МАСТЕР-КЛАСС «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МАСТЕР-КЛАСС «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»
Савинкова Наталия Сергеевна
педагог-психолог
МАДОУ детский сад «Маленькая страна»
Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с игровым набором «Дары Фрёбеля»;
- формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- познакомить участников мастер-класса с играми и упражнениями, направленными на коррекцию и развитие социально-коммуникативных, познавательных, речевых, физических и художественно-эстетических навыков дошкольников с ОВЗ;
- продемонстрировать участниками мастер-класса возможность применения нейрокоррекционного подхода при использовании материалов «Дары Фрёбеля».
Введение в мастер-класс (2 мин.) | |||
Текст выступления | Содержание слайда | ||
СЛАЙД 1: Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер - класс по теме: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ». В рамках данного мастер-класса, я хочу представить вам игровой набор «Дары Фребеля» и продемонстрировать приемы его использования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, в том числе и с ОВЗ. | * Тема *Данные об участнике | ||
СЛАЙД 2: В нашем детском саду дети с ОВЗ получают образование, в группах общеразвивающей направленности посредством инклюзивного образования. Как показывает практика, наибольшую сложность вызывают вопросы организации адаптированной предметно-развивающей среды. - нехватка современных, инновационных практико-ориентированных технологий, учитывающих специфику нарушений детей. - нехватка специального дидактического игрового оборудования, для работы с детьми с ОВЗ. Преодоление этих трудностей и обогащение опыта работы с детьми с ОВЗ ставит перед педагогами задачи поиска новых современных инновационных форм работы. В результате поиска новых современных подходов, форм, методов работы мы обратили внимание на игровой набор «Дары Фребеля», поставили перед собой задачу - адаптировать и использовать его в своей работе. Почему именно он? Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам решать поставленные коррекционно-развивающие задачи. | *Картинка с изображением всего набора | ||
СЛАЙД 3: Мало кто из педагогов знает, что это за методика, кто и для чего её создал. Автором набора «Дары Фрёбеля» был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же является создателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. | *Фотография Ф.Фребеля | ||
СЛАЙД 4: Фридрих Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься воспитанием детей дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. | * картинки первых детских садов Фребеля + цитата: «Дети - цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы». | ||
СЛАЙД 5: Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля». Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей. Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, пространственное мышление, сенсорное восприятие; способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Играя, дети знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности. | * Фотографии детей, играющих в набор «Дары Фребеля» | ||
СЛАЙД 6: Итак, что же собой представляют эти «Дары». Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Его использование предполагается с 3 месяцев до 4 лет. Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики. Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Подходит для использования с 2 лет, и предназначен для знакомства с формами и свойствами предметов и развития исследовательских навыков. Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях. Из деталей такого дидактического конструктора можно построить здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут конструировать их по образцу или по условиям. | * 1 - 2 дар * 3 и 4 дар
*5 и 6 дар | ||
Седьмой дар состоит из 8ми цветных геометрических фигур. Используется для изучения разных плоскостных геометрических фигур, их сортировки по цвету, упорядочивания по величине, тренировки мелкой моторики рук, развития зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности. В восьмой дар входят 6 наборов палочек разной длины и цвета. Материал способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, сортировке и упорядочиванию фигур по цвету, форме, соотношению количества и размера, обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовке руки к письму. | * 7 и 8 дар | ||
СЛАЙД 7: Девятый дар включает кольца и полукольца 3-х разных размеров и цвета. Способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, развитию творческих способностей. Помогает познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения. Десятый дар – это фишки разного цвета. Используются для сортировки и упорядочивания фигур по цвету, форме; обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих способностей и игровой деятельности.Одиннадцатый дар называется «Цветные тела», состоит из цилиндров, шаров, кубов разного цвета и шнурка для нанизывания. Предназначен для тренировки мелкой моторики рук, развития сенсомоторных навыков, изучения геометрических форм, развития умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развития речевых способностей и игровой деятельности. Двенадцатый дар - это «Мозаика. Шнуровка». Представляет собой перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки. Способствует развитию умения действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучения комбинаций форм и цветов. Тринадцатый дар состоит из кубиков и треугольных призм. Нацелен на закрепление названий геометрических фигур, конструирование. При объединении с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции. Четырнадцатый дар – «Арки и цифры», состоит из дуг разных размеров и кубиков с цифрами. Используется для формирования понятий часть и целое, навыков как количественного, так и порядкового счета, закрепления образа цифры. | * 9 и 10 дар * 11 и 12 дар * 13 и 14 дар | ||
