«Формирование звукопроизношения у детей с задержкой психического развития».
методическая разработка по коррекционной педагогике

Анжелика Радиковна Хайретдинова

Формирование звукопроизношения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет большое значение, так как проблемы в этой области являются одними из наиболее частых недостатков речевого развития у таких детей. Правильное звукопроизношение способствует развитию языковой способности, облегчает общение и взаимодействие с окружающими, улучшает восприятие, внимание, память и мышление. Коррекция звукопроизношения у детей с ЗПР требует специальной логопедической помощи, так как этот процесс происходит сложнее и дольше, чем у здоровых сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razitie_rechi_u_detey_zpr_broshyura1_1.docx55.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методические     рекомендации    логопеда

«Формирование звукопроизношения

у детей с задержкой психического развития».

г. Дюртюли

2011 г.

               Утверждено на районном методическом объединение

                  Учителей-логопедов  и дефектологов.

 

Составила: учитель- логопед МБДОУ Детский сад № 4

« Елочка»  г. Дюртюли

Хайретдинова А. Р.

Учитывая особенности симптоматики и механизмов нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР, можно выделить следующие стадии коррекционной работы:

I стадия (предварительная) имеет целью подготовить слуховую, моторную и зрительную систему к последующей работе над звуками.

II стадия – уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

III стадия – коррекция нарушенных звуков речи.

   

     I (предварительная) стадия

На предварительной стадии коррекционная работа проводится по следующим направлениям:

  1. Развитие слухового восприятия, слухового внимания, слуховой памяти;
  2. Развитие ручной и речевой моторики;
  3. Развитие зрительно-пространственных функций;
  4. Формирование временных представлений;
  5. Развитие ритма;
  6. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.

Развитие слухового восприятия.

Примерные игры и упражнения

 « Узнай звук»

Логопед воспроизводит за ширмой различные неречевые звуки: шуршание бумаги, забивание гвоздя, защелкивание замка портфеля или сумки, перелистывание страниц книги или тетради, стук карандаша по столу и др. Дети слушают звуки с закрытыми глазами, а затем определяют, что звучало.

«Что звучало?»

Вначале детям предлагается поиграть с различными игрушечными музыкальными инструментами   (дудочкой, барабаном, колокольчиком, гармошкой, балалайкой и др.) Затем логопед воспроизводит за ширмой звучание одного из игрушечных музыкальных инструментов и предлагает детям определить, какой инструмент звучал. Первоначально предлагаются контрастные звучания (дудочка- барабан, бубен- колокольчик), а затем более близкие по звучанию (барабан-бубен).

«Тихо, громко»

Дети становятся друг за другом и идут по кругу. Логопед стучит в бубен то тихо, то громко. Если звук бубна тихий, дети идут на носочках, если более громкий - бегут. Кто  ошибся, тот становится в конец колонны.

« Где хлопнули»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается ведущий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

«Будь внимателен»

Педагог сообщает детям, что он будет называть различные слова. Как он только назовет дерево, дети должны хлопнуть в ладоши. При произношении других слов хлопать нельзя. Тот, кто ошибся,  выбывает из игры.

«Кто  плавает?»

Педагог говорит детям, что он будет произносить слово плывет, с другими  словами          (лодка плывет, утка плывет и т.д.), но иногда он будет ошибаться (например, самолет плывет, камень плывет). Дети должны хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры педагог произносит словосочетания медленно, чтобы дать возможность детям правильно выполнить задание. В дальнейшем темп ускоряется, паузы становятся короче.

Развитие ручной моторики

Упражнения на статическое воспроизведение положений пальцев рук, воспроизведение образов предметов с помощью пальцев.

« Крыша дома»

«Флажок»

«Лодочка»

«Пароходик»

«Коза»

«Очки»

«Стол»

«Птичка пьет водичку»

«Цветок»

«Улитка»

«Солнечные лучи»

 И т.д.

Упражнения на координацию и динамическую организацию движений

« Пальчики здороваются»

«Оса»

«Дети бегут»

«Игра на рояле»

«Поочередное сгибание пальцев»

«Поочередное разгибание пальцев»

«Лесенка»

Пальчиковые игры

« Пальчики»

«Кто приехал?»

«Сидит белка»

«Этот пальчик»»

И т.д.

Конструирование

  1. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок, чашек, кубиков);
  2. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3, на 4. Первоначально картинки складываются по образцу, в дальнейшем – по памяти.
  3. Обведение контуров предметных изображений.
  4. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;
  5. Вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;
  6. Расстегивание пуговиц, шнурование;
  7. Работа с мозаикой;
  8. Работа с пластилином;

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ

Развитие движений мышц лица

Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание левого, правого, оскаливание зубов, надувание щек, задувание свечи и др.

