопают в ладоши.
5.Подвижная игра «Лягушка».
Выбирается лягушка, она сидит в кругу.
Дети – мошки идут по кругу и говорят слова:
«Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки».
Ква-ква-ква; ква-ква-ква – отвечает лягушка и бросается ловить детей – мошек.
Логопедическая гимнастика к теме
«Фрукты. Труд взрослых в садах».
1.Упражнение для развития короткого выдоха «Наши яблочки в саду…».
Наши яблочки, как мед.
Вдох, короткий выдох – «АМ!». Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек «Осенний сад».
Прекрасен наш осенний сад – кончиками пальцев гладим лоб от середины к вискам.
В нем слива есть и виноград – массируем виски круговыми движениями.
На ветках, как игрушки – оттягиваем мочки ушей вниз,
И яблоки и груши – кулачками массируем крылья носа.
А к ночи веет ветерок – массируем круговыми движениями щеки.
И желтый лист шуршит у ног – массируем уголки губ указательными пальцами.
3.Упражнения для язычка:
Вкусное варенье; Змейка; Почистим зубки; Барабан.
4. Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад».
Во фруктовый сад идем – сжимаем руки в кулачки
Яблок аромат вдохнем – хлопаем в ладоши.
Лестницу подставим, яблоко достанем – руки согнуты в локтях, кисти рук опущены вниз, поочередно поднимаем ладони вверх.
Яблочко сорвем – «фонарики»
И маме принесем – хлопаем в ладоши.
5. Подвижная игра «Галя по садочку ходила».
Галя (Оля, Таня) стоит в кругу. Дети идут по кругу и поют:
Галя по садочку ходила, там платочек свой уронила(роняет платочек),
Обошла тут Галя садочек, ищет голубой свой платочек.
Не горюй, подруженька Галя, мы платочек твой отыскали (кто-то из детей его взял)
Под малиновым, под кусточком, под зелененьким, под листочком.
Вот он, вот он твой платочек, догони меня, дружочек! (Галя догоняет).
Логопедическая гимнастика к теме
«Овощи. Труд взрослых на полях».
1. Упражнение на развитие дыхания «Подуем на горячую картошку».
То одну, то другую руку сжимаем в кулачок (картошка).
Губы трубочкой, вдох, продолжительный выдох на «картошку».
Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек «В огород пойдем».
В огород пойдем, урожай соберем – кончиками пальцев массируем все лицо (птички клюют).
Мы морковки натаскаем – потягиваем мочки ушей вниз
И картошки накопаем – кулачками массируем крылья носа.
Срежем мы кочан капусты – поглаживаем по направлению к ушам уголки губ.
Круглый, сочный очень вкусный – круговыми движениями массируем щеки.
Щавеля нарвем немножко – поглаживаем шею движениями сверху, вниз.
И вернемся по дорожке – растираем уши движениями сверху, вниз.
3.Упражнения для язычка:
Подуем на язычок; Трубочка; Качели; Маляры.
4. Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Тук, тук, тук, тук! – ритмичные удары ребром ладоней о ладони.
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили – ладони прямые, пальцы сжаты , движения кистями вверх и вниз.
Перетерли – хватательные движения,
Посолили – пальцы в щепоть, все трутся о большой палец.
И набили плотно в кадку – руки сжаты в кулаки, удары(бокс) кулачками перед собой.
Все теперь у нас в порядке – отряхивают руки.
5. Хороводная игра «Есть у нас огород».
Есть у нас огород - идут по кругу
Там своя морковь растет – в круг выходит морковка
Вот такой ширины, вот такой толщины – морковка танцует
Ты морковка не зевай и в корзинку полезай - морковка садится в центре круга.
Аналогично про капусту.
Ты, пузатый кабачок, отлежал себе бочок,- выходит кабачок
Не ленись, не зевай, а в корзинку полезай.
Ты огурчик поспеши, вместе с нами попляши,- выходит огурец
А потом не зевай и в корзинку полезай.
Играет музыка, и дети танцуют.
Логопедическая гимнастика к теме «Осень. Деревья осенью».
1.Упражнение для развития плавного выдоха «Листья осенние».
Листья осенние тихо кружатся, тихо и плавно на землю ложатся. И шелестят, шелестят, шелестят, словно опять закружиться хотят.
