Круглый стол "Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями"
консультация
За круглым столом родители знакомятся с приемами коррекции и развития речи дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют неоднородный состав, в него входят и дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент дошкольных учреждений.
Организации работы учителя-логопеда с семьей, является одной из сложных сторон деятельности педагога. Часто родители, после зачисления ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей.
Поэтому, важным направлением в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка с ОНР III уровня. Только родители ежедневно могут закреплять речевые навыки в непосредственном общении и изученный материал в домашних условиях. Практический опыт работы в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя–логопеда для решения проблем речевого развития детей. Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной форм работы. [1]
Учитель–логопед в своей работе с родителями детей с ОНР III уровня использует как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.
В течение учебного года проводятся несколько родительских собраний. Первое собрание проводится в начале сентября. На нем учитель-логопед знакомит с целью и задачами адаптированной основной образовательной программы и кратким содержанием работы на учебный год. Педагог обрисовывает общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представив несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных; подчеркивает о необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.
В первые две недели учебного года учитель-логопед проводит обследование состояния речи воспитанников. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой учитель-логопед дает подробную характеристику речевого развития каждого ребенка. Учитель-логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта.
Второе родительское собрание проводится в декабре. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.
Третье родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала.
Важным видом взаимосвязи в работе учителя-логопеда и родителей являются консультации.
Фронтальные консультации проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультаций: «Артикуляционная гимнастика с мамой», «Пальчиковая гимнастика в развитии и коррекции речи детей с ОНР», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях», «Рекомендации по выполнению домашних заданий», «Обучение детей с ОНР рассказыванию», «Речевые игры дома».
Индивидуальные консультации проводятся, обычно, после вызывания учителем-логопедом нарушенного звука у ребенка. Цель таких индивидуальных консультаций - показать родителю правильное произношение ребенком ранее нарушенного звука и дать рекомендации по автоматизации звука. Так как родители часто привыкают к речи своего ребенка и не замечают в ней недочетов.
Посещение открытых индивидуальных, фронтальных занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях родители могут увидеть , как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет оказать помощь своим детям дома.
Одна из нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ организация семейного клуба «Говорун».
Заседание семейного клуба проходит 1 раз в два месяца.
В рамках клуба учителем-логопедом проводится:
1) Анкетирование, которое позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей;
2) Консультации по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого развития ребёнка с ОНР III уровня;
3) Дни открытых дверей, проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;
4) Семинары-практикумы «Игры на развитие фонематического слуха», «Тренируем пальчики - развиваем речь» мастер-классы «Изготовление шумовых инструментов», тренинги, проводятся с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитания;
5) Круглые столы, где происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;
6) Конкурсы «Лучший чтец», «Эти веселые стихи», развлечения «Праздник букв», праздники «Страна красивой речи», «Говорун – шоу» создают дружеские отношения между взрослыми и детьми, воспитывают интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность, способствуют развитию речевой деятельности детей с ОНР III уровня;
7) Выставки творческих работ «Буквы - самоделки» «Наш город», дидактических игр, методической литературы, которые способствуют распространению педагогических знаний среди родителей, а так же активизации педагогического самообразования родителей.
Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу коррекционно-образовательного процесса проблем. Предварительно с родителями проводится анкетирование или индивидуальные беседы, которые также выявляют их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных, совместно со специалистами ДОУ, составляется тематический план работы клуба. В плане представляются темы заседаний семейного клуба на учебный год. Каждая тема раскрывается в нескольких формах работы с родителями. В плане указываются организаторы и участники, а также сроки проведения мероприятия.
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Задания строятся на материале лексической темы, звука или буквы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-логопедом. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. [2]
Наглядно – информационная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.
Специально для родителей детей с ОНР III уровня оформлен родительский уголок «Мы изучаем» в групповой раздевалке. Информация, помещенная в уголке, знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь дома. Материалы родительского уголка содержат лексико-грамматических и дидактических игр, художественные произведения для чтения и заучивания. [3]
Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.
Эффективно и наглядно использование медалей для детей «Я дружу со звуком» (ребенок получает медаль, если научился правильно произносить звук). Дети их с гордостью носят. И родители довольны, частичка медали – это и их вклад в общую победу над трудным звуком.
Создание и использование персонального сайта свидетельствует о том, что учитель-логопед работает в современном информационном пространстве, использует информационно-коммуникационные технологии, которые помогают осуществлять работу с родителями и воспитанниками на современном уровне. На сайте учителя-логопеда много интересного и полезного материала для родителей: консультации, рекомендации, презентации, проекты, сценарии праздников, мастер-классы, материал по автоматизации и дифференциации звуков. А так же продемонстрированы мероприятия, проведенные с воспитанниками и их родителями. Вот наиболее интересные темы раздела «Взаимодействие с родителями»: полезная информация – для родителей по коррекционно-образовательной работе; скоро в школу – информация, которая поможет успешно подготовить ребенка к школе; это интересно - организация для воспитанников и их родителей доступа к дополнительным учебным материалам, необходимым для успешной коррекционной работы, выполнения заданий учителя-логопеда, самостоятельного обучения.
Использование электронной почты при общении с родителями может стать источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию. Обязательным является наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей. Сбор данных можно включить в анкету для родителей, где они указывают адрес электронной почты. Особенно важно такое общение с родителями детей с ОНР III уровня, находящихся дома по причине болезней. Родитель вместе с ребенком в доступной форме может повторить материал, пройденный в его отсутствие в дошкольном учреждении.
Участие ребенка в конкурсах: очных, дистанционных способствует сплочению семьи, взаимодействию с учителем-логопедом. Родители помогают ребенку всей семьей, стремятся к победе. Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ОВЗ. У таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Участвуя в конкурсах, дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Участие в конкурсах хорошая среда для сближения родителей детей с ОВЗ и родителей сверстников. Это общение способствует развитию толерантности.
Описанные формы взаимодействия с родителями детей с ОНР III уровня эффективно применяются мною, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы:
1. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях региональным экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт - Петербурга] / Н.В.Нищева. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. - 352 .
2. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. - Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005. – 160 с. + цв. вкл.48 с.
3. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. - Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003. – 128 с.
4. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. / под ред. В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
5. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - с.25-26.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патолог...
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями
Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....
«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»
laquo;Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...
Консультация «Совместная работа логопеда и родителей, как одно из условий успешной коррекционной работы»
Консультация для родителей....
Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
laquo;Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» Семья – ближайшее и постоянное социальное...