Календарное планирование коррекционных занятий тифлопедагога с детьми с ФРЗ 1го года обучения
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа)
Календарное планирование коррекционных занятий тифлопедагога с детьми с ФРЗ 1го года обучения с сентября по май.По всем коррекционным занятиям:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц__сентябрь____20 – 20 учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительное восприятия | цвет «Играем с цветом» Формировать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, различать и называть основные цвета( красный, желтый, зеленый);-уметь дифференцировать предметы по основному признаку – цвет. Уметь правильно закрашивать контуры и силуэты фломастером, кистью; -развивать мелкую моторику рук (держать правильно фломастер, кисть ; вести по бумаге, доске ;рисовать линии разной длины, ширины и в разных направлениях; Наносить штрихи, мазки, изображая образы предметов и явления окружающей действительности; украшать мазками, полосками, кольцами силуэты, контуры). форма «Круги , овалы» Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира , замечать их форму; формировать у детей зрительные способности обследования предметов, различать и называть форму геометрических фигур( круг , овал ) и соотносить их форму с формой объемных тел ; обучать приемам лепки Раскатывать пластилин продольными и круговыми движениями, придать пластилину форму ) ; уметь делать углубление пальцем ; развивать осязание и мелкую моторику рук. | Величина «Большие и маленькие» Закреплять умение различать, выделять величину предметов; формировать понятие «большой» , «маленький». Уметь узнавать и называть точным словом большие и маленькие предметы. Уметь различать величину предметов на основании осязательно –зрительного обследования. цвет «Играем с цветом» Формировать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, различать и называть основные цвета( красный, желтый, зеленый);-уметь дифференцировать предметы по основному признаку – цвет. Уметь правильно закрашивать контуры и силуэты фломастером, кистью; -развивать мелкую моторику рук (держать правильно фломастер, кисть ; вести по бумаге, доске ;рисовать линии разной длины, ширины и в разных направлениях; Наносить штрихи, мазки, изображая образы предметов и явления окружающей действительности; украшать мазками, полосками, кольцами силуэты, контуры). | форма ««Круги , овалы» Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира , замечать их форму; формировать у детей зрительные способности обследования предметов, различать и называть форму геометрических фигур( круг , овал ) и соотносить их форму с формой объемных тел ; обучать приемам лепки Раскатывать пластилин продольными и круговыми движениями, придать пластилину форму ) ; уметь делать углубление пальцем ; развивать осязание и мелкую моторику рук.
величина «Большие и маленькие» Закреплять умение различать, выделять величину предметов; формировать понятие «большой» , «маленький». Уметь узнавать и называть точным словом большие и маленькие предметы. Уметь различать величину предметов на основании осязательно –зрительного обследования. | цвет «Играем с цветом» Формировать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, различать и называть основные цвета( красный, желтый, зеленый);-уметь дифференцировать предметы по основному признаку – цвет. Уметь правильно закрашивать контуры и силуэты фломастером, кистью; -развивать мелкую моторику рук (держать правильно фломастер, кисть ; вести по бумаге, доске ;рисовать линии разной длины, ширины и в разных направлениях; Наносить штрихи, мазки, изображая образы предметов и явления окружающей действительности; украшать мазками, полосками, кольцами силуэты, контуры). повторение |
Развитие мелкой моторики | «Разгладь и наклей» разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением овощей (фруктов) и наклеивание в альбом. «Щедрый урожай» Лепка из пластилина помидоров и огурцов. | «Застегиваем сами» упражнение в застегивании пуговиц. «Разрезные картинки» собрать картинки мальчика ( девочки) 2-4 частей | «Бабушкины помощники» Сматывание толстых ниток в клубок. «Капельки дождя» С помощью пипетки нанести капельки подкрашенной водой от нарисованной тучи до лужи. | Д/И «Чудесный мешочек» Определить на ощупь овощи и фрукты. |
Ориентировка в пространстве | «Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения. | «Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения. | «Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения. | «Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения. |
