Консультация учителя – логопеда для воспитателей на тему «Артикуляционная гимнастика как часть коррекционного часа с детьми ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата, который можно развивать с помощью артикуляционной гимнастки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация учителя – логопеда
для воспитателей на тему
«Артикуляционная гимнастика как часть коррекционного часа с детьми ОВЗ»
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Дефекты речи и недостаточно чёткая дикция могут привести к неуспеваемости, стать препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, породить неуверенность в своих силах, что в свою очередь будет негативно сказываться на его психоэмоциональном состоянии и будет иметь за собой негативные последствия. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а только растет. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка нужно как можно раньше. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата, который можно развивать с помощью артикуляционной гимнастки.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились
более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней гимнастикой или перед завтраком в течение 5-7 минут, упражнения выполняются подгруппами из 3-6 человек. При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Важно помнить, что ребенка нужно вовлечь в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего проводить их эмоционально, в игровой форме с использованием картинок, изображением сказочных героев и игрушек.
- Познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог видит себя и лицо взрослого.
- Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
- Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут улучшаться и совершенствоваться.
- Упражнения не должны доводить до утомления. Первым признаком утомления является снижение качества артикуляционных движений, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.
- Упражнения выполняются без напряжения, в спокойном темпе.
- При разучивании упражнений необходимо отработать с ребенком 2-3 упражнения, а затем постепенно добавлять по одному.
- Целесообразно проводить артикуляционную гимнастику комплексами по 4-5 упражнений.
- Каждое упражнение нужно повторять не более 5-6 раз.
- Инструкции должны быть короткими и понятными ребенку (улыбнись, покажи зубы, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу)
- Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому следует использовать картинки (показ картинок для артикуляционной гимнастики).
- Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и рассказами.
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения: «Посмотри, какую красивую чашечку ты научился делать», подбодрить его: «Ничего страшного, твой язычок научится рычать».
Регулярное, систематическое выполнение артикуляционной гимнастики позволяет:
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
- уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Каждое артикуляционное упражнение отрабатывается до свободного выполнения ребенком. В процессе выполнения таких упражнений, у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата, движения языка и губ становятся более точными. Поэтому предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики.
Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"
Мастер-класс для воспитателей на тему "Артикуляционная гимнастика"...
Мастер-класс для воспитателей ДОО Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...
Круглый стол "Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями"
За круглым столом родители знакомятся с приемами коррекции и развития речи дошкольников....
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
laquo;Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» Семья – ближайшее и постоянное социальное...
Консультация для родителей детей на тему: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения звуков у детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В консультации представлена артикуляционная гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста, ее значимость....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. (из опыта работы)
Наряду с общими рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики, которые можно дать родителям, в статье представлены рекомендации, сформулированные после многочисленного опыта работы...