Консультация " Мир цветных превращений: система работы по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий детей 3 – 7 лет"
консультация по коррекционной педагогике
В данной статье раскрывается система работы над сенсорным развитием детей дошкольного возраста на основе игрового пособия - развивающие игры В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_tsvetnyh_prevrashcheniy.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Пукане» комбинированного вида г. Ядрина Ядринского муниципального округа Чувашской республики
Консультация
Мир цветных превращений: система работы по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий детей
3 – 7 лет
Подготовила:
учитель – логопед: Константинова Л.А.
2024
Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка. Как губка впитывает влагу, так ребенок с помощью взрослого познает окружающий мир. И чем ярче и красочнее взрослый покажет наш мир ребенку, тем богаче и ярче будет восприятие действительности ребенком.
Понятие «сенсорика» имеет латинский корень – «сенсус» (чувство, ощущение), предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Выдающиеся зарубежные учёные Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной педагогике и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец и др. справедливо считали, что сенсорное воспитание направлено на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Мы должны четко представлять ответ на вопрос «Что такое сенсорное развитие?».
Итак, сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия.
Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. На основе восприятия при помощи речи формируются представления, которые постепенно накапливаются и складываются в обширную и стройную систему представлений о мире вокруг. Запоминание, мышление, воображение также строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств — это глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа. Но наличие органов чувств — это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Следует отметить, что уровень чувствительности у разных людей к различным видам сенсорных раздражителей существенно различается. Это зависит от нескольких факторов:
-Наследственность. Например, абсолютный слух или особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными.
- Состояние органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет в какой-либо степени снижена или полностью отсутствует. Например, в наше время очень много людей страдает снижением зрения, что, конечно, мешает полноценному зрительному восприятию. А полное отсутствие зрения (слепота) или слуха (глухота) делает человека инвалидом.
- Развитие органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и специального обучения. И то и другое подразумевает предоставление для восприятия достаточного количества и разнообразия различных сенсорных раздражителей.
Например, тонкий вкус может лучше развиться у того человека, который с детства употреблял в пищу разнообразные продукты и изысканные блюда.
ВИДЫ СЕНСОРНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Сенсорные ощущения могут быть самыми разнообразными.
Рассмотрим виды сенсорных ощущений в зависимости от органа чувств, который их воспринимает:
зрительные ощущения— ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;
слуховые ощущения— ребенок слышит разнообразные звуки — музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь и др. — и учится их различать;
осязательные ощущения— ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;
обонятельные ощущения— ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;
вкусовые ощущения— ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.
Итак, пять органов чувств — это пять каналов получения информации о мире вокруг.
В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
От 2 лет до 3 лет.
Сенсорные эталоны и познавательные действия.
Педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства- различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине). Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на перестановке предметов, изменении способа их расположения, количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игры-занятия с использованием
предметов-орудий: сачков, черпачков для выуживания из специальных емкостей сводой или без воды шариков, плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревкемагнитом для «ловли» на нее небольших предметов. Организует действия сигрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и т.п.,
создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельнойигровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач.
Педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно;
собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине;
различных по форме и цвету башенок из 2-3-х геометрических форм-вкладышей;
разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на ее частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму.
В ходе проведения с детьми и дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов ‒ ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий.
От 3 лет до 4 лет.
Сенсорные эталоны и познавательные действия.
Педагог развивает у детей осязательно-двигательные действия:
рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру,
прокатывание, бросание и др., расширяет содержание представлений ребенка оразличных цветах (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый), знакомит соттенками (розовый, голубой, серый) и закрепляет слова, обозначающие цвет.
Организуя поисковую деятельность, конкретизирует и обогащает познавательныедействия детей, задает детям вопросы, обращает внимание на постановку цели,определение задач деятельности, развивает умения принимать образец, инструкциювзрослого, поощряет стремление самостоятельно завершить начатое действие.
Организует и поддерживает совместные действия ребенка со взрослым и
сверстниками.
При сравнении двух предметов по одному признаку педагог направляет
внимание детей на выделение сходства, на овладение действием соединения в парыпредметов с ярко выраженными признаками сходства, группировкой по заданномупредметному образцу и по слову.
От 4 лет до 5 лет.
Сенсорные эталоны и познавательные действия.
На основе обследовательских действий педагог формирует у детей умение различать и называть уже известные цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный) и оттенки (розовый, голубой, серый); знакомит с новыми цветами и оттенками (коричневый, оранжевый, светло-зеленый).
Развивает способность различать и называть форму окружающих предметов, используя сенсорные эталоны геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник); находить отличия и сходства между предметами по 2-3-м признакам путем непосредственного сравнения, осваивать группировку, классификацию и сериацию; описывать предметы по 3-4-м основным свойствам.
От 5 лет до 6 лет.
В области познавательного развития основными задачами образовательной
Сенсорные эталоны и познавательные действия.
