Конспект НОД по теме: «Звук Р в середине слова» (итоговое занятие)
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольника старшего возраста с элементами аппликации. Занятие в соответствии с Программой носит игровой характер, насыщено разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублирует школьных форм обучения. Предлагаемый конспект логопедического занятия целесообразно использовать со старшими дошкольниками в период отработки лексической темы «Животные жарких стран», на этапе автоматизации звука Р в речи, можно использовать на индивидуальном и подгрупповом занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_zvuk_r.docx | 18.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме:
«Звук Р в середине слова» (итоговое занятие)
(Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольника старшего возраста с элементами аппликации)
Цель: автоматизировать звук Р в середине слова.
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать речевое дыхание;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
- развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные задачи:
- уточнить и расширить словарь по теме «Зоопарк»;
- систематизировать и обобщить знания по теме «Животные жарких стран»;
- продолжать учить согласовывать существительные с числительными и в падеже;
- формировать начальные навыки чтения;
- продолжать учить навыкам обрывной аппликации.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие).
Здоровьесберегающие задачи:
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- чередовать статические и динамические задания;
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование: запись звука мотора, картинки из пособия В.Васильевой Тематический словарь. «Дикие животные Севера и Жарких стран» - жираф, носорог, тигры, верблюд, крокодил, дикобраз; дидактическая игра «Зоопарк», диск «Десять мышек» Е. Железновой, цифры 2 и 5, картонный силуэт жирафа желтого цвета, цветная бумага размером 1х10 см, клей карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Организационный момент. Отгадывание звуковой загадки | Логопед включает запись звука мотора | Ребенок отгадывает, что это за звук | Организовать ребенка. Настроить ребенка на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. |
2.1.Проверка домашнего задания. | Педагог проверяет домашнее задание по теме «Автоматизация звука Р в открытых слогах». Логопед предлагает воспроизвести звук мотора, а затем просит ребенка прочитать слоги на слоговой ромашке и произнести слова со звуком Р в начале и середине слова. | Ребенок читает слоги на «Слоговой ромашке» и произносит слова с данными слогами. | Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Р в слогах и словах в начале и середине слова. |
2.2 Актуализация знаний. | Логопед предлагает ребенку отгадать загадку: На носу он носит рог и зовётся …(носорог) Педагог задает вопрос: Где можно встретить это животное? | Ребенок отгадывает загадку и объясняет свой ответ. | Привлечь внимание и вызвать интерес ребенка к занятию. Актуализировать знания по теме занятия. |
2.3 Изучение нового материала. Сообщение темы занятия. Дыхательное упражнение «Песчаная буря в пустыне» | Педагог сообщает ребенку, что сегодня на занятии он и ребенок отправятся в зоопарк и продолжат учиться правильно произносить звук Р. Педагог выясняет у ребенка основные характерные особенности животных жарких стран. Верблюд может не есть и не пить целую неделю, потому что пища откладывается про запас в его горбах. Кенгуру носит своих детенышей в кармане на животе. И т.д Затем предлагает устроить в помещении бурю. Логопед предлагает подуть через трубочку в банку, на дне которой лежат желтые конфетти. | Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук Р. Ребенок вспоминает характерные признаки животных Ребенок вместе с педагогом объясняет понятие «песчаная буря». Ребенок выполняет упражнение. | Закреплять знания ребенка о правильной артикуляции звука Р. Обогащать знания ребенка по теме занятия. Развивать связную речь. Обогащение словаря. Развитие сильного ротового выдоха. Обучение умению дуть через трубочку. Активизация губных мышц. |
2.4. Закрепление изученного материала Д/и «Зоопарк» Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?». | Логопед предлагает ребенку послушать слова-признаки и выбрать картинку, к которой они относятся к перечисленным признакам и правильно произнести звук Р.(Опасный, хищный – Толстый, неповоротливый – Зубастый – и т.д.) Логопед предлагает выполнить упражнения пальчиковой гимнастики, а затем перечислить, у кого обедал воробей. | Ребенок должен "поселить" в зоопарк только тех, зверей которые подходят к перечисленным словам. Ребенок выполняет упражнения. Ребенок образовывает существительные в форме родительного падежа (у кенгуру, у крокодила). | Обогащение словаря по теме занятия. Развитие связной речи. Развивать тонкую моторику. Образовывать существительные в родительном падеже. |
