Календарное планирование коррекционных занятий тифлопедагога с детьми с ФРЗ 1го года обучения
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (младшая группа)

Белоусова Наталия Владимировна

Календарное планирование  коррекционных занятий тифлопедагога с детьми с ФРЗ 1го года обучения с сентября по май.По всем коррекционным занятиям:

-развитие зрительного восприятия
-ориентировка в пространстве
-социально-бытовое ориентирование
-развитие осязания и мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц__сентябрь____20 – 20 учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительное восприятия

цвет

«Играем с цветом»

Формировать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, различать и называть основные цвета( красный, желтый, зеленый);-уметь дифференцировать предметы по основному признаку – цвет. Уметь правильно закрашивать контуры и силуэты фломастером, кистью; -развивать мелкую моторику рук (держать правильно фломастер, кисть ; вести по бумаге, доске ;рисовать линии разной длины, ширины и в разных направлениях;

Наносить штрихи, мазки, изображая образы предметов и явления окружающей действительности; украшать мазками, полосками, кольцами силуэты, контуры).

форма

«Круги , овалы»

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира , замечать их форму; формировать у детей зрительные способности обследования предметов, различать и называть форму геометрических фигур( круг , овал ) и соотносить их форму с формой объемных тел ; обучать приемам лепки Раскатывать пластилин продольными и круговыми движениями, придать пластилину форму ) ; уметь делать углубление пальцем ; развивать осязание и мелкую моторику рук.

Величина

«Большие и маленькие»

Закреплять умение различать, выделять величину предметов; формировать понятие «большой» , «маленький». Уметь узнавать и называть точным словом большие и маленькие предметы. Уметь различать величину предметов на основании осязательно –зрительного обследования.

цвет

«Играем с цветом»

Формировать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, различать и называть основные цвета( красный, желтый, зеленый);-уметь дифференцировать предметы по основному признаку – цвет. Уметь правильно закрашивать контуры и силуэты фломастером, кистью; -развивать мелкую моторику рук (держать правильно фломастер, кисть ; вести по бумаге, доске ;рисовать линии разной длины, ширины и в разных направлениях;

Наносить штрихи, мазки, изображая образы предметов и явления окружающей действительности; украшать мазками, полосками, кольцами силуэты, контуры).

форма

««Круги , овалы»

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира , замечать их форму; формировать у детей зрительные способности обследования предметов, различать и называть форму геометрических фигур( круг , овал ) и соотносить их форму с формой объемных тел ; обучать приемам лепки Раскатывать пластилин продольными и круговыми движениями, придать пластилину форму ) ; уметь делать углубление пальцем ; развивать осязание и мелкую моторику рук.

величина

«Большие и маленькие»

Закреплять умение различать, выделять величину предметов; формировать понятие «большой» , «маленький». Уметь узнавать и называть точным словом большие и маленькие предметы. Уметь различать величину предметов на основании осязательно –зрительного обследования.

цвет

«Играем с цветом»

Формировать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, различать и называть основные цвета( красный, желтый, зеленый);-уметь дифференцировать предметы по основному признаку – цвет. Уметь правильно закрашивать контуры и силуэты фломастером, кистью; -развивать мелкую моторику рук (держать правильно фломастер, кисть ; вести по бумаге, доске ;рисовать линии разной длины, ширины и в разных направлениях;

Наносить штрихи, мазки, изображая образы предметов и явления окружающей действительности; украшать мазками, полосками, кольцами силуэты, контуры).

повторение

Развитие мелкой моторики

«Разгладь и наклей» разглаживание смятых бумажных комочков с контурным изображением овощей (фруктов) и наклеивание в альбом.

«Щедрый урожай» Лепка из пластилина помидоров и огурцов.

«Застегиваем сами» упражнение в застегивании пуговиц.

«Разрезные картинки» собрать картинки мальчика ( девочки) 2-4 частей

«Бабушкины помощники»

Сматывание толстых ниток в клубок.

«Капельки дождя»

С помощью пипетки нанести капельки подкрашенной водой от нарисованной тучи до лужи.

Д/И «Чудесный мешочек»

Определить на ощупь овощи и фрукты.

Ориентировка в пространстве

«Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения.

«Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения.

«Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения.

«Мое тело» учить различать и правильно называть части своего тела ,части тел других детей, кукол , соотносить со своим телом; формировать представление о пространственном расположении частей тела: голова – вверху, ноги- внизу; одна рука –левая , другая правая , грудь –впереди , спина – сзади. Развивать умение наблюдать за своим внешним видом, используя зеркало ; закреплять знания о манерах поведения.

Социально – бытовая ориентировка

«Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты».

«Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты».

«Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты».

«Овощи и фрукты» закреплять представление об овощах и фруктах; упражнять в умении дифференцировать основные признаки и свойства предметов с использованием зрения и других анализаторов(осязания , обоняния, слуха) ; учить понимать и объяснять назначение овощей, фруктов, различать и группировать овощи по цвету , форме , величине , сравнивать овощи и фрукты по вкусу, объяснять значение обобщающих слов «овощи» , «фрукты».

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц__октябрь____20 – 20учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительное восприятия

Цвет

«Красный, желтый, зеленый, синий»

Формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; развивать умение различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным предметам; уметь называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий)

форма

«Обследуем предмет»

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира ;формировать у детей зрительно-осязательные способности обследования предметов. Уметь различать и называть геометрическую форму ( круг, овал, квадрат) и соотносить их с формой объемных тел(шар, куб ),Эллипсоид показать детям без названия) ( рекомендации Магницкой)

величина

«Большие и маленькие»

Уметь осуществлять выбор величины по образцу. Производить выбор величины по слову; формировать умение сравнивать предмет по величине ,используя способ наложения и приложения, устанавливать отношения «равенства- неравенства» упражнять в парном сравнении по общему объему: «большой- маленький»; уметь создавать сериационный ряд по правилу:»каждый раз выбираю самый большой» .Знакомить детей с относительностью величины; учить устанавливать разницу в величине между предметами; формировать понятия Больше- меньше»

Цвет

«Красный ,желтый, зеленый, синий»

Формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; развивать умение различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным предметам; уметь называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий)

форма

«Обследуем предмет»

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира ; формировать у детей зрительно-осязательные способности обследования предметов. Уметь различать и называть геометрическую форму ( круг, овал, квадрат) и соотносить их с формой объемных тел(шар, куб ),Эллипсоид показать детям без названия) ( рекомендации Магницкой)

величина

«Длинные и короткие»

Уметь выделять величину как свойство предмета формировать умение устанавливать отношения» равенства-неравенства»; знать правило сравнения:» При сравнении объектов по длине их необходимо подравнивать с левого края».Формировать знания о длине предметов; познакомить с тем , что при показе длины рука движется слева направо; продолжать формировать словарь за счет введения понятий «длиннее» , «короче»

Цвет

«Красный, желтый, зеленый, синий»

Формировать умение видеть и использовать выразительность цвета в рисунке; развивать умение различать и подбирать цвет, соответствующий изображенным предметам; уметь называть основные цвета( красный, желтый, зеленый, синий)

величина

«Длинные и короткие»

Уметь выделять величину как свойство предмета формировать умение устанавливать отношения»равенства-неравенства»; знать правило сравнения:» При сравнении объектов по длине их необходимо подравнивать с левого края».Формировать знания о длине предметов; познакомить с тем , что при показе длины рука движется слева направо; продолжать формировать словарь за счет введения понятий «длиннее» , «короче»

Развитие мелкой моторики

«Листопад»

Лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.

«Собери листочек»

Складывание картинки разрезанной на 4 части.

«Готовим угощение»

Лепка из пластилина колобков, колбас, баранок.

«Что здесь спряталось?»

Разглаживание смятой бумаги с контурами кошки(собаки)

Д/И «Чудесный мешочек»

На ощупь определить ,какие фрукты попались.

Д/И «Собери картинку»

Собрать крупные пазлы на тему Домашнее животное»

Ориентировка в пространстве

«Учимся ходить правильно»

Упражнять в различных видах и способах ходьбы, движении рук и ног при ходьбе , учить подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, помогать тем, кто нуждается в помощи.

«Учимся ходить правильно»

Упражнять в различных видах и способах ходьбы, движении рук и ног при ходьбе

«Учимся ходить правильно»

учить подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, помогать тем, кто нуждается в помощи.

