«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
консультация
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 74.07 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Терем – теремок»
Консультация для родителей
«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной
Михайлова Елена Александровна
ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевск
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).
Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.
И.Д. Маркевич и Л.Ф. Фатихова рассматривают особые образовательные потребности детей с ОВЗ в качестве особых условий организации обучения и воспитания, а также получения ими специальной психолого-педагогической помощи.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ следует опираться на:
• способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;
• особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;
• специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
• наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Современные научные представления позволили ученым выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития особые образовательные потребности.
В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка.
В аспекте содержания образования - потребность во введении специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка (например, занятия по развитию слухозрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, и др.). В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, современных коррекционных технологий.
В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ.
В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
В аспекте продолжительности образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет).
В аспекте определения круга специалистов, участвующих в образовании, модели их эффективного взаимодействия.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей, позволяет им иметь равный доступ к образованию.
Индивидуальную образовательную траекторию можно понимать как процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и формирования новых.
В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования.
Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и саморазрушительному поведению. В условиях борьбы за качество обучения в современной школе, конкуренции за успехи в учебной деятельности со здоровыми школьниками они и их родители способны тратить дополнительное время и усилия ради достижений, ухудшая здоровье ребенка. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований, ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Детям, имеющим ОВЗ, очень важна родительская включенность в процесс образовательной инклюзии, в процесс освоения ими новой социальной роли - роли ученика. Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе предупредят школьную дезадаптацию: бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе.
Создание специальных образовательных условий в образовательной организации
Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом
1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей вфизическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.
3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. 4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке. 5. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
6. В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики.
7. Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степенибудет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (при этом при отсутствии, как правило, сопутствующих нарушений слуха или зрения) на первый план помимо создания безбарьерной архитектурной среды, как важнейшего для них условия организации образовательных условий, выходит особенности построения программно-методического обеспечения, в частности, организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенкаинвалида вследствие ДЦП.
8. Таким образом, при создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями «проявляется» вся общая спецификация образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации заданного индивидуального образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий – в его итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в адаптированную с учетом индивидуальных особенностей детей образовательную программу в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Терем – теремок»
Консультация для родителей
«Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной
Арефьева Наталия Анатольевна
ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевск
2021-2022 уч. г.
Дети - самое прекрасное и важное, что есть в нашей жизни. Но верно и то, что быть родителями - очень ответственное и сложное дело.
Быть родителями - просто, когда ты понимаешь, что и зачем ты делаешь. Секрет лёгкого родительства кроется в отношениях между детьми и взрослыми.
Когда ребёнок находится в правильных отношениях с родителями, он будет проявлять большинство характеристик «ребёнка, которого легко растить», что создаст положительный контекст для воспитания и взросления и позволит родителям успешно справиться со своей задачей.
Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребѐнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.
Важно для родителя знать особенности своего ребенка, уметь организовать досуг, помочь адаптироваться в этом сложном мире, научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как ребенка со скрытыми возможностями.
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
4. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
5. Не бойтесь отказать ребёнку в чѐм-либо, если считаете его требования чрезмерными.
6. Не сравнивайте своего ребёнка с чужими детьми, сравнивайте успехи ребёнка сегодня со вчерашними.
7. Всегда помните, что развитие вашего ребёнка может отличаться от развития других детей, но это не делает его менее ценным, менее важным и менее нуждающимся в вашей любви и заботе. 8. Любите вашего ребёнка и чаще показывайте ему это. Не бойтесь проявлять чувства. Многие родители, особенно отцы, подавляют свои эмоции, так как считают, что показывать свои страдания — это проявление слабости. Но проявление чувств ничуть не уменьшает силы духа.
9. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
10. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
12. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты! Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
13. И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Терем – теремок»
Консультация для родителей
«Снижение уровня детской заболеваемости посредством активной совместной деятельности с семьями воспитанников в ДОО»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной
Абросимова Елена Петровна
ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевск
2021- 2022 уч. г.
Главной задачей государственной политики и современного общества является сохранение и укрепление здоровья населения. От здоровья зависит многое, если не сказать – Всё!