Социально – бытовая ориентировка | «Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты». | «Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты». | «Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты». | «Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты». |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц__октябрь____20 – 20учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительное восприятия | Цвет «Красный, желтый, зеленый, синий» Формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; развивать умение различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным предметам; уметь называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий) форма «Обследуем предмет» Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира ;формировать у детей зрительно-осязательные способности обследования предметов. Уметь различать и называть геометрическую форму ( круг, овал, квадрат) и соотносить их с формой объемных тел(шар, куб ),Эллипсоид показать детям без названия) ( рекомендации Магницкой) | величина «Большие и маленькие» Уметь осуществлять выбор величины по образцу. Производить выбор величины по слову; формировать умение сравнивать предмет по величине ,используя способ наложения и приложения, устанавливать отношения «равенства- неравенства» упражнять в парном сравнении по общему объему: «большой- маленький»; уметь создавать сериационный ряд по правилу:»каждый раз выбираю самый большой» .Знакомить детей с относительностью величины; учить устанавливать разницу в величине между предметами; формировать понятия Больше- меньше» Цвет «Красный ,желтый, зеленый, синий» Формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; развивать умение различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным предметам; уметь называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий) | форма «Обследуем предмет» Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира ; формировать у детей зрительно-осязательные способности обследования предметов. Уметь различать и называть геометрическую форму ( круг, овал, квадрат) и соотносить их с формой объемных тел(шар, куб ),Эллипсоид показать детям без названия) ( рекомендации Магницкой) величина «Длинные и короткие» Уметь выделять величину как свойство предмета формировать умение устанавливать отношения» равенства-неравенства»; знать правило сравнения:» При сравнении объектов по длине их необходимо подравнивать с левого края».Формировать знания о длине предметов; познакомить с тем , что при показе длины рука движется слева направо; продолжать формировать словарь за счет введения понятий «длиннее» , «короче» | Цвет «Красный, желтый, зеленый, синий» Формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; развивать умение различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным предметам; уметь называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий)
величина «Длинные и короткие» Уметь выделять величину как свойство предмета формировать умение устанавливать отношения»равенства-неравенства»; знать правило сравнения:» При сравнении объектов по длине их необходимо подравнивать с левого края».Формировать знания о длине предметов; познакомить с тем , что при показе длины рука движется слева направо; продолжать формировать словарь за счет введения понятий «длиннее» , «короче» |
Развитие мелкой моторики | «Листопад» Лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки. «Собери листочек» Складывание картинки разрезанной на 4 части. | «Готовим угощение» Лепка из пластилина колобков, колбас, баранок. | «Что здесь спряталось?» Разглаживание смятой бумаги с контурами кошки(собаки) | Д/И «Чудесный мешочек» На ощупь определить ,какие фрукты попались. Д/И «Собери картинку» Собрать крупные пазлы на тему Домашнее животное» |
Ориентировка в пространстве | «Учимся ходить правильно» Упражнять в различных видах и способах ходьбы, движении рук и ног при ходьбе , учить подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, помогать тем, кто нуждается в помощи. | «Учимся ходить правильно» Упражнять в различных видах и способах ходьбы, движении рук и ног при ходьбе | «Учимся ходить правильно» учить подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, помогать тем, кто нуждается в помощи. | «Учимся ходить правильно» Упражнять в различных видах и способах ходьбы, движении рук и ног при ходьбе , учить подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, помогать тем, кто нуждается |
Социально – бытовая ориентировка | «Домашние животные : кошка с котятами, собака со щенятами» Уметь выделять признаки домашних животных (форма головы, глаз, туловища , величина и пространственное положение) Уметь устанавливать различия (большой – маленький) формировать умение называть качества, свойства воспринимаемые на ощупь (шерстка мягкая, пушистая, теплая), на слух ( мурлычет, мяукает, гавкает, скулит);прививать любовь к домашним животным. | «Кошка с котятами» Уметь выделять признаки домашних животных (форма головы, глаз, туловища , величина и пространственное положение) Уметь устанавливать различия (большой – маленький) формировать умение называть качества, свойства воспринимаемые на ощупь. | «Собака со щенятами» Уметь устанавливать различия (большой – маленький) формировать умение называть качества, свойства воспринимаемые на ощупь (шерстка мягкая, пушистая, теплая), на слух ( мурлычет, мяукает, гавкает, скулит); прививать любовь к домашним животным. | Д/И « Найди по описанию» Уметь выделять признаки домашних животных (форма головы, глаз, туловища , величина и пространственное положение) Уметь устанавливать различия (большой – маленький) . |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц___ноябрь____20 – 20 учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительное восприятия | Цвет «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать красный цвет из красных ,и т.д .Развивать мелкую моторику форма «Соотнесение плоскостных изображений с объемными геометрическими телами» Формировать у детей зрительные способы обследование предметов: замечать их форму и соотносить с формами плоскостных изображений и объемных геометрических тел(круг – шар, квадрат – куб , овал – эллипсоид) уметь соотносить форму геометрических тел с реальными предметами. | величина «Строители» Упражнять в сравнении предметов по длине и нахождении равных по длине объектов с использованием способов приложения и наложения; формировать обобщающие понятия:»одинаковые по величине» , «одинаковые по длине» , «равные по длине»;- развивать глазомер, Учить сравнивать предметы по величине на глаз; уметь строить сериационный ряд по длине возрастающей и убывающей.Развивать прослеживающую зрительную функцию. Цвет «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать красный цвет из красных ,и т.д .Развивать мелкую моторику | форма «Соотнесение плоскостных изображений с объемными геометрическими телами» Формировать у детей зрительные способы обследование предметов: замечать их форму и соотносить с формами плоскостных изображений и объемных геометрических тел(круг – шар, квадрат – куб , овал – эллипсоид) уметь соотносить форму геометрических тел с реальными предметами. величина «Длинный- короткий» Формировать способы установления тождества и различия; закреплять навыки сравнения предметов по длине. | цвет «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать красный цвет из красных, и т.д .Развивать мелкую моторику «Строители» Упражнять в сравнении предметов по длине и нахождении равных по длине объектов с использованием способов приложения и наложения; формировать обобщающие понятия:»одинаковые по величине» , «одинаковые по длине» , «равные по длине»;- развивать глазомер, |
Развитие мелкой моторики | «Что здесь спряталось?» Разглаживание смятых комочков из бумаги с контурным изображением зайца. Узнать и обвести по контуру фломастером. | «Построим дом для зайки» Постройка домика из кубиков. «Угощение для зайки» Лепка морковки . | «Ловкие ручки» Шнуровка, застежки, пуговицы. «Сортируем корм для птичек» Разложить по разным баночкам фасоль и горох. | «Поилки в зоопарке» Накапать из пипетки в крышки разного размера воду для слона, медведя и мартышки. Спросить у детей какому животному нужно больше воды ,а какому меньше всех. |
Ориентировка в пространстве | «Учимся ориентироваться» Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Учимся ориентироваться» Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Учимся ориентироваться» Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Учимся ориентироваться» Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности. |
