«Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Сообщение из опыта работы о использовании детских музыкальных инструментов во всех видах музыкальной деятельности для улучшения и стабилизации эмоционального состояния детей с задержкой психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_omo1.docx | 31.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Земляничка»
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
тема: «Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития посредством игры на детских музыкальных инструментах»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
МБДОУ д/с № 20 «Земляничка»
1 квалификационной категории
Кудрявцева Алла Николаевна
г.
Актуальность.
Число лиц с задержкой психического развития с каждым годом увеличивается, и в настоящее время распространенность ЗПР среди детского населения составляет 1 – 2 % .
Задержка психического развития представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций.
ФАОП. Цель программы
п. Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
ФАОП. Задачи программы:
-реализация содержания АОП ДО;
-коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
-формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ.
Задачи художественно-эстетического развития реализуются по следующим направлениям:
"Художественное творчество";
"Музыкальная деятельность";
"Конструктивно-модельная деятельность".
Задачи, актуальные для работы с детьми с ЗПР:
Музыкальная деятельность - общие задачи:
-Развитие музыкально-художественной деятельности:
развитие восприятия музыки, интереса к игре на детских музыкальных инструментах;
-формирование интереса к пению и развитие певческих умений;
развитие музыкально-ритмических способностей.
-Приобщение к музыкальному искусству:
-формирование основ музыкальной культуры, элементарных представлений о музыкальном искусстве и его жанрах;
-развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
-поддержка инициативы и самостоятельности, творчества обучающихся в различных видах музыкальной деятельности;
-формирование представлений о музыкальной сокровищнице малой родины и Отечества, единстве и многообразии способов выражения музыкальной культуры разных стран и народов мира.
Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР:
- сниженная возможность произвольной регуляции поведения
- преобладание стойкой аффективной возбудимости, психическая неустойчивость, такие дети расторможены
- трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами
- трудности в усвоении норм и правил поведения в группе
- отказ от продуктивной деятельности, бурные эмоциональные реакции
- трудности в понимании своих собственных чувств и эмоций и других людей, что влечет за собой проблемы в коммуникации со всеми и в особенности со сверстниками
- высокая ранимость, чувствительность, стеснительность, страхи
Методы и приемы.
Для развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) я в своей работе использую следующие методы и приёмы:
- Сказкотерапия.
- Игротерапия.
- Психогимнастика.
- Музыкотерапия.
Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) музыкотерапия является одним из главных способов коррекции эмоциональных и психических отклонений. Одна из принципиальных особенностей процесса музыкотерапии с такими детьми – это изменение психологического состояния ребёнка: от негативного проявления через эмоциональное реагирование к формированию позитивного переживания, связанного с получением удовольствия и удовлетворения.
Одним из видов музыкотерапии является инструментальная музыкотерапия, которая позволяет выполнять коррекционные задачи средствами музыкальной импровизации.
Трещотки, маракасы, бубны, ложки, свистульки, колокольчики и т.д. – эта подгруппа инструментов, которая в большинстве своём доступна для освоения детьми с ЗПР. Игра на них не требует особой выучки, приёмы просты и представляют собой такие естественные движения как покачивание, встряхивание, удары. Игра на этих инструментах развивает музыкальный слух, чувство ритма, обостряется интерес и внимание к музыкальным произведениям. Так же способствует развитию памяти, внимания, слухового восприятия, развитию мелкой моторики, умственных способностей, двигательной реакции, что очень важно для таких детей.
После овладения детьми простейших приёмов игры, я ввожу на занятия разнообразные музыкально-двигательные упражнения. Далее происходит соединение игры на музыкальных инструментах с движениями; это повороты, приседания, кружения, простейшие перестроения и т.д. Такой вид оркестра развивает у детей свободную координацию движения, чувство ритма, способствует двигательной импровизации, активирует внимание.
Я использую на своих занятиях и шумовые инструменты. Они своим простым и незамысловатым звучанием прекрасно украшают любой оркестр, песню, танец.
На групповых музыкально-коррекционных занятиях я не делаю акцент на целенаправленном обучении детей и не ставлю себе целью развитие собственно музыкальных способностей. Цели и задачи коррекционных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Основные элементы занятия направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для ребенка проблем.
Музыкальные занятия я строю по следующей схеме:
- Приветствие.
- Ритмическая разминка
- Слушание и игра на ДМИ
- Пение
- Танцы, хороводы
- Ритмические игры или игры по правилам.
- Прощание.
Приветствие может проходить в разных формах. И здесь я использую бубен с картинкой Енота. Бубен подношу к каждому ребенку и Енот здоровается, при этом я ударяю в бубен по слогам « Меня зовут Алла, а тебя как ?» ребенок также ударяет ладонью в бубен по слогам « Де-нис». Бубен переношу к след. ребенку. Дети очень любят эту игру и даже те, кто совсем плохо говорят, глядя на других детей начинают активно включаться.
