Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет на логопедическом пункте
план-конспект занятия на тему

Утешева Елена Вячеславовна

Рабочая программа Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет  на логопедическом пункте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2014-2015.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго-Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 1457  

(дошкольное отделение)

Рабочая программа

Коррекционно-развивающих занятий по устранению речевых нарушений у детей 5-7 лет

на логопедическом пункте

ГБОУ СОШ №1457  (дошкольное отделение) на 2014-2015 учебный год.  

РАЗРАБОТАНО:

Учитель-логопед                                                                       Утешева Е.В

 

                                                                                                                   

                           

Г. Москва

Пояснительная записка

    Рабочая программа учителя-логопеда предназначена для детей с 5 до 7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, посещающих группы дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1457.

Основными нормативными документами при проектировании образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста являются: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».;

- приказ Минобрнауки России от17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

- Нормативы наполняемости групп в дошкольных учреждениях;

  - Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

  - Конвенция о правах ребенка;

  - Методические рекомендации Министерства образования РФ «Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования»;

  - Должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований к должности «учитель-логопед», учитель-дефектолог» в Едином квалификационном справочнике №761 от 26. 08. 2010.

  - Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова,А. В. Лагутина;

  - Образовательная Программа дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 1457;

  - Положение о дошкольном логопедическом пункте;

Основой рабочей программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и развития интегративных качеств детей, имеющих речевые нарушения.

Место программы относительно программы развития ДОУ и Программы «От рождения до школы»: Главная идея заключается в реализации выравнивания речевого развития детей, то есть осуществления

коррекционного направления работы учителя-логопеда, являющееся подчинённым, а общеобразовательное – ведущим.

Исходной теоретической и методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С.Выготским (о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я. Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е.Левиной (о трёх уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального образования), В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.

Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.). В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.

Цели программы:

  1. построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом пункте для детей  с ФФНР, ФНР , дислалией, стертой формой  дизартрии в возрасте от 5 до 7 лет, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие;
  2. сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;
  3. обучать изменению просодических характеристик высказываний в зависимости от речевых намерений;
  4. развивать и совершенствовать лексико-грамматическую систему и связную речь воспитанников;
  5. обеспечить систему средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с нарушениями речи осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение дисграфии, дислексии, а также других возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Задачи программы:

  1. обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием (ФНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР) , стертой формой дизартрии.
  2. предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
  3.  раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  4.  преодоление недостатков в речевом развитии;
  5. воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  6. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  7. осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе узкоспециальных принципов обеспечения логопедической работы:

  1. учет механизмов нарушения речи (этиопатогенетический принцип);
  2. комплексность с точки зрения развития речи дошкольников;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующего вида для детей с ОНР

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего ...

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы с детьми 3-4 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Слово на ладошках»

Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Данная программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом «Примерной комплексной образо...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения

Программа учитывает особые образовательные потребности дошкольников с нарушениями зрения и обеспечивает коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, преодоление вторичных отклонений и всесторон...