КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. (из опыта работы)
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Наряду с общими рекомендациями по выполнению артикуляционной гимнастики, которые можно дать родителям, в статье представлены рекомендации, сформулированные после многочисленного опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Артикуляционная гимнастика | 27.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 2 с. МЕСЯГУТОВО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ДУВАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ИЛИ
КАК ПРАВИЛЬНО «МАХАТЬ ЯЗЫКОМ»
(из опыта работы)
Подготовила:
Учитель-логопед
Пастухова М.Л.
Месягутово 2021г.
Что такое артикуляционная гимнастика? Все это примерно знают, сразу вспоминается, что это специальные упражнения для языка. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Артикуляционная гимнастика - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Это определение, а для логопедов АГ - это базовый, основополагающий, мощный инструмент коррекции звукопроизношения (другого у нас пожалуй и нет), если знать как его правильно применять.
Немного теории (без логопедических терминов). На самом деле говорить довольно трудно, вы только задумайтесь, при разговоре необходимо согласованное взаимодействие языка, губ, легких, гортани. Ребёнку, у которого нарушено звукопроизношение это ещё сложнее (т.е., мы должны понимать, что с его органами звукоговорения произошло что-то, что мешает ему правильно произносить звуки). И АГ придумана для устранения (корректировке, нивеляции (если хотите), сглаживания) этих причин.
Основные цели гимнастики артикуляционных органов:
- выработка определенного положения щек, губ и языка, которое необходимо для четкого произношения конкретного звука (или группы звуков);
- тренировка мышц речевых органов, которые не имеют нужного тонуса;
- формирование навыков быстрого изменения положения губ, щек и языка.
Вы спросите, почему я говорю «махать языком». Впервые это выражение я услышала на лекции М.И.Лынской (необходимо отметить, что она не «диванный эксперт» из инстаграм, а автор методической литературы, основатель института и методики MAP-метод для работы с неговорящими детьми и т.п.) и даже немного обиделась, ведь мы логопеды не машем языком, а как минимум пытаемся выработать артикуляционный уклад для постановки звуков. Но успокоившись, я поняла, что действительно, при несоблюдении некоторых условий при выполнении артикуляционной гимнастики, эта деятельность (старания, энергозатраты) превращаются действительно в махание. Поэтому я немного напряглась и попыталась сформулировать некоторые вывод, к которым я пришла после долгой работы (над собой в том числе).
Основные рекомендации и советы родителям,
которые можно легко найти в сети интернет
- Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.
- Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.
- Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.
- Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.
- При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.
- Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.
- Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.
- Если малыш не справляется с упражнением, то ему нужно помогать. Движения можно корректировать с помощью ложки, ручки или другого чистого предмета.
- Работу нужно строить от простого к сложному, чтобы у ребенка постепенно формировались навыки.
- Помните о том, что дети в раннем возрасте очень чутки к похвале. Не стесняйтесь выражать свои эмоции, хвалить ребенка за правильное выполнение занятий.
Это были общие рекомендации, которые я даю родителям и которые, может сам родитель найти в интернете. Вот все артикуляционные упр., названия, описания и картинки к ним, которые тоже можно найти в интернет. Но я бы хотела поделиться собственными находками (наблюдениями).
Рекомендации и советы,
которые появились после более глубокого знакомства с работами ведущих логопедов и моего собственного опыта работы, которыми я делюсь с педагогами
1. Я всегда даю образец конкретному ребёнку на индивидуальном - «Смотри в зеркало как делаю я» (по подражанию), после даю название упражнения. Потом мы вместе с детьми это упражнение пробуем выполнять, для себя я делаю заметки (что получается, как выполняет – излишне надувает щёки, не может округлить губы, удерживая при этом зубы и т.д.)
2. При выполнении некоторых упражнений, для которых необходимо открыть рот («Чашка», «Индюк» и т.п.), я для начала объясняю, а в последующем напоминаю последовательность – «откройте рот, следите, чтобы язык был широким», т.к. дети не чувствуют мышцы своего ар.аппарата и хочется просто выполнить заданное упр., но мне надо, чтобы он его выполнил правильно.
3. После выполнения упражнений для предлагаю снять детям напряжение, выполнив вибрационные упр. губами и языком. А так же всегда между упражнениями напоминаю детям, чтобы проглотили накопившуюся слюну (которой у детей с нарушениями речи бывает достаточно (солевация).