Развитие артикуляторных движений

Рекомендуемые артикуляторные упражнения на I стадии

Гимнастика для губ и щек

  1. Надувание обоих щек одновременно
  2. Надувание щек попеременно
  3. Втягивание щек в ротовую полость
  4. Сомкнутые губы вытягиваем  вперед  трубочкой, а затем  возвращаются в нормальное положение
  5. Оскал: обнажаются оба ряда зубов
  6. Чередование: оскал-хоботок
  7. Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для челюстей

  1. Опускание и поднимание нижней челюсти
  2. Движение нижней челюсти вправо
  3. Движение нижней челюсти влево
  4. Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево

Гимнастика для языка

«Лопатка»

«Иголочка»

«Лопатка- Иголочка»

«Маятник»

«Оближем губки»

«Почистим губки»

«Качели»

«Конфетка»

Развитие ритма

Вначале тренируют детей на восприятие и правильное воспроизведение звеньев из одинакового количества ударов (.. .. .., … … …). Далее даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов ( слабые и сильные удары с короткими и длинными промежутками: .._, …_,_.._,_..,_..._,.._..).

Развитие дыхания

Игровые упражнения

«Пилка дров»

« Погреться на морозе»

«Надуй игрушку»

«Листья шелестят»

«Бабочки»

«Снежинки летят»

«Задуть свечу»

«Покатать карандаш»

«Чайник закипел»

Развитие речевого дыхания и голоса

 «Эхо»

«Вьюга»

«Дует ветер»

«Лесенка»

«Корова и телята»

«Кто как кричит»

Закрепление речевого дыхания в процессе речи

 В процессе развития речевого дыхания на длительном плавном выдохе вводятся речевые упражнения: проговаривание предложений, добавление фраз в стихотворения.

II стадия коррекции нарушений звукопроизношения

Основным содержанием этой стадии является уточнение артикуляторного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков.

На этой стадии логопедическая работа проводится в следующих направлениях:

1)  развитие артикуляторной моторики;

2)  развитие элементарных форм фонематического анализа и синтеза;

3) уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков.

Выделенные направления логопедической работы реализуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторной моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и артикуляторного образа звука.

 Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Развитие артикуляторной моторики

На второй стадии продолжается развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.

Дополнительные артикуляторные упражнения для губ

1.  Поднимание только верхней губы — обнажаются только верхние зубы.

2.  Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.

3.  Показать зубки (одновременно поднимается вверх верхняя губа и опускается вниз нижняя губа).

4.  Имитация полоскания зубов.

5.  Закусить нижнюю губу верхними зубами.

6.  Закусить верхнюю губу нижними зубами.

7.  Чередование двух предыдущих движений.

8.  Вибрация губ (фырканье лошади).

9.  При выдохе удерживать губами карандаш или стеклянную (пластмассовую) трубочку.

Дополнительные артикуляционные упражнения для языка

1.  Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.

2.  Присасывание к небу спинки языка.

3.  Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к1 верхней десне, к нижней десне.

4.  Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее — на верхнюю и нижнюю губу, затем — на верхние и нижние зубы.

5.  Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.

6.  Желобок внутри ротовой полости

Уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков

На второй стадии работа проводится над артикуляторно простыми звуками, которые правильно произносятся детьми, в следующей последовательности: а, у, и, о, ы, э, м, н, д, г, т, к, ж. В процессе уточнения слухо-произносительных образов звуков широко используется звукоподражание.

Приведем фрагменты занятий.

Тема занятия: звук у. Содержание занятия.

1.  Организационный момент.

2.  Развитие ручной моторики.

3.  Артикуляторная гимнастика для нижней челюсти, губ, языка.

4.  Знакомство с картинкой «В лесу» и беседа по ее содержанию:

— Кто нарисован на картинке?

— Волк.

— Что делает волк? (Как подает голос?)

— Воет.

— Как воет волк?

■■■     -У-у-у-   ,

5.  Произнесение вместе с логопедом звука у.

— Давайте все вместе произнесем, как воет волк.

— А теперь послушаем, как каждый из вас научился произносить этот звук.

6.  Уточнение артикуляции звука у.

Логопед предлагает детям произнести звук у перед зеркалом и следит за тем, чтобы дети вытягивали губы вперед.

— В каком положении губы, когда мы произносим звук у? Они растянуты или вытянуты вперед трубочкой?

— Губы вытянуты вперед трубочкой. (Все дети повторяют.)

— Касается ли кончик языка зубов?

— Не касается, кончик языка отодвинут назад. (Дети повторяют.)    

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

— Приложите ладонь к горлышку и произнесите звук у. Дрожит ли горлышко?

— Дрожит.

— Правильно. Горлышко дрожит. Звук у произносится с голосом. (Дети повторяют.)

Итак, как же мы произносим звук у1 (Дети договаривают предложение. Губы ... (трубочкой), кончик языка ... (не касается зубов), горлышко ... (дрожит).) Дети повторяют артикуляцию звука у.

