МАСТЕР-КЛАСС «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Савинкова Наталия Сергеевна

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе  с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОВЗ»

Савинкова Наталия Сергеевна

педагог-психолог

МАДОУ детский сад «Маленькая страна»

Цель:

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с игровым набором «Дары Фрёбеля»;

- формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

- познакомить участников мастер-класса с играми и упражнениями, направленными на коррекцию и развитие социально-коммуникативных, познавательных, речевых, физических и художественно-эстетических навыков дошкольников с ОВЗ;

- продемонстрировать участниками мастер-класса возможность применения нейрокоррекционного подхода при использовании материалов «Дары Фрёбеля».

Введение в мастер-класс (2 мин.)

Текст выступления

Содержание

слайда

СЛАЙД 1: Здравствуйте уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер - класс по теме: «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ».

В рамках данного мастер-класса, я хочу представить вам игровой набор «Дары Фребеля» и продемонстрировать приемы его использования в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, в том числе и с ОВЗ.

* Тема

*Данные об участнике

СЛАЙД 2: В нашем детском саду дети с ОВЗ получают образование, в группах общеразвивающей направленности посредством инклюзивного образования.

Как показывает практика, наибольшую сложность вызывают вопросы организации адаптированной предметно-развивающей среды.

- нехватка современных, инновационных практико-ориентированных технологий, учитывающих специфику нарушений детей.

- нехватка специального дидактического игрового оборудования, для работы с детьми с ОВЗ.

Преодоление этих трудностей и обогащение опыта работы с детьми с ОВЗ ставит перед педагогами задачи поиска новых современных инновационных форм работы.

В результате поиска новых современных подходов, форм, методов работы мы обратили внимание на игровой набор «Дары Фребеля», поставили перед собой задачу - адаптировать и использовать его в своей работе. Почему именно он?

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, позволяет процесс обучения превратить в игру, сказку, и одновременно специалистам решать поставленные коррекционно-развивающие задачи.

*Картинка с изображением всего набора

СЛАЙД 3: Мало кто из педагогов знает, что это за методика, кто и для чего её создал. Автором набора «Дары Фрёбеля» был известный немецкий педагог 19 века Фридрих Вильгельм Август Фрёбель. Он же является создателем первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

*Фотография Ф.Фребеля

СЛАЙД 4: Фридрих Фрёбель не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься воспитанием детей дошкольного возраста. В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу. Система Фребеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фребель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме.

* картинки первых детских садов Фребеля

+ цитата: «Дети - цветы жизни!» и воспитывать их должны «добрые садовницы».

СЛАЙД 5: Фребель разработал первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «Дары Фребеля».

Во времена педагогической деятельности Фребеля в практике детских садов использовали всего шесть «даров». В настоящее время игровой набор представляет систему из 14 модулей.

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, пространственное мышление, сенсорное восприятие; способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации. Играя, дети знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

* Фотографии детей, играющих в набор «Дары Фребеля»

СЛАЙД 6: Итак, что же собой представляют эти «Дары».

Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на ниточке всех цветов радуги и белого цвета. Его использование предполагается с 3 месяцев до 4 лет. Основное назначение - знакомство сенсорными эталонами; развитие мелкой моторики.

Второй дар Фребеля – это шар, куб и цилиндр одинакового размера. Подходит для использования с 2 лет, и предназначен для знакомства с формами и свойствами предметов и развития исследовательских навыков.

Третий, четвертый, пятый и шестой дар Фребеля – это куб, разделенный на мелкие части (мелкие кубики и призмы). Эти фигуры используются как конструктор для построек. Так дошкольники знакомятся с геометрическими формами, получают представление о целом и его частях.

Из деталей такого дидактического конструктора можно построить здания, мосты, башни, мебель, транспорт. Дети могут конструировать их по образцу или по условиям.

* 1 - 2 дар

* 3 и 4 дар

*5 и 6 дар

Седьмой дар состоит из 8ми цветных геометрических фигур. Используется для изучения разных плоскостных геометрических фигур, их сортировки по цвету, упорядочивания по величине, тренировки мелкой моторики рук, развития зрительно-моторной координации, творческих и речевых способностей, игровой деятельности.

