Консультация "Речевое развитие детей с задержкой психического развития посредством пальчиковых игр".
проект (старшая группа)
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, и вообще ничего не понимает, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smetanyuk_1.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии. Трудно понять, каким образом маленький ребёнок, который не может ни на чём сосредоточиться, не владеет умственными действиями, и вообще ничего не понимает, всего за несколько месяцев практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка. Однако именно проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее распространенных на сегодняшний день. Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками.
Трогая предметы, ощупывая их, развивая движения пальцев рук, они как бы подготавливают почву для развития речи, так как, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Дети , совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других .
Пальчиковые игры дают возможность не только развивать речь и мелкую моторику, но и помогают родителям и воспитателям играть с детьми, радовать их . Вместе с этим, благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
Одни пальчиковые игры готовят к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Пальчиковые игры не должны быть продолжительными, 5 – 10 минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. Никогда не принуждайте ребенка к участию в игре. Это может привести к негативной реакции.
Пальчиковые игры очень заразительны. Понаблюдайте за ребенком, и вы увидите, что он сам быстро включится в игру. А если на кончики пальцев надеть игрушечные колпачки, то игра превратится в забавное приключение и ребенок получит огромное удовольствие от совместной игры.
Можно сделать вывод, что использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям не только развивать речь и увеличить словарный запас, но и: 1. Подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу; 2. Предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников; 3. Развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо ; 4. Развивать память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений ;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!! 5. У детей развиваются воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории; 6. Стимулировать фантазию, проявлять творческие способности; 7. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности невербального общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития
В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....
Музыкально-ритмические движения как фактор психомоторного развития детей с задержкой психического развития
В статье предлагается модель коррекционно-образовательноого процесса, способствующая развитию психомоторных функций дошкольников с ЗПР посредством музыкально-ритмической деятельности, осно...
Дидактические средства сенсорного развития детей с задержкой психического развития.
Для того, чтобы развитие восприятия детей с задержкой психического развития шло успешно, в их обучении нужно применять специальные методики (то есть ставятся специальные цели, определяется содержание ...
К вопросу изучения особенностей социального развития детей с задержкой психического развития
В статье указывается на необходимость социального развития ребенка с ЗПР для подготовки к дальнейшему обучению и самостоятельной жизни....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Тематический план работы по эмоционально – волевому развитию детей с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
Использование нетрадиционных техник рисования на коррекционных занятиях «Развитие эмоционально-волевой сферы» способствует познанию окружающего мира, развитию эстетического восприятия...