"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"
статья
Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_2.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад».
Воспитатель Мальцева О.М.
Публикация. «Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ».
Дети с нарушением восприятия
К этой категории относят дошкольников с нарушениями слуха и зрения. Рассмотрим каждое отклонение отдельно.
Дети с ОВЗ по слуху. Речь слабослышащих и глухих детей недоразвита. Они замедленно реагируют на обращение собеседника, им тяжело размышлять логически. В коррекционной работе особое внимание уделите именно этим отклонениям дошкольников. Что и как развивать у детей, смотрите в таблице 1.
В каких направлениях работать с детьми, у которых нарушения слуха
Направление | Как работать с ребенком |
Полисенсорное восприятие | Формируйте у ребенка целостные образы предметов или явлений |
Зрительное восприятие | Формируйте понятия «цвет», «форма», «величина». Учите детей ориентироваться в пространстве несмотря на проблемы со слухом |
Слуховое восприятие | Учите детей воспринимать речевые |
Тактильно-двигательное восприятие | Учите детей определять форму, величину, материал и другие свойства предмета на ощупь |
Вибрационное восприятие | Учите детей реагировать на внешние звуки-раздражители |
Двигательная активность | Развивайте мышечную активность детей |
Мышление | Формируйте у детей наглядно-действенное, наглядно-образное |
Речь | Учите понимать устную речь, жесты собеседника |
Игровая деятельность | Прививайте детям интерес к играм всех видов |
В первую очередь, у глухих и слабослышащих дошкольников нужно развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Какие материалы для этого предусмотреть в развивающей среде, смотрите в таблице 2.
Игры и игрушки, которые разовьют восприятие дошкольников
Тип восприятия | Что предусмотреть в ДОО |
Зрительное | Игры, чтобы подбирать цвет и форму Парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др. |
Слуховое | Музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п. |
Тактильно-двигательное | Тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, сенсорные дорожки, «Твистер», доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь) и др. |
Дети с ОВЗ по зрению. Из-за плохого зрения дети плохо знают окружающий мир. Их представления о мире общие, а не конкретные. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и быстро утомляются.
Расширяйте знания и представления детей об окружающем мире. Развивайте зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Работайте со смысловой стороной речи – ребенок должен понимать, о чем вы говорите. Учите дошкольников ориентироваться в пространстве несмотря на плохое зрение.
Чтобы развивать восприятие детей с ОВЗ по зрению, приобретите:
– цветные дидактические материалы крупного размера и объема;
– рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, букв, цифр и др.;
– специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.
Дети с моторными нарушениями
Такие дошкольники частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и дефекта их условно подразделяют на три группы.
Группа 1. Это дети с остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, дефектами стопы или кисти, легкими искривлениями позвоночника и т. п. Подобные нарушения, как правило, не мешают ребенку осваивать образовательную программу.
Группа 2. Эти дети имеют различные ортопедические заболевания, при этом двигательные механизмы центральной нервной и периферической нервной системы у них не нарушены. В эту группу включают и детей с тяжелыми формами искривления позвоночника. Дошкольники второй группы могут осваивать образовательную программу, но двигательные проблемы осложняют обучение.
Группа 3. Это дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Имеют нарушения двигательных механизмов нервной системы. Их психика и речь часто отклоняются от нормы, эмоции неустойчивы, есть неуверенность в собственных силах. Такие дети плохо ориентируются в пространстве и не могут обслужить себя.
На заметку
Как работать с детьми, у которых есть нарушения двигательного аппарата
Развивайте двигательные функции детей: тормозить нежелательные движения, захватывать и отпускать предметы, работать пальцами, самостоятельно ходить. Учите детей выполнять правильные движения в ответ на ваши голосовые установки. Работайте с речью и произношением, если ребенок имеет такие отклонения.
Что приобрести для работы с дошкольниками. Выбирайте игрушки, которые соответствуют реальному уровню развития ребенка. Необходимы игрушки для разных видов детской деятельности, в том числе для предметно-манипулятивной. Подойдут:
– сенсорные лото, которые включают предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;
– массажные игрушки различной формы, жесткости и размера (мячики, щеточки, колечки и т. д.);
– игры для развития мелкой моторики (прищепки, шнуровки, бусы и др.).
Важно
Позаботьтесь о безопасности детей с двигательными нарушениями
Помещения детского сада должны быть безопасны для всех детей, в том числе с двигательными отклонениями. Предусмотрите для таких дошкольников специальные средства передвижения – ходунки, коляски и т. п. Вход в здание детского сада оборудуйте специальными поручнями и пандусами, чтобы ребенок на коляске мог с их помощью подняться и спуститься.
Дошкольники с нарушением интеллекта
Этим детям трудно вести познавательную деятельность, мыслить абстрактно. Задача детского сада:
– научить ребенка элементарным навыкам самообслуживания;
– сформировать предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
– расширить сенсорный опыт в обучении и игре;
– связать практический опыт ребенка с его наглядно-абстрактными представлениями;
– включить речь в мыслительную деятельность;
– научить ребенка ориентироваться в пространстве.
Чем оснастить ДОО для работы с детьми, у которых отклонения в интеллекте.
Игры и игрушки | Для чего нужны |
Картинки с изображением последовательных действий (схемы, как умываться, укладываться спать, одеваться и т. п.) | Формируют элементарные гигиенические навыки, учат ребенка обслуживать себя |
Дидактические игры для ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности | Учат ребенка ориентироваться в окружающем мире, обследовать предметы и узнавать их свойства, определять качества |
Игры на установление связей между предметами | Учат ребенка целостно воспринимать ситуацию на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между предметами |
Игрушки, которые отражают реальные предметы окружающего мира | Помогают моделировать жизненные ситуации. К примеру, железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин |
Дети с эмоционально-волевыми нарушениями
Этим детям тяжело общаться с окружающими, они не понимают, как это делать. Частая причина этой проблемы – расстройство аутистического спектра.
Задача ДОО – установить эмоциональный контакт с ребенком и научить его общаться с окружающим миром. Создайте для ребенка комфортную ситуацию для общения. Подкрепите ее приятными впечатлениями и не требуйте недоступных для ребенка форм взаимодействия. Постепенно учите ребенка общаться с окружающими в различных ситуациях.
Выработайте для ребенка четкий распорядок дня. Дети-аутисты любят следовать четким правилам, в том числе тем, которые придумывают для себя сами. Создайте специальные образовательные условия, которые помогут ребенку:
– преодолеть негативные эмоции, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревогу, страх;
– побороть отрицательные аффективные формы поведения;
– установить контакт с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальные условия для обучения ребенка с ОВЗ
Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом? Как организовать с ними обучение?...
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...
Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».
Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...
«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Консультация для воспитателей...
Статья « Условия успешного обучения и воспитания детей в семье – взаимосвязь логопеда и родителей».
Рекрмендации логопеда....
«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями...
Проект «Индивидуальная работа по проектированию специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учетом специфики конкретной ДОО».
Инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей ОВЗ и детей инвалидов, оказани...