«Учимся ходить правильно»

Упражнять в различных видах и способах ходьбы, движении рук и ног при ходьбе , учить подниматься и спускаться по лестнице, держась за перила, помогать тем, кто нуждается

Социально – бытовая ориентировка

«Домашние животные : кошка с котятами, собака со щенятами»

Уметь выделять признаки домашних животных (форма головы, глаз, туловища , величина и пространственное положение)

Уметь устанавливать различия (большой – маленький) формировать умение называть качества, свойства воспринимаемые на ощупь (шерстка мягкая, пушистая, теплая), на слух ( мурлычет, мяукает, гавкает, скулит);прививать любовь к домашним животным.

«Кошка с котятами» Уметь выделять признаки домашних животных (форма головы, глаз, туловища , величина и пространственное положение)

Уметь устанавливать различия (большой – маленький) формировать умение называть качества, свойства воспринимаемые на ощупь.

«Собака со щенятами»

Уметь устанавливать различия (большой – маленький) формировать умение называть качества, свойства воспринимаемые на ощупь (шерстка мягкая, пушистая, теплая), на слух ( мурлычет, мяукает, гавкает, скулит); прививать любовь к домашним животным.

Д/И « Найди по описанию»

Уметь выделять признаки домашних животных (форма головы, глаз, туловища , величина и пространственное положение)

Уметь устанавливать различия (большой – маленький) .

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц___ноябрь____20 – 20 учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительное восприятия

Цвет

«Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать красный цвет из красных ,и т.д .Развивать мелкую моторику

форма

«Соотнесение плоскостных изображений с объемными геометрическими телами»

Формировать у детей зрительные способы обследование предметов: замечать их форму и соотносить с формами плоскостных изображений и объемных геометрических тел(круг – шар, квадрат – куб , овал – эллипсоид) уметь соотносить форму геометрических тел с реальными предметами.

величина

«Строители»

Упражнять в сравнении предметов по длине и нахождении равных по длине объектов с использованием способов приложения и наложения; формировать обобщающие понятия:»одинаковые по величине» , «одинаковые по длине» , «равные по длине»;- развивать глазомер, Учить сравнивать предметы по величине на глаз; уметь строить сериационный ряд по длине возрастающей и убывающей.Развивать прослеживающую зрительную функцию.

Цвет

«Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать красный цвет из красных ,и т.д .Развивать мелкую моторику

форма

«Соотнесение плоскостных изображений с объемными геометрическими телами»

Формировать у детей зрительные способы обследование предметов: замечать их форму и соотносить с формами плоскостных изображений и объемных геометрических тел(круг – шар, квадрат – куб , овал – эллипсоид) уметь соотносить форму геометрических тел с реальными предметами.

величина

«Длинный- короткий»

Формировать способы установления тождества и различия; закреплять навыки сравнения предметов по длине.

цвет

«Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать красный цвет из красных, и т.д .Развивать мелкую моторику

«Строители»

Упражнять в сравнении предметов по длине и нахождении равных по длине объектов с использованием способов приложения и наложения; формировать обобщающие понятия:»одинаковые по величине» , «одинаковые по длине» , «равные по длине»;- развивать глазомер,

Развитие мелкой моторики

«Что здесь спряталось?»

Разглаживание смятых комочков из бумаги с контурным изображением зайца. Узнать и обвести по контуру фломастером.

«Построим дом для зайки»

Постройка домика из кубиков.

«Угощение для зайки»

Лепка морковки .

«Ловкие ручки»

Шнуровка, застежки, пуговицы.

«Сортируем корм для птичек»

Разложить по разным баночкам фасоль и горох.

«Поилки в зоопарке»

Накапать из пипетки в крышки разного размера воду для слона, медведя и мартышки. Спросить у детей какому животному нужно больше воды ,а какому меньше всех.

Ориентировка в пространстве

«Учимся ориентироваться»

Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Учимся ориентироваться»

Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Учимся ориентироваться»

Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Учимся ориентироваться»

Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения; учить ориентироваться с помощью слуха и осязания, акцентировать внимание на поверхность предмета. Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности.

Социально – бытовая ориентировка

«Дикие звери» «Заячья семья»

Упражнять детей в выделении признаков диких зверей(формы, цвета, величины и пространственного расположения частей тела); уметь устанавливать различия по этим признакам (большой –маленький)

«Лисья семья»

Упражнять детей в выделении признаков диких зверей по их основным признакам ( цвета, величины, пространственного расположения частей тела); закреплять представления о животных (теплый , мягкий, пушистый) при обследовании на ощупь. Упражнять в имитации движений и повадок.

« Медвежья семья»

Закреплять представления о диких животных и их детенышах; закреплять понятие о шерстяном покрове туловища диких животных; формировать умение выделять и называть характерные особенности диких животных.

«Зоопарк»

Закреплять представления о диких животных (об условиях жизни зверей в зоопарке); развивать тактильную память; активизация словаря за счет прилагательных Закреплять понимание выражений обобщающего характера «Дикие животные»

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц___декабрь____20 – 20 учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительное восприятия

Цвет

«Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный,); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать черный цвет из всех основных цветов.

форма

«Знакомство с треугольниками»

Формировать у детей навык зрительно-осязательного способа обследования плоскостного рельефного изображения треугольника; Уметь соотносить изображение с объемным геометрическим телом

. величина

«Высота»

Уметь показывать и называть точным словом высоту; Уметь определять абсолютную и относительную величину предметов; Знать , что при показе высоты рука движется в направлении сверху вниз; Формировать навык правильного сравнения предметов по высоте.

цвет

«Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный,); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать черный цвет из всех основных цветов.

форма

«Знакомство с треугольниками»

Формировать у детей навык зрительно-осязательного способа обследования плоскостного рельефного изображения треугольника; Уметь соотносить изображение с объемным геометрическим телом

величина

«Высота»

Уметь устанавливать разницу между смежными предметами по высоте; Активизировать словарь за счет словосочетаний и предложений: «высокий предмет», «низкий предмет», «кукла в зеленом платье ниже , чем в красном, но выше , чем кукла в желтом»; Развивать глазомерную оценку при сравнении предметов по высоте.

цвет

повторение

«Красный, желтый, зеленый, синий, коричневый.» Уметь различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный,); Закреплять умение соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; Уметь локализовать черный цвет из всех основных цветов

форма

«Знакомство с треугольниками»

Формировать у детей навык зрительно-осязательного способа обследования плоскостного рельефного изображения треугольника; Уметь соотносить изображение с объемным геометрическим телом

Развитие мелкой моторики

«Разрезные картинки»

Собрать игрушек из 2-4 частей

«Что спряталось в комочке»

-Разглаживание трафаретов

Игрушек из бумаги смятой в комочек.

«Обведи и раскрась»

Обводка трафарета игрушек по внутреннему контуру .

«Бабушкины помощники»

-Сматывание толстых ниток в клубок.

Ориентировка в пространстве

«Далеко-близко»

Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Далеко-близко»

Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Далеко-близко»

Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Далеко-близко»

Учить зрительным способом с опорой на кинестезию определять расстояние от себя до удаленных предметов при увеличении расстояния между ними; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

Социально – бытовая ориентировка

«Веселые куклы»

Учить детей поэтапному зрительно-осязательному обследованию предметов (кукол).Учить играть с куклой .Знакомить с правилами бережного обращения с игрушкой, ее хранением.

«Пирамидка»

Учить разбирать и собирать пирамидку в определенной последовательности. Уметь различать и находить большие и маленькие кольца, сравнивать их путем наложения, приложения; уметь нанизывать кольца на стержень. Развивать глазомер, зрительное внимание,

память, мелкую моторику.

«Игрушки»

Уметь выделять признаки и свойства игрушек(цвет, величину, пространственное положение частей); уметь объединять игрушки в группы по назначению; уметь устанавливать различия (по величине, структуре материала)

«Магазин игрушек»

Упражнять детей в умении выделять признаки и свойства предметов. Уметь подбирать и группировать игрушки по этим признакам и по назначению. Уметь устанавливать различия по величине, цвету, структуре материала. Уметь формировать

Обобщающее понятие «игрушки».

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц____январь__20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительного

восприятия

цвет

«Соотнесение цвета с реальным объектом»

Закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов ;Развивать мелкую моторику рук.

форма

«Круг, овал, квадрат, треугольник»

Закреплять представления о плоских изображениях геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник); закреплять умение соотносить плоские изображения с объемными телами; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

величина

«Учимся сравнивать»

Упражнять в навыке ранжирования предметов в порядке убывания высоты, сравнении смежных объектов в ряду. Добиваться последовательности действий при сериации объектов по высоте на основании правила: «каждый раз выбирай самый высокий предмет»

цвет

«Соотнесение цвета с реальным объектом»

Закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов ;Развивать мелкую моторику рук.

форма

«Круг ,овал, квадрат, треугольник»

Закреплять представления о плоских изображениях геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник); закреплять умение соотносить плоские изображения с объемными телами; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

величина

«Учимся сравнивать»

Уметь группировать объекты по высоте и обозначать образованную группу словом «это высокие предметы», «это низкие предметы»

повторение

цвет

«Соотнесение цвета с реальным объектом»

Закреплять умение соотносить цвета с реальными объектами; упражнять в выборе цвета для закрашивания силуэтов ; Развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики

Аппликация «Заяц»

Учить выкладывать из овалов и кругов фигуру зайца. Аккуратно кисточкой распределять клейстер от середины к краям.

«Что спряталось в комочках»

Разглаживание трафаретов одежды (обуви) из бумаги, смятой в комочек.

Д\и «Расшалившиеся котята»- наматывание клубков из ниток

«Рассыпались запасы»

-Нанизывание трафаретов грибов из картона с дырочкой на ветки.

Д\И «Чудесный мешочек»-определение на ощупь геометрических фигур.

«Бабушкины помощники»

Сматывание толстых ниток в клубок.

«Построим дом для зайки» -постройка дома из кубиков.

«Сортировка семян»

Рассортировать семечки подсолнуха и горох.

Ориентировка

в

пространстве

«Левая-правая»

Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца.

«Левая-правая»

Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца.

«Левая-правая»

Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца.

«Левая-правая»

Учить различать правую, левую руки; ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; познакомить с названием каждого пальца.

СБО

«Одежда »

Закреплять представление о назначении одежды; упражнять в умении обследовать основные детали одежды ; учить различать и называть существенные детали одежды.

«Обувь»

Закреплять представление о назначении обуви; упражнять в умении обследовать основные детали обуви ; учить различать и называть существенные детали обуви.

«Одежда и обувь»

Группировать одежду и обувь по назначению, названию, цвету , материалу , понимать обобщающие слова «одежда» , «обувь»

С/р игра «Магазин»

Закреплять представление о назначении одежды; упражнять в умении обследовать основные детали одежды ; учить различать и называть существенные детали одежды и обуви.

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц____февраль__20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

направления

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

Развитие зрительного

восприятия

цвет

«Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке»

Закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; закреплять умениелокализовывать предметы заданного цвета; упражнять в применении цвета в практике

форма

.«Предметы вокруг нас»

Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом.

величина

«Строим ряд»

Упражнять в построении сериационного ряда из предметов разной толщины в убывающей последовательности; формировать понимание, что сравнение предмета с «соседями» по ряду носит относительный характер; обогащать и совершенствовать словарный запас за счет слов.

цвет

«Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке»

Закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; закреплять умениелокализовывать предметы заданного цвета; упражнять в применении цвета в практике

форма

«Предметы вокруг нас» Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом.

величина

«Определи толщину»

Формировать навык обращать внимание на величину предмета, зрительно устанавливать тождество и различия однородных объектов по толщине; уметь устанавливать тождество

повторение

Развитие мелкой моторики

Аппликация «Заяц»

Учить выкладывать из овалов и кругов фигуру зайца. Аккуратно кисточкой распределять клейстер от середины к краям.

«Чей колодец глубже» Выкладывание колодца из спичек. Научить преобразовывать постройку

В высоту.

Д\и «Расшалившиеся котята»- наматывание клубков из ниток разной длины.

«Ела, ела дуб – поломала зуб»

Работа с ножницами. На картонной полоске вырезать ровные зубчики.

Д\И «Чудесный мешочек»-определение на ощупь геометрических фигур.

«Построим дом для зайки» -постройка дома из кубиков.

Ориентировка

в

пространстве

«Вперед- назад»

Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Вперед-назад»

Учить ориентироваться в пространстве

по инструкции педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Вверх-вниз»

Учить ориентироваться в пространстве по инструкции

педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Вверх-вниз»

Учить ориентироваться в пространстве по инструкции педагога; формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

СБО

«Посуда»

узнавать и называть основные виды посуды. Уметь выделять и называть части предмета; упражнять в практическом применении посуды, выполнять действия с посудой.