4. Я стараюсь спланировать последовательность артикуляционных упражнений для каждого ребёнка исходя из нарушенных звуков (Архипова Е.Ф. бы сказала, что надо учитывать патологическую симптоматику в артикуляционной области, но я далека от подобных знаний и придерживаюсь традиционного подхода, данного в учебниках по логопедии). Т.е. выполняю те упражнения, которые конкретно нужны для выработки артикуляционного уклада нарушенной группы звуков, например, для произнесения звука Ш ребёнка нужно научить выполнять упр.»Чашечка», я его и выполняю (ну и другие упражнения, рекомендованные для шипящих), но не беру упр. «Качели», «Горка», которые нужны для выработки умения удерживать кончик языка за нижними зубами (для произношения звука С). Считаю, что данный подход экономит моё время, энергию ребёнка.
5. При выполнении арт.упр. стараюсь не забывать про общедидактические принципы (куда уж без них) – последовательность, от простого к сложному, системность и т.п., при этом я старюсь выполнять гимнастику активно, чётко и дополняю комплекс функциональной нагрузкой (добавляем движения рук, например) для улучшения качества артикуляционных движений, для их более чёткого дифференцирования, для формирования кинетической основы для арт.движений.
6. Избегаю или выполняю некоторые упр. или выполняю их не так, как они даны в описании: «Грибок» (X), «Лошадка» (пощёлкивание у альвеол, потому что это упражнение рекомендовано в комплексе для постановки звука Р, а данный звук мы произносим именно кончиком языка и не нужно для этого активизировать средную часть языка и уж тем более его корень), «Забор» (не плотно сжатые зубы), «Чашечка» (в глубине рта и на улыбке) и т.п.
6. Стараюсь проводить упражнения пошагово: перед зеркалом (как это даётся в рекомендациях для родителей); без зеркала по образцу (подражанию), называя упр.; без зеркала, по инструкции без образца, синхронно с движениями рук. (Архипова Е.Ф.)
7. Считаю важным уточнение гласных звуков, т.к. они в основном определяют разборчивость речи, её мелодико-интонационную окраску. Для этого используются, казалось бы, простейшие упражнения «Бегемот открывает рот», «Улыбочка», «Бублик», но они очень важны. Пока работаю над гласными, формируется самоконтроль, создаётся ситуация успеха (ведь гласные у всех получаются).
8. Мотивация и положительный опыт важен при выполнении арт.упр. (например, я опыту я знаю, что можно долго и упорно корректировать межзубный свистящий, но я понимаю, что у ребёнка быстрее получится звук Ш, поэтому я начну с него, а не со свистящих, как описано в классической схеме работы над звуками). Ребёнку нужно знать, нужно понять для чего он изо дня в день выполняет одни и те же арт.упр., и здесь фраза «чтобы красиво говорить» ну никак не подходит. Нужен конкретный пример: «Ты научился выполнять упр. «Чашечка» и теперь ты умеешь шипеть, как весёлый гусёнок», ну или «ты проговариваешь все гласные».
9. Ну и конечно же, как можно больше использую разнообразных игровых приёмов, чтобы дети не теряли интерес к выполнению арт.упражнений, т.к. для них это тяжело: картинки, стишки, игры на «Мерсибо».
Чтобы не быть голословной предлагаю вашему вниманию несколько видео с примерами выполнения артикуляционной гимнастики на занятиях, которые я провожу с детьми старшей логопедической группы.
Резюмируя все сказанное, я хочу отметить: если я знаю как правильно проводить артикуляционную гимнастику, понимаю, для чего нужно данное конкретное упр., изучаю помимо арт.гимнастики тему по развитию, например, речевого дыхания, нейростимуляции сенсомоторного и интеллектуального базиса речи (я не могла не сказать про эту громкую тему, которая сейчас у всех на устах), то можно в коррекции идти, что называется, широким фронтом. Перефразирую это на аудиторию: если вы знаете и понимаете интересующую вас тему (например, развитие творчества или математических способностей или вопросы подготовки руки к письму), то ваша деятельность становится направленной и вы не «машете» руками, карандашами, картинками перед детьми. К чему сама стремлюсь и вас всех призываю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему «Артикуляционная гимнастика для детей»
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
Мастер-класс"Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения"
Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений орнанов, принимающих участ...
Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением речи.
Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к которым относятся губы, язык и нижняя челюсть....
Мастер класс: «Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Грамотная четкая, чистая и ритмичная речь – ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и логопедов. В первую очередь такая речь характеризует...
Пальчиковые и артикуляционные гимнастики для детей с нарушением речи
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНРАРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР...
Нестандартное оборудование на занятиях у логопеда для развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи (из опыта работы)
В разработке представлены игры и упражнения с нестандартным оборудованием, а именно с резиночками для волос или канцелярскими резинками. Эти игры направлены на развитие...