Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка

Сойко Александра Владимировна

Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах(формы, цвета и размера предметов)в процессе осязательно- двигательных  действий с ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_soyko_a.v._.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Тополек» г. Енисейска Красноярского края

Методическая тема:

Формирование сенсорных эталонов и познавательных действий детей младшего дошкольного возраста

Воспитатель второй младшей группы:

Сойко Александра Владимирована

Енисейск, 2024 г.


Тема: Такие разные фигуры

Цель: Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах(формы, цвета и размера предметов)в процессе осязательно- двигательных  действий с ними.

Задачи:

Обучающие:

Создавать условия для активизации и обогащения познавательных действий детей (выделение цвета, формы, величины, как особых признаков предметов);

Развивающие:

Развивать у детей осязательно- двигательные действия с предметами (рассматривание, ощупывание, прокатывание и т.д.)  в процессе решения познавательно- игровой задачи;

Развивать умения детей отвечать на вопросы и  формулировать элементарные умозаключений;

Воспитывающие:

Поощрять доброжелательное взаимодействие с игрушкой- героем, взрослым и друг другом в процессе совместной деятельности.

Предполагаемые результаты: дети осуществляют осязательно - исследовательские  действия в ходе решения проблемно-игровой задачи, делают простейшие выводы.

Оборудование и материалы: мешочек с объемными предметами/фигурами различного цвета, размера и формы, фигурка Чебурашки, музыкальное сопровождение.

Цель детской деятельности (предполагаемая)

Рассказать Чебурашке про фигуры

Задачи детской деятельности (предполагаемые):

  1. Рассмотреть фигуры
  2. Назвать фигуры

Результат для ребенка:

Рассказали Чебурашке про фигуры

Технологическая карта совместной деятельности детей и взрослого

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы, возможные виды детской   деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой

Создать эмоционально – положительную  атмосферу, ситуацию направленности друг на друга.

Социо- игровой прием «Сели детки в дружный круг», интонационная окраска речи.

Читает закличку, сопровождает слова действиями, своим примером показывает детям, эмоционально положительное отношение друг к другу.

Участвуют в предложенной деятельности, эмоционально откликаются на действия педагога.

Создана эмоционально- благоприятная атмосфера. Дети и взрослый направлены друг на друга.

Вводно-организационный

Мотивационно-побудительный

Актуализация

Организовать внимание и интерес детей к предстоящей деятельности.

Создавать ситуацию общения с игрушкой- героем.

Сюрпризный момент – появление игрушки – героя, музыкальное сопровождение, «волшебный мешочек». Диалоговые реплики, вопросы открытого типа.

Создает условия для включения детей в диалоговое общение.

Актуализирует и расширяет представления детей о сенсорных эталонах обследуемых предметов.

Обращает внимание на удачные исследовательские действия детей.

Проявляют интерес по отношению к      гостю- герою, участвуют в диалоговом общении.

Внимание детей привлечено. У детей возникает желание действовать.

Практическая работа (Познавательно - иследовательскаядеятельность)

Побуждать детей  к исследовательским действиям  с предложенными предметами для решения игровой задачи.

Подводить детей к формулированию умозаключений.

Уточняющие и выясняющие вопросы.

Проблемная ситуация.

Обращение к имеющемуся опыту детей.

Организует детскую активность и инициирует детские рассуждения.

Своим примером подводит детей к формулированию умозаключений.

Обследуют предметы с помощью осязательно- двигательных действий с ними. Делают элементарные умозаключения на основе имеющегося опыта и действий с предметами.

Дети вовлечены в совместную познавательно- исследовательскую деятельность, формулируют элементарные выводы.

Рефлексивно-корригирующий

Определение ближайшей перспективы

Создавать ситуации для выражения детьми отношения к  состоявшейся деятельности.

Комментарии педагога, выясняющие вопросы.

Выступает в роли заинтересованного слушателя, придает эмоционально положительный окрас состоявшейся деятельности. Своим примером показывает способ выражения отношения к каким- либо действиям.

