Консультация для воспитателей Тема: «Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОНР».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В детском саду широко внедряются в практику инновационные программы, технологии, методики, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaiya_dlya_vospitateley.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Тема: «Особенности коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ТНР».
Актуальность:
В детском саду широко внедряются в практику инновационные программы, технологии, методики, обеспечивающие максимальное развитие психологических возможностей и личностного потенциала дошкольников с ТНР.
Доказано, что на развитие дошкольника с ТНР большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната и кабинет логопеда. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Она составляет до 5/6 всего времени пребывания детей в саду.
В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности. Поэтому педагоги нашего детского сада на протяжении всего года занимаются реорганизацией коррекционной, предметно-развивающей среды и в этом видят практическую и социальную значимость своей работы.
Цель:
Создание комфортных, благоприятных условий для гармоничного развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, которые обеспечат эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, включение в различные формы сотрудничества.
Задачи:
- Наполнить среду развивающим содержанием, соответствующим «зоне ближайшего развития», в обстановку группы включить кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, приблизительно 15% материалов ориентированных на более старший возраст.
- Учитывая возрастные и индивидуальные особенности психического развития дошкольников с ТНР, создавать зоны-уголки активизирующие навыки коммуникативного общения и социального взаимодействия.
- Следовать принципу полифункциональности, комфортности, безопасности.
Особенности организации среды для детей с ТНР:
- Следуем принципу единой лексической темы при наполняемости уголков. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе перспективного планирования логопеда и воспитателя.
- Создаем развивающую среду группы комфортной и безопасной, так как дети с ОНР плохо координированы и моторно неловки.
- Стараемся не перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком. Меняем оборудование раз в неделю, согласно лексической теме.
- Организуем в групповых помещениях коррекционную зону, разделенную на уголки «Учимся говорить», «Мое настроение», « Отдыхай-ка».
Педагогами ДОУ создана модель коррекционной предметно-пространственной среды групповой комнаты, которая представлена четырьмя зонами: активная, рабочая, спокойная, коррекционная. Необходимость создания коррекционной зоны возникла в результате работы с детьми нашего сада. Дети с ТНР, а также с вторичными нарушениями нуждаются в психо-эмоциональной разгрузке.
Для успешного решения задач по корррекционно-педагогической работе и обучению детей нашими педагогами соблюдаются следующие условия:
∙ Взаимодействие команды единомышленников: учителя-логопеда, воспитателей, воспитателя по изобразительной деятельности, музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, медицинских работников, родителей и детей;
∙ Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
∙ Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
Одной из форм работы с нашими дошкольниками, своеобразной активной терапией является Логоритмика, проводимая учителем - логопедом. Логоритмические занятия, опирающиеся на связь слова, музыки и движения, способствуют преодолению речевого нарушения путем развития, восприятия и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды. Элементы логоритмики применяют в работе с детьми учителя-логопеды, воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
В ДОУ применяется инновационный логотерапевтический метод БОС (автор Сметанкин А.А.), – уникальный метод для формирования речевого дыхания.
Уникальность данного метода – возможность обучения ребенка саморегуляции. Обратная связь, являющаяся основой данного метода, значительно облегчает процесс обучения физиологическому контролю. Метод БОС – это комплекс процедур, при проведении которых ребенку с помощью технических устройств передается информация о состоянии систем его организма. Цель занятий методом БОС: выработка правильной речи с наименьшими энергетическими затратами. Включив логотерапевтический метод БОС в работу ДОУ , как часть логопедического занятия, сократились сроки в формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке и автоматизации звуков, а также достигнуты успехи на пути
Формирования нового, устойчивого стереотипа речи.
Конечная цель реабилитации ребенка с речевыми нарушениями - это полноценная подготовка к обучению в массовой школе, поэтому неотъемлемой частью работы детского сада является организация не только образовательного процесса, но и коррекционной предметно-пространственной среды в ДОУ.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.
Ребенок
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
• повышенная тревожность;
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает:
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;
• повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации:
• легкую (15-30 дней);
• среднюю (30-60 дней);
• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
• восстанавливается аппетит.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
- Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
- Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка.
- необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
- в первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
- каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
- Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
- В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
- Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Рекомендуется:
- как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
- когда ребенок начинает весело говорить о садике, пересказывать события случившиеся за день - верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
ПРЕДМЕТНО –ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ФГОС
Физкультурные уголки с учетом ФГОС...
Предметно – пространственная развивающая среда в группе для детей старшего дошкольного возраста.
Материальная база...
Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....
Консультация для педагогов "Оформление предметно-пространственной развивающей среды"
Выступлене на методическом объединении в ДОУ...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....