Проект «Индивидуальная работа по проектированию специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учетом специфики конкретной ДОО».
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Индивидуальная работа по проектированию специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учетом специфики конкретной ДОО».
Автор проекта: Амелина А.Н.
В последние годы в образовательные учреждения приходят дети с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей ОВЗ и детей инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации.
#1040;нализ актуального состояния обеспечения инклюзивного образования в ДОО.
Информационная справка:
- Закона об образовании -Федерального закона от г № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (Приказ Министерства просвещения от г.).
- Постановление Правительства Российской Федерации от № 666 « Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
- Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 2008 гю № АФ-150\06 « О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами».
- Внутренние нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ДОО.
Функционируют 4 группы полного дня для детей от 3 до 7 лет (режим функционирования 12 часов) .
Приоритетное направление нашей ДОО в рамках инклюзивного образования «Интеграция детей с ОВЗ в среду сверстников общеобразовательных групп полного дня». На сегодняшний день дошкольные группы посещают дети с ОВЗ имеющих заключение ЦПМПК для детей с ТНР, ЗПР, РАС с особенностями развития ребенка с ЗПР.
- Анализ актуального состояния обеспечения инклюзивного образования показал:
Воспитательно-образовательный процесс в ДОО для детей с ОВЗ осуществляется, как в групповых помещениях (4 группы, площадь от м² до 103 м²), так и в специально оборудованных : музыкальный зал (площадь 108 м²), кабинет учителя-дефектолога ( м²), учителя-логопеда ( м²), педагога психолога (12 м²).
Материально- технические условия для обучения детей с ОВЗ | |
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. |
Кабинет педагога - психолога
|
- методическую, дидактическую, справочную и художественную литературу
|
Кабинет учителя – логопеда Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами:
|
|
Сенсорная комната:
|
|
Спортивный зал Утренняя гимнастика, коррекционная физкультура, спортивные праздники, досуги: укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, развитие способности к восприятию и передаче движений |
|
Музыкальный зал Утренняя гимнастика, праздники, досуги, занятия, индивидуальная работа, релаксация:
|
|
Медицинский кабинет Осмотр детей, консультации медсестры, врачей:
|
|
Групповые помещения Развивающая и воспитательно-образовательная работа:
|
|
Зеленая зона участка Прогулки, игровая деятельность, физкультура, досуги, праздники, самостоятельная двигательная активность:
|
|
Выводы: Наличие оборудованных групповых помещений, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – предоставлены не для всех категорий детей с ОВЗ . Лица с ОВЗ участвуют в основном образовательном процессе на общих условиях. Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют. | |
Программно-методических условия для обучения детей с ОВЗ в ДОО | |
| |
Программы, технологии, используемые всеми специалистами ДОО |
- с тяжёлыми нарушениями речи, - со сложными недостатками развития, - с задержкой психического развития
|
Программы, технологии и пособия педагога-психолога |
|
Программы, технологии и пособия. Коррекция отклонений речевого развития. |
Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Упражнения для развития речи. – М.: Изд-во Эскимо, 2006. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. – М.: ГНОМ и Д, 2009. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АСТ: Астрель, 2009. В работе используются технологии: -в работе с детьми дизартриками применяется логопедический массаж языка и лица по системам Е.Ф.Архиповой, О.Г.Приходько, Е.Е.Шевцовой, Н.В.Новиковой. -при автоматизации звуков используются приёмы фонетической ритмики по методике А.Я.Мухиной. При устранении нарушений грамматического строя речи и формирования фонематических процессов- методики Л.Н.Ефименковой,Т.А.Ткаченко, И.Н. Садовниковой, Н.В .Нищевой. На завершающем этапе коррекции-введения звука в речь -применяются методики по формированию связной речи В.К.Воробьёвой, В.П. Глухова , Т.А.Ткаченко. |
Выводы: программно-методическое обеспечение соответствует современным требования. | |
3. Кадровых условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО. | |
Учитель-логопед | 1- Высшая квалификационная категория |
Уитель-дефектолог (внутренне совместительство) | 1- Высшая квалификационная категория |
Педагог-психолог (внутренне совместительство) | 1 -Высшая квалификационная категория |
Воспитатели | 3 – высшая квалификационная категория 2 – высшая квалификационная категория |
Инструктор по ФК | 1- высшая квалификационная категория |
Музыкальный руководитель | 1- высшая квалификационная категория |
Выводы: все специалисты для обучения детей с ОВЗ имеются. |
Для дальнейшего развития инклюзивного образования в ДОО для обучения детей с ОВЗ необходимо проведение ряда мероприятий по:
#1057;озданию организационных условий;
2. Созданию материально- технических условий;
3 Созданию программно-методических условий;
4. Созданию кадровых условий.
