КОНСПЕКТ УРОКА Мягкий знак на конце и в середине слова
план-конспект по коррекционной педагогике

Кудашева Ярослава Сергеевна

Конспект урока
Мягкий знак на конце и в середине слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА
Мягкий знак на конце и в середине слова

Цели и задачи: 

учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы Ь; закрепить знания о способах обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами;

корректировать и развивать речь, память;

воспитывать аккуратность при письме.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

Учитель-логопед читает загадку о гусе.

По лужку он важно бродит.

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие  перинки.

– О ком эта загадка? По каким признакам определили, что это гусь? Почему гусь выходит из воды сухим?

– Как вы понимаете выражение «дарит мягкие перинки»?

Учитель-логопед предлагает рассказать загадку наизусть, затем написать её отгадку.

 – Что напишем в конце слова-отгадки? (ь знак.)

II. Минутка чистописания.

  •  Доскажите словечко:

Мягкий голос, мягкий шаг.

Это буква – … (мягкий знак).

– Что вы можете сказать о мягком знаке? (Эта буква не обозначает звука, её можно написать, но нельзя прочитать.)

– К какой группе относится мягкий знак? (Мягкий знак не относится ни к группе гласных, ни к группе согласных.)

III. Мягкий знак на конце слова.

– Прочтите слова, записанные на доске.

голуби – …         (голубь)                               гвозди – …          (гвоздь)

тетради – …        (тетрадь)                     медведи – …       (медведь)

– Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет.

– Запишите слова парами. Подчеркните зелёным карандашом мягкие согласные в словах.

– Какими буквами обозначена их мягкость? (е, и, ь)

– Прочтите слова с мягким знаком. Сколько звуков в слове? Сколько букв? Почему букв больше, чем звуков? (Ь звука не имеет.)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не сказать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал… мягкий знак.

Мягкий знак, мягкий знак,

Без него нельзя никак!

Вместо «шесть» получим «шест».

Вместо «баньки» слово «банка».

Вот что может получиться,

Если будем забывать

                     Мягкий знак в словах писать.

 – Какова роль мягкого знака в этих словах? (Мягкий знак вместе с согласным обозначает его мягкость и меняет значение слова.)

– Прочтите пару слов: угол – уголь. Что обозначает слово «угол»? Слово «уголь»?

– Сравните данные слова по числу букв. (В первом слове букв на одну меньше, чем во втором.)

– Что вы можете сказать о количестве звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое, так как Ь звука не имеет.)

– Произнесите последний звук в первом слове ([л]), во втором- ([л’]). Одинаково ли произносятся последние звуки в словах? (Нет.)

– Какая буква показывает, что согласный Л нужно произносить мягко? (Мягкий знак показывает, что согласный Л в слове «уголь» надо произносить мягко.)

– Какие ещё буквы наряду с мягким знаком обозначают мягкость предшествующих согласных? (Кроме мягкого знака мягкость согласных обозначают буквами И, Е, Ё, Ю, Я, если данные буквы находятся после них.)

Физкультминутка

Учитель-логопед читает стихотворение. Детям предлагается присесть и встать, если услышат слово с мягким знаком на конце. Стихотворение читается чётко и неторопливо.

Все мы знаем , как писать:

Конь, пальто, письмо, кровать,

Голубь, мыльница, январь,

Встань, покрась, погладь, пожарь.

     Мягкий знак, мягкий знак!

     Без него нельзя никак!

     Кто из вас, ребята, знает,

     что он здесь обозначает?

IV. Итог урока.

– О какой букве сегодня вели речь на уроке?

– К какой группе звуков относится мягкий знак?

      – Как на письме обозначается мягкость согласного?

(Ь, буквами Е,Ё, И, Ю, Я)

– Мягкий знак с согласной дружен.

В конце слова он ей нужен.

За согласными знак пишем,

Если мягкими их слышим.

– Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме: «Звук Р в слогах и в словах в позиции в середине слова. Образование относительных прилагательных на основе лексической темы «Ягоды и фрукты»

( индивидуальное  логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)Цель: автоматизировать звука [Р] в слогах и в словах в позиции в середине слова.  Задачи:1. Коррекционно-разви...

Конспект НОД по теме: «Звук Р в середине слова» (итоговое занятие)

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольника старшего возраста с элементами аппликации. Занятие в соответствии с Программой носит игровой характер, насыще...

Конспект логопедического занятия "Мягкий знак в конце слова" (2 класс)

Конспект логопедического занятия во 2 классе...

Конспект интегрированной НОД по теме: «Насекомые. Звук Ж в слогах и в словах в позиции в начале и в середине слова»

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи....

Найди картинки со звуком в начале, в конце, и в середине слова.

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста...

Тема: Закрепление звуков [д], [т], [й], [е], [йа], и букв Д, Т, Й, Е, Я, Ь в конце и в середине слова.

Тема: Закрепление звуков  [д], [т], [й], [е], [йа], и букв Д, Т, Й, Е, Я, Ь в конце и в середине слова. Занятие в подготовительной группе....