Всем хорошо известна печальная статистика состояния здоровья детей в стране. Данные свидетельствуют: в детский сад приходят дети с плохим здоровьем уже в раннем возрасте. И к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости детей.
Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшения общедоступной медицинской помощи, отмечаемые в последнее время, подтвердила и работавшая в нашем городе комиссия (о множестве недостатков в нашем здравоохранении информация представлена в газете «Зеленый Дол» от 12.08.2010 г.). Всё это не дает основания ожидать позитивных сдвигов, если не будут приняты радикальные меры по охране здоровья детей. И, конечно, мы не можем оставаться равнодушными и стоять в стороне.
Поэтому уже не первый год наш коллектив работает над этой проблемой. «Растим здорового ребенка!» – таков девиз нашего детского сада. У нас воспитанники получают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль за развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающие положительную эмоциональную настроенность ребенка к оздоровительным и воспитательным воздействиям (см. Приложение).
Для эффективной организации оздоровительной работы была поставлена задача – объединить усилия сотрудников и родителей. Сотрудничество педагогов и семьи позволяет лучше узнать ребенка, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, достичь преемственности по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие с семьей охватывает все уровни управления детского сада:
- заведующий;
- медико-психологическая служба, старший воспитатель, завхоз;
- педагоги, специалисты дополнительного образования;
- коллектив родителей;
- детский коллектив.
Совместно с администрацией, педагогами, и родителями разработана комплексная система воспитания ребенка-дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, которая получила название «Школа здоровья». Она включает в себя 4 основных направления:
- обеспечение психологического благополучия;
- охрана и укрепление здоровья детей;
- духовное здоровье;
- нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
Продумана преемственность в работе специалистов, воспитателей и родителей.
Вся работа строится на основе анализа заболеваемости в предыдущие годы, диагностических данных о состоянии здоровья детей, об уровне их физического развития, данных о семьях.
Проведены анкетирование и опросы: «Давайте познакомимся», «Ваш ребенок», «Какие мы родители?», «Стиль воспитания ребенка в семье», «Сохранение и укрепление здоровья ребенка в семье». Цель – выявление знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье. Было отмечено, что в некоторых семьях не создавались необходимые условия по выполнению режима дня, закаливанию, питанию.
С целью изучения использования закаливания в семьях так же проведено анкетирование родителей.
Мы отметили, что информацию и конкретные рекомендации по проведению закаливания с детьми 62,3% родителей получили в поликлинике, 12% – при чтении специальной литературы, и только 25,7% – в детском саду.
Сравнили данные о применении закаливающих процедур с детьми до 3 лет до их поступления в детский сад: доля родителей, принимающих активное участие в закаливании своих детей, возрастает после поступления в ДОУ. Но родители использовали наименее трудоемкие процедуры, такие, как прогулки, хождение босиком по полу, полоскание горла. На вопрос о том, какие причины мешают родителям специальное закаливание ребенка постоянно, были получены следующие ответы: лень, занятость, отсутствие условий, индивидуальных рекомендаций.
Большинство родителей знали о роли физических упражнений в развитии ребенка, однако не умели правильно организовать подвижные игры, утреннюю гимнастику, не имели физкультурных уголков в домашних условиях.
При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью стало педагогическое и правовое просвещение родителей и вовлечение их в образовательно-воспитательный процесс, при чем с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение.
Одной из важных форм осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа. Изучая семьи, беседуя с родителями, педагог получает информацию об особенностях физического и психического развития ребенка, питания, режима, досуга в домашних условиях. Используются индивидуальные консультации и беседы с родителями, дети которых имеют какие-либо отклонения в здоровье («Детская гиперактивность», «Особенный ребенок», «Прогоним детские страхи», «Левша в мире праворуких» и др.)
Полученный материал мы обобщаем, что позволяет нам в дальнейшем организовать беседы по группам.
Подгрупповые беседы в «Школе здоровья» проводят воспитатели и педагог-психолог, старшая медсестра. Приглашаются родители из одной семьи (т.е. мама, папа, бабушка, дедушка), либо разные семьи, но с одинаковыми проблемами. В беседах поднимаются темы: «Мать – воспитательница» (для неполных семей), «Кризисные ситуации в жизни ребёнка и его семьи», «Алкоголь в семье», «Опасная зависимость» и др.