Вдох и на выдохе «ШШШШ». Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «Туман».
Туман повис клоками в саду и во дворе – круговыми движениями массируем щеки.
Поймать туман руками решил я на заре – ребром ладоней массируем лоб.
Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал – массируем ушные раковины кончиками пальцев.
Но прыткий он как кошка, взял и убежал – массируем уголки губ указательными пальцами.
3. Упражнения для развития язычка:
Непослушный язычок; Горка; Вкусное варенье; Болтушка.
4.Пальчиковая гимнастика «Ветер и листья».
Ветер по лесу летал, ветер листики считал – скользящие удары ладони о ладонь.
Вот дубовый – начинают загибать пальцы с большого пальца,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку – хлопаем себя по коленям ладошками.
5.Подвижная игра «По ровненькой дорожке».
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке шагают наши ножки.
По ямочкам, по кочкам, по ямочкам, по кочкам.
В ямку – бух! - приседают.
Логопедическая гимнастика к теме «Комнатные растения».
1.Упражнение для развития дыхания «Цветок зацвел».
Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком.
У детей левая рука сжата в кулачок. Вдох, продолжительный выдох – пальцы медленно раскрываются. Меняем руку. Повторить 4-5 раз.
2. Массаж биологически активных точек лица «Кактус».
До чего забавный ежик – массируем виски круговыми движениями
Он без ручек и без ножек – оттягиваем вниз мочки ушей.
Жил в пустыне он всегда – погладить лоб от середины к вискам
Где отсутствует вода – кулачками массируем крылья носа.
А теперь живет в горшочке – массируем уголки губ указательными пальцами
Это кактус – мой цветочек – пощипываем щеки легкими движениями пальцев.
3.Упражнения для развития язычка:
Вкусное варенье; Чашечка; Качели; Барабанщик.
4.Пальчиковая гимнастика «Цветы на окне».
На окне весна вовсю бушует – хлопают в ладоши.
Здесь фиалки, красный бальзамин – на каждое название загибают палец.
Герань и традесканция,
Толстянки две
И кактус, но один – раскрываем пальцы, выполняем движение «фонарики»
5. Подвижная игра «Слушай внимательно».
Дети врассыпную прыгают на двух ногах по комнате.
На один удар бубна ложаться на пол (на траву),
На два удара – присесть на кочку.
На три – встать в круг (лужайка).
Логопедическая гимнастика к теме «Мамин праздник.
Ранняя весна».
1.Упражнение на развитие дыхания « Запах мокрого снега».
На столе стоит тарелка с мокрым снегом. Вдох и продолжительный выдох «АХ!».
Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «Весна».
С крыши снег роняет слезки – гладим щеки движением сверху – вниз.
Кот скучает у ворот – массируем козелки ушных раковин,
Босоногие березки в синей луже ищут брод – гладим лоб от середины к вискам.
Ведь можно простудиться – едва прошли морозы - указательный и средний пальцы «вилочкой» массируем за ушами,
Будет озорницам от бабушки березы – массируем кулачками крылья носа.
3.Упражнения для язычка:
Почистим зубки; Чашечка; Кошечка; Молоточек.
4.Пальчиковая гимнастика «Дрозд – дроздок».
Дружок ты, мой дрозд, - машут сложенными накрест руками, как крыльями,
В крапинку хвост – на каждую строку загибают пальцы на обеих руках.
Носик остренький,
Бочок пестренький,
Перья тонкие,
Песни звонкие
Весной распеваются, - машут сложенными крест – накрест руками.
Зимой забываются.
5.Подвижная игра «Весна, весна красная».
Весна, весна красная, приди весна с радостью – идут по кругу, взявшись за руки
С радостью, с радостью с великою милостью – меняют направление.
Со льном высоким – останавливаются, поднимают руки вверх, тянутся на носочки.
С корнем глубоким – опускают руки, приседают.
С хлебами обильными – бегут по кругу, раскинув руки в стороны.
Логопедическая гимнастика к теме
«Правила дорожного движения.
1. Упражнение на развитие дыхания «Машина сигналит».
Вдох. На выдохе длительное –бииииии; биииии; биииии; биииии. 4 раза.
Повторить 4-5 раз.
