«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Особые образовательные потребности и
создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Разработала тьтор: Бурса О.В
гСальск 2021г
Развитые цивилизованные страны стремятся решить социальные проблемы, связанные с ростом числа лиц с ограниченными возможностями на основе научного подхода к постановке и решению этих проблем, использования материально-технических средств, детально разработанного юридического механизма, общенациональных и общественных программ, высокого уровня профессиональной подготовки специалистов и т.д. И, тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. Анализ реальной ситуации, сложившейся в последние десятилетия, остро обозначил проблему: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее. Основные направления социальной политики направлены на решение проблем обучения детей с ОВЗ в школе и пребывания в дошкольном учреждении. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной психолого- медико-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного образования.
1. Особые образовательные потребности и содержание специального образования детей с ОВЗ
Общие особые образовательные потребности, характерные для детей с ОВЗ Особые образовательные потребности (ООП) - это необходимость организации специального педагогического процесса, позволяющего преодолевать имеющиеся ограничения возможностей человека с отклонениями в развитии.
Особые образовательные потребности различаются у лиц разных категорий, т.к. задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и содержании образования.
Общие образовательные потребности, свойственные всем обучающимся с ОВЗ: получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками; психологическое сопровождение,
направленное на установление взаимодействия семьи и ОУ;
необходимость использования специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «особенных» путей обучения; индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды; определение границ образовательного пространства (необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом). Специфические требования образовательных
потребностей детей с ОВЗ
Такие особые образовательные потребности обуславливают необходимость предъявления специфических требований к организации процесса обучения;
организации | пространства; организации временного режима обучения; |
организации обучения; | рабочего места обучающегося; к техническим средствам |
учебникам, | учебным принадлежностям, дидактическим материалам и |
средствам
| наглядности. |
Требования, которые предъявляются к организации процесса обучения: |
-необходимость использования специальных приемов организации учебнопознавательной деятельности обучающихся; обеспечение доступности учебной информации для восприятия; соблюдение регламента учебной нагрузки; учет рекомендаций по соблюдению режима; рациональное чередование видов нагрузки; использование приемов, направленных на снятие напряжения; -использование специальных учебников и учебных принадлежностей; использование индивидуальной наглядности; соблюдение режима физических нагрузок.
Требования, которые предъявляются к организации пространства: безопасность предметно-пространственной среды; оборудование специальными приспособлениями помещений (зрительные ориентиры, контрастно выделенные первые и последние ступеньки лестничных пролетов и т.п.); обеспечение свободного доступа естественного света в кабинеты, использование жалюзи, позволяющих регулировать световой поток; оперативное устранение факторов, негативно влияющих на состояние нарушенных функций, доступность образовательной среды (использование учебников, дидактического материала и средств наглядности, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ); использование технических средств комфортного доступа к образованию. Обучение и воспитание детей с ОВЗ органично взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя: наличие современных специальных образовательных программ
(образовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, в том числе и технических, компенсации и коррекции; адекватную среду жизнедеятельности; проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами, логопедами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами; предоставление медицинских, психологических и социальных услуг.
Содержание специального образования, его воспитательного и обучающего компонентов зависит не только от особенностей отклонений в развитии, но и от возрастного периода, в котором находится растущий человек с ограниченными возможностями. Специальное образование детей с ОВЗ – глубоко индивидуальный и специфичный процесс, объем, качество и конечные результаты которого определяются характером отклонения (отклонений) в развитии, сохранностью анализаторов, функций и систем организма: временем возникновения и тяжестью нарушения; социокультурными и этнокультурными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи; желанием и возможностью семьи участвовать в процессе специального образования; возможностями и готовностью окружающего социума, системы образования к выполнению всех требований и созданию всех условий для специального образования; уровнем профессиональной компетенции педагогов и психологов, работающих с ребенком и его семьей. При обучении и воспитании детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартного образовательного учреждения, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Все перечисленные условия должны способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, социальному развитию обучающихся детей с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
2. Психолого -медико-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов и родителей. Важен правильный подбор методов и приѐмов адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т. п. В современной системе образования усилиями ученых и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребѐнку – индивидуальное сопровождение.
Сопровождение- это система комплексной работы психологов, педагогов, медиков и других специалистов в помощи ребенку сделать осознанный самостоятельный выбор на всех этапах его жизненного пути.
Цель сопровождения – создать данному ребенку условия для его максимального личностного развития и обучения.
Основные задачи психолого- медико-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: -помощь в преодолении кризисных ситуаций;
-помощь в создании условий для безопасного развития ребенка с ОВЗ;
-коррекция нарушений поведения ребенка с ОВЗ;
-формирование навыков поведения ребенка с ОВЗ в социуме.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение включает: |
|
3. Основные этапы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях.
Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, документации дошкольного учреждения.
Второй этап – анализ полученной информации. На основе анализа определяется, сколько детей нуждается в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-медико-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.
Третий этап – совместная выработка рекомендаций (индивидуального маршрута и индивидуальной карты развития) для ребенка и родителей. Специалисты планируют комплексное сопровождение и помощь для каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
Четвертый этап – консультирование всех участников сопровождения о путях, способах, видах решения проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выполнение индивидуального маршрута каждым участником сопровождения.
Пятый этап – анализ выполнения индивидуального маршрута всеми участниками. Оценка результативности и дальнейший анализ развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Все этапы условны, так как у каждого ребенка своя проблема и в ее решении требуется индивидуальный подход.
Реализация индивидуального сопровождения (маршрута) детей в условиях учреждения осуществляется в следующих видах работы:
-психолого-медико-педагогическое сопровождение, как система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий для развития личности и успешного обучения; -социально-педагогическое сопровождение, как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, и самовоспитании, общении, образе жизни;
-коррекционная работа, как система коррекции, компенсации и реабилитационных мероприятий, проводимых и разработанных в учреждении.
Для эффективности реализации необходимо создать следующие условия:
- Предметно-развивающая среда. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть для ребенка информативной, мобильной, коррекционной, доступной и удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.
- С детьми должны работать специалисты (педагог-дефектолог, педагогпсихолог, учитель- логопед и др.), которые должны уметь: устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате чего у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ "Я", и "Я-сознание". Правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности. Определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития.
- Содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики, коррекции и реабилитации. Строиться с учетом возрастных особенностей, на компенсаторных возможностях личности ребенка.
- Включение родителей в процесс индивидуального сопровождения происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.
- Формирование у детей с ОВЗ адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем – о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях, праздниках, выступлениях и т.д.) В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.
Психолого-медико-педагогическая работа в ДОУ предполагает интеграцию профессионалов различной направленности. Такая работа с ребенком планируется на определенный период времени, каждый специалист проводит динамический контроль по завершению развивающей программы, а также наблюдает за ребенком в повседневной деятельности, отслеживает динамику по уровню предложенных им заданий ребенку. Динамический контроль помогает специалистам отследить эффективность или неэффективность разработанного маршрута, внести соответствующие корректировки. Комплексное, индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ специалистами ДОУ позволяет ему благополучно социализироваться в группе детского сада, а также гармонично развиваться в познавательной и эмоционально-волевой сфере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...
Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».
Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...
"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"
Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ....
Статья « Условия успешного обучения и воспитания детей в семье – взаимосвязь логопеда и родителей».
Рекрмендации логопеда....
«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями...