Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_koryagin_bogdan.docx | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад села Алаторка» муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
«Детский сад села Алаторка»
_______________Огуреева О.С
Согласовано:
Ст. воспитатель МБДОУ
«Детский сад села Алаторка»
_______________Скрипченко Н.В.
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП) для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Составили:
воспитатели
Машкина Г.М.
Романовская А.К.
2022
Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа (АОП), мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ
Ф.И.О. ребенка Корягин Богдан
Дата рождения 9 января 2018 г.
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: общеразвивающей группы (в условиях инклюзии);
Рекомендации ПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития.
I. Общие сведения
Дата поступления в МБДОУ «Детский сад села Алаторка»: 09.09.2020 г.
Дошкольная группа: средняя группа;
Режим пребывания: группа полного дня;
Сопровождение тьютора: нет;
Сведения о семье: Семья приемная, полная, благополучная. Воспитанием занимаются оба родителя. Ребенок единственный в семье.
Психолого-педагогическая характеристика
Ребенок доброжелательный, спокойный, не агрессивный. Навыки самообслуживания и гигиены сформированы.
Общая моторика развита недостаточно, наблюдаются проблемы с произвольными движениями. Мелкая моторика также развита недостаточно – ребенок не может аккуратно манипулировать мелкими предметами, выполнять задачи, где требуются точные координированные движения пальцев.
Познавательный интерес к предлагаемому материалу непродолжительный. Динамика деятельности неустойчивая, требуется значительная помощь при ее организации. Внимание неустойчивое, отвлекается на различные раздражители, работоспособность на низком уровне.
Понимание речи ограничено простыми бытовыми ситуациями. Речь для общения не использует. В активном словаре присутствуют отдельные слова и звукокомплексы.
Игровая деятельность сводится к простейшим манипуляциям с предметами.
Уровень усвоения программного материла не выявлен- ребенок практически не посещает ДОУ.
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Образовательная программа:
Конкретизация категории ОВЗ:
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком ООП МБДОУ «Детский сад села Алаторка», с учетом Инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с ЗПР |
Общие задачи на период реализации ИОМ и АОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, речемыслительной, познавательной, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии. |
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей. В групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры. В групповых помещениях и на прилегающих территориях находится оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.
Архитектурная среда и учебное пространство
Среда включает следующие диагностические и образовательные модули:
- Коррекция и развитие психомоторных функций у детей
- Коррекция эмоциональной сферы
- Развитие познавательной деятельности
- Формирование высших психических функций
- Развитие коммуникативной деятельности
Специальное оборудование
Для ребенка с задержкой психического развития необходимы различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации), схемы и алгоритмы действий, модели последовательности рассказывания, описания, модели сказок.
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Предполагается создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах образовательной деятельности педагог занимает активную позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других детей), стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР. Учитывая, что у детей с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно не развивается.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной деятельности детей с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у детей могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка, о видах трудностей, возникающих при освоении ООП ДО; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.
Взаимодействие взрослых с ребенком
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка. С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть и вера в его способности.
Учитывая коммуникативные трудности детей с ЗПР, взрослые создают условия для развития у детей эмоционально-личностного, ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и предпосылок для внеситуативно-личностного общения. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний, предупреждает возникновение у ребенка эмоционального дискомфорта, исключая крик, громкую речь, резкие движения. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Важно развивать нравственно-этическую сферу детей в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах, умело включая их в межличностное взаимодействие как со взрослыми, так и с другими детьми. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. При этом взрослый старается развивать у ребенка адекватную самооценку. При положительном эмоциональном принятии себя, ребенку с ЗПР важно научиться оценивать свое поведение, поступки, действия, продукты деятельности по определенным параметрам, стремиться исправить ошибки и улучшить результаты. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Взрослый постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, оказывает дозированную помощь.
Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм, взрослый, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или иного действия. Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами. Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
Приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется, как правило, двумя путями: под руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. Приоритетным является первый путь. По мере развития познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы ребенка с ЗПР, все большее значение приобретает его собственная активность и инициатива, а взрослые создают для личностного развития все условия.
