Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:
1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движения пальцев рук расположены очень близко. Активизируя соответствующие отделы головного мозга путём стимуляции тонкой моторики, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
2. Ранний возраст - сензитивный период для сенсорного развития.
3. Для ребенка раннего и младшего дошкольного возраста гораздо важнее сам процесс рисования, чем его конечный результат.
4. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья путем приобщения к художественному творчеству.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать следующие научные аспекты:
1. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь (центр Брока и центр Вернике) и движения пальцев рук расположены очень близко. Активизируя соответствующие отделы головного мозга путём стимуляции тонкой моторики, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
2. Ранний возраст - сензитивный период для сенсорного развития.
3. Для ребенка раннего и младшего дошкольного возраста гораздо важнее сам процесс рисования, чем его конечный результат.
4. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Планируя приобщение ребенка к художественному творчеству, необходимо учитывать:
- паспортный и биологический возраст ребенка;
- физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный момент;
- темперамент ребенка;
- индивидуальные особенности ребенка.
Занятия включают в себя 5 вариантов художественного творчества:
- Рисование;
- Лепка из пластилина и солёного теста;
- Наклеивание и склеивание предметов;
- Создание печатей;
- Рисование на манке.
Рисование. На занятиях используются различные техники рисования:
- Кисточкой (Этот способ рисования можно назвать классическим. Малыш учится правильно держать кисточку, проводить линии или примакивать);
- Ватными палочками (Этот способ рисования помогает малышу сосредоточиться, чтобы с помощью палочки оставить ровный след);
- Губкой (Ширина следа, оставляемого губкой, зависит от силы нажима, поэтому малыш может экспериментировать с линиями, а рисунки, выполненные в этой технике, получаются яркими и выразительными).
Перед началом занятия педагог делает заготовку, к которой в последствии ребенок добавит недостающий элемент. После выполнения задания, предложенного педагогом, ребенок может взять чистый лист бумаги и изобразить на нем то, что считает нужным.
Лепка из пластилина и солёного теста.
Пластилин, тесто и другие материалы, пригодные для лепки, дают детям 1-3 лет прекрасную возможность для свободного творчества. Пластилин – более упругий материал, тесто же – мягкое и гибкое, лучше поддаётся физическому воздействию.
Наклеивание и склеивание предметов.
Малыши еще не в совершенстве владеют навыком выполнения многоступенчатого действия (работа с клеем предполагает именно такие действия), поэтому можно предложить малышам сыпать мелкие детали на заготовку, смазанную клеем.
Создание печатей.
Суть данного метода рисования проста: прижать предмет к краске, а потом к бумаге. В качестве печатей может быть использован практически любой предмет.
Рисование на манке.
Такой способ рисования даёт ребенку возможность тактильного взаимодействия с природным материалом. Малыш может рисовать палочками, руками, маленькими грабельками, у него всегда есть возможность засыпать лишнее и нарисовать заново.
Учитель-дефектолог Галеева Ю.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/01/picture-239484-1672596640.jpg)
Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-403821-1392560174.jpg)
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.
Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-63564-1700131942.jpg)
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-383289-1389866321.jpg)
презентация Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста путем нетрадиционных техник изодеятельности.
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста путем нетрадиционных техник изодеятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/05/picture-1257934-1593976423.jpg)
«Создание дидактического пособия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Проблема развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день и заключается в том, что ведущие современные психологи и педагоги в области дошкольного о...
Методическое пособие на тему: "Формирование и развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
laquo;Методическая разработка в области инклюзивного образования» направлена на поиск наиболее эффективных путей и способов организации и проведению игр на сформированность мелкой моторики. Обо...