Проект «Индивидуальная работа по проектированию специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учетом специфики конкретной ДОО».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей ОВЗ и детей инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Индивидуальная работа по проектированию специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учетом специфики конкретной ДОО».

Автор проекта: Амелина А.Н.

В последние годы в образовательные учреждения приходят дети с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей ОВЗ и детей инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.

#1040;нализ актуального состояния обеспечения инклюзивного образования в ДОО.

Информационная справка:

  • Закона об образовании -Федерального закона от г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»);
  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения от г.).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от № 666 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
  • Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 2008 гю № АФ-150\06 « О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами».
  • Внутренние нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ДОО.

Функционируют 4 группы полного дня для детей от 3 до 7 лет (режим функционирования 12 часов) .

Приоритетное направление нашей ДОО в рамках инклюзивного образования «Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников общеобразовательных групп полного дня». На сегодняшний день дошкольные группы посещают дети с ОВЗ имеющих заключение ЦПМПК для детей с ТНР, ЗПР, РАС с особенностями развития ребенка с ЗПР.

  1. Анализ актуального состояния обеспечения инклюзивного образования показал:

Воспитательно-образовательный процесс в ДОО для детей с ОВЗ осуществляется, как в групповых помещениях (4 группы, площадь от м² до 103 м²), так и в специально оборудованных : музыкальный зал (площадь 108 м²), кабинет учителя-дефектолога ( м²), учителя-логопеда ( м²), педагога психолога (12 м²).

Материально- технические условия для обучения детей с ОВЗ

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Кабинет педагога - психолога

  • коррекционные занятия с детьми и взрослыми, пспсихогимнастика, индивидуальная работа;
  • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, формирование положительных личностных качеств, развитие деятельности и поведения детей.

  • - материалы и игры по темам;
  • - картотеки материалов для развития когнитивных функций, эмоционально-волевой сферы;
  • - предметные и сюжетные картинки по темам;
  • - настольно-печатные дидактические игры;
  • - алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

- методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу

  • оборудование для песко-терапии

Кабинет учителя – логопеда

Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами:

  • развитие психических процессов, речи детей, коррекция звукопроизношения.

  • - материалы и игры по темам;
  • - зеркало с лампой дополнительного освещения;
  • - дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
  • - картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
  • - логопедические альбомы для обследования;
  • - предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
  • - настольно-печатные дидактические игры;
  • - алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
  • - методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу

Сенсорная комната:

  • эмоциональная разгрузка
  • мягкое тактильное оборудование, светозвуковая панель,
  • воздушно-пузырьковая труба
  • развивающее оборудование, сухой бассейн.

Спортивный зал

Утренняя гимнастика, коррекционная физкультура, спортивные праздники, досуги:

укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений

  • Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания, равновесия (мячи, скакалки, геометрические объемные фигуры, шведская стенка, горка, мягкие модулии и многое другое для реабилитации детей с ОВЗ)
  • Модули
  • Тренажеры

Музыкальный зал

Утренняя гимнастика, праздники, досуги, занятия, индивидуальная работа, релаксация:

  • развитие музыкальных способностей детей, их эмоционально-волевой сферы.

  • Телевизор, музыкальный центр, приставка DVD, переносная мультимедийная установка, видеомагнитофон
  • Пианино
  • Детские музыкальные инструменты
  • Различные виды театра, ширма
  • колоро динамик
  • музыкальный центр
  • аудиосистемы

Медицинский кабинет

Осмотр детей, консультации медсестры, врачей:

  • профилактика, оздоровительная работа с детьми, консультативно-просветительская работа с родителями.

  • Изолятор
  • Процедурный кабинет

Групповые помещения

Развивающая и воспитательно-образовательная работа:

  • Центры развития по интересам:
  • игры;
  • сенсорики;
  • юного эколога;
  • детского творчества;
  • развлечений.

  • интерактивная доска
  • мультимедийный проектор
  • тактильная ячейка — 2 (для детей с ОВЗ)

Зеленая зона участка

Прогулки, игровая деятельность, физкультура, досуги, праздники, самостоятельная двигательная активность:

  • развитие познавательной, трудовой деятельности посредством сезонного оформления участков.

  • Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп
  • Игровое, функциональное, и спортивное оборудование.
  • Физкультурная площадка.
  • Дорожки для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения.
  • Огород, цветники. Экологическая тропа

Выводы: Наличие оборудованных групповых помещений, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – предоставлены не для всех категорий детей с ОВЗ . Лица с ОВЗ участвуют в основном образовательном процессе на общих условиях. Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.

Программно-методических условия для обучения детей с ОВЗ в ДОО

Программы,

технологии, используемые всеми специалистами ДОО

  • Федеральная основная образовательная программа дошкольного образования
  • Адаптированные образовательные программы для детй с ОВЗ:

- с тяжёлыми нарушениями речи,

- со сложными недостатками развития,

- с задержкой психического развития

  • Методические рекомендации по развитию когнитивных, эмоционально-волевых качест личности с учетом возрастной группы и тяжести дефекта.

Программы,

технологии и пособия педагога-психолога

  • Диагностические методики направленные на выявление уровня познавательного развития и эмоционально-личностного развития дошкольного возраста с распределение методик по возрастным группам
  • Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А., 2003 г.
  • Готовимся к школе. Программно-метадическое оснащение и обучение дощкольников с ЗПР. Шевченко С.Т., 1998 г.
  • .Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л., Гаврилушкина О.

Программы,

технологии и пособия. Коррекция отклонений речевого развития.

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - Москва «Просвещение» 2009.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – Москва «Просвещение» 2009.
  • Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. М., 1985.
  • Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, 2001.
  • Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2002.
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2003.
  • Лопухина И.С. 550 упражнений для развития речи. СПб, 2004.
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.. 1994.

Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Упражнения для развития речи. – М.: Изд-во Эскимо, 2006.

Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. – М.: ГНОМ и Д, 2009.

Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

В работе используются технологии:

-в работе с детьми дизартриками применяется логопедический массаж языка и лица по системам Е.Ф.Архиповой, О.Г.Приходько, Е.Е.Шевцовой, Н.В.Новиковой.

-при автоматизации звуков используются приёмы фонетической ритмики по методике А.Я.Мухиной.

При устранении нарушений грамматического строя речи и формирования фонематических процессов- методики Л.Н.Ефименковой,Т.А.Ткаченко, И.Н. Садовниковой, Н.В .Нищевой.

На завершающем этапе коррекции-введения звука в речь -применяются методики по формированию связной речи В.К.Воробьёвой, В.П. Глухова , Т.А.Ткаченко.

Выводы: программно-методическое обеспечение соответствует современным требования.

3. Кадровых условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО.

Учитель-логопед

1- Высшая квалификационная категория

Уитель-дефектолог (внутренне совместительство)

1- Высшая квалификационная категория

Педагог-психолог (внутренне совместительство)

1 -Высшая квалификационная категория

Воспитатели

3 – высшая квалификационная категория

2 – высшая квалификационная категория

Инструктор по ФК

1- высшая квалификационная категория

Музыкальный руководитель

1- высшая квалификационная категория

Выводы: все специалисты для обучения детей с ОВЗ имеются.

Для дальнейшего развития инклюзивного образования в ДОО для обучения детей с ОВЗ необходимо проведение ряда мероприятий по:

#1057;озданию организационных условий;

2. Созданию материально- технических условий;

3 Созданию программно-методических условий;

4. Созданию кадровых условий.

Перечень мероприятий,

реализуемых для улучшения созданных специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учётом специфики ДОО.

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

  1. Дорожная карта создания организационных условия для обучения детей с ОВЗ в ДОО.

Создание координационной группы, ответственной за разработку и
реализацию мероприятий по созданию необходимых условий
для детей с ОВЗ для получения дошкольного образования.

сентябрь 2024 г.

Методист

Формирование нормативно-правовой базы федерального, муниципального уровней и уровня дошкольной организации для получения качественного дошкольного образования для детей с ОВЗ.

2024 год

Методист

Разработка, согласование и утверждение «Дорожной карты» по созданию необходимых условий в ДОО для получения качественного
дошкольного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на 2024-2026 годы

сентябрь 2024 г.

Координационная группа

Создание банка данных о детях ОВЗ

сентябрь 2024 г.