Социально – бытовая ориентировка | «Дикие звери» «Заячья семья» Упражнять детей в выделении признаков диких зверей(формы, цвета, величины и пространственного расположения частей тела); уметь устанавливать различия по этим признакам (большой –маленький) | «Лисья семья» Упражнять детей в выделении признаков диких зверей по их основным признакам ( цвета, величины, пространственного расположения частей тела); закреплять представления о животных (теплый , мягкий, пушистый) при обследовании на ощупь. Упражнять в имитации движений и повадок. | « Медвежья семья» Закреплять представления о диких животных и их детенышах; закреплять понятие о шерстяном покрове туловища диких животных; формировать умение выделять и называть характерные особенности диких животных. | «Зоопарк» Закреплять представления о диких животных (об условиях жизни зверей в зоопарке); развивать тактильную память; активизация словаря за счет прилагательных Закреплять понимание выражений обобщающего характера «Дикие животные» |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц___декабрь____20 – 20 учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительное восприятия | Цвет «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный,); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать черный цвет из всех основных цветов. форма «Знакомство с треугольниками» Формировать у детей навык зрительно-осязательного способа обследования плоскостного рельефного изображения треугольника; Уметь соотносить изображение с объемным геометрическим телом | . величина «Высота» Уметь показывать и называть точным словом высоту; Уметь определять абсолютную и относительную величину предметов; Знать , что при показе высоты рука движется в направлении сверху вниз; Формировать навык правильного сравнения предметов по высоте. цвет «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный,); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать черный цвет из всех основных цветов. | форма «Знакомство с треугольниками» Формировать у детей навык зрительно-осязательного способа обследования плоскостного рельефного изображения треугольника; Уметь соотносить изображение с объемным геометрическим телом
величина «Высота» Уметь устанавливать разницу между смежными предметами по высоте; Активизировать словарь за счет словосочетаний и предложений: «высокий предмет», «низкий предмет», «кукла в зеленом платье ниже , чем в красном, но выше , чем кукла в желтом»; Развивать глазомерную оценку при сравнении предметов по высоте. | цвет повторение «Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный,); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать черный цвет из всех основных цветов
форма «Знакомство с треугольниками» Формировать у детей навык зрительно-осязательного способа обследования плоскостного рельефного изображения треугольника; Уметь соотносить изображение с объемным геометрическим телом |
Развитие мелкой моторики | «Разрезные картинки» Собрать игрушек из 2-4 частей | «Что спряталось в комочке» -Разглаживание трафаретов Игрушек из бумаги смятой в комочек. | «Обведи и раскрась» Обводка трафарета игрушек по внутреннему контуру . | «Бабушкины помощники» -Сматывание толстых ниток в клубок. |
Ориентировка в пространстве | «Далеко-близко» Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Далеко-близко» Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Далеко-близко» Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Далеко-близко» Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. |
Социально – бытовая ориентировка | «Веселые куклы» Учить детей поэтапному зрительно-осязательному обследованию предметов (кукол).Учить играть с куклой .Знакомить с правилами бережного обращения с игрушкой, ее хранением. | «Пирамидка» Учить разбирать и собирать пирамидку в определенной последовательности. Уметь различать и находить большие и маленькие кольца, сравнивать их путем наложения, приложения; уметь нанизывать кольца на стержень. Развивать глазомер, зрительное внимание, память, мелкую моторику. | «Игрушки» Уметь выделять признаки и свойства игрушек(цвет, величину, пространственное положение частей); уметь объединять игрушки в группы по назначению; уметь устанавливать различия (по величине, структуре материала) | «Магазин игрушек» Упражнять детей в умении выделять признаки и свойства предметов. Уметь подбирать и группировать игрушки по этим признакам и по назначению. Уметь устанавливать различия по величине, цвету, структуре материала. Уметь формировать Обобщающее понятие «игрушки». |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц____январь__20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительного восприятия | цвет «Соотнесение цвета с реальным объектом» Закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов ;Развивать мелкую моторику рук. форма «Круг, овал, квадрат, треугольник» Закреплять