"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"
статья

Мальцева Оксана Михайловна

Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Нижнедевицкий детский сад».

Воспитатель Мальцева О.М.

Публикация. «Как создать специальные условия  для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ».

        Дети с нарушением восприятия

К этой категории относят дошкольников с нарушениями слуха и зрения. Рассмотрим каждое отклонение отдельно.

Дети с ОВЗ по слуху. Речь слабослышащих и глухих детей недоразвита. Они замедленно реагируют на обращение собеседника, им тяжело размышлять логически. В коррекционной работе особое внимание уделите именно этим отклонениям дошкольников. Что и как развивать у детей, смотрите в таблице 1.

 В каких направлениях работать с детьми, у которых нарушения слуха

Направление

Как работать с ребенком

Полисенсорное восприятие

Формируйте у ребенка целостные образы предметов или явлений

Зрительное восприятие

Формируйте понятия «цвет», «форма», «величина». Учите детей ориентироваться в пространстве несмотря на проблемы со слухом

Слуховое восприятие

Учите детей воспринимать речевые
 и неречевые звуки, слова-звукоподражания и слова в лепетной форме, различать звуки различных музыкальных инструментов

Тактильно-двигательное восприятие

Учите детей определять форму, величину, материал и другие свойства предмета на ощупь

Вибрационное восприятие

Учите детей реагировать на внешние звуки-раздражители

Двигательная активность

Развивайте мышечную активность детей

Мышление

Формируйте у детей наглядно-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое мышление

Речь

Учите понимать устную речь, жесты собеседника

Игровая деятельность

Прививайте детям интерес к играм всех видов

В первую очередь, у глухих и слабослышащих дошкольников нужно развивать зрительное, слуховое и тактильно-двигательное восприятие. Какие материалы для этого предусмотреть в развивающей среде, смотрите в таблице 2.

         Игры и игрушки, которые разовьют восприятие дошкольников

Тип восприятия

Что предусмотреть в ДОО

Зрительное

Игры, чтобы подбирать цвет и форму
к изображениям реальных предметов, строить объекты
из цветного конструктора по схемам.

Парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.

Слуховое

Музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.

Тактильно-двигательное

Тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, сенсорные дорожки, «Твистер», доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь) и др.

Дети с ОВЗ по зрению. Из-за плохого зрения дети плохо знают окружающий мир. Их представления о мире общие, а не конкретные. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и быстро утомляются.

Расширяйте знания и представления детей об окружающем мире. Развивайте зрительное, слуховое и осязательное восприятие. Работайте со смысловой стороной речи – ребенок должен понимать, о чем вы говорите. Учите дошкольников ориентироваться в пространстве несмотря на плохое зрение.

Чтобы развивать восприятие детей с ОВЗ по зрению, приобретите:

– цветные дидактические материалы крупного размера и объема;

– рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, букв, цифр и др.;

– специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.

             Дети с моторными нарушениями

Такие дошкольники частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и дефекта их условно подразделяют на три группы.

Группа 1. Это дети с остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, дефектами стопы или кисти, легкими искривлениями позвоночника и т. п. Подобные нарушения, как правило, не мешают ребенку осваивать образовательную программу.

Группа 2. Эти дети имеют различные ортопедические заболевания, при этом двигательные механизмы центральной нервной и периферической нервной системы у них не нарушены. В эту группу включают и детей с тяжелыми формами искривления позвоночника. Дошкольники второй группы могут осваивать образовательную программу, но двигательные проблемы осложняют обучение.

Группа 3. Это дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. Имеют нарушения двигательных механизмов нервной системы. Их психика и речь часто отклоняются от нормы, эмоции неустойчивы, есть неуверенность в собственных силах. Такие дети плохо ориентируются в пространстве и не могут обслужить себя.

На заметку

Как работать с детьми, у которых есть нарушения двигательного аппарата

Развивайте двигательные функции детей: тормозить нежелательные движения, захватывать и отпускать предметы, работать пальцами, самостоятельно ходить. Учите детей выполнять  правильные движения в ответ на ваши голосовые установки. Работайте с речью и произношением, если ребенок имеет такие отклонения.

Что приобрести для работы с дошкольниками. Выбирайте игрушки, которые соответствуют реальному уровню развития ребенка. Необходимы игрушки для разных видов детской деятельности, в том числе для предметно-манипулятивной. Подойдут:

– сенсорные лото, которые включают предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;

– массажные игрушки различной формы, жесткости и размера (мячики, щеточки, колечки и т. д.);

– игры для развития мелкой моторики (прищепки, шнуровки, бусы и др.).

Важно

Позаботьтесь о безопасности детей с двигательными нарушениями

Помещения детского сада должны быть безопасны для всех детей, в том числе с двигательными отклонениями. Предусмотрите для таких дошкольников специальные средства передвижения – ходунки, коляски и т. п. Вход в здание детского сада оборудуйте специальными поручнями и пандусами, чтобы ребенок на коляске мог с их помощью подняться и спуститься.  

Дошкольники с нарушением интеллекта

Этим детям трудно вести познавательную деятельность, мыслить абстрактно. Задача детского сада:

– научить ребенка элементарным навыкам самообслуживания;

– сформировать предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;

– расширить сенсорный опыт в обучении и игре;

– связать практический опыт ребенка с его наглядно-абстрактными представлениями;

– включить речь в мыслительную деятельность;

– научить ребенка ориентироваться в пространстве.

 Чем оснастить ДОО для работы с детьми, у которых отклонения в интеллекте.

Игры и игрушки

Для чего нужны

Картинки с изображением последовательных действий (схемы, как умываться, укладываться спать, одеваться и т. п.)

Формируют элементарные гигиенические навыки, учат ребенка обслуживать себя

Дидактические игры для ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности

Учат ребенка ориентироваться в окружающем мире, обследовать предметы и узнавать их свойства, определять качества

Игры на установление связей между предметами
и явлениями, на определение временной последовательности, со скрытым смыслом

Учат ребенка целостно воспринимать ситуацию на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между предметами
и явлениями, ориентироваться во времени

Игрушки, которые отражают реальные предметы окружающего мира

Помогают моделировать жизненные ситуации. К примеру, железная дорога, парковка, автозаправка, больница, кухня, магазин

Дети с эмоционально-волевыми нарушениями

Этим детям тяжело общаться с окружающими, они не понимают, как это делать. Частая причина этой проблемы – расстройство аутистического спектра.

Задача ДОО – установить эмоциональный контакт с ребенком и научить его общаться с окружающим миром. Создайте для ребенка комфортную ситуацию для общения. Подкрепите ее приятными впечатлениями и не требуйте недоступных для ребенка форм взаимодействия. Постепенно учите ребенка общаться с окружающими в различных ситуациях.

Выработайте для ребенка четкий распорядок дня. Дети-аутисты любят следовать четким правилам, в том числе тем, которые придумывают для себя сами. Создайте специальные образовательные условия, которые помогут ребенку:

– преодолеть негативные эмоции, сенсорный и эмоциональный дискомфорт, тревогу, страх;

– побороть отрицательные аффективные формы поведения;

– установить контакт с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные условия для обучения ребенка с ОВЗ

Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом? Как организовать с ними обучение?...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».

Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...

«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями...

Проект «Индивидуальная работа по проектированию специальных условий для обучения детей с ОВЗ с учетом специфики конкретной ДОО».

Инклюзивное образование в ДОО направлено на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в том числе детей ОВЗ и детей инвалидов, оказани...