Конспект организованной образовательной деятельности индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения. Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Лесное приключение Маши» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 5
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgrup.docx996.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14»  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

индивидуальное занятие

по коррекции звукопроизношения.

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема:

«Лесное приключение Маши»

в группе № 6 для детей с задержкой

психического развития в возрасте  5-7 лет.

                                      Выполнил:

                                                      учитель - дефектолог

                                                                Якунина Наталья Павловна

                                                                     

 

        г. Туймазы.

Постановка звука «Ш».

Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать  кинестетический  образ  звука «Ш» (ощущения положения органов артикуляции);

- активизировать длительную  направленную  воздушную струю;

- формировать умение  правильно произносить звук «Ш» по подражанию;

- закреплять умение выделять звук «Ш» из ряда слогов и слов;

- продолжать формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза;

- закреплять умение формировать  артикуляционный уклад в отраженном произношении за учителем - дефектологом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Коррекционно-развивающие:

- развивать  артикуляционный  аппарат;

- развивать фонематический  слух;

- устранять дефектное  произношение звука  «Ш»;

- развивать грамматический строй речи, формировать навык самоконтроля за собственной речью;

- развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- воспитывать стремление овладеть правильной речью;

- воспитывать самостоятельность.

Образовательная область:  речевое  развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методические приемы: 

Наглядные: рассматривание картинок, показ артикуляции.

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.

Практические: дидактические  игры и упражнения, сухой бассейн.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint «Автоматизация звука «Ш»  по сказке  «Маша и Медведь», музыкальный фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь», зеркало настенное, схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука «Ш»; картинки - символы   для артикуляционной гимнастики, ватные шарики, сухой бассейн с гречневой крупой, предметные картинки: шина, кукушка, уши, пушка, бабушка, дедушка, штанга, кошка, шапка, шуба, душ, мышь, камыш.

Ход индивидуальной организованной образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

(Звучит  «Песня про дружбу»  из мульфильма «Маша и медведь». Минусовка).

Учитель – дефектолог: Здравствуй, Аня. Давай возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.  

Мы сейчас посмотрим  вправо,

А теперь посмотрим  влево,

В центре круга соберемся,

И на место мы вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Учитель - дефектолог привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).

- Положи ладони в бассейн, закрой глаза,  почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь?

Аня: Крупинки острые, они сильно колют  ладошки, пальчики.

Учитель – дефектолог: Давайте копнем поглубже, вдруг найдем там что-нибудь интересное?

Аня обнаруживает фигурки Маши и Медведя.        

Учитель – дефектолог: Кто-то прислал нам свои фигурки, ты узнала, кто это?

Аня:  Это Маша и Медведь из мультфильма.

Учитель – дефектолог: Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила?

Аня: Звук «Ш».

Учитель – дефектолог: Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить и различать звук «Ш». А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и Медведь».

(На мониторе появляется изображение Маши).

http://xn--90aiguyb.com/uploads/posts/2013-11/1384273016_1.jpg

Учитель – дефектолог: - К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её? 

Аня: Да, это Маша.

Учитель – дефектолог: Она очень любила животных. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся («Улыбка»). (Изображение на мониторе).

http://www.alamandi-club.com/upload/blogs/735350dc324e034ba09cf584a08d06a4.jpg.jpghello_html_71a92b4.png

Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).  

https://i.ytimg.com/vi/KOUc9TVIb6Y/maxresdefault.jpghttp://www.logopsiholog.ru/images/foto_149.jpg

Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).

http://hq-wall.net/i/med_thumb/14/85/b625c2ca.jpghttp://mp3fitnes.ru/img.php?aHR0cHM6Ly9pLnl0aW1nLmNvbS92aS93Y21NVm5XTEdjUS9ocWRlZmF1bHQuanBn.jpg

А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).


http://vam-zhenshini.booking-phone.ru/images/articles/Articulating_gymnastics/1.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ba0/00035377-8d5c9603/hello_html_df5f21b.jpg

Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами («Грибочек»).

https://pp.vk.me/c510419/u21107296/video/l_9de0f1ac.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0ec7/0000977e-f1a09c2a/hello_html_m5ad6d0c7.jpg

А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).

http://musicaplays.ru/img.php?aHR0cHM6Ly9pLnl0aW1nLmNvbS92aS80ZVNrSXpSRlBxUS9ocWRlZmF1bHQuanBn.jpg http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_765/8/d-7924/7924_html_1221cb26.png

Учитель – дефектолог: Маша, просит тебя научить ее правильно произносить звук «Ш». Давай ей поможем.

Покажи Маше, как мы с тобой умеем правильно произносить звук «Ш»:

Подними язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхай  воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.

Перемести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округли и вытяни вперед, сблизь зубы на расстояние 1- 2 мм и выдохни. Должен получиться звук «Ш».
Анализ артикуляции.

SH-J

Учитель – дефектолог:  В каком положении находятся губы?

Аня: Губы слегка округлены.

Учитель – дефектолог: Где находится кончик языка?

Аня: Кончик языка поднимается к верхним зубам.

Учитель – дефектолог:  Какая струя воздуха выходит изо рта?

Аня: Воздушная струя теплая.

Учитель – дефектолог: Поэтому звук «Ш» согласный, глухой, твердый.

Учитель – дефектолог:  По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (Листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш - аудиозапись).

Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу. Дыхательное упражнение: «Листочки».

Как подул холодный ветер -
В воздухе осеннем полетели,
 
закружились осенние листочки.

http://www.otello.gorod.tomsk.ru/uploads/46340/1276445138/9.jpg

Учитель – дефектолог: Аня,  возьми  листочек  на ниточке  и подуй  на него, понаблюдай за кружением листочка.

Учитель – дефектолог: По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.
«Песня змеи»
1. Приоткрой рот.                                       (Губы округлены и выдвинуты вперёд).
2. Сделай «чашку» и спрячь её.                (Заведи её в рот).
3. Удерживай язык в таком положении:
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- кончик языка поднят вверх, но не прижат;
- зубы сближены.
4. Тихонько подуй: Ш-Ш-Ш    (На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха).
Учитель – дефектолог: Давай, как змейка, вместе с Машей  поползем  по  дорожкам.
«Разноцветные дорожки»
«Ползи» (веди пальчиком) поочерёдно по каждой дорожке и пой, как змея: Ш-Ш-Ш. «Ползти» и шипеть надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Если не получается, остановись, сделай вдох, «ползи» и шипи дальше.

 

http://logopeddoma.ru/_nw/2/s10954410.jpg

Учитель – дефектолог:   Аня, Маша предлагает тебе поиграть в игру «Охотник».

Ты готова к игре?

Аня: Да.

Учитель – дефектолог:   Как только услышишь звук «Ш», сразу лови его - хлопай в ладошки.

М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш

Учитель  дефектолог:   Маша научилась прекрасно  шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит тебя, Аня,  спеть вместе с ней.

« Играем в мяч»
«Бросая» каждый мячик, произноси по одному слогу: А - Ш, А - Ш и т. д. (Произнося слоги, веди пальчиком по стрелочке). Точно так же произнеси слоги О - Ш, У - Ш, И-Ш.
Очень важно: сначала звуки не произносить слитно!

 

http://logopeddoma.ru/_nw/2/s62742958.jpg 

«Лестница»
«Поднимайся» по лестнице за игрушками и на каждой ступеньке произноси: Ш-ША, Ш-ША и т. д. (Аналогично прорабатываются слоги ШИ, ШО, ШУ). Затем произноси по 2-3 слога на каждой ступеньке.


http://logopeddoma.ru/_nw/2/s17721894.jpg 

«Песенки»
Учитель – дефектолог:
 Давай, еще раз споём вместе с Машей ее любимые песенки.
1. ША-ША, ША-ША-ША.                 2. ША-ША-ША, ША-ША.
    ШО-ШО, ШО-ШО-ШО.                   ША-ШО-ШО, ШО-ШО.
    ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ.                     ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ.
    ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ.                    ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ.

Учитель – дефектолог:   Аня, давай еще послушаем,  как осенью шуршат листья?

Пальчиковая гимнастика «Лесная прогулка»

Дружно по лесу гуляем

Ша -  ша - ша, ша -  ша - ша.                    (Шаги на месте).

И листочки собираем  

Шу - шу - шу, шу - шу - шу.                       (Наклоны вперед).

Собирать их каждый рад  

Ше - ше - ше, ше - ше - ше.                         (Руки вверх).

Просто чудный листопад!

Аш  - аш -  аш, аш- аш -  аш.                      (Прыжки на месте, с хлопками в ладоши.)

Учитель – дефектолог:   Аня, Маше очень понравилось с тобой играть.  Она решила подарить тебе  подарки -  красивые картинки со звуком «Ш».

- Давай назовём их….

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/06de/0006e4ad-6c562fec/hello_html_3c3f6e22.jpg

Учитель – дефектолог:   Но Маша не умеет составлять по картинкам  предложения.

Давай  ей  поможем.

У Миши новая http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=31ed8f9612ecdc90&mb=imgdb_preview_1766.

Папа едет на http://www.curbsideclassic.com/wp-content/uploads/2014/03/db_honda_legend_european_31.jpg.

Даша нашла http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/f9313b8585885173908da4c2d1b1eac6.jpg.

Маша помогает http://www.stihi.ru/pics/2012/07/28/2339.jpg.

Итог занятия.

Учитель – дефектолог:  Сегодня  ты  побывала в осеннем лесу, встретила Машу  и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!

С каким звуком ты сегодня познакомилась? 

Аня:  Со звуком «Ш». Звук Ш- согласный, глухой, твердый.

Учитель – дефектолог:  А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=6dbd39b392a8aae1&mb=imgdb_preview_812

Она  оставила тебе подарок. Держи его.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=4aa79a4a38cbdf28&mb=imgdb_preview_696

Учитель – дефектолог:  Ты сегодня очень старалась, молодец!

Используемые ресурсы:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Васильевой А.В.

2. Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Под общей редакцией Шевченко С. Г. М. 2005г.

3. Основная образовательная программа «Воспитание и обучение детей

с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) группе детского сада в возрасте от 5 до 7 лет».

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по

 коррекции звукопроизношения. Пособие для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2004г.

5.Л.П.Воронина, Н.А.Червякова. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.

6. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987г.

 

 

        http://pandia.ru/text/78/499/images/image011.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему" Мамин праздник"

Занятие разаработано для детей среднего возраста с задержкой психического развития. В основу занятия вошел метод мнемотехники, что облегчает программу планирования высказывания для данной категории де...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Игрушки»

Интегрированное занятие по ознакомлению детей с игрушками и их свойствами, закреплению элементарных математических представлений, формированию навыков аппликации....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Мой город» в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности   «Мой город» в группе для детей с задержкой  психического развития в возрасте  4-5 лет...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе  для детей с задержкойпсихического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной» @font-f...