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР состоят в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, сниженного темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному материалу.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
III. Адаптированная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
ПрАООП ДО для детей с ЗПР
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
3.2. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с АОП
АОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях средней дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» | Развитие сенсомоторной и зрительно-двигательной координации. | - Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения. - Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом. - Организация пальчиковой гимнастики вместе со сверстниками во время проведения индивидуальных и подгрупповых занятий воспитателем. |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы. - Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий. | - Охранительный режим. - Ступенчатый ввод ребенка в подгрупповые занятия с детьми. - Ступенчатый вывод ребенка из подгрупповых занятий с детьми. - Частая смена видов деятельности. |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | - Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?». - Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. | - Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания. - Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога. - Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя. |
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | - Расширение объема двигательной памяти. - Расширение объема зрительной памяти. - Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти. | - Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями. |
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» | - Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности. - Развитие наглядно-действенного мышления. - Развитие наглядно-образного мышления. | - Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий. - Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления. - Освоение приемов анализа, обобщения, сравнения, аналогии, абстрагирования и др. |
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | - Формирование предметно-изобразительных навыков. - Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец. - Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему. | - Совместное рисование в паре со взрослым, родителями. - Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями. - Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями. - Конструирование в паре со взрослым и сверстником. |
3.3. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Индивидуальные занятия | Воспитатели: Машкина Г.М., Романовская А.К. |
Психологическая помощь | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Индивидуальные занятия | Психолог: Ардашова Е.В. |
Логопедическая помощь | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Индивидуальные занятия | Логопед: Хабибова Э.Т. |
Музыкальные занятия | 2 занятия в неделю | 72 занятия (учебных часов) в год | Индивидуальные занятия | Музыкальный руководитель: Башкардина О.В. |
Индивидуальной план коррекционной работы учителя-логопеда
№ п/п | Основные направления логокоррекционной работы | Виды занятий |
1 | Развитие артикуляционной моторики: *артикуляционные упражнения; *мимическая гимнастика; *самомассаж языка, щек и губ. | Индивидуальные |
2 | Развитие мелкой и общей моторики: *пальчиковые игры и гимнастики; *пальчиковый самомассаж; *логоритмика. | Индивидуальные |
3 | Формирование правильного звукопроизношения гласных звуков. | Индивидуальные |
4 | Развитие фонематических процессов. | Индивидуальные |
5 | Уточнение, обогащение словаря по темам: * «Мир растений»; * «Мир животных»; * «Мир человека». | Индивидуальные |
6 | Совершенствование психологической базы речи: *расширение объема зрительной и слуховой памяти; *развитие слухового внимания; | Индивидуальные |
Индивидуальный план коррекционной работы педагога-психолога
№ | Основные направления работы | Виды занятий | Содержание занятий |
1 | Формирование произвольной деятельности | Индивидуальные | Дидактические игры, пальчиковая гимнастика, нейропсихологические упражнения |
2 | Формирование коммуникативной и игровой деятельности | Индивидуальные | Дидактические игры, задания и игровые упражнения, направленные на развитие умения действовать по образцу, на развитие эмоционального интеллекта. |
3 | Формирование продуктивного взаимодействия, элементарной саморегуляции | Индивидуальные | Дидактические игры, пальчиковая гимнастика, нейропсихологические упражнения. |
4 | Формирование социально-эмоциональных коммуникаций | Индивидуальные | Дидактические игры |
5 | Создание условий для овладения сенсорными эталонами, ориентации во внешнем мире, развития внимания, памяти, мышления | Индивидуальные | Дидактические игры, различный дидактический материал. |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Индивидуальные беседы | Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми | Индивидуальные консультации | В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников | Организация совместных праздников и досугов | В течение года Педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми | Индивидуальные консультации | В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе | Индивидуальные занятия со специалистами | В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития
5.1. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения АОП родителями и специалистами (начало года)
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | |||
ОО «Познавательное развитие» | |||
ОО «Речевое развитие» | |||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | |||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | |||
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
5.2. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения АОП родителями и специалистами (конец года)
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | |||
ОО «Познавательное развитие» | |||
ОО «Речевое развитие» | |||
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | |||
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | |||
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
5.3. Итоговый контроль
"Согласовано"
Методист ______________________Скрипченко Н.В.
Воспитатели: ___________________ Машкина Г.М., Романовская А.К.
Педагог-психолог: ___________________ Ардашова Е.В.
Специалист коррекционного профиля (логопед): ____________ Хабибова Э.Т.
С результатами работы за год ознакомлена
Родитель ________________Попова Анастасия Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка индивидуальной образовательной программы учащегося 4 класса с ограниченными возможностями здоровья по формированию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочное время
Под универсальными учебными действиями в современной педагогической науке понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной раб...
Программа психолого-педагогической помощи и индивидуальный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе распространение процесса инклюзии в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответ...
Коррекционно-развивающая программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14899416","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"300","style":"width: 680px; height: 425px;","width":"480"}}]]Коррекционно-развивающа...
Карта индивидуального образовательного маршрута на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В карте индивидуального маршрута заполняем разделы: "Диагностический этап", «Выявленные трудности и их причины», затем определяем цели и результаты, определяем с...
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Индивидуальная программа развития и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Структура индивидуальной образовательной программы.1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Индивидуальный учебный план4. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребёнка5. Условия кор...