Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
презентация по логопедии

Елена Алексеевна Мушкова
Презентация учителя-логопеда Мушковой Е.А для педагогов МБДОУ№73
 Артикуляционная гимнастика как средство нормализации звукопроизношения у детей с задержкой психического развития
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx239.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА МАСТЕР КЛАССА УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА МБДОУ 73 МУШКОВОЙ Е.А АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО НОРМАЛИЗАЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 2

Дети с ЗПР – это особые дети, находящиеся как бы на мостике между двумя островами, один из которых носит название «норма», а другой «интеллектуальная недостаточность». Эти дети характеризуются замедленностью, страдают все виды памяти, внимание нестойкое.

Слайд 3

Проблемы возникают как с импрессивной , так и экспрессивной речью. Сенсорная или импрессивная речь отвечает за восприятие и понимание. При нарушении сенсорной зоны коры головного мозга, где хранятся звуковые образы слов, человек будет их слышать, но не понимать. Таким образом, он становится невосприимчивым к речи при нормальном слухе.

Слайд 4

У экспрессивной речи тоже есть второе название – моторная. Она отвечает за воспроизведение слов. При нарушении человек произносит только неразборчивый набор звуков, но при этом понимает, что ему говорят.

Слайд 5

Часть дошкольникв с ЗПР практически не владеют речью – пользуются несколькими лепетными словами или звукокомплексами . Прежде всего это связано с несовершенством движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти

Слайд 6

В большинстве случаев у детей наблюдается лёгкая форма дизартрии — стёртая .Дизартрия — это речевое нарушение, которое развивается в результате органического повреждения участков головного мозга . При этом наблюдается ограничение подвижности не только речевой, но и мимической мускулатуры

Слайд 7

Существуют различные аномалии и нарушения в строении артикуляционного аппарата. 1Укороченная подъязычная связка (уздечка) языка. При этом дефекте движения языка оказываются затрудненными, т. к. слишком короткая уздечка не позволяет языку высоко подниматься и язык не оказывает необходимого давления на верхний зубной ряд,

Слайд 8

2.Нарушение может быть вызвано языком: либо слишком большим и неповоротливым, либо наоборот слишком маленьким и узким. У языка может наблюдаться гипотонус или гипертонус .

Слайд 9

3.Нарушения звукопроизношения могут вызвать аномалии прикуса прогению прогнатию , неправильное строение зубов или их отсутствие, неправильное строение зубного ряда. Например, при больших расщелинах между зубами, язык в момент речи может попадать в эти расщелины искажая звукопроизношение.

Слайд 10

4.Толстые губы, также как и укороченная малоподвижная верхняя губа, затрудняют произношение. Многие дошкольники с ЗПР, имеют привычку держать язык между зубами, при этом отмечается гипертрофия языка, губ, изменяются глотательные движения, развивается открытый прикус и другие аномалии, в связи с чем и нарушается звукопроизношение.

Слайд 11

5.Отрицательно сказывается на звукопроизношении и неправильное строение неба: узкое, слишком высокое, так называемое «готическое» небо.

Слайд 12

Отмечается недостаточность речевой моторики у дошкольников с ЗПР: движения языка неточны, трудность удержания позы, переключения от одного положения к другому

Слайд 13

Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.

Слайд 14

Перед тем как приступить к постановке звуков, мы вместе с детьми изучаем строение органов артикуляционного аппарата. В игровой форме обращаю внимание на движения губ, языка и характер выдыхаемой воздушной струи. Сидя у зеркала предлагаю ребенку показать на себе рот, язычок, зубки. Позднее предлагаю показать на себе нижнюю губу, верхнюю губу, верхние передние – нижние передние зубы.

Слайд 15

Затем знакомимся с нашим главным органом речи – языком. Предлагаю ребенку показать язычок, образец даю сама, затем даю указание: положить язычок на нижнюю губу и рассмотреть его. Вместе с ребенком рассматриваем язык, находим его кончик, спинку, боковые края, корень языка..

Слайд 16

На начальном этапе логопедической работы с детьми возможно применение элементов пассивной артикуляционной гимнастики. Пассивная гимнастика предполагает проведение следующих упражнений: собирание губ в «трубочку»; растягивание губ в «улыбочку»; поднимание верхней губы с обнажением верхних дёсен; опускание нижней губы с обнажением дёсен; приподнимание кончика языка; подтягивание языка вперёд.

Слайд 17

Так же можно использовать самомассаж мышц языка во время проведения динамической паузы на занятиях. * «непослушный язычок» - пошлёпать губами язык, произнося « пя-пя-пя »; * « покусывание » - легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад; * «поглаживание языка губами» - просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

Слайд 18

В группе детей с ЗПР важен принцип повторяемости, это объясняется сниженной способностью детей данной категории автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения периодически повторяющиеся из занятия в занятие, в одной и той же форме, ребенку надоедают. Для того чтобы заинтересовать детей, это относится к старшей подгруппе, можно использовать комплекс упражнений в виде адаптированных сказок с детьми в вечернее время.

Слайд 19

Адаптированные сказки с движениями Путешествие бусинки Путешествие язычка, могут использовать воспитатели для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.Подобное закрепление материала во второй половине дня является дополнительной коррекционной тренировкой. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности

Слайд 20

Кроме того, возможно использование различных предметов для выполнения упражнений. Например упражнения с деревянным одноразовым шпателем: Использование нетрадиционного оборудования при выполнении артикуляционной гимнастики, элементов массажа, игровых обучающих ситуаций позволит достигнуть высоких результатов в развитии речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов)

«Игровая мотивация как средство повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития на психологических занятиях» (с использованием героев современных мультипликационных фильмов...

« Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи»

Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи  У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её...

Отчёт учителя – логопеда Зюляевой М. С. по теме самообразования: «Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи»

Я работаю над темой "Артикуляционная гимнастика - эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи" уже 4-ый год....

«Формирование звукопроизношения у детей с задержкой психического развития».

Формирование звукопроизношения у детей с задержкой психического развития (ЗПР) имеет большое значение, так как проблемы в этой области являются одними из наиболее частых недостатков речевого развития ...