2. Массаж биологических активных точек лица «Ехали медведи».
Ехали медведи на велосипеде – поглаживаем кончиками пальцев лоб.
А за ними кот задом наперед – массируем виски круговыми движениями.
А за ним комарики на воздушном шарике – массируем крылья носа указательными пальцами круговыми движениями.
А за ними раки на хромой собаке – оттягиваем мочки ушей вниз мочки ушей.
3. Упражнения для развития язычка:
Непослушный язычок; Змейка; Качели
4.Упражнение для развития пальцев рук « Светофор».
Слушай и запоминай
И всегда их соблюдай - сжимают и разжимают пальцы рук
Загорелся КРАСНЫЙ свет,- сжимают в кулачок левую руку
Стой, малыш, прохода нет – сжимают в кулачок правую руку
ЖЕЛТЫЙ свет, смотри, горит – сжимают левую руку
Приготовься, говорит - сжимают правую руку
А зажегся свет ЗЕЛЕНЫЙ – сжимают левую руку
Проходи, мой друг ученый - сжимаем правую руку
Помни правила движенья – хлопают в ладоши.
Как таблицу умноженья!
4.Подвижная игра «Машины».
Дети двигаются по группе в руках воображаемый руль.
На улице нашей машины, машины,
Машины - малютки, - слегка приседают
Машины – большие – поднимаются на носочки
Спешат грузовые - разворот в другую сторону
Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся, как будто живые – двигаются в более быстром темпе.
Логопедическая гимнастика к теме «Наш поселок».
1. Упражнение для развития короткого выдоха «Новая игрушка».
Пете подарили надувного резинового зайчика. Поможем его надуть?
Дети складывают правую (левую) руку в кулачок, указательный и средний палец - ушки. Короткий вдох через нос – короткий выдох через рот. Повторить по 2 раза.
2.Массаж биологически активных точек лица «Мой рисунок».
На моём рисунке выросли ромашки – указательным и средним пальцем массируем за ушами.
Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке, - ладонями гладим лоб от середины к ушам
На моём рисунке радуга и я,- массируем уголки губ по направлению к ушам
На моём рисунке Родина моя.- указательными пальцами массируем крылья носа.
3. Упражнения для язычка:
Непослушный язычок; Горка; Маляры.
4.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».
В гости к пальчику большому – пальцы сжаты в кулачки, большой палец поднят вверх.
Постучали прямо к дому – стучат кулачок о кулачок, соединяют кончики всех пальцев (крыша домика).
Указательный и средний – каждый палец касается большого пальца
Безымянный
И последний – показывают мизинчик
Сам мизинчик малышок постучался на порог – стучат кулачок о кулачок
Все мы пальчики друзья, друг без друга нам нельзя – пальчики «обнимаются».
5.Подвижная игра «Галя по садочку ходила».
Дети идут по кругу, ребенок стоит в кругу, у него в руках платочек.
Галя по садочку ходила, там платочек свой уронила.
Обошла тут Галя садочек, ищет голубой свой платочек.
Не горюй, подруженька Галя,
Мы платочек твой отыскали - гладят Галю по голове
Под малиновым, под кусточком, под зелененьким, под листочком.
Вот он, вот он твой платочек, догони меня, дружочек!
Логопедическая гимнастика к теме «Космос».
1.Упражнение для развития короткого выдоха «Строим звездолет».
Собираемся в полет, стоим новый звездолет.
Закручиваем гайки – (вдох – выдох) - вж-вж-вж – делают вращательные движения кулачком одной руки по ладони другой.
Свариваем большие листы металла на обшивку ракеты – (вдох – выдох) - щ-щ-щ- скользящие движения ладоней друг о друга. Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «Летит корабль».
Летит в космической дали - приставить ко лбу ладони ребром и потирать его
Стальной корабль вокруг земли – кончиками пальцев массируем круговыми движениями виски.
И хоть малы его окошки – указательными пальцами массируем внешнюю сторону глаз.
Все видно в них, как на ладошке – кулачками массируем крылья носа.
Степной простор, морской прибой – поглаживаем кончиками пальцев уголки губ по направлению к ушам,
А может быть и нас с тобой – растереть ладони и приложить к щекам.
3.Упражнения для развития язычка: Вкусное варенье; Индюк; Грибок;
4. Пальчиковая гимнастика «Планеты».