Родительские собрания, конференции с приглашением ведущих врачей- специалистов города (педиатр, стоматолог, психоневролог), а так же, семинары-практикумы, консультации, проводимые медсестрой, педагогом-психологом, воспитателями ДОУ помогают родителям решить проблемы со здоровьем детей, вооружить их теоретическими знаниями и практическими умениями.
Пропаганда здорового образа жизни, необходимость выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания, воздушного и температурного режима – такие темы постоянно затрагиваются при встречах с родителями.
На конференции «Физкультура и здоровье» родители познакомились с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Вниманию присутствующих были представлены презентация нетрадиционных оздоровительных методик (приемы релаксации, точечного массажа, упражнения для снятия зрительного утомления), физкультурного оборудования – «Домашний уголок для занятий физкультурой». А выступления из опыта семейного воспитания Тагировых, Никитиных, Куликовых «Наша спортивная семья» вызвала живой отклик среди присутствующих. Результатом стало знакомство родителей воспитанников с новыми формами и методами физического воспитания в семье. Благодаря проведенной работе, многие дошкольники стали посещать спортивные секции и часто занимают призовые места на городских и республиканских соревнованиях.
Семинары-практикумы на темы здоровья стали традицией в нашем детском саду. Так на одном из них «Роль закаливании в развитии детей» был представлен практический и наглядный материал по знакомству с методикой закаливания по каждому возрасту. А обмен знаниями и умениями среди родителей помог выявить положительный опыт закаливания (система П.К.Иванова, дыхательная гимнастика Стрельниковой, В.Травинки) в конкретных семьях. Многие поделились системой своего оздоровления, оценили её результативность.
Провели обучение родителей самостоятельному проведению утренней гимнастики, подвижных игр в помещении и на улице; познакомили с содержанием физических упражнений через практические действия детей и одновременно продемонстрировали методику воздействия на них, побуждения.
Практикуем приглашение родителей на различные занятия, включая физкультурные, совместное участие взрослых и детей в проведении соревнований, подвижных игр и эстафет под руководством педагогов и специалистов. Привлекаем к участию в семейных встречах не только родителей, но и бабушек, дедушек, старших или младших братье и сестер.
Информационные источники в уголке для родителей, фотостенды, буклеты, памятки-инструкции, альбомы содержат рекомендации в период адаптации ребенка в ДОУ, по профилактике различных заболеваний, дорожного травматизма, отравления грибами, советы по организации питания и досуга ребенка в домашних условиях.
Разработаны рекомендации для родителей по оздоровлению детей в семье, в период их подготовки к поступлению в школу и на начальном этапе обучения.
Практикуется обеспечение родителей методической литературой и рекомендациями по волнующим темам.
По совместно выработанной программе оздоровления родители обеспечивают учреждение шиповником, лекарственными растениями, настоем элеутерококка, интерфероном, оксолиновой мазью (по рекомендациям врача); принимают участие в изготовлении принадлежностей для закаливания (варежки для сухого растирания), нестандартного оборудования для занятия физкультурой в группе и на спортивной площадке.
Показателями эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей стало:
- Обеспечение психологического благополучия ребенка в ДОУ и в семье.
- Коррекция ранних отклонений в состоянии здоровья детей (с участием родителей). Профилактика ранних заболеваний.
- Формирование у детей и родителей интереса к физической культуре. Привлечение внимания к здоровому образу жизни.
- Обеспечение повышения стрессоустойчивости и сохранения здоровья ребенка при переходе из одних социально-педагогических условий в другие.
- Обеспечение профилактики детского травматизма.
- И как следствие – укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости.
Очень радует коллектив ДОУ и, конечно родителей, что за последние годы у наших воспитанников все реже выявляются нарушения осанки, плоскостопие, хронические заболевания верхних дыхательных путей. А такие диагнозы, как анемия, дефицит веса уже в течение первого года посещения ДОУ снимаются врачами.
Мы планируем продолжать своё сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, и будем искать все новые пути взаимодействия.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Терем – теремок»
Консультация для родителей
«Охрана здоровья воспитанников»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной
Русяева Ирина Ивановна
ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевск
2021- 2022 уч. г.