Другой вариант приветствия может быть изображения на лице настроения. «Посмотрите, на улице солнечная погода. Улыбнемся!» или « За окном пасмурно. Дождик идет. Нам грустно».
Или еще вариант. Здороваемся, выражая голосом радость, грусть.
Ритмическая разминка.
Цель разминки: формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения.
Чаще всего я использую русские народные мелодии и классику в современной обработке. Здесь я использую клавесы. Они прочные, очень удобные для детской руки, легкие, с ними можно выполнять любые движения. Движения с ДМИ положительно влияют на развитие ритма, внимания, слуха.
Я беру любую двухчастную мелодию и включаю ходьбу по кругу (в руках клавесы), легкий бег, топающий шаг на первую часть. На вторую часть обязательная игра на клавесах. Здесь может быть стук по полу, стук палочки о палочку, катание колбаски по полу и т.д.
Слушание и игра на музыкальных инструментах.
Здесь я хочу привести слова из книги Е. Н. Котышевой «Музыкальная коррекция детей». Пассивное слушание музыки детям с ЗПР недоступно или дается с огромным трудом путем волевой организации педагогом статичных поз детей, «насильственной тишины», что само по себе обесценивает применение музыки.
Я тоже провожу активное слушание совместно с игрой на ДМИ (шумовых, ударных, духовых К. Орфа).
Сначала я провожу презентацию муз. инструмента, рассказываю к какой группе инструментов он относится (по технике звукоизвлечения), из какого материала сделан, показываю как инструмент играет. Затем раздаю инструменты детям и начинаю исполнять музыкальное произведение эмоционально и выразительно. А дети вместе со мной начинают играть на инструментах.
Если инструмент уже знакомый, то я перед активным слушанием еще раз напоминаю о правилах игры на данном инструменте и предлагаю сыграть вместе, начиная и заканчивая мелодию одновременно.
Одну и ту же мелодию мы слушаем несколько занятий, а инструменты беру разные.
Использую здесь прием показа детей, которые играют лучше остальных. Дети внимательно слушают своих друзей тем самым повышаю активность других детей.
Пение.
У детей с ЗПР, как правило, не сформированы певческие навыки. Это происходит из-за ограниченной возможности голосового аппарата. Тексты песен, которые я предлагаю детям, насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами, персонажами. Ребенок в состоянии дополнить их шумовыми и тембровыми красками с помощью ДМИ.
Я создаю атмосферу наиболее благоприятную для включения детей в вокальную деятельность.
Первое мое исполнение песни мы просто слушаем. А на последующих исполнениях, для привлечения интереса к песне, я даю ДМИ на припев или звукоподражание. Песни мы не разучиваем, а поэтапно осваиваем в удобном для детей темпе.
Например, в песне «Урожайная» А. Филлипенко на повторяющиеся строчки песни дети играют на ложках. В песне « Барабанщик» М. Красева на припев « тра-та-та» дети играют на барабанах, в песне «Зима прошла» Н. Метлова дети на звукоподражание «чик-чи-рик» дети играют на колокольчиках. В песне « Мы запели песенку» Р. Рустамова дети на припев играют на треугольниках.
Танцы, хороводы.
Для танцев и хороводов я в основном использую русские народные мелодии. Музыка доступна и проста, не требует особой техники. Но в то же время отличается ярким рисунком, фиксированным ритмом. Народные танца, как правило, жизнеутверждающие, исполняя их дети получают огромный эмоциональный заряд. На ритмической разминке мы с детьми осваиваем простейшие движения, потом соединяем их в танце. Танцы вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения, умение двигаться по кругу парами и по-одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки и т.д. Здесь я использую танцы с ДМИ такие как « Танец с ложками» М.Саджая, «Озорная полька» А. Филлипенко, полька « Добрый Жук» Я. Жеймо.
Подвижные игры и игры с правилами.
Подвижные игры включаю в занятие по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, для создания эмоционального подъема. Целесообразность проведения подвижной игры определяю по текущему состоянию детей. Задача подвижных игр с ДМИ - это эмоциональное единение с детьми, заряжение эмоциями. Я использую в своей работе такие игры:
- «Найди свой домик». Дети стоят в кругу с инструментами (бубны, маракасы, бубенцы). На полу разложены 3 обруча и в них лежит один инструмент (бубен, маракас, бубенец). С началом 1ой части - быстрой и легкой музыки, начинают движение по кругу легким бегом. На 2ую часть контрастную и ритмичную - играют. С окончанием музыки бегут в тот обруч-домик, где лежит их инструмент.