По порядку все планеты назовет любой из нас – хлопаем себя по коленкам,
Раз - Меркурий; два - Венера; три - Земля - называя планеты, загибают пальцы, начиная с мизинца на правой руке, (левой рукой).
Четыре - Марс; пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн, семь – Уран,
Потом Нептун - загибают пальцы на другой руке, начиная с мизинца - правой рукой
.
Он восьмым идет по счету – сжимают пальцы в кулачки.
А за ним уже потом
И девятая планета под названием – Плутон – хлопают в ладоши.
5. Подвижная игра «Замри!».
Дети, стоя на месте, покачиваются с ноги на ногу под слова -
Корабль качается – раз!
Корабль качается – два! Корабль качается – три! В космическом танце – замри! Все замирают. Педагог
Логопедическая гимнастика к теме «Перелетные птицы весной».
1. Упражнение на развитие дыхания «Ворона».
Вдох. На выдохе произносим «Карр». Повторить 5 -6 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «Апрель».
Мы раскрыли окна, распахнули двери – массируем лоб от середины к вискам.
Солнечный и мокрый к нам пришел апрель – массируем кулачками крылья носа.
Забурлил ручьями, зазвенел, запел – массируем уголки губ по направлению к ушам.
Первыми скворцами на березу сел – массируем ушные раковины.
3.Упражнения для язычка:
Катушка; В гости к Алёнушке и Иванушке; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Скворцы».
Мы построили скворечню для веселого скворца – хлопаем в ладоши.
Мы повесили скворечник возле самого крыльца – скользящие движения ладоней друг о друга.
Все семейство втроем проживает в доме том – постукиваем кончиками пальцев одной руки о другую.
Мать, отец, скворушка – сжимаем пальцы в кулачки
Черненькие перышки – взмахи скрещенными в кистях руками.
5. Подвижная игра «Займи скворечник».
На полу разложены кружки, их на 2-3 меньше, чем детей. Дети сидят на стульях.
Педагог: Скворушки, скворушки, черненькие перышки!
Вы хотите полетать, свои крылышки размять?
Дети: Хотим!
Дети «летают» по комнате взмахивая руками.
Педагог: Раз, два, три! Домик свой скорей займи!
Кто не успел занять домик, танцует, дети хлопают в ладоши.
Логопедическая гимнастика к теме « Насекомые».
1.Упражнение на развитие дыхания «Полосатая оса».
Са – са -са – прилетела к нам оса. На выдохе произносим звук «З».
Повторить 5-6 раз.
2. Массаж биологически активных точек лица «Паучок».
На прозрачной паутинке паучок спускается – указательными пальцами, мягко надавливая провести по крыльям носа.
На прозрачной паутинке медленно качается – ребром ладоней растирать лоб.
Лифт не нужен пауку мне сказала галка - погладить шею сверху вниз.
У него, у паука в животе скакалка – раздвинуть указательный и средний палец, растирать ими за ушами.
3.Упражнения для развития язычка:
Барабанщик; Чашечка; Кошечка облизывается, Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Насекомые».
Дружно пальчики считаем, насекомых называем – сжимаем пальцы в кулаки
Бабочка, кузнечик, муха – загибаем пальцы, начиная с большого пальца.
Это жук с зеленым брюхом,
Муравей былинку тащит,
Как бревно взвалил на спинку – руки перед грудью ,показывают руками бревно
Он сгибается под ношей – хлопают себя по коленям
Но зато, какой хороший – «фонарики»
Муравьи построят дом – складывают пальцы обеих рук «домиком», соединив кончики пальцев.
5. Подвижная игра «Бубен».
Педагог: Бубен Вася в руки взял, очень четко заиграл:
Та-та-та; та-та-та;
А потом он побежал, бубен Ирочке отдал.
Ребенок играет в бубен, отстукивая заданный ритм.
Обегает круг, передает бубен другому участнику.
Бег можно заменить ходьбой, подскоками.
Логопедическая гимнастика к теме «А.Л.Барто»
1.Упражнение на развитие дыхания «Бычок».
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу. На выдохе произносим « Ох, упаду!».
Повторить 5-6 раз.
2.Массаж биологически активных точек «Резиновая Зина».
