Конспект организованной образовательной деятельности индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения. Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Лесное приключение Маши» в группе № 6 для детей с задержкой психического развития в возрасте 5
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgrup.docx | 996.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
индивидуальное занятие
по коррекции звукопроизношения.
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема:
«Лесное приключение Маши»
в группе № 6 для детей с задержкой
психического развития в возрасте 5-7 лет.
Выполнил:
учитель - дефектолог
Якунина Наталья Павловна
г. Туймазы.
Постановка звука «Ш».
Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука «Ш».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать кинестетический образ звука «Ш» (ощущения положения органов артикуляции);
- активизировать длительную направленную воздушную струю;
- формировать умение правильно произносить звук «Ш» по подражанию;
- закреплять умение выделять звук «Ш» из ряда слогов и слов;
- продолжать формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза;
- закреплять умение формировать артикуляционный уклад в отраженном произношении за учителем - дефектологом, самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематический слух;
- устранять дефектное произношение звука «Ш»;
- развивать грамматический строй речи, формировать навык самоконтроля за собственной речью;
- развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать стремление овладеть правильной речью;
- воспитывать самостоятельность.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание картинок, показ артикуляции.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: дидактические игры и упражнения, сухой бассейн.
Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint «Автоматизация звука «Ш» по сказке «Маша и Медведь», музыкальный фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь», зеркало настенное, схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука «Ш»; картинки - символы для артикуляционной гимнастики, ватные шарики, сухой бассейн с гречневой крупой, предметные картинки: шина, кукушка, уши, пушка, бабушка, дедушка, штанга, кошка, шапка, шуба, душ, мышь, камыш.
Ход индивидуальной организованной образовательной деятельности:
1.Организационный момент.
(Звучит «Песня про дружбу» из мульфильма «Маша и медведь». Минусовка).
Учитель – дефектолог: Здравствуй, Аня. Давай возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Мы сейчас посмотрим вправо,
А теперь посмотрим влево,
В центре круга соберемся,
И на место мы вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнём.
Учитель - дефектолог привлекает внимание ребенка к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положи ладони в бассейн, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь?
Аня: Крупинки острые, они сильно колют ладошки, пальчики.
Учитель – дефектолог: Давайте копнем поглубже, вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Аня обнаруживает фигурки Маши и Медведя.
Учитель – дефектолог: Кто-то прислал нам свои фигурки, ты узнала, кто это?
Аня: Это Маша и Медведь из мультфильма.
Учитель – дефектолог: Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила?
Аня: Звук «Ш».
Учитель – дефектолог: Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться правильно произносить и различать звук «Ш». А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и Медведь».
(На мониторе появляется изображение Маши).
Учитель – дефектолог: - К нам в гости пришла девочка Маша. Ты знаешь её?
Аня: Да, это Маша.
Учитель – дефектолог: Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся («Улыбка»). (Изображение на мониторе).
Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины («Блинчик»).
Они пили чай с вареньем («Вкусное варенье»).
А блинчики Миша положил в красивую чашечку («Чашечка»).
Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами («Грибочек»).
А соседская белочка предложила проводить Машу домой к бабушке и дедушке. Она так ловко скакала по дорожкам, что заменила Маше лошадку («Лошадка»).
Учитель – дефектолог: Маша, просит тебя научить ее правильно произносить звук «Ш». Давай ей поможем.
Покажи Маше, как мы с тобой умеем правильно произносить звук «Ш»:
Подними язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхай воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Перемести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округли и вытяни вперед, сблизь зубы на расстояние 1- 2 мм и выдохни. Должен получиться звук «Ш».
Анализ артикуляции.
Учитель – дефектолог: В каком положении находятся губы?
Аня: Губы слегка округлены.
Учитель – дефектолог: Где находится кончик языка?
Аня: Кончик языка поднимается к верхним зубам.
Учитель – дефектолог: Какая струя воздуха выходит изо рта?
Аня: Воздушная струя теплая.
Учитель – дефектолог: Поэтому звук «Ш» согласный, глухой, твердый.
Учитель – дефектолог: По дороге к дому, в лесу, Маша заметила, как шуршали осенние листья: Ш-Ш-Ш-Ш. (Листья разложены по полу, на каждый шаг издается шелест: Ш-Ш-Ш - аудиозапись).
Пройди по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу. Дыхательное упражнение: «Листочки».
Как подул холодный ветер -
В воздухе осеннем полетели,
закружились осенние листочки.
Учитель – дефектолог: Аня, возьми листочек на ниточке и подуй на него, понаблюдай за кружением листочка.
Учитель – дефектолог: По дороге Маша встретила змейку. Она попросила её проводить до её домика. Давай и мы поможем.
