Доклад на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
консультация по коррекционной педагогике

Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.

Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от сенсомоторного развития дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Слайд 1.

Тема: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 2. Актуальность темы

Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а также максимального использования сенситивных периодов развития и построения эффективной системы воспитательной работы.

Каждый возрастной период развития ребенка отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Такое положение говорит о том, что очень важно создавать благоприятные условия для развития ребенка, которые в свою очередь приведут к успеху умственного развития и эстетического восприятия мира, зависящие от сенсомоторного развития дошкольников. Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста уже могут хорошо различать сенсорные эталоны формы. Тем не менее, дети с задержкой психического развития (ЗПР), испытывают ряд трудностей в освоении сенсорных эталонов. Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ЗПР все еще не могут в полной мере различаться сенсорные эталоны формы.

Недостаточное сенсомоторное развитие ребенка дошкольного возраста приводит к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса развития представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением детей, имеют множество практического материала, который способствует не только достижению целей развития сенсорных функций, но и общему оздоровлению ребенка. При этом работа, которая начинается вовремя, дает возможность предупреждать появление вторичных отклонений.

На современном этапе роль воспитателя в основном состоит в раскрытии детям тех сторон явлений, которые могут остаться незамеченными, выработке отношения детей к этим явлениям, чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями  и сенсорными знаниями. Важно создать активную подготовительную среду, способствующую освоению сенсорных эталонов. При работе с детьми, имеющими ЗПР, важно придерживаться определенных принципов коррекционной работы, учитывать специфические потребности таких детей. Степень разработанности специальных методик и принципов работы с детьми, имеющими ЗПР, остается на низком уровне. Отмечается неготовность к целенаправленной работе с детьми, имеющими специфические потребности, отмечается отсутствие специально разработанных программ, обеспечивающих развитие представлений о сенсорных эталонах у детей с ЗПР.

Проблема исследования состоит в необходимости разработки специальных программ, направленных на развитие представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Слайд 3. Объект и предмет исследования

Объект исследования - развитие представлений о сенсорных эталонах формы.

 Предмет исследования – развитие представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Слайд 4. Цели и задачи

Целью исследования является изучение особенностей развития представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи исследования:

1. Определить  сущность и характеристики сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Составить психологический портрет ребенка с ЗПР.

3.Провести диагностику уровня развития сенсорных представлений формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

4. Разработать программу развития представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Слайд 5. Теоретические положения

- Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста – это восприятие и развитие представлений о сенсорных эталонах, внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсорное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

- Сенсомоторное развитие - один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия. В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

            В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ряд исследований показывает, что сенсорные способности ребенка являются не врожденными качествами, а развиваются в процессе взросления одновременно с физическим и умственным развитием ребенка, а так же служат показателем его общественного развития.

Слайд 6. Сенсомоторное развитие детей с ЗПР

- Особую категорию составляют дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР). У таких детей отмечается существенное отставание в развитии основных психических функций. В первую очередь у детей с ЗПР страдает сенсомоторное развитие, нарушены представления о различных сенсорных эталонах.

- Зрительное восприятие формы, цвета, размера у  детей с ЗПР фрагментарно, несовершенно и неосознанно. Неосознанность воспринимаемого является серьезным препятствием для построения отчётливых зрительных образов формы, цвета, размера объекта. Особые трудности возникают с восприятием сенсорных эталонов формы. Непонимание строения и пропорций формы задерживает развитие ребенка.

- Не выделяя форму, предметов, как существенный признак, ребенок с трудом овладевает действиями с этими предметами, бытовыми и практическими навыками. Но если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. При этом активизация процесса развития восприятия возможна при включении ребенка в доступные ему виды деятельности. Проблема развития представлений о сенсорных эталонах состоит также в том, что развитие таких представлений происходит в процессе деятельности, а у детей с ЗПР недостаточно развита ведущая деятельность, нет потребности в осуществлении тех или иных действий, отмечается недостаточная мотивация.

- У детей с ЗПР недостаточно развита речемыслительная деятельность, коммуникационная потребность, что влечет за собой нарушение познавательной сферы, других сфер психического развития. Все это существенно ограничивает возможности ребенка, делает затруднительным процесс овладения знаниями. Большая часть детей с ЗПР практически не вступает в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми. А ведь общение – важнейшее условие развития познавательной активности ребенка, условие полноценного развития.

- Одним из основных условий развития представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста, является полноценное взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками, и со взрослыми. Ребенок должен научиться элементарным правилам общения, поведения, у него должно быть развито сопереживание и эмпатия. Только при условии формирования у ребенка коммуникативной готовности, потребности в овладении теми или иными навыками, возможна успешная социализация и адаптация ребенка, дальнейшее развитие. При таких условиях формируются возможности для дальнейшего развития личности, самореализации.

Слайд 7. Психологический портрет ребенка с ЗПР

Общий психологический портрет детей с ЗПР можно охарактеризовать следующим образом:

- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Таким образом, трудности развития представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР заключаются в том, что у детей не сформированы базовые коммуникативные навыки, не развита потребностно-мотивационная  сфера. Начинать работу с детьми, имеющими ЗПР, необходимо с формирования у детей коммуникативных навыков, а также потребностей и мотивации к овладению теми или иными навыками, в том числе, сенсорными эталонами.

Слайд 8 Экспериментальная работа развитию представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Целью нашего исследования является определение уровня развития у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР представлений о сенсорных эталонах формы.

Задачи исследования:

1. Определить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах по методике «Коробка форм»

2. Провести исследование при помощи методики: «3 матрешки»

3. Провести исследование при помощи методики  Лоретты Бендер

4. Провести исследование при помощи методики «Срисовывание образцов».

5. По результатам диагностики составить систему коррекционной работы по развитию представлений о сенсорных эталонах формы у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

В исследовании принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с ЗПР.

Для достижения поставленных задач были подобраны следующие методики:

1. Методика «Коробка форм»

Целью данной методики является определение сформированности представлений детей о форме, а так же выявление умения соотносить плоскостную и объемные формы.

2. Методика «3 матрешки»

Целью данной методики является определение сформированности представлений дошкольников о величине и форме предметов.

3. Методика – тест Лоретты Бендер

Целью данной методики является определение уровня сенсомоторного развития посредством зрительной моторики. Данный тест предназначен для оценивания уровня развития способностей к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации дошкольников. Тест дает возможность оценить развитие способностей детей к копированию разных геометрических фигур и их сочетаний, определению форм.

4. Методика «Срисовывание образцов»

Целью методики является определение уровня развития у ребенка зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки и сформированность графических навыков

Слайд 9 рис

1. Определяя сформированность представлений детей о форме и выявляя умение соотносить плоскостную и объемные формы по методике «коробка форм» мы получили такие результаты:

36% детей имеют низкий уровень сформированности. Дети допускали ошибки и не могли самостоятельно справиться с заданием, обращаясь за помощью к педагогу. В процентном соотношении мы видим, что 47% детей старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют средний уровень. Эти дети самостоятельно находили правильные варианты, однако не сразу помещали фигурки в нужные места. 5% детей выполнили задание полностью без подсказок со стороны взрослого, правильно и быстро находили нужные отверстия для фигурок.

Слайд 10 рис.

2. Определяя уровень сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР о величине и форме предметов, мы обратились к методике «3 матрешки».

Таким образом, данные говорят о том, что некоторые дети показали низкий уровень в умении ориентироваться в трех  контрастных величинах. Возникли некоторые трудности в складывании трех матрешек. Дети, выполняя задание, допускали ошибки: брали части матрешек, несоответствующие по величине, нарушили порядок сборки («сначала самую большую…» и т.д.). Три ребенка с заданием не справились, несмотря на помощь педагога.

27% детей старшего дошкольного  возраста с ЗПР не справились с заданием. Однако 73% детей легко и быстро смогли подобрать правильную половину предмета и выполнили задание без помощи педагога.

Слайд 11 рис.

3. Для определения уровня сенсорного развития посредством зрительной моторики мы обратились к тесту Бендер. Полученные результаты были занесены в приложение 4:

Данные показывают, что на высоком уровне, находятся 15% детей. Присутствует значительное количество детей, получивших средний уровень развития сенсорных навыков – 70% детей. Низкий уровень присвоен 15 % детей.

Наглядно полученные результаты отражены в диаграмме на слайде :

Таким образом, мы видим, что 70% детей справились с полученным заданием, допуская минимум ошибок и редко обращаясь за помощью к педагогу. Их работы удовлетворяют всем поставленным требованиям, за исключением некоторых недочетов. 15% детей имею высокий уровень развития сенсомоторных навыков, они быстро и качество справились с поставленным заданием, не прибегаю к помощи педагога. Задание понимали сразу и с увлечением приступали к работе.

Однако 15 % детей не справились с заданием. Долго не могли понять суть задания, переспрашивали, приступая к выполнению, не могли отобразить наглядный материал даже после помощи педагога.

Слайд 12 рис.

4. Для определения уровня развития у ребенка зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки мы использовали методику «Срисовывание образцов

Таким образом, из таблицы мы видим, что есть дети, имеющие низкий уровень развития зрительно-моторной координации, в количестве 23% человек. Большинство детей, а именно 47% дошкольников, имеют средний уровень. А 23% дошкольников показали высокие результаты.

Полученные результаты отражают то, что 30% детей с ЗПР имеют низкий уровень развития зрительно-моторной координации. Низкая успешность при выполнении задания на срисовывание может быть обусловлена недостатками зрительного восприятия (неумением проанализировать образец, вычленить его отдельные части), низким развитием моторных навыков или же нарушением взаимодействия перцептивной и моторной функции, т. е. зрительно-моторной координации.

Средний уровень показали 47% детей, которые выполняли задание на удовлетворительном уровне, иногда обращаясь за помощью к педагогу. После некоторых подсказок успешно выполняли задание. На высоком уровне оказались 23% детей. Эти дети полностью и легко выполнили задание без подсказок педагога.

Слайд 13 Выводы

Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что детям, необходимо проводить дополнительную работу по развитию представлений о сенсорных эталонах.

Поэтому нами была составлена система коррекционной работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

При условии совместной работы и желания педагогов и родителей можно добиться положительного результата.

Слайд 14. Благодарю за внимание!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

 

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения

Для полноценного познания окружающего мира ребенка необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы....

Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...

Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...

Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"

Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...