Задачи: Систематизировать педагогическое просвещение родителей о значимости здорового образа жизни и о значении физической деятельности в ДОО и семьях; сформировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
В каждом образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОО не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, медсестры, заведующая. Существуют определенные правила охраны жизни и здоровья детей. Так, должны систематически проводиться технические осмотры помещения, соблюдаться правила пожарной безопасности. Все опасные предметы должны быть вне зоны досягаемости для детей.
Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в ДОО участок, на котором дети гуляют должны систематически приводиться в порядок. Все ямы должны быть засыпаны, ежедневно проверяться отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, должны быть в исправности. Во время зимы все здания и постройки должны быть очищены от снега, не допустимы сосульки, все дорожки должны быть обработаны песком.
Охрана здоровья в ДОО – задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОО не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
1) Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
2) Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
3) Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
4) Формирование культурно-гигиенических навыков.
5) Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6) Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Чем более этот режим будет исходить из особенностей «биоритмического портрета» ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении. В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья в будущем.
Основные принципы рационального питания:
1) Обеспечение баланса
2) Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3) Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования структуры естественных движений и развития двигательных способностей, создания условий для творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
1) Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий. 2) Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
3) Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
4) Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
Воспитание двигательной культуры – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском саду и семье.
В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не только повышает устойчивость, но и способность к развитию компенсаторных функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития процесса закаливания организма необходимо повторное или длительное действие на организм того или иного метеорологического фактора: холода, тепла, атмосферного давления. Благодаря повторным действиям факторов закаливания, более прочнее развиваются условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.
Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, обеспечивающее гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников. Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
- направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
- комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
- созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
- формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Терем – теремок»
Консультация для родителей
«Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной
Синотова Татьяна Ивановна
ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевск
2021- 2022 уч. г.
Бионика (от греч. Biōn – элемент жизни, буквально – живущий) - наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе моделирования структуры и жизнедеятельности организмов. /БСЭ.1978г./
У бионики есть символ: скрещенные скальпель и паяльник, соединённые знаком интеграла, который подразумевает, что бионика проникнет туда, куда не проникал ещё никто, и увидит то, чего не видел ещё никто. У этой науки существует девиз – «Живые прототипы – ключ к новой
технике».
Бионика имеет несколько направлений, но самое популярное направление – это архитектурно-строительная бионика.
Надо отметить, что ещё с древних времён люди «подсматривали» идеи у природы. Первые жилища древних людей были сходны по конструкции и форме с термитниками, хатками бобров, гнёздами птиц. В античные века мегалиты были преобразованы в колонны зданий. В средние века крыши христианских соборов были сконструированы в форме скорлупы яйца или в форме луковицы, также люди научились строительству куполообразных зданий с ажурными каркасами, как паутина, у водяных пауков. В наше время архитекторы и инженеры создают здания в форме морских раковин, деревьев, цветов, животных и др.Многие современные высотные промышленные сооружения, трубы, построены по принципу «внутреннего устройства» злаковых растений, которые при ветре гнутся, но не ломаются и быстро восстанавливаются в вертикальное положение.
Таким образом, в процессе архитектурной бионики формировались различные направления, в том числе - бионическое конструирование. Этот метод основывается на моделировании художественно – образных и материально-конструктивных качествах природных форм. На начальной стадии проектирования разрабатывается образ конструкции на основе ассоциации с природной формой, экспериментально – опытным путём, выявляются достоинства и недостатки данной формы. Затем происходит процесс моделирования и конструирования.
Метод бионического конструирования открывает новые возможности в развитии наглядно – схематического мышления ребёнка, которое в свою очередь, является базой для формирования предынженерного мышления на дошкольной ступени образования.
Инженерное мышление – это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями.
Современное инженерное мышление глубоко научно, поэтому необходимо выделить предынженерное мышление как основу формирования мышления инженерного.
Признаки предынженерного мышления:
- формируется на основе научно – технической, конструкторской
деятельности;
- опирается только на экспериментальную и конструкторскую базу;
- систематично формируется в процессе научно – технического творчества;
- выражается в общедоступной форме как продукт.
Важным для развития предынженерного мышления детей является решение ими практических задач с использованием технических, конструктивных средств.