- «Оркестр» Дети стоят по кругу с муз. инструментами (бубны, канстаньеты, бубенцы). С началом 1ой громкой части начинают ритмично играть. На 2ую контрастную легкую и тихую музыку оставляют свой инструмент на полу, бегут по кругу вокруг инструментов. С окончанием музыки берут любой инструмент. Игра повторяется.
- «Телеграмма» Один ребенок играет на муз. инструменте ритмический рисунок, второй ему отвечает. Теперь следующий ребенок играет, другой отвечает.
- «Внимание» Дети под веселую играют на муз. инструментах (ложки, колокольчики, бубны, маракасы). Музыка останавливается, и я играю на каком-либо инструменте (например, на бубне), теперь дети, у кого в руках бубен бегут ко мне, остальные остаются на месте. Игра продолжается.
- «Побегаем-поиграем» Стулья стоят по кругу, на стульях инструменты. На 1ую часть музыки дети бегут сзади стульчиков по кругу. С окончанием музыки дети садятся на стул, около которого остановились. Под 2ую часть музыки дети ритмично играют на инструментах.
Дети с огромным удовольствием играют в такие игры и уходят с музыкального занятия с хорошим настроением.
Прощание
Это обязательный ритуал, которым заканчивается каждое занятие. Я беру бубен и пропеваю, ударяя в него «До сви-да-ния, ре-бя-та. Все се-го-дня мо-ло-дцы!»
Систематическое применение музыкальных инструментов на занятиях вызывает у детей большой интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Таким образом, можно сделать выводы, что активное участие в музыкально-терапевтическом процессе детей, которые выражают свое эмоциональное состояние игрой на музыкальных инструментах, пением, движением приводит к разрушению внутреннего конфликта, а следовательно происходит стабилизация психоэмоционального состояния; так же сглаживаются трудности общении со взрослыми и сверстниками.
Использование ДМИ в театрализованной деятельности.
Драматизация сказки с использованием игры детей в оркестре:
- позволяет развить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности; развивает чувство ритма, ансамблевого звучания и согласованности в игре на музыкальных инструментах.
- способствует личностному росту детей, воспитанию сильной, трудолюбивой творческой, жизнеспособной личности, развитию социальных навыков и общему развитию детей;
Я в своей работе практикую сказки-спектакли, это очень нравится детям. В прошлом году мы поставили сказки «Теремок» и «Колобок», инсценировали песенку «Жили у бабуси». Во всех постановках я использовала ДМИ, игра детей является украшением любого действия.
При формировании состава я учитываю не только актерскую и музыкальную выразительность, но и психологическую необходимость в успехе для того или иного ребенка.
Я работаю без изматывающих репетиций, муштры и повторов. Только так рождается музыкальная игра-драматизация, в которой роль взрослого органична для поддержки творящего ребенка. Спектакль - это игра, в которой нет места страху перед публикой, а есть праздник игры!
Использование ДМИ в режимных моментах.
- Мы проводим утреннюю зарядку с клавесами. Вводная часть включает в себя марш, шаги, бег. Все это дети исполняют, держа в руках палочки. Между маршем, шагами и бегом мы отстукиваем ритм (стучим о ковер в наклоне, стучим, подняв руки вверх, стучим в право и влево с наклоном туловища, стучим, сидя на корточках палочками о пол). Детям очень нравится, поднимается настроение и создается нужный эмоциональный подъем.
- При построении на занятие воспитатель дает сигнал к сбору большим колокольчиком. Дети уже знают, что если звучит колокольчик, то нужно собирать игрушки и строиться.
- Утреннее приветствие с бубенцами проводит воспитатель. Здоровается с ребенком за руку, одевая на ручку ребенка манжетку с бубенцами.
- Прощание с бубном проводит воспитатель. Подносит к уходящему ребенку бубен и говорит, ударяя в бубен: «До-сви-да-ния», ребенок повторяет за воспитателем действие и слово.
Предметно-развивающая среда в группах
Во всех группах детского сада имеются:
#1062;ентр театрализации и музицирования
#1058;еарализованные игры и куклы
#1053;аглядный материал, картотеки и дидактические игры
#1052;узыкальные инструменты
#1057;казки на фартуках для драматизации.
#1064;умовые оркестры
#1059;голки ряжения
Таким образом, музыкальная психокоррекция с использованием музыкальных инструментов в процессе работы с детьми с задержкой психического развития эффективна как способ эмоционального воздействия на детей с целью коррекции имеющихся у них отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего возраста посредством игры на детских музыкальных инструментах в условиях ДОУ
Экспериментальная работа ставит своей целью развитие творческих и музыкальных способностей детей, а так же возможность доставить им удовольствие от соприкосновения с музыкой...
Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития
В статье предлагается модель коррекционно-образовательноого процесса, способствующая развитию психомоторных функций дошкольников с ЗПР посредством музыкально-ритмической деятельности, осно...
Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственн...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)
Цель:обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольни...
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»
В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию...
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...
Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...