Купили в магазине резиновую Зину – гладим лоб по направлению к вискам
Резиновую Зину в корзине принесли – оттягиваем вниз мочки ушей.
Она была разиня, резиновая Зина – массируем уголки губ по направлению к ушам,
Упала из корзины, измазалась в грязи – массируем виски круговыми движениями.
3.Упражнения для язычка:
Болтушка; Автомат; Маляры; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Трусихи».
На старой кадушке сидели лягушки – потираем ладонь о ладонь
Зеленые ушки, тупые макушки – кончики пальцев оной руки постукивают о кончики пальцев другой руки.
Я к ним подошел они в воду – бултых! – стучим по коленям ладонями
И нечего больше сказать мне про них – потираем ладонь о ладонь.
5. Подвижная игра «Лягушки».
Выбирается лягушка, она сидит в кругу.
Дети – мошки идут по кругу и говорят слова:
«Вот лягушка по дорожке скачет, вытянувши ножки».
Ква-ква-ква; ква-ква-ква – отвечает лягушка и бросается ловить детей – мошек.
Логопедическая гимнастика к теме «С.Я.Маршак».
1.Упражнение для развития дыхания «Усатый – полосатый».
Как девочка учила говорить котенка, а он говорил только «МЯУ!» Вдох, продолжительный выдох, произносим «МЯУ!».Повторить 5-6 раз.
2.Массаж биологически активных точек «Кто колечко найдет?»
Покатилось, покатилось Олино колечко – массируем круговыми движениями щеки,
Покатилось колесом, притаилось под кустом – пальцы грабельками, движения от середины лба к вискам.
Кто с крылечка сойдет, кто колечко найдет? – массируем уши сверху вниз.
Я, сказала кошка, подожди немножко – указательными пальцами массируем крылья носа.
А сейчас я не могу, мышку в норке стерегу – массируем виски круговыми движениями.
3.Упражнения для развития язычка:
Маляры; Автомат; Катушка; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Робин Бобин».
Робин Бобин кое – как подкрепился натощак – сжимают ладони в кулачки.
Съел теленка утром рано, – загибают пальцы, начиная с большого пальца.
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком,
И прилавок с мясником,
А потом и говорит - хлопают в ладоши
«У меня живот болит!» - гладят живот обеими руками.
5. Подвижная игра «Кошки – мышки».
Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.
Берегитесь, плутовки, доберемся мы до вас,
Вот расставим мышеловки, переловим всех зараз.
Логопедическая гимнастика к теме «К.Я. Чуковский».
1.Упражнение для развития дыхания «Платочек».
У детей в руках платочки. Платочек пляшет на ветру. Вдох, продолжительный выдох. Повторить 4-5 раз.
2. Массаж биологически активных точек лица «Федотка».
Бедный Федотка – сиротка – массируем козелки ушных раковин,
Плачет несчастный Федотка – массируем внешние уголки глаз.
Нет у него никого, кто пожалел бы его – массируем щеки круговыми движениями.
Только мама, да дядя, да тетка – массируем уголки губ
Только папа да дедушка с бабушкой! – приложить ладони к щекам и покачать головой.
3.Упражнения для язычка:
Пулеметчик; Катушка; Кошечка умывается; Лошадка.
4.Пальчиковая гимнастика «Курица – красавица».
Курица – красавица у меня жила – хлопаем в ладоши.
Ах, какая умная курица была – потираем ладони друг о друга.
Шила мне кафтаны – загибаем пальцы на обеих руках, начиная с мизинца.
Шила сапоги,
Сладкие, румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот – раскрываем ладони и поворачиваем их вверх вниз.
Сказочку расскажет, песенку споет – выполняем движение «замок» несколько раз.
5. Подвижная игра «Веселый бубен».
Дети стоят в кругу и говорят слова:
Ты катись веселый бубен быстро, быстро по рукам,
У кого веселый бубен, тот сейчас сыграет нам.
У кого в руках оказывается бубен, играет на нем.
Логопедическая гимнастика к теме «А.С. Пушкин».
1.Упражнение для развития дыхания «Вьюга».
Вечор ты помнишь, вьюга злилась, а в мутном небе мгла носилась…
Вдох - продолжительный выдох: произносим, меняя высоту звука – «УУУ».