представления о плоских изображениях геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник); закреплять умение соотносить плоские изображения с объемными телами; развивать глазомер, мелкую моторику рук. | величина «Учимся сравнивать» Упражнять в навыке ранжирования предметов в порядке убывания высоты, сравнении смежных объектов в ряду. Добиваться последовательности действий при сериации объектов по высоте на основании правила: «каждый раз выбирай самый высокий предмет» цвет «Соотнесение цвета с реальным объектом» Закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов ;Развивать мелкую моторику рук. | форма «Круг ,овал, квадрат, треугольник» Закреплять представления о плоских изображениях геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник); закреплять умение соотносить плоские изображения с объемными телами; развивать глазомер, мелкую моторику рук. величина «Учимся сравнивать» Уметь группировать объекты по высоте и обозначать образованную группу словом «это высокие предметы», «это низкие предметы» | повторение цвет «Соотнесение цвета с реальным объектом» Закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов ; Развивать мелкую моторику рук. |
Развитие мелкой моторики | Аппликация «Заяц» Учить выкладывать из овалов и кругов фигуру зайца. Аккуратно кисточкой распределять клейстер от середины к краям. «Что спряталось в комочках» Разглаживание трафаретов одежды (обуви) из бумаги, смятой в комочек. | Д\и «Расшалившиеся котята»- наматывание клубков из ниток «Рассыпались запасы» -Нанизывание трафаретов грибов из картона с дырочкой на ветки. | Д\И «Чудесный мешочек»-определение на ощупь геометрических фигур. «Бабушкины помощники» Сматывание толстых ниток в клубок. | «Построим дом для зайки» -постройка дома из кубиков. «Сортировка семян» Рассортировать семечки подсолнуха и горох. |
Ориентировка в пространстве | «Левая-правая» Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца. | «Левая-правая» Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца. | «Левая-правая» Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца. | «Левая-правая» Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца. |
СБО | «Одежда » Закреплять представление о назначении одежды; упражнять в умении обследовать основные детали одежды ; учить различать и называть существенные детали одежды. | «Обувь» Закреплять представление о назначении обуви; упражнять в умении обследовать основные детали обуви ; учить различать и называть существенные детали обуви. | «Одежда и обувь» Группировать одежду и обувь по назначению, названию, цвету , материалу , понимать обобщающие слова «одежда» , «обувь» | С/р игра «Магазин» Закреплять представление о назначении одежды; упражнять в умении обследовать основные детали одежды ; учить различать и называть существенные детали одежды и обуви. |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц____февраль__20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
направления | 1 неделя | 2 неделя | 3неделя | 4 неделя |
Развитие зрительного восприятия | цвет «Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке» Закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; закреплять умениелокализовывать предметы заданного цвета; упражнять в применении цвета в практике форма .«Предметы вокруг нас» Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом. | величина «Строим ряд» Упражнять в построении сериационного ряда из предметов разной толщины в убывающей последовательности; формировать понимание, что сравнение предмета с «соседями» по ряду носит относительный характер; обогащать и совершенствовать словарный запас за счет слов. цвет «Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке» Закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; закреплять умениелокализовывать предметы заданного цвета; упражнять в применении цвета в практике | форма «Предметы вокруг нас» Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом. величина «Определи толщину» Формировать навык обращать внимание на величину предмета, зрительно устанавливать тождество и различия однородных объектов по толщине; уметь устанавливать тождество | повторение |
Развитие мелкой моторики | Аппликация «Заяц» Учить выкладывать из овалов и кругов фигуру зайца. Аккуратно кисточкой распределять клейстер от середины к краям. «Чей колодец глубже» Выкладывание колодца из спичек. Научить преобразовывать постройку В высоту. | Д\и «Расшалившиеся котята»- наматывание клубков из ниток разной длины. «Ела, ела дуб – поломала зуб» Работа с ножницами. На картонной полоске вырезать ровные зубчики. | Д\И «Чудесный мешочек»-определение на ощупь геометрических фигур. | «Построим дом для зайки» -постройка дома из кубиков. |