В восьмой дар входят 6 наборов палочек разной длины и цвета. Материал способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, сортировке и упорядочиванию фигур по цвету, форме, соотношению количества и размера, обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих и речевых способностей, самостоятельной игровой деятельности, подготовке руки к письму.

* 7 и 8 дар

СЛАЙД 7: Девятый дар включает кольца и полукольца 3-х разных размеров и цвета. Способствует тренировке мелкой моторики рук, развитию зрительно-моторной координации, развитию творческих способностей. Помогает познакомить детей с понятием «симметрия»; способствовать развитию детского воображения.

Десятый дар – это фишки разного цвета. Используются для сортировки и упорядочивания фигур по цвету, форме; обучению счету, выполнению простейших математических действий, развитию творческих способностей и игровой деятельности.Одиннадцатый дар называется «Цветные тела», состоит из цилиндров, шаров, кубов разного цвета и шнурка для нанизывания. Предназначен для тренировки мелкой моторики рук, развития сенсомоторных навыков, изучения геометрических форм, развития умений классифицировать, сортировать, выполнять задание по образцу, развития речевых способностей и игровой деятельности.

Двенадцатый дар - это «Мозаика. Шнуровка». Представляет собой перфорированное поле, разноцветные продолговатые фишки на ножках, шнурки. Способствует развитию умения действовать самостоятельно или по заданному образцу; изучения комбинаций форм и цветов.

Тринадцатый дар состоит из кубиков и треугольных призм. Нацелен на закрепление названий геометрических фигур, конструирование. При объединении с модулями 3-6 позволит создавать сложные конструкции.

Четырнадцатый дар – «Арки и цифры», состоит из дуг разных размеров и кубиков с цифрами. Используется для формирования понятий часть и целое, навыков как количественного, так и порядкового счета, закрепления образа цифры.

* 9 и 10 дар

* 11 и 12 дар

* 13 и 14 дар

СЛАЙД 8: На мой взгляд, набор «Фребеля» очень многофункционален и разнонаправлен, и особенно актуален при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с ОВЗ, в рамках реализации ФГОС ДО, так как может эффективно использоваться в разных образовательных областях. Что я попробую для вас продемонстрировать на примере различных игр и упражнений с данным набором.

Хочу также отметить, что в своей работе активно применяю методы нейрокоррекции, и успешно сочетаю их с использованием оборудования Фребеля.

*Картинка с интеграцией образовательных областей и Дарами Фрёбеля

Содержание мастер-класса

Текст выступления

Содержание игры

Содержание слайда

СЛАЙД 9: Итак, первая игра, которую я вам предложу, направлена на развитие социально-коммуникативных навыков.

Мне нужно 2 человека.

Игра «Неожиданные картинки»

Инструкция: Присаживайтесь за столы. Попробуйте придумать и выложить из элементов для конструирования любую интересную картинку. По звуковому сигналу – поменяйтесь местами и продолжите картинку вашего соседа.

- Понравилась ли вам картины, которые вы создали?

Игра «Неожиданные картинки»

(с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля:

модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры),

модуль №8 (цветные палочки разной длины),

модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов),

модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов)

Материал: возле каждого участника корзинка с элементами для конструирования.

Ход игры: Участники сидят за столами, столы расставлены по кругу.

Участники начинают конструировать какую-нибудь картинку (0,5 мин.).

По звуковому сигналу перестают конструировать, встают, пересаживаются на место соседа и продолжают конструировать начатую соседом картинку (0,5 мин.). Затем снова меняются. И так всего 4 раза.

Время: до 2х мин.

*Игра «Неожиданные картинки» (с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля)

*Цель: развитие социально-коммуникативных навыков.

*фото сконструированных картин.

СЛАЙД 10: Вторая игра, в которую мы поиграем, задействует познавательную область.

Мне понадобятся 2 человека.

Игра «Тайные агенты»

Инструкция: Ваша задача – расшифровать код, верно выбрать фигуру и продеть её ниткой.

Если я показываю ладонь – вы берете шар, палец вверх – куб, хлопок – цилиндр.

Цвет может быть разный, главное верно выбрать фигуру!

- Давайте проверим, все ли верно продели фигуры.

(Достаю образец и мы сверяем)

Так же, можно попросить детей назвать какие фигуры они нанизывали на нитку, какого цвета, посчитать их.