Повторить 4-5 раз.
2. Массаж биологически активных точек «Береза».
Белая береза под моим окном – кончиками пальцев массируем щеки, постукивая,
Принакрылась снегом, точно серебром – гладим лоб от середины к вискам.
На пушистых ветках снежною каймой – указательный и средний палец «вилочкой» массируем за ушами.
Распустились кисти белой бахромой – гладим шею обеими руками.
3.Упражнения для язычка:
Вкусное варенье; Маляры; Качели; Грибок.
4.Пальчиковая гимнастика «У Лукоморья».
У лукоморья дуб зеленый – пальцы обеих рук, встречаются с большими пальцами, начиная с указательного пальца.
Златая цепь на дубе том – сжимают пальцы в кулачки.
И днем и ночью кот ученый – пальцы обеих рук встречаются с большими пальцами, начиная с указательного пальца.
Все ходит по цепи кругом – сжимают пальцы в кулачки.
5.Подвижная игра «Море волнуется».
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:
Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется – три,
Морская фигура, замри!
Дети выполняют любую фигуру, а водящий выбирает лучшую.
Выбранный ребенок, становится водящим.
Логопедическая гимнастика к теме «Школа».
1. Упражнение на развитие дыхания «Учим буквы, произносим звуки».
Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать. Показываю буквы, дети пропевают звуки, на продолжительном выдохе. Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек «Школа».
Школа – это светлый дом – гладим кончиками пальцев лоб от середины к вискам
Мы учиться будем в нем – массируем уши движениями сверху вниз.
Там научимся писать, складывать и умножать – кончиками пальцев массируем щеки (птички клюют),
Интересных дел не счесть – массируем указательными пальцами уголки губ
И звонок веселый есть – потянуть за мочки ушей.
3.Упражнения для развития язычка:
Барабанщик;
Маляры;
Лошадка.
4. Пальчиковая гимнастика «Ученик».
Дима наш серьезный мальчик ведь теперь он ученик – хлопаем в ладоши
У него лежит в портфеле для пятерочек дневник – потираем ладонь о ладонь.
Он в портфеле разложил – сжимаем руки в кулачки
Ручки, кисточки, тетрадь – на каждое слово загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого пальца.
Книжки умные с собой
Не забыл он в школу взять – хлопаем в ладоши.
5.Подвижная игра «Догонялки».
Дети идут по кругу, взявшись за руки. Один ребенок за кругом, идет противоходом.
Дети произносят слова:
Вокруг домика хожу и в окошечко гляжу.
К одному я подойду и тихонько постучу.
- Тук, тук!
- Кто там? – спрашивает ребенок, около которого остановился водящий.
- Это я, Дима, догони меня!
Логопедическая гимнастика к теме «Поздняя весна».
1.Упражнение на развитие дыхания «Аромат цветов».
Кто рассыпал колокольчики? А синичка подняла, в свою песню занесла.
Вдох. На выдохе дети произносят «Цвинь – цвинь- цвинь». Повторить 4-5 раз.
2. Массаж биологически активных точек «Погожие деньки».
Деньки стоят погожие на праздники похожие – массируем щеки круговыми движениями,
А в небе солнце теплое, веселое и доброе – гладят шею сверху вниз.
Все реки разливаются, все почки распускаются – массируем уголки губ по направлению к ушам.
Пришла пора весенняя, пришла пора цветения – гладим лоб от середины к ушам
И значит настроение у всех людей - весеннее – массируем щеки сверху вниз.
3.Упражнение для язычка:
Болтушка; Катушка; Чашечка; Лошадка.
4.Пальчиковая игра «Солнышко и тучки».
Солнышко с тучками в прятки играло – хлопаем в ладоши.
Солнышко тучки – летучки считало – сжимаем пальцы в кулачки.
Серые тучки, черные тучки – загибаем пальцы, начиная с большого пальца
Легких – две штучки,
Тяжелых – три штучки,
Тучки попрятались,
Тучек не стало – спрятали руки за спину.
Солнце на небе вовсю засияло – поднять руки вверх и раскинуть в стороны.
5.Хороводная игра «На зеленом на лугу».
Дети с песней идут по кругу, водящий в кругу, идет противоходом.
