«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»
материал

Булавинцева Лариса Викторовна

В статье описано, как развиваются музыкальные способности детей, путем приобщения к элементарному музицированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных  инструментах»

Одной из основных задач музыкального воспитания в детском саду является раскрытие творческого потенциала дошкольника. Значение инструментального музицирования, для музыкального развития детей, очень высоко. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и все виды музыкального слуха: звуковысотного, метроритмического, ладогармонического, тембрового и динамического. Кроме этого, инструментальное музицирование является источником постижения средств музыкальной выразительности. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У детей активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, внимание, сосредоточенность.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах  был известный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему пришла идея организовать детский оркестр( сначала шумовой, затем смешанный).Совместно с Н.А. Метловым в 20-40годы прошлого столетия работали известные педагоги: Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер и другие.  В дальнейшем разработкой этой методики занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики(К.Линкявичус,В.В.Ишук и другие).

Не малый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития  и в современной дошкольной педагогике. Это и методика Карла Орфа, программы: «Играем в оркестре по слуху» М.Трубниковой, «Веселая шарманка»Т.Тютюнниковой, «Оркестр в детском саду» Л.Меркуловой и другие.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений. И в этом во многом помогают музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию у детей музыкально-сенсорных способностей и закреплению приемов игры на детских музыкальных инструментах. Например, игра  «Определи инструмент» дает возможность детям сравнить звучание различных инструментов, тем самым развивает не только тембровый, но и ритмический слух. А в  музыкально-дидактической игре «Веселые музыканты» закрепляем в игровой форме знания полученные раннее на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а затем становятся участниками спонтанно организованного оркестра.

Музицирование в детском саду сначала  осуществляется в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой.

В обучении детей игре на музыкальных инструментах используются различные их группы:

- ударные, без определенной высоты звука(бубны, барабаны, палочки, румбы, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки)

- ударные мелодические инструменты с диатоническим и хромотическим звукорядом( металлофоны, пианино)

-однозвуковые духовые (дудки)

-народные инструменты (трещотки разных видов, деревянные ложки, колотушки, бубенцы, рубель и другие)

Разнообразие инструментов в детском саду позволяет приобщить всех без исключения детей к музицированию, подобрать каждому ребенку инструмент по его интересам и возможностям.

Знакомство с музыкальными инструментами важно начинать с групп раннего возраста, проведя индивидуальную диагностику, по результатам которой можно оценить возможности каждого ребенка. Основная задача на этом этапе – научить детей  передавать простые ритмические рисунки небольших песенок и попевок. Дети сначала проговаривают текст, затем добавляют прохлопывание ритмического рисунка и лишь, затем воспроизводят его на музыкальных инструментах. Чтобы закрепить появляющееся у детей чувство ритма, важно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни детского сада. А чтобы играть слаженно и согласованно понадобится не одна репетиция.Венцом занятий являются выступления оркестра  на утренниках и развлечениях, где игра ребят в оркестре является украшением любого праздника.

Именно на таких выступлениях дети учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители не только ребята, но и родители, то радость   и эмоциональный настрой чувствуется вдвойне.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе радоваться успехам, вместе переживать, у них появляется чувство взаимопонимания..

Игра на музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности.

Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед зрителями.

Экспериментирование с музыкальными инструментами – особая форма активности детей, которая позволяет решать разные педагогические задачи:

-развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интересов к миру звуков и звучанию разных предметов.

-различие  звуков  по высоте и интенсивности

-развитие мелкой моторики кистей рук

-формирование чувства ритма

Игра на музыкальных инструментах интересная и полезная музыкальная  деятельность для детей. А музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, приобщиться к ее таинствам и понять ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....

Презентация Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"

Презентация  Тема :" Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе обучения игре на музыкальных инструментах"...

Методические рекомендации "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетбол"

Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетболСтарший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активно...

Презентация на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности"

Презентация о развитии музыкальных способностей дошкольников в результате музыкально-ритмической деятельности...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе музицирования

Элементарное музицирование - один из видов музыкальной деятельности....