Внедрение ИКТ в коррекционно-образовательный процесс по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ
статья по логопедии на тему
Внедрение ИКТ в коррекционно-образовательный процесс
по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_ikt_v_korrektsionno-obrazovatelnyy_protsess.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение ИКТ в коррекционно-образовательный процесс
по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ
Актуальность внедрения ИКТ
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.
В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях – игровой деятельности.
Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.
ИКТ – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата.
Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствует активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Компьютерные технологии позволяют создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.
В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.
Основные преимущества использования ИКТ в работе логопеда
Проведение коррекционно – образовательной деятельности:
1. Повышение мотивации для исправления недостатков в развитии речи детей;
2. Развитие восприятия, внимания, мышления за счет повышения уровня наглядности.
В ходе работы мною были выделены основные направления деятельности, с использованием информационно-коммуникационных технологий:
• Диагностика
• Индивидуальные и фронтальные занятия
• Работа с педагогами
• Работа с родителями
• Работа на страницах персонального сайта
1. Диагностика
Обследование речи учащихся - важный этап всего коррекционного процесса.
Использование в практической работе диагностического электронного альбома логопедического обследования детей, созданного в программе Microsoft Power Point или «Логопедической экспресс-диагностики «Мерсибо» (интерактивные игры и упражнения).
2. Индивидуальные и фронтальные занятия
В индивидуальной работе используются различные компьютерные программы, направленные на:
-устранение речевых недостатков;
-развитие основных психических процессов.
«Учимся говорить правильно» (Новый диск, 2008). Программа в своем содержании содержит 4 основных раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.
«Домашний логопед. Практический курс»
При подготовке ребенка к школе важно обучить его не только читать, но и правильно произносить все звуки речи. Сделать произношение четким и понятным малышу поможет этот мультимедийный диск. Кроха в игровой форме научится выговаривать проблемные согласные и гласные звуки, узнает множество веселых скороговорок, забавных игр, поучительных пословиц и поговорок, разучивание которых, помимо отработки нужного звука, поможет развить дикцию и память. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры – «Звуковичок» и «Угадай-ка», которые сформируют навыки верного произношения звуков, а также помогут развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т. д.) и фонематический (различение звуков речи) слух. Программа создана для детей от 4 лет
«Логомер 2» — это программно-дидактический комплекс, который содержит игры (60 игр) и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий с дошкольниками:
1) Звукопроизношение:
- Интерактивная артикуляционная гимнастика
- Дыхание
- воздушная струя
- Звукоподражание
- Звукопроизношение.
2) Фонематическое восприятие:
- Фонематический слух
- Неречевой слух
- Слоговая структура слова.
3) Лексико-грамматические категории:
- Грамматический строй
- Лексика
- Связная речь.
4) Общее развитие:
- Моторика
- Подготовка к чтению.
Я расскажу про те игры, которые нам уже удалось освоить с моими детьми подготовительной логопедической группы. Безусловно, из 60 игр мы постоянно пользуемся не более чем 20. Но думаю, что в дальнейшем будем изучать и новые.
Первая рубрика – это игры на дыхание и воздушную струю. Наиболее интересные для детей, так как игра происходит с микрофоном. Дуть нужно прямо в микрофон.
Игры на развитие дыхания:
- Торт со свечками
- Рассмеши усача
- Вертолет
Игры на отработку ритма и автоматизацию звуков:
- Букет для мамы
Второй блок – игры на развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа. Игры направлены на развитие фонематических процессов, умения слышать заданный звук среди других звуков речи, в слогах, словах.
Из них мы играем в такие игры:
- БЕДНЫЙ ДРАКОНЧИК
- ДВЕ ПРИНЦЕССЫ, ПАРОВОЗИКИ
Например, игра «Правильный банан» - учит детей находить правильно произнесенное слово среди 4 предложенных вариантов. Даже если ребенок не правильно произносит тот или иной звук, с помощью этой игры он учится отличать этот звук от других.
Хорошие игры на различение гласных звуков «Две принцессы» или «Паровозики». Игра учит находить и различать гласные звуки среди звуков, слогов, слов.
Я использую эти игры и на индивидуальной, и на фронтальной деятельности.
Игры на развитие неречевого слуха.
Я использовала эти игры на начальном этапе работы, во время диагностики, при установлении контакта с детьми. Игры направлены на развитие у детей умения различать звуки, которые издают дикие и домашние животные, музыкальные инструменты.
Следующий блок - игры на развитие мелкой и общей моторики.
Игры хороши для проведения динамических пауз на фронтальной и подгрупповой логопедической непосредственно образовательной деятельности.
Все игры озвучены, мультипликационный персонаж показывает все движения. Особенно детям нравится игра «ручные привидения».
Так же на диске представлены игры на звукопроизношение, на слоговую структуру слова, связную речь. Эти игры также отлично зарекомендовали себя не только в индивидуальной работе, но и на фронтальной деятельности.
3. Работа с педагогами
• Выступление на педсовете, методическом объединение, конференции;
• Консультативная помощь на страницах персонального сайта
• Участие в профессиональных конкурсах;
• Участие в вебинарах.
4. Работа с родителями
Использование ИТК дает возможность расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ
• Выступление на собраниях
• Участие в творческих конкурсах детей
• Изготовление буклетов, памяток, рекомендаций для родителей
• Консультативная помощь на страницах персонального сайта
Выводы:
Использование ИКТ в работе логопеда:
- становятся необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
- повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои);
- экономит силы педагога при подготовке к занятиям;
- позволяет проводить образовательную деятельность в игровой форме.
Однако следует помнить, что использование ИКТ не заменяет живое общение учителя-логопеда и ребенка, учителя-логопеда и родителей, а дополняет его.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, на мой взгляд, эффективность работы логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Логопедическая коррекция при устранении речевых нарушений у детей от 4 до 7 лет, в том числе и с ОВЗ»
Актуальность программы.За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными стано...
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопеда Устранение речевых нарушений у детей 6 лет в условиях логопедического пункта
Специальная образовательная программа коррекционной работы логопедаУстранение речевых нарушений у детей 6 летв условиях логопедического пунктаПериод освоения 2018-2019 учебный годРазработала учи...
Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"
Представлено Планирование коррекционно-образовательной деятельности по устранению речевых нарушений у детей 6-7 лет в условиях логопедического пункта"...