«Посуда»

Закреплять представления об основных видах посуды (столовая , кухонная);уметь выделять и называть части предметов посуды, их назначе-

ние. Уметь распознавать посуду на слух, на ощупь.

«Мебель»

Уметь выделять в ближайшем окружении предметы мебели; формировать представления детей о назначении мебели

«Мебельный салон»

Закреплять умение выделять предметы мебели; формировать представление детей о назначении мебели.

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц март __20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительного

восприятия

цвет

«Веселые птички»

Закреплять умение различать, называть и сравнивать птиц в цвете; последовательно выделять цвет ; уметь группировать цветные силуэты; упражнять в применении цвета в практике.

форма

.«Предметы вокруг нас»

Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом.

величина

«Строим ряд»

Упражнять в построении сериационного ряда из предметов разной толщины в убывающей последовательности; формировать понимание, что сравнение предмета с «соседями» по ряду носит относительный характер; обогащать и совершенствовать словарный запас за счет слов.

цвет

«Определение цвета в предметах, иллюстрациях, окружающей обстановке»

Закреплять умение зрительно определять и называть цвет предметов; закреплять умение локализовывать предметы заданного цвета; упражнять в применении цвета в практике

форма

«Предметы вокруг нас» Уметь находить предметы круглой, овальной, квадратной, треугольной формы; уметь соотносить плоскостное изображение на картинке с реальным объектом.

величина

«Определи толщину»

Формировать навык обращать внимание на величину предмета, зрительно устанавливать тождество и различия однородных объектов по толщине; уметь устанавливать тождество

повторение

Развитие мелкой моторики

Аппликация «Птичка»

Учить правильно распределять части птицы на листе бумаги. Аккуратно кисточкой распределять клейстер от середины к краям.

«Корм для птиц»- Сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.

«Тарелочка для кошки, мышки , для себя»

Рисование по методу « клубочка» тарелок разного размера и цвета.

«Весенняя капель»

-с помощью пипетки капать подкрашенной водой от нарисованной сосульки до лужи.

Д\И «Чудесный мешочек»-определение на ощупь фигурки птиц ( с последующим обыгрыванием)

«Солнышко лучистое»

-Обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок. Наклеивание их в альбом.

«сортировка семян»

Рассортировать семечки подсоолнуха и горох.

Д/И «Кто это?»

-Обводка трафарета птицы и штриховка в разных направлениях.

Ориентировка

в

пространстве

«Поиск фантазий»

Учить ориентироваться в пространстве

по инструкции педагога (вперед, назад , вверх ,вниз),с помощью слуха ,осязания , обоняния , обращать внимание на окружающие звуки, запахи . изменения покрытия пола в помещениях , на разную поверхность игрушек, предметов.

Поиск фантазий»

Учить ориентироваться в пространстве

по инструкции педагога (вперед, назад , вверх ,вниз),с помощью слуха ,осязания , обоняния , обращать внимание на окружающие звуки, запахи . изменения покрытия пола в помещениях , на разную поверхность игрушек, предметов.

Поиск фантазий»

Учить ориентироваться в пространстве

по инструкции педагога (вперед, назад , вверх ,вниз),с помощью слуха ,осязания , обоняния , обращать внимание на окружающие звуки, запахи . изменения покрытия пола в помещениях , на разную поверхность игрушек, предметов.

повторение

СБО

«Домашние птицы»

Уметь различать домашних птиц и распознавать их по величине, окраске перьев ,издаваемым звукам.

«Домашние птицы»

Уметь различать и называть части туловища птиц; упражнять в локализации птиц однородной группы.

«Домашние птицы»

Упражнять детей в имитации движений и повадок домашних птиц; формировать умение звукоподражания голосам домашних птиц.

Повторение.

Д/И «Кто как кричит»

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц апрель __20__20__учебный год, тифлопедагог Белоусова Н.В.

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительное восприятия

цвет

«Отгадай цвет» формировать умение видеть и называть цвет движущегося объекта. ;развивать глазодвигательные функции упражнять применять в умении применять цвет в практической деятельности , уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

форма

«Магазин игрушек»

Закреплять умение соотносить эталоны формы реальных предметов с формой плоскостных изображений.