Ориентировка в пространстве | «Вперед- назад» Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Вперед-назад» Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Вверх-вниз» Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Вверх-вниз» Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. |
СБО | «Посуда» узнавать и называть основные виды посуды. Уметь выделять и называть части предмета; упражнять в практическом применении посуды, выполнять действия с посудой. | «Посуда» Закреплять представления об основных видах посуды (столовая , кухонная);уметь выделять и называть части предметов посуды, их назначе- ние. Уметь распознавать посуду на слух, на ощупь. | «Мебель» Уметь выделять в ближайшем окружении предметы мебели; формировать представления детей о назначении мебели | «Мебельный салон» Закреплять умение выделять предметы мебели; формировать представление детей о назначении мебели. |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц март __20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительного восприятия | цвет «Веселые птички» Закреплять умение различать, называть и сравнивать птиц в цвете; последовательно выделять цвет ; уметь группировать цветные силуэты; упражнять в применении цвета в практике. форма .«Предметы вокруг нас» Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом. | величина «Строим ряд» Упражнять в построении сериационного ряда из предметов разной толщины в убывающей последовательности; формировать понимание, что сравнение предмета с «соседями» по ряду носит относительный характер; обогащать и совершенствовать словарный запас за счет слов. цвет «Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке» Закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; закреплять умение локализовывать предметы заданного цвета; упражнять в применении цвета в практике | форма «Предметы вокруг нас» Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом. величина «Определи толщину» Формировать навык обращать внимание на величину предмета, зрительно устанавливать тождество и различия однородных объектов по толщине; уметь устанавливать тождество | повторение |
Развитие мелкой моторики | Аппликация «Птичка» Учить правильно распределять части птицы на листе бумаги. Аккуратно кисточкой распределять клейстер от середины к краям. «Корм для птиц»- Сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха. | «Тарелочка для кошки, мышки , для себя» Рисование по методу « клубочка» тарелок разного размера и цвета. «Весенняя капель» -с помощью пипетки капать подкрашенной водой от нарисованной сосульки до лужи. | Д\И «Чудесный мешочек»-определение на ощупь фигурки птиц ( с последующим обыгрыванием) «Солнышко лучистое» -Обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок. Наклеивание их в альбом. | «сортировка семян» Рассортировать семечки подсоолнуха и горох. Д/И «Кто это?» -Обводка трафарета птицы и штриховка в разных направлениях. |
Ориентировка в пространстве | «Поиск фантазий» Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога (вперед, назад , вверх ,вниз),с помощью слуха ,осязания , обоняния , обращать внимание на окружающие звуки, запахи . изменения покрытия пола в помещениях , на разную поверхность игрушек, предметов. | Поиск фантазий» Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога (вперед, назад , вверх ,вниз),с помощью слуха ,осязания , обоняния , обращать внимание на окружающие звуки, запахи . изменения покрытия пола в помещениях , на разную поверхность игрушек, предметов. | Поиск фантазий» Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога (вперед, назад , вверх ,вниз),с помощью слуха ,осязания , обоняния , обращать внимание на окружающие звуки, запахи . изменения покрытия пола в помещениях , на разную поверхность игрушек, предметов. | повторение |
СБО | «Домашние птицы» Уметь различать домашних птиц и распознавать их по величине, окраске перьев ,издаваемым звукам. | «Домашние птицы» Уметь различать и называть части туловища птиц; упражнять в локализации птиц однородной группы. | «Домашние птицы» Упражнять детей в имитации движений и повадок домашних птиц; формировать умение звукоподражания голосам домашних птиц. | Повторение. Д/И «Кто как кричит» |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц апрель __20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.
Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительное восприятия | цвет «Отгадай цвет» формировать умение видеть и называть цвет движущегося объекта. ;развивать глазодвигательные функции упражнять применять в умении применять цвет в практической деятельности , уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. форма «Магазин игрушек» Закреплять умение соотносить эталоны формы реальных предметов с формой плоскостных изображений. | величина «Группировка предметов по ширине» Уметь сравнивать смежные предметы по ширине способом наложения или приложения ,закреплять умение соотносить представления о ширине со словом –названием: «широкий» , «узкий» , «шире» , «уже» .У меть добиваться последовательности действий при характеристике предметов в порядке убывания ширины на основании правила: «каждый раз выбираем самую широкую» цвет «Отгадай цвет» формировать умение видеть и называть цвет движущегося объекта. ;развивать глазодвигательные функции упражнять применять в умении применять цвет в практической деятельности , уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. | форма «Магазин игрушек» Закреплять умение соотносить эталоны формы реальных предметов с формой плоскостных изображений. величина «Группировка предметов по ширине» Уметь сравнивать смежные предметы по ширине способом наложения или приложения У меть добиваться последовательности действий при характеристике предметов в порядке убывания ширины на основании правила: «каждый раз выбираем самую широкую» .Формировать навыки сопоставления ,обобщения и группировки предметов по ширине на основе зрительного соотнесения. | Повторение пройденного материала цвет «Отгадай цвет» формировать умение видеть и называть цвет движущегося объекта. ;развивать глазодвигательные функции упражнять применять в умении применять цвет в практической деятельности , уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
Развитие мелкой моторики | «Ножницы потерялись» -Изготовление трафарета машины из бумаги методом обрывания излишков бумаги по контуру. Аппликация « Разноцветные машинки» Развивать мелкую моторику рук: Аккуратно работать с клейстером .Намазывать детали от середины к краям. | Лепка «Мяч и пирамидка» Обучать приемам лепки, раскатывать пластилин продольными и круговыми движениями ,придавать пластилину форму. «Вспаханный огород» - Изготовление объемной аппликации: на голубом фоне методом обрывания из чёрной бумаги делаются грядки. | Рисование « Украсим шарфики» Развивать мелкую моторику: правильно держать кисть; вести по бумаге, рисовать линии разной ширины. «Посадка фасоли» -от белого или коричневого пластилина отщипнуть маленький кусочек, «посадить» во «вспаханную» грядку огорода и придавить. | Пальчиковая гимнастика Коль с руками неполадки, Поиграйте с ними в прятки, Шнуровка ,бусики , горох , Всем помогают , просто …Ох! «Кто спрятался в комочках?» Разглаживание смятых трафаретов машин из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию. |
Ориентировка в пространстве | «Что где стоит» Закреплять умение определять пространственное положение предмета (вверху ,внизу ,спереди сзади , слева , справа.) | «Что где стоит» Учить расставлять игрушки по словесной инструкции педагога различать с помощью зрения и осязания расположение предметов, обозначать их соответствующими словами. | «Что где стоит» Закреплять умение определять пространственное положение предмета (вверху ,внизу ,спереди сзади , слева , справа.) различать с помощью зрения и осязания расположение предметов, обозначать их соответствующими словами. | «Что где стоит» Учить расставлять игрушки по словесной инструкции педагога различать с помощью зрения и осязания расположение предметов, обозначать их соответствующими словами. |
Социально – бытовая ориентировка | «Наземный транспорт» Формировать представления о наземном транспорте; упражнять в умении выделять признаки и свойства (формы, цвета, величины, пространственного положения частей); формировать навыки ориентировки в пространстве ,развивать тактильную память ;уметь видеть движущийся объект. | « Водный транспорт» - уметь различать ,называть ,сравнивать объекты водного транспорта с изображением на картинке, соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению; уметь находить реальный предмет по силуэтному и контурному изображению. Уметь узнавать объекты на ощупь ;формировать понимание обобщающего слова « водный транспорт» | «Воздушный транспорт» Упражнять в умении выделять признаки воздушного транспорта (форма, цвет, величина , пространственное положение);уметь устанавливать различия между объектом транспорта и его частями по величине; закреплять умение видеть движущиеся предметы , наблюдая на улице за объектом транспорта ; уметь определять движущийся предмет(самолет, вертолет) по звуку; | «Транспорт» Формировать представление о многообразии видов транспорта; уметь анализировать сложную форму, выделяя основные составные части транспорта (грузовой машины, самолета, парохода); формировать навыки ориентировки в большом пространстве; |
Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения
Месяц___________ май ___________ 20-20 учебный год , тифлопедагог Белоусова Н.В.
Направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Развитие зрительное восприятия | цвет «Цветные поляны» закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; уметь осуществлять выбор заданного сенсорного эталона; развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; воспитывать любовь к близким форма «Найди предмет» Формировать навык зрительно соотносить шар, куб, конус, кирпичик с формой натуральных объектов в группе, на участке. | величина « Сравни предметы по величине» Закреплять умение сравнивать предметы по величине, закреплять навык словесно обозначать параметры величины, соотносить предметы по величине; уметь выполнять сериационные ряды по величине в большом пространстве. цвет «Цветные поляны» закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; уметь осуществлять вы- бор заданного сенсорного эталона; развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; воспитывать любовь к близким | форма «Найди предмет» Формировать навык зрительно соотносить шар, куб, конус, кирпичик с формой натуральных объектов в группе, на участке. величина « Сравни предметы по величине» Закреплять умение сравнивать предметы по величине, закреплять навык словесно обозначать параметры величины, соотносить предметы по величине; уметь выполнять сериационные ряды по величине в большом пространстве. | цвет «Цветные поляны» закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; уметь осуществлять вы- бор заданного сенсорного эталона; развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; воспитывать любовь к близким повторение |
Развитие мелкой моторики | «Красивые цветы» -Обводка трафаретов цветов по внешнему контуру. | «Лужа» -Из пипетки капать капельки подкрашенной воды по контуру нарисованной лужи. | «Колодец» Выложить колодец из спичек. | «Домик для птиц» Вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты. |
Ориентировка в пространстве | «Веселые игры» Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке ( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве | «Веселые игры» Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке ( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево) ),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве | «Веселые игры» Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке ( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве | «Веселые игры» Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке ( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве |
Социально – бытовая ориентировка | «Деревья» - формировать первоначальное представление о лиственных и хвойных деревьях; -уметь подключать мануальные действия при обследовании дерева, выделять ствол, ветки, листья. | «Цветы» -формировать элементарные представления о цветущих и комнатных растениях; -уметь находить стебель, листья, цветок; -уметь различать и называть качества растения, воспринимаемые осязанием и обонянием; уметь ухаживать за комнатным растением | «Полевые цветы» -расширять представление о многообразии растений; -формировать у детей зрительные способы обнаружения различий и сходств всех растений. | «Грибы» -упражнять детей в умении выделять признаки и свойства грибов (форма, цвет, величина, пространственное положение) -уметь подбирать и группировать грибы по этим признакам; -закреплять знания о вреде несъедобных грибов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)
По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...
КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения
Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...
конспект занятия по физической культуре для детей 3 года обучения "Экскурсия в зоопарк"
занятие для детей с умственной отсалостью представлено в виде стандарного занятия по физической культуре. сюжет - посещение зоопарка. в занятие предлагается угадывать загадки, голоса животных, выполне...
Календарное планирование коррекционной работы с детьми с ФРЗ 3 года обучения
календарное планирование по РЗВ, ОСБ, РПО,РММ....
Календарное планирование коррекционной работы с детьми с ФРЗ 4 года обучения
Календарное планирование занятий поРЗВ,СБО,РПО,РММ с детьми 4 года обучения с( ФРЗ)...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности (занятий) по преодолению ОНР у дошкольников второго года обучения ( подготовительная группа)
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы на фронтальных занятиях с детьми старшей логопедической группы составлено на основе комплексного логопедического сопровождения с уч...
Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие С ребенком с нарушениями интеллекта, третьего года обучения
Тема занятия «В гости к солнышку»Цель занятия: формирование сенсорных представлений через дидактические игры.Задачи:Образовательные:Продолжать учить дифференцировать основные цвета, исполь...