СЛАЙД 8: На мой взгляд, набор «Фребеля» очень многофункционален и разнонаправлен, и особенно актуален при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с ОВЗ, в рамках реализации ФГОС ДО, так как может эффективно использоваться в разных образовательных областях. Что я попробую для вас продемонстрировать на примере различных игр и упражнений с данным набором. Хочу также отметить, что в своей работе активно применяю методы нейрокоррекции, и успешно сочетаю их с использованием оборудования Фребеля. | *Картинка с интеграцией образовательных областей и Дарами Фрёбеля | ||
Содержание мастер-класса | |||
Текст выступления | Содержание игры | Содержание слайда | |
СЛАЙД 9: Итак, первая игра, которую я вам предложу, направлена на развитие социально-коммуникативных навыков. Мне нужно 2 человека. Игра «Неожиданные картинки» Инструкция: Присаживайтесь за столы. Попробуйте придумать и выложить из элементов для конструирования любую интересную картинку. По звуковому сигналу – поменяйтесь местами и продолжите картинку вашего соседа. - Понравилась ли вам картины, которые вы создали? | Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов), модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов) Материал: возле каждого участника корзинка с элементами для конструирования. Ход игры: Участники сидят за столами, столы расставлены по кругу. Участники начинают конструировать какую-нибудь картинку (0,5 мин.). По звуковому сигналу перестают конструировать, встают, пересаживаются на место соседа и продолжают конструировать начатую соседом картинку (0,5 мин.). Затем снова меняются. И так всего 4 раза. Время: до 2х мин. | *Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля) *Цель: развитие социально-коммуникативных навыков. *фото сконструированных картин. | |
СЛАЙД 10: Вторая игра, в которую мы поиграем, задействует познавательную область. Мне понадобятся 2 человека. Игра «Тайные агенты» Инструкция: Ваша задача – расшифровать код, верно выбрать фигуру и продеть её ниткой. Если я показываю ладонь – вы берете шар, палец вверх – куб, хлопок – цилиндр. Цвет может быть разный, главное верно выбрать фигуру! - Давайте проверим, все ли верно продели фигуры. (Достаю образец и мы сверяем) Так же, можно попросить детей назвать какие фигуры они нанизывали на нитку, какого цвета, посчитать их. И можно предложить кому-то из детей стать ведущим. | Игра «Тайные агенты» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля: модуль №11 (J1) (цветные тела)) Ход игры: Участники и ведущий договариваются, какую фигуру будет обозначать определенный жест. Ведущий дает им зашифрованные послания (ладонь, палец вверх, хлопок и т.д.) – задача участников верно расшифровать «код» и продеть нужную фигуру ниткой. Схема: шар-куб-цилиндр-куб-шар-куб-цилиндр-шар Время: до 2х мин. | * Игра «Тайные агенты» *Цель: закреплять представления о геометрических фигурах; развитие переключаемости внимания. * Картинка собранных бус из модуля №11 (J1) (цветные тела) | |
СЛАЙД 11: Третья игра, направлена на речевое развитие. Хочу пригласить одного человека. Игра «Сделай наоборот и назови» Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Сделай наоборот и назови». Инструкция: ПРИМЕР Я буду строить высокую гору, значит, ты будешь строить какую гору? - Низкую гору. Со словами БОЛЬШУЮ МАЛЕНЬКУЮ Я буду строить высокий дом, значит ты будешь строить какой дом? - Низкий дом. Я построю длинную реку, а ты? - Короткую реку. Я построю широкую дорогу, а ты? - Узкую дорогу. Я построю прямую тропу, а ты? - Кривую тропу. Из мячиков из мозайки из палочек? Можно придумать множество различных вариантов построек, используя антонимы. | Игра «Сделай наоборот и назови» Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов). Ход игры: Ведущий обозначает какую постройку он будет конструировать. Задача участника назвать антоним и сконструировать «обратное». Время: до 2-х минут | *Игра «Сделай наоборот и назови» *Цель: закрепление умения использовать в речи антонимы. *Фото построек | |
СЛАЙД 12: И последняя, пятая игра способствует развитию художественно-эстетических навыков. Мне нужно 2 человека. Игра «Узор на одежде» Инструкция: Выберите себе шаблон. Давайте украсим красивым узором нашу одежду. Левый рукав украшаем желтыми кружочками, а правый синими. Верхнюю часть платья и футболки украсим зеленым полосками, а нижнюю красными точками. Усложнение: можно предложить детям придумать свой узор. | Игра «Узор на одежде» Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры), модуль №8 (цветные палочки разной длины), модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов), модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов); шаблоны сарафана и футболки для украшения узором. Ход игры: Участникам предлагаются шаблоны – платья и футболки. Участникам необходимо украсить узорами предложенные шаблоны. * на начальном этапе шаблоны используются с визуальной подсказкой узора (образец). Время: до 2х мин. | *Игра «Узор на одежде» *Цель: развитие художественно-творческих способностей. * Фото образцов | |
Заключение мастер-класса (1 мин.) | |||
СЛАЙД 13: Таким образом, игровой набор «Дары Фребеля», представленный на данном мастер-классе, эффективно можно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования, успешно решая задачи всех образовательных областей. | * Успехов, коллеги! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом»
Статья посвящена коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом....
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ
Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, ...
Презентация Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающий работе с детьми ОВЗ
Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил назва...
Конспект - Мастер-класс для педагогов "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"
Цель мастер-класса: Предоставление опыта работы по использованию игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ.Задачи:озвучить актуальные пробл...
Презентация: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"
Презентация к конспекту мастер-класса: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекциооно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"...
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР
Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мир...
Опыт работы "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ"
Формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....