Перечень мероприятий,
реализуемых для улучшения созданных специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учётом специфики ДОО.
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные исполнители |
| |||
Создание координационной группы, ответственной за разработку и | сентябрь 2024 г. | Методист | |
Формирование нормативно-правовой базы федерального, муниципального уровней и уровня дошкольной организации для получения качественного дошкольного образования для детей с ОВЗ. | 2024 год | Методист | |
Разработка, согласование и утверждение «Дорожной карты» по созданию необходимых условий в ДОО для получения качественного | сентябрь 2024 г. | Координационная группа | |
Создание банка данных о детях ОВЗ | сентябрь 2024 г. | Методист коррекционной службы, специалисты | |
Сопровождение деятельности педагогов и специалистов; Работа ППк (по запросам родителей и педагогов) | ежегодно | Методист коррекционной службы, старший воспитатель | |
Обеспечение работы действующего консультационного | 2024-2026 годы
| Методисты, специалисты коррекционной службы | |
2. Дорожная карта создания материально – технических условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО. | |||
Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственные исполнители | |
Анализ материально-технического оснащения групповых комнат, кабинетов специалистов для работы с детьми ОВЗ | май 2024 г. | Специалисты, старший воспитатель, завхоз | |
Анализ организации безбарьерной среды | май 2024 г. | Старший воспитатель, завхоз | |
Учёт потребности при формировании бюджета на очередной | 2024-2026 г. | Старший воспитатель, завхоз | |
Приобретение учебных материалов для реализации | 2024-2026 г. | Старший воспитатель, завхоз | |
3. Дорожная карта создания программно – методических условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО | |||
Создание и обновление банка данных программного | 2024-2026 годы | Методист, специалисты коррекционной службы. | |
Организация методической помощи педагогам - по реализации индивидуальных программ реабилитации - по разработке дополнительных программ для детей- | ежегодно | методист | |
-Создание картотеки с конспектами занятий на весь учебный год для всех категорий детей с ОВЗ. - Обеспечение индивидуальной помощи педагогам при разработке и освоении новых технологий. -Прослеживание динамики развития детей с целью осуществления коррекции программы и поиска возможных условий для ее использования в работе с детьми с ОВЗ. -Диагностика педагогических затруднений, владение методикой самоанализа. | ежегодно | Методист | |
Участие педагогов в обучающих семинарах, круглых столах, мастер - классах по проблемам образования детей-инвалидов | ежегодно | Педагоги | |
Участие педагогов ДО в работе окружных методических | ежегодно | Методист, старший воспитатель, педагоги | |
Проведение педагогических советов в ДОО по вопросам | ежегодно | Методист | |
Участие в создании образовательных ресурсов (печатных, электронных) для формирования банка методических | ежегодно | Методист, старший воспитатель, педагоги | |
Участие в работе постоянно действующих дистанционных | ежегодно | Методист, старший воспитатель | |
Изучение и внедрение наиболее эффективных практик и | 2024-2026 г. | Методист, старший воспитатель | |
Изучение опыта вневедомственного взаимодействия по | 2024-2026 г. | Методист, старший воспитатель | |
#1044;орожная карта создания кадровых условий для обучения детей с ОВЗ в ДОО | |||
Участие в создание единой базы данных педагогов и | 2024-2026 г. | Методист, старший воспитатель, педагоги | |
Обеспечение участия педагогов и узких специалистов в | 2024-2026 г. | Методист, старший воспитатель, педагоги | |
Повышение профессиональной компетентности педагогов | 2024-2026 г. | Методист, старший воспитатель, педагоги | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальные условия для обучения ребенка с ОВЗ
Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом? Как организовать с ними обучение?...
Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"
Презентация опыта работы "«Создание условий для развития детей дошкольного возраста с учетом современных требований ФГОС ДОО"...
Проект по работе с родителями в условиях дистанционного обучения
В проекте представлен план работы с родителями....
"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"
Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ....
«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Консультация для воспитателей...
«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями...