Сенсорно-перцептивные функции.
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для родителей и педагогов о значении развития сенсорно-перцептивных функциях у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorno-pertseptivnye_funktsii.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Сенсорно – перцептивные функции
Распространенность недостатков зрения и слуха среди детей с задержкой психического развития не выше, чем среди нормально развивающихся детей.
Ребенка в очках в специальном саду для детей этой категории увидишь не чаще, чем среди нормально развивающихся сверстников. Это означает, что первичных сенсорных недостатков у детей рассматриваемой категории нет. Вместе с тем совершенно очевидно н а л и ч и е н е д о с т а т к о в в о с п р и я т и я.
Эти дети «слушают, но не слышат, смотрят, но не видят»
У детей с ЗПР можно отметить:
- трудности в выделении фигуры на фоне,
- затруднения при различении близких по форме фигур и при необходимости вычленить детали рассматриваемого объекта,
- недостатки восприятия глубины пространства, что затрудняет детям определение удаленности предметов, и в целом недостатки зрительно-пространственной ориентировки,
- особые трудности обнаруживаются в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях.
Недостатки восприятия явно выступают:
- когда дети выполняют задания на копирование фигур,
- когда они конструируют по образцу какие-либо объекты:
- домики из строительных кубиков,
- конструкции из материалов «Него»,
- фигуры из кубиков Кооса.
Наблюдаются затруднения в опознании зрительно воспринимаемых реальных объектов и изображений, связанные с этими недостатками.
У дошкольников с ЗПР имеются затруднения в построении целостного образа из отдельных предъявленных частей. Формирование целостного образа происходит замедленно, поэтому ребенок многого не замечает, упускает детали.
Недостатки восприятия выступают более четко и выражены значительнее при неблагоприятных или необычных условиях восприятия: когда предмет рассматривается в непривычном ракурсе, в условиях плохого освещения, изображение представлено в виде контура или неполным, контурные изображения предметов наложены друг на друга или перечеркнуты прямыми линиями. Позднее, когда начинается обучение чтению, недостатки восприятия проявляются в смешении близких по очертаниям букв и их элементов.
Польский психолог Х.Спионек (1978) считает отставание в развитии зрительного восприятия, наблюдаемое у детей этой категории, одной из главных причин испытываемых ими трудностей в обучении.
Рассматривая все описанные недостатки восприятия, можно видеть, что связаны они не с первичными сенсорными дефектами, а являются следствием несформированности аналитико-синтетической деятельности в зрительной системе.
С л у х о в о е в о с п р и я т и е дошкольников с ЗПР характеризуется теми же особенностями, что и з р и т е л ь н о е.
Каких-либо трудностей в восприятии простых слуховых воздействий не наблюдается. Имеются некоторые затруднения в дифференциации речевых звуков (что говорит о недостатках фонематического слуха), наиболее отчетливо выступающие в сложных условиях: при быстром произнесении слов, в многосложных и близких по произношению словах. Дети испытывают трудности при выделении звуков в слове. Эти затруднения, отражающие недостаточность аналитико-синтетической деятельности в звуковом анализаторе, обнаруживаются при обучении детей грамоте.
Значительно больше проявляется отставание в развитии о с я з а т е л ь н о г о в о с п р и я т и я. Дети затрудняются в осязательном узнавании даже многих хорошо знакомых им предметов.
Дети затрудняются в определении места прикосновения к разным участкам их кожной поверхности (например, щеке, подбородку, носу, кисти руки или предплечью). Дети определяют место прикосновения неточно, иногда вообще не могут его локализовать. Особенно трудно им локализовать тактильные ощущения в случае одновременных прикосновений к двум разным участкам кожи.
Причины недостаточности ощущений и восприятия детей с ЗПР:
- низкая скорость приема и переработки информации,
- дети не могут создавать целостный образ предмета (объединять отдельные его элементы, их сопоставлять и т.д.)
- дети не умеют рассматривать то, на что направлен их взгляд, и вслушиваться в то, что звучит в данный момент, будь то речь или какие-то другие звуки.
- отмечается и несформированность наблюдения — систематического и целенаправленного восприятия, осуществляемого с целью изучения предметов и явлений, обнаружения происходящих в них изменений и установления их смысла, который непосредственно не выступает.
Наблюдение относится к категории высших психических функций
и формируется на основе развитого непосредственного восприятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядно-действенное мышление и роль сенсорно-перцептивных процессов в его становлении.
Как развивается наглядно-действенное мышление у детей с нарушением зрения и нормально видящих детей....
Коррекционно-воспитательная работа по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников
материал из опыта работы по формированию сенсорно-перцептивных способностей дошкольников...
Логопедическая работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию сенсорно-перцептивных функций
Статья про сесорную комнату...
Методическая разработка «Развитие сенсорно-перцептивной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность методической разработкиПериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это врем...
«Технологическое обеспечение коррекционно-педагогической работы по развитию сенсорно — перцептивной способности»
Вопрос развития сенсорно-перцептивной способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами ...
«Особенности сенсорно-перцептивной сферы у умственно отсталых детей младшего школьного возраста»
консультуция для педагогов...
Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи
Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...