Механизм предынженерного развития детей в ходе решения конструктивно – технических задач возможен при наличии трёх составляющих (Т.В. Кудрявцев):
1 Присутствия проблемной ситуации (проблемное обучение).
2 Создания условий для конструктивной деятельности.
3 Потребностей возраста: наличие интереса к причинно-следственным связям, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонность наблюдать, экспериментировать, используя при этом элементарные представления естествознания, математики и т.п., что в конечном итоге способствует принятию ребёнком собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
По мнению Л. Яковлевой «в бионическом конструировании исключается простое механическое «погружение» ребёнка в техномир с бездумным «нажиманием на кнопки». Используя естественную потребность дошкольника в исследовании мира и экспериментировании с природными и рукотворными объектами, создаются условия для получения детьми представлений о начальном моделировании как части научно – технического творчества».
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что бионическое конструирование является наиболее эффективным средством развития предынженерного мышления у дошкольников.
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение
«Детский сад «Терем – теремок»
Консультация для родителей
«Мир открытий (конструирование и техническое моделирование)»
Подготовила воспитатель
Прокудина Анастасия Анатольевна
ГБОУ ООШ №21 г. Новокуйбышевск
2021- 2022 уч. г.
Техническое творчество юных – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Это не только мечты и грезы, разумная занятость детей, развитие эстетических чувств и способностей, но и большие педагогические, психологические, философские, социологические проблемы.
Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития учащихся очень велико. Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Нельзя забывать и о том, что техническое творчество это не только вид деятельности, направленный на развитие их способностей, ознакомление обучающихся с миром техники, но и один из эффективных способов воспитания. Посредством технического творчества формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и эстетика труда, творческое отношение к труду, умение работать в коллективе.
В условиях научно-технического прогресса, происходящего в обществе, нельзя быть всесторонне развитым человеком, не имея представления о достижениях науки, техники, производства независимо от сферы деятельности индивида. Дополнительные услуги дошкольного образования технического творчества – первые шаги к этому.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.
Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется уже в школьной практике и является ведущим в работе. Можно ли научить конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.
Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.
Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:
- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.
- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.
Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления : благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.
В нашем детском саду, с ребятами мы создаем работающие модели из бумаги – техника, животные, макеты, а так же используем различные конструкторы :
- LEGO Education Wedo 9580, 9585;
- Magformers Walking Robot Set (шагающий робот);
- Металлический конструктор;
- LEGO конструирование;
- Электронный конструктор «Знаток»;
- Конструирование с Техно Stellar.
Вывод только один: чтобы развить прединженерное мышление и конструктивно-технические способности у дошкольников необходимо целенаправленное систематическое руководство детской конструктивной деятельностью и нельзя ограничиваться выбором только одного конструктора – конструкторов должно быть несколько.
Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений с элементами LEGO конструирования в средней группе
Составила воспитатель Кривощекова Валентина Ивановна
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие
Образовательные задачи.
• Закрепить представления детей об изученных геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник).
• Тренировать умения определять, сравнивать, распознавать, называть свойства геометрических фигур: цвет, форма, величина.
• Тренировать умение распознавать геометрические фигуры по знакам-символам.
• Формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в играх.
• Содействовать
развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, классификация;
формированию опыта самоконтроля и самооценки.
• Содействовать формированию
умений и навыков (умение планировать и выполнять свои действия в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий);
коммуникации в парах и группах;
произвольности поведения.
Материалы к занятию
Демонстрационный материал.
- Коробка с лего – человечками.
- Мольберт.
Технические средства : мультимедийная установка для гимнастики для глаз
Раздаточный материал :
- объемные домики с изображениями символов-знаков, обозначающие свойства геометрических фигур – 8 штук
- набор геометрических фигур - 8 шт. ( в наборе: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы 4 основных цветов, большие и маленькие) для игры «Подбери ключ».
- карточки с геометрическими фигурами для игры «Четвертый лишний» - 4 шт.
Предварительная работа : ориентировка в пространстве, игры с LEGO конструкторами.
Условия реализации: магнитофон, мяч, LEGO конструктор, наглядный материал.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию.
Приветствие «Доброе утро!»
Доброе утро! Всем улыбнулись!