На зеленом на лугу пляшет Олечка в кругу.
А мы песенку поем и в ладоши громко бьем.
Оля, Оля веселей своих ножек не жалей!
Поклониться не забудь.
Выбирай кого – нибудь!
Дети хлопают в ладоши, водящий произвольно пляшет, затем с поклоном приглашает другого ребенка и кружиться с ним.
Логопедическая гимнастика к теме «Труд на селе весной».
1.Упражнения для развития короткого выдоха «Комары».
Налетели комары З-з-З-З, хлоп рукой З-З-з-З, хлоп другой З-З-З-з комаров всех перебьем З-З-з-з-ззззз. Улетели! Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек лица «Огород».
Од-од-од – мы вскопали огород – пощипываем легонько щеки.
Ода-ода-ода – стоит хорошая погода – массируем внешнюю сторону уголков глаз указательными пальцами.
Да-да-да – растениям нужна вода – потягиваем за мочки ушей вниз.
Ду-ду-ду – за водой я пойду – массируем уголки губ указательными пальцами.
3.Пальчиковая гимнастика «Грачи».
Мы лепили куличи – «лепят пирожки».
Прилетели к нам грачи – помахать крыльями – ладошками.
Первый грач испек пирог – поочередно массировать каждый палец. Начиная с большого.
А второй ему помог,
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал и пирог у них склевал – постучать пальцами по коленям.
Раз, два, три, четыре, пять - загибают пальцы, начиная с большого пальца.
Выходи грачей считать – хлопают в ладоши.
5. Подвижная игра «Маленькая Юленька».
Дети стоят в кругу. В центре девочка Юленька. Под пение детей она «умывается», «прихорашивается» и выбирает себе партнера, двигаясь по кругу противоходом.
Маленькая Юленька, ты у нас чистюленька.
Мойся, одевайся в гости собирайся.
Ты пойди, пойди кружочком, выбери себе дружочка!
Дети хлопают в ладоши, а пара танцует в середине круга.
Логопедическая гимнастика к теме «День Победы».
1.Упражнение для развития дыхания «Вдох – выдох».
Вдох через нос, продолжительный выдох через рот. Повторить 4-5 раз.
2.Массаж биологически активных точек «На парад».
Растаял утренний туман, красуется весна – указательный и средний пальцы «вилочкой», массажируем за ушами.
Сегодня дедушка Иван начистил ордена – массируем щеки круговыми движениями.
Мы вместе в парк идем встречать – гладим лоб от середины к вискам.
Седых солдат, как он – массируем виски круговыми движениями
Они там будут вспоминать - массируем кончиками пальцев щеки
Свой храбрый батальон – массируем внешние уголки глаз.
3.Упражнение для развития язычка:
Лошадка; Катушка; Вкусное варенье; Змейка.
4.Пальчиковая гимнастика «Нам нужен мир».
Пусть пулеметы не строчат – на каждую строку массируем поочередно пальцы, начиная с мизинца правой руки (с левой).
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему.
Не прилетают ни к кому – хлопают в ладоши
Не гибнут люди, города – сжимают руки в кулачки
Мир нужен на земле всегда – выполняют упражнение «замок». Повторить 2 раза.
5.Игра на внимание «Сигнальщики».
Педагог: Вот флажки четыре цвета.
Нам игра знакома эта.
Флажок желтый подниму – всех похлопать попрошу,
Флаг зеленый подниму – всех потопать попрошу.
Синий – будем мы молчать.
Красный – все «УРА!» кричать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики....
Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Специфика коррекционных дошкольных учреждений заключается в том, что, помимо решения общеобразовательных задач, решаются коррекционные задачи, связанные с преодолением речевого недоразвития у детей, а...
Мастер - класс для воспитателей и логопедов по теме: «Логоритмические игры и упражнения как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Цель: • Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....
Специфика работы воспитателя логопедической группы в системе комплексного воздействия по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Основной контингент дошкольников в группах с тяжелыми нарушениями речи – это дети, имеющие сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом ...
Содержание коррекционно-логопедической работы, при устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Актуальность предлагаемой модели обучения несомненна. Эффективность обучения ребенка в начальной школе напрямую зависит от его интеллектуально-эмоциональных сил и возможностей. Предлагаемая автором мо...