Педагог закрепляет умения детей различать и называть все цвета спектра и ахроматические цвета, оттенки цвета, тоны цвета, теплые и холодные оттенки; расширяет знания об известных цветах, знакомит с новыми цветами (фиолетовый) и оттенками (голубой, розовый, темно-зеленый, сиреневый); развивает способность различать и
называть геометрические фигуры, осваивать способы воссоздания фигуры из частей, деления фигуры на части; выделять структуру плоских геометрических фигур, использовать сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Посредством игровой и познавательной мотивации педагог организует освоение детьми умений выделять сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3-5
признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно наоснове зрительной оценки; совершенствует приемы сравнения, упорядочивания иклассификации на основе выделения их существенных свойств и отношений.
Формирует представления о том, как люди используют цифровые средства познанияокружающего мира и какие правила необходимо соблюдать для их безопасного использования.
Педагог демонстрирует детям способы осуществления разных видов познавательнойдеятельности, осуществления контроля, самоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий во взаимодействии со сверстниками, поощряет проявление наблюдательности за действиями взрослого и других детей. В процессе организации разных форм совместной познавательной деятельности показывает детей возможности для обсуждения проблемы, для совместного нахождения способов ее решения, поощряет проявление инициативы, способности формулировать и отвечать на поставленные вопросы.
От 6 лет до 7 лет.
Сенсорные эталоны и познавательные действия.
В процессе исследовательской деятельности педагог совершенствует способы познания свойств и отношений между различными предметами, сравнения нескольких предметов по 4-6-ти основаниям с выделением сходства, отличия свойств материалов. В ходеспециально организованной деятельности осуществляет развитие у детейспособности к различению и называнию всех цветов спектра и ахроматическихцветов, оттенков цвета, умения смешивать цвета для получения нужного тона иоттенка.
Педагог поддерживает стремление детей к самостоятельному выбору способовосуществления разных видов познавательной деятельности, обеспечениюсамоконтроля и взаимоконтроля результатов деятельности и отдельных действий вовзаимодействии со сверстниками, использованию разных форм совместнойпознавательной деятельности.
Поощряет умение детей обсуждать проблему, совместно находить способы ее решения, проявлять инициативу.
Обогащает представления о цифровых средствах познания окружающего мира, закрепляет правила безопасного обращения с ними.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Одной из основных задач в области «Познавательное развитее», в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, является задача сенсорного развития, в частности формирование представления детей о сенсорных эталонах цвета, их использование в самостоятельной деятельности.
Материалы и способы изучения цвета
Изучать цвет и закреплять знания о цвете можно несколькими разными способами:
— используя специальные дидактические игрушки и настольно-печатные игры, направленные на изучение цветов;
— в специально организованных подвижных играх;
— рассматривая и используя на занятиях и в быту реальные предметы — овощи и фрукты, одежду, игрушки и т.д.;
— рассматривая цветные картинки — карточки, книжки
— рисуя вместе с ребенком простые изображения цветными карандашами, фломастерами, красками или мелками.
Посредством игровой и познавательной мотивации педагог организует освоение детьми умений выделять сходство и отличие между группами предметов, сравнивать предметы по 3-5 признакам, группировать предметы по разным основаниям преимущественно на основе зрительной оценки; совершенствует приёмы сравнения, упорядочивания и классификации предметов и явлений на основе выделения их существенных свойств и отношений.
Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивать наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет является единственным сенсорным эталоном, который воспринимается только зрением. Следует отметить, что в настоящее время в дошкольных учреждениях в первую очередь решается задача ознакомления детей с отдельными цветами спектра, а задача формирования необходимых способов обследования с целью выявления цвета не получает должного решения. Такой подход, как показывает практика, сказывается отрицательно на особенностях формирования представлений дошкольников о цвете. Дидактического материала по развитию восприятия цвета у детей, особенно с нарушением зрения, недостаточно. Это объясняется тем, что отсутствуют методические пособия, где представлен достаточный набор игр и упражнений не только на развитие восприятия отдельных цветовых свойств, но и сложных цветовых сочетаний, отношений между группами цветовых тонов и оттенков, где были бы выделены различные типы и категории действий по восприятию цвета.
Одним из эффективных средств для решения данных задач является игра «Прозрачный квадрат» из серии развивающих игр В. В. Воскобовича.»
«Хотите отправиться в необыкновенное путешествие по Фиолетовому лесу, увидеть озеро Айс и узнать много интересного? Вместе с игрой «Прозрачный квадрат» всё это станет возможным, да к тому же это очень интересно и увлекательно». Так начинается сказочная история развивающей игры В.В.Воскобовича «Прозрачный квадрат».
Игра способствует компенсации нарушений целостности восприятия и цветовосприятия за счёт максимального вовлечения мыслительных процессов в познание. Что представляет собой игра «Прозрачный квадрат»? Это 36 прозрачных пластин, частично окрашенных, и один целый квадрат – образец (цветная пластина). Закрашенная часть каждой пластины представляет собой геометрическую фигуру, часть целого квадрата.