Динамическая пауза. Физминутка с элементами самомассажа «У жирафа…» Д/и «Считалочка». | Логопед предлагает повторить за ним движения под музыку. Педагог предлагает сказать, сколько ребенок видел животных в зоопарке, используя цифры 2 и 5. | Ребенок выполняет движения. Ребенок составляет предложения Видел клетку с двумя дикобразами. Видел клетку с пятью носорогами. | Развивать общую моторику с элементами самомассажа. Координировать речь с движением. Учить согласовывать существительные с числительными 2 и 5 в творительном падеже |
Обрывная аппликация Упражнение «Составь слово» Упражнение «Слова подскажут цифры» | Педагог сообщает ребенку, что у одного жирафа в зоопарке случилась беда - у него исчезли пятнышки и предлагает ему помочь: надо приклеить из цветной бумаги кусочки, чтобы жираф стал пятнистым. Логопед предлагает составить сложные слова. У жирафа длинная шея - жираф какой? У носорога толстая кожа - ... . У верблюда два горба - … . Логопед предлагает послушать рассказ внимательно, если ребенок услышит название цифры, надо найти картинку рядом с этой цифрой и назвать её. Затем ребенок пересказывает рассказ отвечая на вопросы. (См. приложение) | Ребенок отрывает мелкие кусочки бумаги и наклеивает на цветной силуэт жирафа. Ребенок называет слова Ребенок добавляет в текст слова. Затем отвечает полными предложениями на вопросы логопеда отчетливо называя слова со звуком Р в середине слова. | Развивать мелкую моторику, точность движений при отрывании мелких кусочков бумаги. Учить образовывать сложные слова. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепить правильное произношение звука Р в середине слова.
|
2.5. Контроль знаний и умений. Д/и «Трамвайчики» | Педагог просит помочь животным выбрать нужный вагон для поездки в гости и назвать слова со звуком Р. (См. приложение) Домашние животные поедут в трамвайчике с квадратом. Дикие животные – в трамвайчике с ромбом, а птицы в трамвайчике с кружком. | Ребенок называет слова и соединяет с нужным трамвайчиком животное, объясняя свой ответ. | Учиться классифицировать предметы по определенному признаку. Проконтролировать уровень усвоения материала |
3.1Итог занятия. Оценка деятельности ребенка. | Педагог предлагает вспомнить, чем занимался на занятии, что он «посетил» на занятии и какой звук учился произносить, что больше понравилось, что вызывало трудности. Педагог оценивает работу ребенка. | Ребенок делится впечатлениями о занятии, уточняет правильную артикуляцию звука. | Обобщить тему урока. Составить перспективу заданий на следующее занятие. Развивать память. |
3.2Домашнее задание. | Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме. | Ребенок получает домашнее задание. | Закрепить пройденную тему во время домашних занятий. |
Приложение: раздаточный материал – домашнее задание, упражнения из рабочей тетради Баскакиной И.В. и Лынской М.И.Л.А. День рождения Р. Логопедические игры. М.:Айрис-пресс, 2008. и Комаровой Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука [л] в середине слов на материале лексической темы «Посуда».
Задачи:1)Коррекционно-развивающие задачи:- продолжить работу над автоматизацией [л] в середине слов;-развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, представление;- развивать артикуляционн...
Автоматизация звука [Р] в середине слова (интервокальная позиция)
Презентация может быть использована на индивидуальных и/или подгрупповых занятиях, посвящённых автоматизации звука [Р] в середине слова. Более 40 слов общеупотребительной лексики помогут закрепить зву...
Автоматизация звука [Р] в середине слова (стечение согласных)
Презентация будет полезна логопедам на индивидуальных или подгрупповых занятиях, посвящённых автоматизации звука [Р] в словах....
Автоматизация простых звуков. Звук Т в середине слова
Данная презентация ориентированна на младший дошкольный возраст. Автоматизация звука Т в прямых слогах в середине слова (в слогах, словах и предложениях). Занятие составлено по материалам Ю.Б. Жихарев...
Презентация "Автоматизация звука Р в середине слова".
Презентация может быть использована на индивидуальных или подгрупповых занятиях логопеда....
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения "Автоматизация звука "Р" в середине слов.
Данное занятие направленно на отработку звука "Р" в середине слова на основе народного праздника Масленица. При разработке занятия учитывались требования ФГОС....
Автоматизация звука [ш] в середине слова с состыкованием согласных звуков.
Подборка картинок со словами, оканчивающимися на -шка....