Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями
материал по логопедии

Кузнецова Ольга Викторовна

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями»

 

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис : в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис : в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Согласно ФГОС для достижения успеха в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями, прежде всего необходимо привлечение родителей к участию в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Нужно стремиться к тому, чтобы родители становились активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями.

В детском саду ребенок получает индивидуальную логопедическую помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому ее результативность зависит, в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по коррекции речи, мы пришли к выводу, что одной из основных целей совместной работы логопеда и воспитателя является активизация родителей, привлечение их внимания к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.

Условия эффективного взаимодействия логопеда с родителями

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда, воспитателя и родителей. Мы — педагоги должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда и воспитателя по взаимодействию с родителями;

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной  поддержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду и воспитателю необходимо лучше узнать каждую семью.

Определить особенности внутри семейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка, определить:

  • роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
  • тип семейного воспитания;
  • позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Выбор наиболее эффективного метода взаимодействия с семьей.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, мы стараемся рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Так как в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т. е. Необходимо, нам педагогам, постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Для знакомства с семьей мы проводим анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Анализ ответов родителей по проведенному нами анкетированию показал, что 60 % родителей предъявляют разные требования к ребенку, 25% детей чаще общаются с бабушками, чем с родителями, у 10% ощущается дефицит общения с родителями и только 5% родителей предъявляют одинаковые требования к ребенку.

Из бесед с родителями, наблюдений за стилем общения с детьми, анализа выполнения упражнений по заданию логопеда всех родителей можно условно разделить на 5 групп:

I группа – родители, предъявляющие справедливые требования к ребенку, прислушивающиеся к советам логопеда и педагогов, систематически контролирующие выполнение детьми заданий логопеда, интересующиеся настроением и успехами своих детей.

II группа – родители, которые необоснованно захваливают ребенка, не желая замечать надвигающихся проблем, задания логопеда выполняют не всегда, в основном по желанию и настроению ребенка.

III группа – родители, не предъявляющие интереса к успехам и трудностям детей, формально относящиеся к советам и требованиям логопеда. Эмоциональные контакты родителей и детей этой группы минимальны. Задания логопеда часто не выполняются.

IV группа – родители, мнимо создающие впечатление участия и заинтересованности, но на деле не выполняющие своих обещаний, ссылаясь на занятость и забывчивость. Задания выполняются формально.

V группа – родители, предъявляющие высокие требования к детям, в общении с ними преобладают отрицательные эмоции, давление и авторитарность. Задания выполняются.

Независимо от принадлежности к вышеперечисленным группам в основе любого взаимодействия с родителями мы придерживаемся определенных правил. Правила эффективного взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями:

  • родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
  • не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
  • разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
  • то, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность!
  • каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка!
  • если вы в чём-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место!

Весь коррекционный педагогичекий процесс взаимодействия с семьей в нашем ДОУ включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу.

Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза.

Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются коллективная работа с родтелями : «Родительские лектории», родительские семинары, «круглые столы», классические собрания.

Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей.

Организация индивидуальных консультаций, «телефонов доверия» помогают родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье, по устранению речевых недостатков у ребенка.

Индивидуальная работа имеет на наш взгляд преимущество над коллективной, позволяет установить более тесный контакт с родителями, особенно на первых этапах коррекционной работы.

Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Все формы взаимодействия логопеда и воспитателя с родителями по источнику информации, предъявляемой родителям, и все формы проводимой нами работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические.

К словесным формам относятся:

  • Беседы. Главная целью которых – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс. Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. Вначале года, после обследования детей мы знакомим родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведется индивидуальная беседа. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации, в том числе и мы в индивидуальной беседе с глазу на глаз можем уточнить особенности развития ребенка, определить причины нарушения развития. Беседу ведем тактично, помним, что от того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на первую беседу или консультацию приходят отец и мать, это избавит нас и маму от пересказа и поможет вовлечь в коррекционный процесс обоих родителей. Стараемся при первой встрече, проводя беседу ограничиться узким кругом вопросов и не злоупотреблять научной терминологией, и если используем её, то с пояснениями, наличие терминов создадут барьер в общении.
  • Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, мы стараемся вызвать у них желание сотрудничать. Помимо консультаций, которые мы намечаем по плану, мы предлагаем самим родителям выбрать из перечня консультаций, те, которые они хотели бы получить от нас. Таким образом:  проводим консультации по запросам родителей. Наиболее актуальные темы консультаций, которые мы проводим по запросу: «Готовность к школе»«Нужно ли родителям обучать детей чтению»«Если Ваш ребенок заикается»«Обучение ребенка-левши».
  • Конференции, диалоги за «круглым столом». В конце или в начале года чаще всего это тема: «Готовности детей к школьному обучению»
  • Анкетирование по разным видам деятельности, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка, по внутри семейным взаимоотношениям и т. д. Анализ ответов дает нам возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед определить пути и выстроить правильный подход к родителям по проведению коррекционной работы.
  • Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Встречи с родителями в нашем ДОУ проводятся и в форме классического собрания: донесение информации до родителей, вопросы родителей, ответы педагога, и в виде тренингов, конференции, ролевых игр.

Большую часть информации, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.

К наглядным формам работы относятся:

  • Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
  • Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства. (Информационные стенды находятся в группах и в холле ДОУ, что обеспечивает доступность информации всем родителям).
  • Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь. (Экран звукопроизношения для родителей ведется у каждого ребенка в тетрадке).
  • Выставки совместных творческих работ детей и их родителей, например, «Как умелые ручки язычку помогли».

            К практическим формам работы можно отнести:

  • Открытые занятия для родителей.
  • Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращаем на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые на таких занятиях обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
  • Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
  • Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Привлечение родителей к участию в праздниках происходит постепенно:

     Создание домашней библиотеки, одна из форм взаимодействия с  

                          родителями.

   Вне зависимости от формы работы, от вида мероприятия с родителями  

 мы придерживаемся «10 золотых правил»:

1. Мероприятие должно запомниться.

2. Должно заставить задуматься.

3. Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок мероприятия должны быть хорошо  

    подготовлен.

5. В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их

    достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с

     родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Мероприятие – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.

8. Уважайте свое время и время родителей – мероприятие не должно

     длиться больше 1 часа 20 минут: 20 минут на новую информацию, 15-

     20 минут – выслушать вопросы и ответить на них, 20 минут –      

     индивидуальные вопросы.

9. Каждое мероприятие должно содержать краткий отчет о самых

    интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие  

    мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10. Будьте изобретательны – проводите каждое мероприятие по-новому.

E:\Защита 2023\Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙУСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙРАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Аннотация: в данной статье рассмотрен вопро...

«Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

На современном этапе в условиях введения ФГОС ДО одним из условий успешной реализации Программы в сфере речевого развития должно стать обеспечение поддержки родителей в воспитании детей, охране и укре...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по взаимодействию с участниками образовательного процесса в организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с речевыми нарушениями

Эффективность и четкость работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста значительно увеличивается при тесном взаимодействии специалистов дошкольной образовательной организации....

«Взаимосвязь в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

laquo;Взаимосвязь в работе  учителя-логопеда, воспитателей и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с ОВЗ»...