«Песня змеи»
1. Приоткрой рот. (Губы округлены и выдвинуты вперёд).
2. Сделай «чашку» и спрячь её. (Заведи её в рот).
3. Удерживай язык в таком положении:
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- кончик языка поднят вверх, но не прижат;
- зубы сближены.
4. Тихонько подуй: Ш-Ш-Ш (На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха).
Учитель – дефектолог: Давай, как змейка, вместе с Машей поползем по дорожкам.
«Разноцветные дорожки»
«Ползи» (веди пальчиком) поочерёдно по каждой дорожке и пой, как змея: Ш-Ш-Ш. «Ползти» и шипеть надо непрерывно, чтобы звук звучал долго. Если не получается, остановись, сделай вдох, «ползи» и шипи дальше.
Учитель – дефектолог: Аня, Маша предлагает тебе поиграть в игру «Охотник».
Ты готова к игре?
Аня: Да.
Учитель – дефектолог: Как только услышишь звук «Ш», сразу лови его - хлопай в ладошки.
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
Учитель – дефектолог: Маша научилась прекрасно шипеть. Она придумала слоговые песенки и просит тебя, Аня, спеть вместе с ней.
« Играем в мяч»
«Бросая» каждый мячик, произноси по одному слогу: А - Ш, А - Ш и т. д. (Произнося слоги, веди пальчиком по стрелочке). Точно так же произнеси слоги О - Ш, У - Ш, И-Ш.
Очень важно: сначала звуки не произносить слитно!
«Лестница»
«Поднимайся» по лестнице за игрушками и на каждой ступеньке произноси: Ш-ША, Ш-ША и т. д. (Аналогично прорабатываются слоги ШИ, ШО, ШУ). Затем произноси по 2-3 слога на каждой ступеньке.
«Песенки»
Учитель – дефектолог: Давай, еще раз споём вместе с Машей ее любимые песенки.
1. ША-ША, ША-ША-ША. 2. ША-ША-ША, ША-ША.
ШО-ШО, ШО-ШО-ШО. ША-ШО-ШО, ШО-ШО.
ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ. ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ.
ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ. ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ.
Учитель – дефектолог: Аня, давай еще послушаем, как осенью шуршат листья?
Пальчиковая гимнастика «Лесная прогулка»
Дружно по лесу гуляем
Ша - ша - ша, ша - ша - ша. (Шаги на месте).
И листочки собираем
Шу - шу - шу, шу - шу - шу. (Наклоны вперед).
Собирать их каждый рад
Ше - ше - ше, ше - ше - ше. (Руки вверх).
Просто чудный листопад!
Аш - аш - аш, аш- аш - аш. (Прыжки на месте, с хлопками в ладоши.)
Учитель – дефектолог: Аня, Маше очень понравилось с тобой играть. Она решила подарить тебе подарки - красивые картинки со звуком «Ш».
- Давай назовём их….
Учитель – дефектолог: Но Маша не умеет составлять по картинкам предложения.
Давай ей поможем.
У Миши новая .
Папа едет на .
Даша нашла .
Маша помогает .
Итог занятия.
Учитель – дефектолог: Сегодня ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу и научилась шуршать, как шуршат осенние листья и шипеть как настоящая змейка. Это здорово у тебя получилось!
С каким звуком ты сегодня познакомилась?
Аня: Со звуком «Ш». Звук Ш- согласный, глухой, твердый.
Учитель – дефектолог: А вот наша Маша и не заметила, как оказалась дома.
Она оставила тебе подарок. Держи его.
Учитель – дефектолог: Ты сегодня очень старалась, молодец!
Используемые ресурсы:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Васильевой А.В.
2. Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Под общей редакцией Шевченко С. Г. М. 2005г.
3. Основная образовательная программа «Воспитание и обучение детей
с задержкой психического развития в специальной (коррекционной) группе детского сада в возрасте от 5 до 7 лет».
4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. Пособие для логопеда. – М.: ГНОМ и Д, 2004г.
5.Л.П.Воронина, Н.А.Червякова. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.
6. Филичева Т.Е., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития на тему" Мамин праздник"
Занятие разаработано для детей среднего возраста с задержкой психического развития. В основу занятия вошел метод мнемотехники, что облегчает программу планирования высказывания для данной категории де...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития на тему: «Игрушки»
Интегрированное занятие по ознакомлению детей с игрушками и их свойствами, закреплению элементарных математических представлений, формированию навыков аппликации....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития «Заветный ключ»
конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет. Слоговой анализ, звуко-буквенный анализ....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"
Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Мой город» в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет.
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Мой город» в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкой психического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной»
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности в группе для детей с задержкойпсихического развития в возрасте 4-5 лет. Тема: «Насекомые весной» @font-f...