7.  Закрепление четкого произношения звука у в словах.

.    7.1. Вывешивается картинка «Девочка заблудилась в лесу». Проводится беседа по картинке.

— Кто нарисован на картинке?

— Девочка.

— Что случилось с девочкой?

— Она заблудилась в лесу.

— Как кричит девочка?

— Ау-ау-ау.

— Давайте поможем девочке и произнесем все вместе: «Ау-ау-ау».

7.2.  Вывешивается картинка «Малыш плачет». Проводится аналогичная работа со звукосочетанием у а.

7.3.  Работа по картинке «Филин сидит на суку».

— Кто нарисован на этой картинке?

— Филин.

— Знаете, как филин кричит? Фу-бу, фу-бу. (Дети повторяют.)

7.4.  Работа по картинке с изображением свиньи.

— Кто нарисован на картинке?

— Свинья.

— Когда свинья сыта, она лежит и тяжело дышит: «Уф-уф-уф».

8.  Повторение слогов со звуком у в четверостишиях. Бу-бу-бу — белка на дубу.

Ту-ту-ту — улицу мету. Ду-ДУ-ДУ — домой иду. Лу-лу-лу — я несу пилу.

9.  Развитие фонематического анализа.

III стадия — коррекция нарушенных звуков речи

В соответствии с традиционной методикой коррекции нарушений звукопроизношения на этой стадии ставятся задачи постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи.

Этап постановки звука

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

Этап постановки звука у детей с ЗПР вызывает значительно большие трудности, чем у детей с нормальным психическим развитием, что обусловлено недоразвитием слуховой дифференциации звуков речи, нарушением речевой моторики, снижением аналитико-синтетической деятельности. В связи с психологическими особенностями детей с ЗПР, на этапе постановки звука используется восприятие различной модальности: зрительное восприятие артикуляции, использование кинестетических, тактильных, тактильно-вибрационных ощущений, уточнение слухового образа звука, связь акустического образа звука с неречевыми звуками и др.

Развитие восприятия речи проводится с использованием заданий на имитацию слогов. Предлагаются слоги с правильно произносимыми звуками, со стечением и без стечения согласных: тух, кан, кван, клень, двон и др.

Уточняется, прежде всего, слуховой образ звука. Звук соотносится с неречевыми звуками (с — как течет вода из крана, з — как звенит комар, ш — как шелестит листва, ж — как жужжит жук и т. д.).

На этапе постановки звука развитие фонематического анализа и синтеза предполагает формирование умения выделять отрабатываемый звук в слове, определять его место, дифференцировать от других звуков, прежде всего, далеких по звучанию и артикуляции. Например, при постановке звука с можно дать следующие задания: поднять флажки, если в слове слышится звук с; отобрать картинки, в названии которых имеется звук с; определить место звука с (начало, середина, конец) в словах: сом, лес, осы, сад, нос, усы. С учетом уровня сформированности звукового анализа и синтеза у детей, их возраста (дошкольники или школьники) в работу можно включить 'и задания по развитию сложных форм фонематического анализа. Например, детям предлагается определить, каким по счету звук с является в словах усы, нос, носок, миска и др., нарисовать графическую схему слова и отметить на ней место звука с. При этом необходимо помнить, что на этом этапе фонематический анализ осуществляется детьми только на основе слухового восприятия, без произнесения слова.

На этапе постановки звука большое внимание уделяется развитию речевой   моторики

Основные способы постановки звука

1.  По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. У детей с нормальным интеллектуальным развитием подражание достаточно хорошо сформировано. Однако по подражанию звук можно поставить лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с ЗПР постановка звука на основе подражания редко достигает желаемого результата.

2.  Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение. Например, при губно-губном произношении звука с нижняя губа отодвигается вниз с помощью пальцев. При межзубном произношении звука с кончик языка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя.

3.  Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи. Например, звук ш можно поставить от звука с. Предлагается произнести звук с и поднять кончик языка вверх.

4.  Постановка звука от артикуляторного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем убрать ее внутрь рта и подуть на язык.

5.  Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего используются смешанные способы, постановка от правильно произносимых звуков, от артикуляторного уклада.

Как правило, у дошкольников с ЗПР проводится индивидуальная постановка звука. У младших школьников с ЗПР используется как индивидуальная, так и фронтальная форма работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования театрализованной деятельности в формировании монологической речи детей с задержкой психического развития.

в данной статье в доступной для неспециалистов форме освещается применение театрализованной деятельности для работы  детьми с ЗПР...

Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития

Презентация учителя-логопеда Мушковой Е.А для педагогов МБДОУ№73 Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития...

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Влияние антипедагогического уклада семьи на формирование отклоняющего поведения детей с задержкой психического развития

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последнее имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых шк...

«Особенности формирования описательной речи детей с задержкой психического развития»

В коррекционной работе с детьми с ЗПР формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного обучения....