С детьми дошкольного возраста от 3 до 7 лет в образовательном процессе используются развивающая игра «Прозрачный квадрат» четырёх основных цветов (красный, синий, жёлтый и зелёный), а также дополнительных цветов(оранжевый, голубой и фиолетовый)
Основной принцип конструирования целого квадрата или предметных форм заключается в накладывании пластинок друг на друга или прикладывании их друг к другу таким образом, чтобы из частей получилось целое изображение. При наложении цветных пластин друг на друга, совмещении их, можно получить новые составные цвета. У ребёнка появляется возможность экспериментировать с цветом практическим путём. На его глазах путём слияния двух или трёх цветов возникают новые оттенки. Это существенное преимущество игры «Прозрачный квадрат»
«Прозрачный квадрат» в игре – это волшебные льдинки озера Айс. Солнечный свет, попадая на них, изменяет оттенки, вносит свои коррективы. А в решении цветовых задач ребёнок является активным участником и экспериментатором, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы Преимущества использования «Прозрачных квадратов»:
- наличие видеоряда;
- материал весь под рукой;
- возможность получить новые цвета, сравнивая их с основными;
- увеличение числа комбинаций игры.
Работа с цветными «Прозрачными квадратами» по формированию сенсорных эталонов происходит по принципу от простого к сложному.
На первом этапе происходит знакомство (выделение и называние определённого цвета), соотнесение предмета по цвету, группировка вокруг образца, локализация и называние определённого цвета предмета з множества других. Этот этап в основном дети осваивают в младшем и среднем дошкольном возрасте.
На втором этапе мы закрепляем представление о многообразии цвета в окружающем пространстве, знакомимся с цветовой насыщенностью, составляем узор по алгоритму, группируем оттенки вокруг основного тона, находим в сериационном ряду заданный оттенок, исправляем ошибки очерёдности сериационного ряда, формируем представление о холодных и тёплых цветах спектра, получаем промежуточные цвета путём смешения основных.
Методическая разработка решает задачи второго этапа, когда дети уже знакомы с основными и промежуточными цветами. На данном этапе игра «Прозрачный квадрат» позволяет овладеть системой цветовых эталонов. В это время происходит формирование представлений о последовательности расположения цветовой тональности в спектре, знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте, обучению получению новых цветовых гамм.
В технологии В . В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» есть множество сказочных образов и персонажей, которые попадая в различные ситуации, помогают детям незаметно овладевать знаниями и умениями. Эффективное использование различного рода игровых ситуаций способно сделать образовательную деятельность более успешной и актуальной так как:
- Дети познают новое на основе партнерской деятельности, через игру;
- У детей развиваются умения по составлению геометрических фигур из частей, понимание соотношения целого и части;
- Развиваются внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкая моторика рук, сенсорные способности;
- Дети самостоятельно воссоздают силуэты из геометрических фигур;
- Знакомятся и закрепляют названия геометрических фигур, их размеры;
- Обобщают понятие многоугольник;
- У детей формируется умение конструировать предметные силуэты через наложение или приложение пластинок;
- У детей формируются пространственные отношения целого и частей при делении на 2,3,4,5,6, и более частей;
- Воспитывается усидчивость, чувство взаимопомощи, умение доводить начатое дело до конца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорные эталоны и познавательные действия у детей от 2 до 3 лет
Что такое сенсорные эталоны? Это понятие впервые было предложено А.В.Запорожцем. Автор разработал теорию развития восприятия путём формирования перцептивных действий....
Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе
Конспект занятия Сенсорных эталонов и познавательных действий «Сенсорные эталоны формы. Квадрат» в старшей группе...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в младшей группе по познавательному развитию (сенсорные эталоны и познавательным действиям) на тему "Насекомые"
Непрерывная образовательная деятельность с детьми мл. дошкольного возраста на тему: "Путешествие на весенний луг" Цель: Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в приро...
Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста (5-6 лет) по познавательному развитию (сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления) «Письмо Веселого Гнома»
Конспект образовательной деятельности в группе дошкольного возраста (5-6 лет) по познавательному развитию (сенсорные эталоны и познавательные действия, математические представления)«...
Конспект занятия в младшей группе Сенсорные эталоны и познавательные действия «Проказы волшебницы Зимы»
Цель. Содействовать расширению и обогащению элементарных математических представлений путем поисков исследовательской деятельности....
Опыт работы "Сенсорные эталоны и познавательные действия"
(1слайд) Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется презентация опыта работы на тему «Основные средства формирования и развития сенсорных эталонов и познавательных действий у детей ...
ФОП ДО: Сенсорные эталоны и познавательные действия
Планирование совместной с педагогом деятельности по развитию у детей сенсорных эталонов и познавательных действий....