Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Для полноценного познания окружающего мира ребенка необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_formirovanie_predstavleniy_o_tsvete_i_forme.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «НАДЕЖДА»
по теме: «Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения»
Выполнил(а) :
Дончук Лариса Георгиевна
учитель-дефектолог ГБОУ №11
С/П «Детский сад «Надежда»
г. Новокуйбышевска
г. Новокуйбышевск, 2018 год
Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы: рассматривать, ощупывать. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.
Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное – в обозначении этих свойств словом. Даже в старшем дошкольном возрасте дети путают название цветов, геометрических фигур, с трудом ориентируются в пространственных и временных отношениях, далеко не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов деятельности.
Установлено, что при задержке психического развития (в дальнейшем ЗПР) представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 40-50% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе ЗПР (кроме ЗПР, лежащей вследствие педагогической запущенности).
В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов.
Разработанная нами система коррекционно-педагогических мероприятий
по формированию представлений о цвете и форме у дошкольников с задержкой психического развития охватывает все стороны взаимодействия: учитель-дефектолог, воспитатель, специалисты ДОУ, родители.
Таким образом, осуществляется единство, целостность и неразрывность образовательно-воспитательного процесса, что способствует максимальному устранению нарушений в развитии сенсорного воспитания дошкольников с задержкой психического развития.
Например, при изучении лексической темы «Фрукты»: цель-уточнение и расширение представления детей об отличительных признаках (форма, цвет фруктов), я использую игры и упражнения «Угадай, что я загадала», «Назови предмет, его цвет, форму», «Что может быть красным, круглым».
На занятиях решаются и речевые задачи (согласование прилагательных с существительными, пополнение предметного словаря и словаря признаков)
Инструктору по физическому воспитанию рекомендуется с целью развития быстроты реакции, развития концентрации внимания, ловкости рук, развития мелкой моторики, закреплению цвета и формы предметов, использовать такие упражнения как: «Будь внимательным».
Воспитателям, с целью реализации поставленных задач на данном этапе, предлагаются игры «Волшебные трафареты», « Магазин», «Волшебные краски» где осуществляется совместная деятельность взрослого и детей по закреплению цвета и формы фруктов.
С целью развития слухового восприятия, активизации словаря по теме, музыкальному руководителю предлагается дидактическая игра с музыкальным сопровождением «Какая, какой, какая?»
Родителям рекомендуется ознакомиться с ширмой по теме «Фрукты», в которой представлены задания, игры, упражнения по данной теме. Для закрепления цвета и формы фруктов предлагается выполнить задания в альбоме: нарисовать свой любимый фрукт и составить о нем рассказ, совместно с детьми изготовить трафареты фруктов.
Работа по формированию представлений о цвете и форме состоит из 7 этапов.
Первый этап можно считать подготовительным, на этом этапе основной целью является формирование способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, прибегая к примериванию и пробам. Ребенок должен научиться устанавливать тождество предметов, выполнять инструкцию: «Дай такую же куклу, кубик и т.д.», подбирать парные картинки и игрушки.
На втором этапе внимание ребенка привлекается к какому-нибудь конкретному свойству предмета – цвету или форме. Опираясь на восприятие данного свойства, ребенок учится находить идентичные предметы, соотносить цвет или форму предмета с образцом-эталоном. Основная инструкция, которую я предлагаю ребенку, - «Дай такой же предмет», при этом от него не требую словесного обозначения выделенного свойства. В конце я подвожу итог деятельности ребенка: «Правильно, кубики одинаковые». Постепенно задача усложняется.
На третьем этапе ребенок выполняет задания на идентификацию предметов с образцом-эталоном, а педагог комментирует его действия. Постоянно называя цвет предметов, использую опредмеченные названия геометрических фигур. На четвертом этапе изменяется словесная инструкция. Если на предыдущих этапах педагог показывала предмет и сама называла его цвет или форму, то теперь перед ребенком ставится задача подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции – «Дай красное колечко, покажи синюю полоску, найди все кружочки». Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме. Важно создавать игровую мотивацию деятельности ребенка, поощрять его успехи.
Главной задачей следующего, пятого этапа работы является формирование умения словесно обозначать цвет или форму предметов. В этот период важно чтобы весь прежний опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Для ребенка с недоразвитием речи этот этап является наиболее трудным. Здесь педагог должен проявить терпение и настойчивость. Необходимо подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, продумать методику занятий по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
Ребенку постоянно оказывается дозированная помощь: можно подсказать начало слова, первый звук, задать наводящий вопрос. Целесообразно изготовить карточки-эталоны, состоящие из трех квадратов: в первом квадрате изображается бесформенное цветовое пятно, во втором квадрате – предмет, цвет которого является постоянным его свойством, а третья часть остается пустой: по заданию педагога ребенок выкладывает предметы, подходящие по цвету.
Закрепление названий цвета и формы должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе и на занятиях по развитию речи, где дети будут учиться изменению прилагательных в роде, числе, падеже, согласовывать их с числительными и существительными, сравнивать предметы по цвету и строить соответствующие предложения.
На шестом этапе основное внимание уделяется формированию умения группировать предметы по какому-либо сенсорному признаку. Ребенку нужно предлагать задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесном отчете ребенка о выполненных действиях. Следует учить ребенка выделять нужное свойство и абстрагироваться от «лишних» признаков.
На седьмом этапе закрепляется умение ребенка видеть цвет и форму пред-
метов, передавать их в продуктивной деятельности. На занятиях по развитию
речи становится возможным составление описательных рассказов. Ребенок
достигает умения отгадывать загадки о предметах – узнавать их описанию.
Расширяется словарь признаков, ребенок самостоятельно называет основные, промежуточные цвета, их оттенки, форму предметов и их частей.
Работа по формированию представлений о цвете и форме у дошкольников с задержкой психического развития, проводимая в системе коррекционно-педагогических мероприятий, дает положительные результаты.
При работе с родителями на разных этапах нами использовались как традиционные , так и интерактивные формы работы:
- семинары;
- индивидуальные консультации;
- подгрупповые консультации, на которых родителям оказывались методическая помощь в организации индивидуальных домашних занятий;
- знакомства с основными методами и приемами по формированию полноценных представлений о свойствах предметов;
- стенд взаимосвязи дефектолога с родителями «Учимся вместе»:
- совместное выполнение детьми и родителями заданий в альбоме «Развиваем сенсорное восприятие».
Для детей были приобретены тетради «Окружающий мир. Природа», «Предметы». Темы занятий в тетрадях соответствуют перспективному планированию в системе коррекционной работы по данному направлению.
Таким образом, результаты обучения выявили положительную динамику сенсорного развития детей старшего возраста с ЗПР.
Библиография
- Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук. Ярославль., 2012.
- Борякова Н.Ю., Соболева А.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2002.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 2008.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль., 2005.
- Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,2003.
- Забрамная С.Д., Костенко Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...
Проект "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Представление результата-продукта: 3 систематизированных комплекса игр, направленных на формирование сенсорного, слухового и мотрно-двигательного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР....
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...
Конспект занятия по развитию пространственных представлений посредством конструирования из бумаги для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Зайчик беленький"
Один из эффективных видов деятельности для дошкольников с ЗПР - консруирование из бумаги. Оно способствует развитию всех психических процессов, получению игрового опыта, обогащению словаря,развитие ме...
Доклад на тему: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНАХ ФОРМЫ ПРЕДМЕТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напрямую зависит от раннего нача...