Методист коррекционной службы, специалисты

Сопровождение деятельности педагогов и специалистов;

Работа ППк (по запросам родителей и педагогов)

ежегодно

Методист коррекционной службы, старший воспитатель

Обеспечение работы действующего консультационного
пункта для родителей, имеющих детей с ОВЗ на базе ДОО

2024-2026 годы

Методисты, специалисты коррекционной службы

2. Дорожная карта создания материально – технических условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО.

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Анализ материально-технического оснащения групповых комнат, кабинетов специалистов для работы с детьми ОВЗ

май 2024 г.

Специалисты,

старший воспитатель,

завхоз

Анализ организации безбарьерной среды

май 2024 г.

Старший воспитатель, завхоз

Учёт потребности при формировании бюджета на очередной
финансовый год ДОО для проведения ремонтных работ и
оснащения необходимым оборудованием для создания условий
по обучению и воспитанию детей с ОВЗ

2024-2026 г.

Старший воспитатель, завхоз

Приобретение учебных материалов для реализации
адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.

2024-2026 г.

Старший воспитатель, завхоз

3. Дорожная карта создания программно – методических условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО

Создание и обновление банка данных программного
обеспечения по организации работы с детьми с ОВЗ

2024-2026 годы

Методист, специалисты коррекционной службы.

Организация методической помощи педагогам
- по разработке и внедрению адаптированных основных
образовательных программ;

- по реализации индивидуальных программ реабилитации
детей с ОВЗ;

- по разработке дополнительных программ для детей-
инвалидов и детей с ОВЗ;
- по созданию психолого-педагогической комфортной
образовательной среды для успешной реализации процесса
образования детей с ОВЗ.

ежегодно

методист

-Создание картотеки с конспектами занятий на весь учебный год для всех категорий детей с ОВЗ.

- Обеспечение индивидуальной помощи педагогам при разработке и освоении новых технологий.

-Прослеживание динамики развития детей с целью осуществления коррекции программы и поиска возможных условий для ее использования в работе с детьми с ОВЗ.

-Диагностика педагогических затруднений, владение методикой самоанализа.

ежегодно

Методист

Участие педагогов в обучающих семинарах, круглых столах, мастер - классах по проблемам образования детей-инвалидов
и детей с ОВЗ

ежегодно

Педагоги

Участие педагогов ДО в работе окружных методических
объединений (педагогов-психологов, учителей-логопедов)

ежегодно

Методист, старший воспитатель, педагоги

Проведение педагогических советов в ДОО по вопросам
сопровождения детей с ОВЗ.

ежегодно

Методист

Участие в создании образовательных ресурсов (печатных, электронных) для формирования банка методических
материалов, учитывающих специфику нарушения в развитии
ребёнка с ОВЗ.

ежегодно

Методист, старший воспитатель, педагоги

Участие в работе постоянно действующих дистанционных
вебинарах, консультациях, с использованием Интернет-
ресурсов, по вопросам образования воспитанников с ОВЗ.

ежегодно

Методист, старший воспитатель

Изучение и внедрение наиболее эффективных практик и
инициатив по оказанию ранней комплексной помощи воспитанникам с ОВЗ и их семьям.

2024-2026 г.

Методист, старший воспитатель

Изучение опыта вневедомственного взаимодействия по
раннему выявлению и сопровождению детей с проблемами
развития.

2024-2026 г.

Методист, старший воспитатель

#1044;орожная карта создания кадровых условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО

Участие в создание единой базы данных педагогов и
специалистов, оказывающих помощь детям с ОВЗ.

2024-2026 г.

Методист, старший воспитатель, педагоги

Обеспечение участия педагогов и узких специалистов в
курсах повышения квалификации.

2024-2026 г.

Методист, старший воспитатель, педагоги

Повышение профессиональной компетентности педагогов
через участие в конкурсах различных уровней.

2024-2026 г.

Методист, старший воспитатель, педагоги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные условия для обучения ребенка с ОВЗ

Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом? Как организовать с ними обучение?...

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"

Презентация опыта работы "«Создание условий для развития  детей дошкольного возраста с учетом современных требований  ФГОС ДОО"...

Проект по работе с родителями в условиях дистанционного обучения

В проекте представлен план работы с родителями....

"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"

Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ....

«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями...