Принцип «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
статья
Предварительный просмотр:
Лекарева Алла Александровна
МБДОУ ЦРР детский сад №12 «Звёздочка»
Принцип «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
В формировании пространственного ориентирования реализация принципа приоритета целостности предполагает особую организацию учебного материала и его изучение, воспитание определенного характера умственной деятельности, как ребенка, так и педагога.
Данный принцип может реализоваться следующим образом:
1. Определение порядка формирования пространственных представлений: от топологических как наиболее общих, в проективных и далее к метрическим. Так объекты на начальном этапе восприятия рассматриваются как абстрактное целое, как часть пространства. Большое значение имеет расположение объекта в пространстве относительно начала отсчета в различных системах отсчета и пространственные отношения с другими объектами; конкретизация объекта через выяснение форм, размеров, и т.д.
2. Определение последовательности изложения геометрического материала от объемных фигур плоских двумерных, затем к одномерной точке. Примерами объемных фигур являются реальные предметы, а моделями плоских двухмерных – плоские поверхности предметов.
3. Организация знакомства с новым видом фигур. Такой подход способствует развитию логического мышления через установление связей между фигурами и их отдельными случаями. Знакомство с новой фигурой желательно начинать с такой фигуры, образы которой удерживается в опыте ребенка и в которой можно выделить определенные фигуры, уже знакомые детям.
Принцип приоритетности целостного подхода в формировании пространственных представлений предполагает реализацию идеи фузиционизма, сущность которого заключается в совместном изучении объемных и плоских фигур. При этом плоские фигуры изучаются как части объемных фигур (например, отношения между фигурами рассматриваются сразу в пространстве, а не на плоскости, из-за того, что это более естественный процесс для детей; он позволяет рассмотреть различные случаи геометрических отношений).
Учитывая вышеупомянутые принципы, определены основные пути формирования пространственных представлений:
1. Определение приоритетности деятельности образных компонентов в мышлении ребенка; актуализации аналитического мышления; постоянное обращение к пространственным образам в процессе изучения геометрического материала.
2. Ориентирование содержания обучения на индивидуальное развитие личности ребенка с задержаным психическим развитием, что обеспечивает детей такими знаниями, которые помогут постепенно сформировать целостное представление мира. Поэтому содержание и организация его изучения пространственных представлений должны быть ориентированы на создание условий для реализации межпредметных связей, общее, достаточно широкое трактование одного и того же понятия, рассматривается в различных ситуациях. Это позволит детям сформировать общие представления об объекте, явлениях, процессах; исследовать их с определенной степенью детализации и в определенных аспектах, на новых, более высоких уровнях познания. Готовность ребенка к познавательной деятельности, создавая на разных этапах познания картины мира (как некоторую целостную структуру), что предполагает осознание ребенком существования реальных связей с другими элементами, осознание различия геометрического и окружающего пространства.
Исследование Н. Уманской показывают, что изучение особенностей пространственных представлений у детей-олигофренов старшего дошкольного возраста дает возможность определить эффективные средства развития этих представлений и подготовить детей к обучению в специальной школе.
Н. Уманская считает, что формирование пространственных представлений связано с общим развитием познавательной деятельности и чем лучше развита и теснее связана познавательная деятельность с практикой, тем лучше развиты у детей пространственные представления; детям легче понять пространственные отношения между собой и предметами, чем только между предметами. Правильное употребление в языке пространственных прилагательных, наречий, предлогов у умственно отсталых детей ниже уровня понимания их значения. Это объясняется отставанием активной речи от пассивной. Поспешность введения пространственной терминологии на ранних этапах, когда ребенок еще не осознает своего практического опыта, приводит к тому, что слово усваивается формально и не становится средством осуществления деятельности.
Так, Л. Кассал конкретизировала значимость дидактического принципа коррекционно-развивающего влияния на формирование пространственного ориентирования и разработала оригинальные формы и методические приемы развития пространственных представлений, которые оказывают содействие положительным изменениям в структуре умственных действий детей с ЗПР.
Результаты исследования, проведенного М. Аббасовым, которое изучало развитие пространственных ориентирований у учеников вспомогательной школы, свидетельствуют, что у детей с недостатками интеллекта формирования пространственных представлений и понятий проходит с большими трудностями и намного медленнее, чем у нормально развитых детей.
Для преодоления этой трудности, как указывают указанные авторы, следует применять графические упражнения. Графические задачи имеют много преимуществ, для изучения ориентирования на листе бумаги.
Во-первых, они дают фиксированные результаты, которые позволяют осуществить сравнительный анализ;
во-вторых, они дают возможность детям видеть и исправлять свои ошибки, которые чаще всего вызваны недоразвитием графических умений: плохой зрительно-двигательной координации, недиференцированности самого графического действия (силы нажима на карандаш, недостаточной осознанности смысла работы и последовательности ее этапов).
Анализ литературы свидетельствует, что своевременно проведенная коррекционная работа, которая направлена на формирование пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста с ЗПР, облегчит процесс овладения ими школьным материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....
Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы для детей с ЗПР. В последние годы наряду с ЗПР в...
Развитие пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования
Статья о развитии пространственных представлений у старших дошкольников с ЗПР в условиях инклюзивного образования....
Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В статье представлена структура работы по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Тематическое планирование по программе формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
В этой программе использованны элементы коррекционной нейропсихологической методики «Метод замещающего онтогенеза» А. В. Семенович...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной дея...
Формирование эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством сказкотерапии
Аннотация. Статья рассматривает проблему задержки психического развития у детей и необходимость специальной поддержки и внимания со стороны специалистов дошкольного образования. В частности, она ...