И можно предложить кому-то из детей стать ведущим.

Игра «Тайные агенты»

(с использованием игрового набора Ф. Фрёбеля:

модуль №11 (J1) (цветные тела))

Ход игры: Участники и ведущий договариваются, какую фигуру будет обозначать определенный жест. Ведущий дает им зашифрованные послания (ладонь, палец вверх, хлопок и т.д.) – задача участников верно расшифровать «код» и продеть нужную фигуру ниткой.

Схема: шар-куб-цилиндр-куб-шар-куб-цилиндр-шар

Время: до 2х мин.

* Игра «Тайные агенты»

*Цель: закреплять представления о геометрических фигурах; развитие переключаемости внимания.

* Картинка собранных бус из модуля №11 (J1) (цветные тела)

СЛАЙД 11: Третья игра, направлена на речевое развитие.

Хочу пригласить одного человека.

Игра «Сделай наоборот и назови»

Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Сделай наоборот и назови».

Инструкция: ПРИМЕР Я буду строить высокую гору, значит, ты будешь строить какую гору?

- Низкую гору.

Со словами БОЛЬШУЮ МАЛЕНЬКУЮ

Я буду строить высокий дом, значит ты будешь строить какой дом?

- Низкий дом.

Я построю длинную реку, а ты?

- Короткую реку.

Я построю широкую дорогу, а ты?

- Узкую дорогу.

Я построю прямую тропу, а ты?

- Кривую тропу. Из мячиков из мозайки из палочек?

Можно придумать множество различных вариантов построек, используя антонимы.

Игра «Сделай наоборот и назови»

Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры),

модуль №8 (цветные палочки разной длины),

модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов).

Ход игры: Ведущий обозначает какую постройку он будет конструировать. Задача участника назвать антоним и сконструировать «обратное».

Время: до 2-х минут

*Игра «Сделай наоборот и назови»

*Цель: закрепление умения использовать в речи антонимы.

*Фото построек

СЛАЙД 12: И последняя, пятая игра способствует развитию художественно-эстетических навыков.

Мне нужно 2 человека.

Игра «Узор на одежде»

Инструкция: Выберите себе шаблон. Давайте украсим красивым узором нашу одежду.

Левый рукав украшаем желтыми кружочками, а правый синими. Верхнюю часть платья и футболки украсим зеленым полосками, а нижнюю красными точками.

Усложнение: можно предложить детям придумать свой узор.

Игра «Узор на одежде»

Материал: модуль №7 (цветные плоские геометрические фигуры),

модуль №8 (цветные палочки разной длины),

модуль №9 (кольца и полукольца различных размеров и цветов),

модуль № 10 (маленькие фишки различных цветов); шаблоны сарафана и футболки для украшения узором.

Ход игры:

Участникам предлагаются шаблоны – платья и футболки. Участникам необходимо украсить узорами предложенные шаблоны.

* на начальном этапе шаблоны используются с визуальной подсказкой узора (образец).

Время: до 2х мин.

*Игра «Узор на одежде»

*Цель: развитие художественно-творческих способностей.

* Фото образцов

Заключение мастер-класса (1 мин.)

СЛАЙД 13: Таким образом, игровой набор «Дары Фребеля», представленный на данном мастер-классе, эффективно можно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования, успешно решая задачи всех образовательных областей.

* Успехов, коллеги!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игрового набора «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом»

Статья посвящена коррекционно-развивающей  работе с детьми ОВЗ учителем-дефектологом....

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Игровой набор «Дары Фребеля» - это конструктор, состоящий из деревянных, объемных и плоскостных деталей. Использование в работе конструктора, яркого функционального развивающего средства, ...

Презентация Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающий работе с детьми ОВЗ

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил назва...

Конспект - Мастер-класс для педагогов "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"

Цель мастер-класса: Предоставление опыта работы по использованию игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ.Задачи:озвучить актуальные пробл...

Презентация: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"

Презентация к конспекту мастер-класса: "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в коррекциооно-развивающей работе с детьми имеющими ОВЗ"...

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР

Набор Фрёбеля – это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам. Постепенно от объектов реального мир...

Опыт работы "Использование игрового набора "Дары Фрёбеля в коррекционно - развивающей работе с детьми с ОВЗ"

Формировать представление педагогов о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО....