Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно- педагогической работе для развития речи у дошкольников с нарушениями речи.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Наследова Ирина Владимировна

  Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Поэтому для коррекции нарушений речи нужно применять увлекательные приёмы, учитывая интересы детей. Так как ведущим видом деятельности дошкольников, является игра, то значит, и корректировать нарушения необходимо с помощью игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно- педагогической работе для развития речи у дошкольников с нарушениями речи.

Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Поэтому для коррекции нарушений речи нужно применять увлекательные приёмы, учитывая интересы детей. Так как ведущим видом деятельности дошкольников, является игра, то значит, и корректировать нарушения необходимо с помощью игровой деятельности.

В игре дети взаимодействуют друг с другом, развивая свою речь. Существуют и специальные дидактические игры, способствующие устранению речевых недостатков. Игровой набор «Дары Фребеля» можно использовать для развития всех сторон речи детей. Этот набор содержит первые в мире развивающие и обучающие игрушки для детей, которые соответствуют ФГОС ДО и охватывают все образовательные области. Игровой набор Фребеля является мультифункциональным.

Игры помогают детям раскрепоститься, почувствовать себя уверенными и благополучно общаться со сверстниками. Дидактические игры с использованием «Даров Фребеля», наряду с играми, описанными в методических рекомендациях к набору, я успешно использую в логопедической практике. Игры позволяют максимально раскрывать потенциальные возможности ребенка, повышая эффективность коррекционной работы. Системный подход в коррекционном процессе с использованием игрового набора, сочетая с традиционными приемами и методами обучения, обогащают интересы и впечатления детей, повышают речевую активность. Многообразие материалов позволяет детям получить новую информацию, а так же повышает мотивацию к общению. У детей появляется желание делиться своими эмоциями, впечатлениями, предположениями по поиску ответов на вопросы. Это положительно влияет на речевое и мыслительное развитие дошкольников.

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее. Фридрих Фрёбель заметил: «В воспитании детей с самого малого возраста важно общение со взрослыми: никогда не проносите молча ребенка мимо предметов, постоянно сопровождайте словами действия по отношению к нему, называйте действия, производимые предметами, побуждайте в ребенке стремление общаться с вами, вначале звуками, жестами, а затем и словами. Используйте каждую минуту своего общения с ребенком для расширения его представлений, кругозора, объяснения явлений окружающего мира».

К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми. Ведь большую часть времени дети проводят вне семьи, а те периоды взаимодействия в семье зачастую наполнены вовсе не общением друг с другом. И чаще формирование качественного, развивающего взаимодействия со взрослыми и сверстниками происходит только в образовательных учреждениях. Поэтому главным организатором детских игр, развивающих речь, является педагог. Он должен научить детей качественному продуктивному общению друг с другом. Любая правильно организованная игра позволяет решать задачи развития речевых навыков. Поэтому я хочу познакомить вас именно такими играми. Разнообразие предлагаемых материалов и их абстрактность предполагают возможность составлять различные вопросы, комбинировать и фантазировать. Как правило, элементы набора вызывают непосредственный интерес детей. Важно поддерживать этот интерес, постоянно совершенствуя способы взаимодействия между детьми, стимулируя детей к общению, подбирая все новые и новые игры на основе материалов «Даров», расширяя их диапазон и привнося новое содержание в уже известные игры.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (21.04.1782г – 21.06.1852г.) – это немецкий педагог-теоретик, он является учеником Песталоцци, создатель понятия «детский сад». Фридрих считал, что дети – это цветы, которые должны воспитывать «добрые садовницы». Он привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Игровой набор «Дары Фребеля» остается актуальным и в настоящее время. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

Цель использования «Даров Фребеля»: посредством игры развивать все стороны речи дошкольников.

Задачи:

  1. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений
  2. Обогащение, закрепление и активизация словаря
  3. Развитие связной речи
  4. Развитие грамматического строя речи
  5. Закрепление образа букв

Игры на развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений

У детей с нарушениями речи недостаточно сформированы фонематические процессы, которые лежат в основе звукового анализа и синтеза. В работе с дошкольниками с нарушениями речи важной задачей является формирование фонематического слуха и восприятия, т.к. их несформированность негативно влияет на формирование звукопроизношения. Для развития фонематического восприятия, анализа и представлений в своей работе я применяю следующие игры с «Дарами Фребеля»:

  • «Собери бусы»

Цель игры: определить место звука в слове

Описание игры: (дар J 1): дифференциация звуков по твердости – мягкости, дети делятся на две команды. Одна команда собирает бусы, придумывая слова с твердым звуком, другая команда придумывает слова с мягким звуком. Чья команда придумает больше слов, та выигрывает или чья команда соберет длиннее бусы.

Модификация игры: нужно придумать слово с заданным звуком, дети делятся на две команды. Придумал слово, нанизал бусинку. Чья команда придумает больше слов, та выигрывает.

Модификация игры: называю слово по звукам и нанизываю на шнурок фигуры, ребенок называет слово целиком.

  • «Цепочка слов»

Цель игры: определить место звука в слове (дар № 11)

  • «Выбери картинку»

Цель игры: определить наличие заданного звука в слове, его позицию (дары № 8, 10)

  • «Звук потерялся»

Цель: определить какой звук в слове «потерялся» (дары № 7, 8)

  • «Сколько слов со звуком [Ш]?»

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста (который автоматизируем) (дары № 7, 8)

  • «Сигнальщики»

Цель: дифференциация звуков по твердости-мягкости (дары № 7)

Игры на обогащение, закрепление и активизацию словаря

В играх, связанных с развитием словарного запаса, я считаю важным обратить внимание на смысловую сторону слов.

Цель игр: обогащение активного словаря, развитие познавательного интереса, формирование грамматически правильного строя речи, развитие фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.

  • «Подбери слово-действие»

Описание игры (дар №10): сорока (что делает?) — садится, стрекочет, летает, улетает, клюёт, перелетает, и т. д.

Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.

Модификация игры: подбери признаки к словам, день весной (какой?) — ясный, солнечный, дождливый, пасмурный. Дети, называя прилагательные — выкладывают фишки.

  • «Назови одним словом» - дар №7, 8, 9,10
  • «Волшебный мешочек» - дар №7

Игры на развитие связной речи.

Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению: его ответы у доски, пересказ текста, рассуждения, составление изложения, сочинения.

Цель игр: развитие связной речи и познавательного интереса, развитие абстрактно-логического мышления.

  • «Картинка»

Описание игры (дар №7, 8, 9): предлагаю ребенку сложить определенную картину из разноцветных геометрических фигур. Затем подробно рассказать, как получилась такая картина.

  • «Строитель» - дар №3, 4, 5, 5В, 5Р, 6

Игры на развитие грамматического строя речи

Хочу отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).

Цель: развивать сообразительность, умственную активность, речь, развитие грамматического строя речи.

  • «Сколько у тебя?»

Цель: согласование числительных с существительными

Описание игры (дар №8): в начале игры дети берут определенное количество палочек, я показываю картинку с предметом, дети должны ответить, сколько кого (чего). Например, пять лис, две лисы и т.д.

  • «Волшебный мешочек» (дар №1) Цель: согласование прилагательных с существительными в роде.
  • «Радуга» (дар №10, 11) Цель: согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Игры на закрепление образа букв

Дошкольникам необходимо формировать навык чтения для дальнейшего успешного обучения в школе. Но дети с тяжелыми нарушениями речи тяжело овладевают этим умением, т.к. им тяжело запомнить зрительный образ буквы, они путают похожие по написанию буквы, часто пишут их зеркально.

Цель игр: закрепление образа буквы, развитие мелкой моторики, развитие памяти, внимания, пространственных представлений.

  • «Выложи букву»

Описание игр (дар № 8, 9, 10, 11, J2): выложи из «Даров Фребеля» изученные гласные буквы (согласные буквы).

Модификация игры: показываю детям картинку с «зашумленными» буквами и говорю, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и выложить.

Модификация игры: даю детям карточки с неправильным изображением букв. Подумайте, что это за буква и выложите ее правильно.

Дары Фребеля можно использовать, организуя развлечения с детьми. Я провела с воспитанниками группы компенсирующей направленности квест игру «Помоги Незнайке» с использованием «Даров Фребеля». Воспитатель группы сыграла роль Незнайки, а я была ведущей. В группу к детям приходит Незнайка, который просит у них помощи. И ребята вместе с Незнайкой выполняют пять заданий, в результате находят сундук где лежит потерянная схема и призы для детей. Эти задания были направлены на развитие фонематического слуха, активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи, закрепление умения определять место звука в слове, умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также умения согласовывать числительные с существительными. Это такие игры как:

  • «Закончи предложение»

 Цель: развивать сообразительность, умственную активность, речь, закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (дар №2, №7, №8, №9, №10);

  • «Собери бусы» 

Цель: определить место звука [Р] в слове (дар J 1);

  • «Назови одним словом»

 Цель: развитие лексики, связной речи, формирование умения классифицировать предметы (дар №7, №8, № 9, № 10);

  • «Дорисуй картину» 

Цель: развивать сообразительность, умственную активность, связную речь (дар № 7, № 8, № 9, № 10.);

  • «Подарки»

 Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными (любые дары).

А также я провела семинар-практикум для педагогов: «Дары Фрёбеля в образовательной области «Речевое развитие» у детей старшего дошкольного возраста». Предложила восптателям подборку дидактических игр, которые можно применять для развития речи.

Например, такие игры как: «Бусы» (дар № 11) Цель: развитие лексики, закрепление слов по теме недели; «Цепочка слов» (дар №11) Цель: развитие лексики, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. «Подбери признаки к словам» (дар №7) Цель: обогащение словаря прилагательными, согласование существительных с прилагательным в роде. «Волшебные превращения» (дар №7) Цель: обогащать словарный запас, согласование существительных с прилагательным в роде, развитие воображения. И другие игры.

Таким образом, включая данные упражнения в коррекционные занятия, обеспечиваются условия для полноценного всестороннего развития ребенка. Применение наборов повышает познавательную активность дошкольников с речевыми нарушениями, развивает зрительное и слуховое восприятие, развивает смекалку, фантазию, положительно влияет на личностное развитие каждого ребёнка, а главное, повышает речевую активность.

 

Список литературы

  1. Волобуева Л.М. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей (сборник). Издательский дом «Карапуз», 2000 – 240с.
  2. Иерусалимова М.В., Казакова О.А. и др. Опыт использования игрового набора «Дары Фребеля» для организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Самара 2020 – 51с.
  3. Карпова Ю. В., В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Самара, Светоч, 2014 - 44с.
  4. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М.: Эксмо, 2015 – 136с.
  5. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков», Санкт-Петербург 2000 – 53с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...

«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом»

Статья посвящена коррекционно-развивающей  работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом....

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, ...

Презентация Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающий работе с детьми ОВЗ

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил назва...

Конспект - Мастер-класс для педагогов "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"

Цель мастер-класса: Предоставление опыта работы по использованию игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ.Задачи:озвучить актуальные пробл...

МАСТЕР-КЛАСС «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе  с детьми с ОВЗ....

Опыт работы "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ"

Формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....