Высказывают (пробуют выражать) свое отношение к состоявшейся деятельности.

Дети обозначили свое отношение к состоявшейся деятельности.

Сценарный план мероприятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

1. Психологический настрой

Организую внимание детей, предлагаю объединиться в круг и поиграть.

В: «Сели детки в дружный круг,

Потянулись вместе. Вдруг-

Дружно сделали хлопок,

А теперь еще — хлопок.

А теперь в нашем кругу,

Улыбнемся мы друг другу!»

2.Вводно-организационный

3.Мотивационно-побудительный этап

За дверью звучит музыка «Песня Чебурашки»

В: «Ребята, вы слышите, кажется, к нам кто-то идёт! Я ненадолго отлучусь, проверю!

Выхожу за дверь и возвращаюсь с игрушкой Чебурашки

Озвучиваю  Чебурашку: «Здравствуйте, ребята (пауза для реакции детей), а вы узнали меня?» (выслушиваю мнения детей)

«Ребята, я шел к вам в гости  и по пути нашел мешочек, в нем что- то есть.  Может вместе посмотрим, что там!»

Предлагаю  Чебурашке присоединиться в общий круг и порассматривать содержимое мешочка

4. Актуализация

5. Практическая работа.

Трогаю мешочек, предлагаю детям его обследовать и предположить что внутри. Предлагаю Чебурашке а потом детям по очереди доставать по одному предмету из мешочка и рассказывать о нем. (действия детей)

В: «Что это  Чебурашка ты знаешь? (Чебурашка  в замешательстве) Ребята, а вы подскажете  Чебурашке  какая это фигура?» (мнения детей)
В: «A какой формы?» (мнения детей)

В: «А какого цвета?» (мнения детей)

В: «Ребята, а на что похожа эта фигура? (мнения детей)
Предлагаю по кругу доставать по одному предмету и обследовать

В: «Ребята, а этот предмет такой же, похож на предыдущий (шарик, кубик…)? А чем похож/отличается?

Подвожу вопросами к выяснению внешних признаков предметов (форма, цвет, величина)

Чебурашка: «Ребята, я так рад, что сегодня пришел к вам в гости! Вы столько сегодня рассказали  мне про фигуры и показали (что они бывают круглые и квадратные, большие и маленькие, да еще и цвета вы знаете разные! Теперь я расскажу об этом своим друзьям! Но кажется, что мне пора домой, а то меня друзья потеряют!»

В: «Конечно  Чебурашка, приходи к нам еще в гости, а мы тебе покажем, что мы еще знаем и умеем!»

В: «Ребята предлагаю попрощаться с  Чебурашкой, что мы ему скажем?»

6. Рефлексивно-корригирующий (выводы, итоги, самооценка)

В: «Ребята, вы меня сегодня очень  порадовали тем, что приняли нашего гостя как добрые хозяева, а еще и рассказали Чебурашке какие бывают фигуры! А вам что больше всего понравилось?»

Выясняющими вопросами подвожу детей к простейшим умозаключениям о состоявшейся деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

Методическая разработка Тема: «Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно – развивающей среды.»

Содержание. 1. Введение с обоснованием актуальности темы, определение цели и задач. 2. Основные аспекты поэтапной работы, разработка цикла интегрированной   совместной деятельности...

методическая разработка на тему"Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возрастав процессе организации предметно развивающей среды

Развитие сенсорных эталонов и социализации личности детей младшего дошкольного возраста в процессе организации предметно развивающей среды...

Проект технологий развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста

Проект технологий развития представлений о сенсорных эталонах в рисовании у детей младшего дошкольного возраста...

презентация Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

Средняя группа формирование познавательных действий детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности...

Консультация " Мир цветных превращений: система работы по развитию сенсорных эталонов и познавательных действий детей 3 – 7 лет"

В данной статье раскрывается система работы над сенсорным развитием  детей дошкольного возраста на основе игрового пособия - развивающие игры В.В. Воскобовича "Прозрачный квадрат"....