Справа и слева друзьям подмигнули!
Будем дружить, помогать всем всегда,
Со мной вы согласны? Конечно же, ДА!
Воспитатель собирает около себя детей, предлагает им присесть на стульчики. На одном из стульев лежит коробка.
- Что это, дети? (Это коробочка.)
- Вы хотите узнать, что там (Да.) (Хотим.)
Воспитатель открывает коробку, там лего-человечки.
- «Здравствуйте, ребята, в нашей стране Леголенд случилась беда. Налетел ураган и все снес на своем пути, перепутал все цифры и геометрические фигуры. Он так напугал жителей нашей страны, что мы все вместе спрятались в коробке. Помогите нам вернутся и навести порядок в нашей Сказочной стране Леголенд».
- О чем вас просят лего-человечки? (Помочь навести порядок в Леголенде.)
- Для этого вам предстоит отправиться в путешествие и выполнять задания. Но вы справитесь, мы уверены»
- Вы хотите помочь лего-человечкам? (Да., (Хотим.)
- Как же им помочь? (Надо попасть в Леголенд, (пройти по дорожкам)
- Посмотрите, чем отличаются дорожки? (Одна дорожка узкая, другая широкая)
- Катя, покажи нам узкую дорожку? (показывает)
-Глеб, покажи нам широкую дорожку? (показывает)
Девочки идут по узкой дорожке за Катей, мальчики по широкой за Глебом. Проходят до полянки.
2. Игровая деятельность.
1. Задание.
-Вот мы в сказочной стране Леголенда Ой! Ребята, посмотрите, что стало после урагана. Нравиться вам полянка? (Нет, надо сложить цветочки)
Дети собирают цветы: центр цветка показывает какого цвета цветок, а лепестки из деревянных геометрических фигур).
- Сколько цветов получилось? (4)
- А как вы справились с заданием? (поделились на пары)
На стене появляется пчелка (на экране)
- Вот одна пчелка трудится и собирает мед для лего-человечков. Присядем на стульчики и понаблюдаем за ее работой. Но наблюдать нужно только глазами.
Гимнастика для глаз. (нужно обратить внимание на осанку детей) (48 сек)
2. Задание.
- На этой площади были красивые башни из LEGO- кубиков, а ураган их разрушил. Остались только фотографии. Вы поможете навести порядок?
Дети строят по словесному указанию воспитателя башни из лего конструктора.
3. Задание.
- Лего – человечки так перепугались урагана, что забыли свои дома, у них есть у каждого свой ключ из дома. Вы справитесь с этим заданием?
Игра «Подбери ключ»
Дидактические задачи:
- тренировать умение распознавать и называть геометрические фигуры по знакам – символам;
- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;
психические процессы: внимание, логическое мышление.
- закреплять знание геометрических фигур.
- На столе стоят 8 домиков, но не простых. У них волшебная дверь. Открыть ее сможет тот, кто подберет верный ключик. На каждом доме изображены знаки.
- Вы знаете, что обозначают эти знаки на домах? (Это символы.)
(Этот символ обозначает маленькую фигуру) (Этот символ обозначает большую фигуру., (Символ обозначает цвет фигуры., (- обозначает геометрическую фигуру.) (прямоугольник)
- Вам надо прочитать знаки и подобрать нужный ключ. Только ключи все перепутались. Вы справитесь? (Мы попробуем., (Да., (Справимся.)
- Подходите к своим домикам и подберите ключ.
Каждый ребёнок подходит к своему домику, и подбирают ключ (геометрическую фигуру, объясняют, почему выбрали этот ключ.
- Саша, почему ты выбрал этот домик? (У человечка маленький желтый квадрат, поэтому я выбрал тот домик, где на домике такая картинка.)
- Лена, у тебя какой ключик? (Маленький синий треугольник.)
- У вас получилось? (Да, мы справились.) (Да, у нас получилось.)
- Как вы думаете, почему вы смогли подобрать к своему домику ключик? Мы знаем геометрические фигуры. (Мы знаем символы.) (Мы умные и внимательные.)
- Молодцы! У вас действительно получилось подобрать ключи!
4. Задание.