величина

«Группировка предметов по ширине» Уметь сравнивать смежные предметы по ширине способом наложения или приложения ,закреплять умение соотносить представления о ширине со словом –названием: «широкий» , «узкий» , «шире» , «уже» .У меть добиваться последовательности действий при характеристике предметов в порядке убывания ширины на основании правила: «каждый раз выбираем самую широкую»

цвет

«Отгадай цвет» формировать умение видеть и называть цвет движущегося объекта. ;развивать глазодвигательные функции упражнять применять в умении применять цвет в практической деятельности , уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

форма

«Магазин игрушек»

Закреплять умение соотносить эталоны формы реальных предметов с формой плоскостных изображений.

величина

«Группировка предметов по ширине» Уметь сравнивать смежные предметы по ширине способом наложения или приложения У меть добиваться последовательности действий при характеристике предметов в порядке убывания ширины на основании правила: «каждый раз выбираем самую широкую» .Формировать навыки сопоставления ,обобщения и группировки предметов по ширине на основе зрительного соотнесения.

Повторение пройденного материала

цвет

«Отгадай цвет» формировать умение видеть и называть цвет движущегося объекта. ;развивать глазодвигательные функции упражнять применять в умении применять цвет в практической деятельности , уметь правильно распределять заготовки частей транспорта на листе бумаги. Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики

«Ножницы потерялись»

-Изготовление трафарета машины из бумаги методом обрывания излишков бумаги по контуру.

Аппликация « Разноцветные машинки»

Развивать мелкую моторику рук:

Аккуратно работать с клейстером .Намазывать детали от середины к краям.

Лепка «Мяч и пирамидка»

Обучать приемам лепки, раскатывать пластилин продольными и круговыми движениями ,придавать пластилину форму.

«Вспаханный огород»

- Изготовление объемной аппликации: на голубом фоне методом обрывания из чёрной бумаги делаются грядки.

Рисование « Украсим шарфики» Развивать мелкую моторику: правильно держать кисть; вести по бумаге, рисовать линии разной ширины.

«Посадка фасоли»

-от белого или коричневого пластилина отщипнуть маленький кусочек, «посадить» во «вспаханную» грядку огорода и придавить.

Пальчиковая гимнастика

Коль с руками неполадки, Поиграйте с ними в прятки, Шнуровка ,бусики , горох , Всем помогают , просто …Ох!

«Кто спрятался в комочках?»

Разглаживание смятых трафаретов машин из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию.

Ориентировка в пространстве

«Что где стоит» Закреплять умение определять пространственное положение предмета (вверху ,внизу ,спереди сзади , слева , справа.)

«Что где стоит» Учить расставлять игрушки по словесной инструкции педагога различать с помощью зрения и осязания расположение предметов, обозначать их соответствующими словами.

«Что где стоит» Закреплять умение определять пространственное положение предмета (вверху ,внизу ,спереди сзади , слева , справа.) различать с помощью зрения и осязания расположение предметов, обозначать их соответствующими словами.

«Что где стоит» Учить расставлять игрушки по словесной инструкции педагога различать с помощью зрения и осязания расположение предметов, обозначать их соответствующими словами.

Социально – бытовая ориентировка

«Наземный транспорт» Формировать представления о наземном транспорте; упражнять в умении выделять признаки и свойства (формы, цвета, величины, пространственного положения частей); формировать навыки ориентировки в пространстве ,развивать тактильную память ;уметь видеть движущийся объект.

« Водный транспорт»

- уметь различать ,называть ,сравнивать объекты водного транспорта с изображением на картинке, соотносить изображения на картинке с реальным объектом по силуэтному и контурному изображению; уметь находить реальный предмет по силуэтному и контурному изображению. Уметь узнавать объекты на ощупь ;формировать понимание обобщающего слова « водный транспорт»

«Воздушный транспорт»

Упражнять в умении выделять признаки воздушного транспорта (форма, цвет, величина , пространственное положение);уметь устанавливать различия между объектом транспорта и его частями по величине; закреплять умение видеть движущиеся предметы , наблюдая на улице за объектом транспорта ; уметь определять движущийся предмет(самолет, вертолет) по звуку;

«Транспорт»

Формировать представление о многообразии видов транспорта; уметь анализировать сложную форму, выделяя основные составные части транспорта (грузовой машины, самолета, парохода); формировать навыки ориентировки в большом пространстве;

Календарное планирование коррекционных занятий с детьми 1го года обучения

Месяц___________ май ___________ 20-20 учебный год , тифлопедагог Белоусова Н.В.

Направления

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развитие зрительное восприятия

цвет

«Цветные поляны» закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; уметь осуществлять выбор заданного сенсорного эталона; развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; воспитывать любовь к близким

форма

«Найди предмет» Формировать навык зрительно соотносить шар, куб, конус, кирпичик с формой натуральных объектов в группе, на участке.

величина

« Сравни предметы по величине» Закреплять умение сравнивать предметы по величине, закреплять навык словесно обозначать параметры величины, соотносить предметы по величине; уметь выполнять сериационные ряды по величине в большом пространстве.

цвет

«Цветные поляны» закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; уметь осуществлять вы-

бор заданного сенсорного эталона; развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; воспитывать любовь к близким

форма

«Найди предмет» Формировать навык зрительно соотносить шар, куб, конус, кирпичик с формой натуральных объектов в группе, на участке.

величина

« Сравни предметы по величине» Закреплять умение сравнивать предметы по величине, закреплять навык словесно обозначать параметры величины, соотносить предметы по величине; уметь выполнять сериационные ряды по величине в большом пространстве.

цвет

«Цветные поляны» закреплять знания основных цветов, соотносить разнородные предметы по цвету; уметь осуществлять вы-

бор заданного сенсорного эталона; развивать глазодвигательные функции глаз, мелкую моторику рук, зрительное внимание; воспитывать любовь к близким

повторение

Развитие мелкой моторики

«Красивые цветы»

-Обводка трафаретов цветов по внешнему контуру.

«Лужа»

-Из пипетки капать капельки подкрашенной воды по контуру нарисованной лужи.

«Колодец»

Выложить колодец из спичек.

«Домик для птиц»

Вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.

Ориентировка в пространстве

«Веселые игры»

Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке ( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве

«Веселые игры»

Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке ( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево) ),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве

«Веселые игры»

Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке ( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве

«Веселые игры»

Учить понимать предлоги и наречия имеющие отношение к пространственной ориентировке

( из, на, под, по, в, к, за, рядом, впереди, вперед, сзади, назад, вверху , вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево),зрительно оценивать удаленность предметов в большом пространстве

Социально – бытовая ориентировка

«Деревья»

- формировать первоначальное представление о лиственных и хвойных деревьях;

-уметь подключать мануальные действия при обследовании дерева, выделять ствол, ветки, листья.

«Цветы»

-формировать элементарные представления о цветущих и комнатных растениях;

-уметь находить стебель, листья, цветок;

-уметь различать и называть качества растения, воспринимаемые осязанием и обонянием;

уметь ухаживать за комнатным растением

«Полевые цветы»

-расширять представление о многообразии растений;

-формировать у детей зрительные способы обнаружения различий и сходств всех растений.

«Грибы»

-упражнять детей в умении выделять признаки и свойства грибов (форма, цвет, величина, пространственное положение) -уметь подбирать и группировать грибы по этим признакам;

-закреплять знания о вреде несъедобных грибов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения на подгрупповых занятиях тифлопедагога (разработка и теоретико-методологическое обоснование)

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативн...

КРОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: «Весна» с детьми логопедической группы 1 года обучения

Предлагаю вашему вниманию конспект коррекционно-развивающей  образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы  по теме « Весна». Данный материал будет полезен учителям – ...

конспект занятия по физической культуре для детей 3 года обучения "Экскурсия в зоопарк"

занятие для детей с умственной отсалостью представлено в виде стандарного занятия по физической культуре. сюжет - посещение зоопарка. в занятие предлагается угадывать загадки, голоса животных, выполне...

Календарное планирование коррекционной работы с детьми с ФРЗ 4 года обучения

Календарное планирование занятий поРЗВ,СБО,РПО,РММ с детьми 4 года обучения с( ФРЗ)...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности (занятий) по преодолению ОНР у дошкольников второго года обучения ( подготовительная группа)

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы на фронтальных занятиях с детьми старшей логопедической группы составлено на основе комплексного логопедического сопровождения с уч...

Индивидуальное коррекционно-развивающие занятие С ребенком с нарушениями интеллекта, третьего года обучения

Тема занятия «В гости к солнышку»Цель занятия: формирование сенсорных представлений через дидактические игры.Задачи:Образовательные:Продолжать учить дифференцировать основные цвета, исполь...