- А теперь человечки предлагают нам поиграть в игру, которая называется «Не зевай, что лишнее - угадай!»
Игра «Четвертый лишний»
Дидактические задачи:
тренировать
- мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию;
- развивать психические процессы: внимание, вариативное мышление;
- закрепить знание геометрических фигур.
- Задание будет сложное, и выполнить его нужно в парах. Найдите себе друга и подойдите ко мне.
Дети по желанию выбирают себе друга.
На столе для каждой пары лежит карточка с геометрическими фигурами и маркер.
Воспитатель дает задание:
- Зачеркните маркером лишнюю фигуру, а затем объясните, почему именно эта фигура лишняя.
Дети обсуждают в паре, какая фигура лишняя и зачеркивают фигуру.
( 1-й ребенок: На этой карточке лишний красный квадрат, потому что он большой, а другие фигуры маленькие.)
( 2-й ребенок: На этой карточке лишний желтый треугольник, потому что у него три угла, а у других фигур – четыре.)
- Молодцы, мальчики! Умницы, девочки! Вы справились с трудным заданием! Все смогли найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
5 задание «Назови фигуру»
- Ребята, представляете, человечки предлагают мне тоже поиграть! Помните, мы с вами играли в игру «Чудесный мешочек»? И угадывали фигуры на ощупь. Только теперь, я буду их угадывать (воспитатель специально неправильно называет фигуры, дети исправляют его, объясняя свой ответ)
- Нам пора возвращаться в детский сад. Поможет нам мяч волшебный. Кто будет отвечать правильно он попадет в детский сад обратно из страны Леголенд.
Интеллектуальная разминка
• Какое сейчас время года? Зима
• После зимы какое время года наступит? Весна
• В какое время суток мы спим? Ночью
• В какое время суток мы идем в детский сад? Утром
• В какое время суток мы обедаем? днем
• В какое время суток мы идем домой из детского сада? вечером
• Какой день недели сегодня?
• Какой будет завтра?
3. Осмысление:
- Как вы думаете, Ураган стране Леголенд теперь будет опасен? (Нет! Мы построили башни.)
- А как человечкам вы помогли найти домики? (По схемам)
- Дети, мы смогли помочь Лего-человечкам? (Да., (Мы старались., (И мы помогли.)
- Ну, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Где мы с вами, сегодня побывали? (В гостях в стране Леголенд.)
- Зачем мы туда ходили? (Мы помогли вернуться лего-человечкам домой. Помогли навести порядок в стране Леголенд)
- Вы смогли помочь Человечкам? (Да, мы им помогли., (Они теперь дома в безопасности.)
- Почему вы смогли, помочь Лего - человечкам? (Мы выполнили все задания, (Мы знаем геометрические фигуры., (Мы умеем считать., (Мы знаем символы., (Мы дружные.).
- Что было для вас самым трудным? (Мне было трудно подбирать ключ., (Находить лишнюю фигуру.,
- Что вам сегодня больше всего понравилось? (Мне понравилось помогать Человечкам., (А мне - выкладывать фигуры., (Мне - подбирать ключ к домику., (Находить лишнюю фигуру., (Выкладывать из фигур картинку).
- Молодцы, ребята!
- Вот мы и выполнили все задания. Теперь я предлагаю взять жёлтый кубик тем, кому интересно было заниматься, а зелёный тех, кому не понравилось занятие. И построим башню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Сборник методических материалов "Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями"
Специальные условия семейного воспитания детей с особыми образовательными потребностями: сборник методических материалов/ под ред. О.Б. Коневой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016г. - 35с.Авторы: Баженова Е.В...
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями
В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...
Проект «Создание специальных условий для развития и воспитания ребенка с тяжелой зрительной патологией(слепота)».
Присутствие в группе для детей с косоглазием и амблиопией незрячего ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности до...
"Как создать специальные условия для обучения и воспитания детей в зависимости от категории ОВЗ"
Данная публикация поможет разобраться воспитателю, в каких направлениях необходимо ему работать с детьми в зависимости от категории ОВЗ....
«Особые образовательные потребности и создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ»
Консультация для воспитателей...
Статья « Условия успешного обучения и воспитания детей в семье – взаимосвязь логопеда и родителей».
Рекрмендации логопеда....