Методика использования театрализованной деятельности в формировании монологической речи детей с задержкой психического развития.
статья по развитию речи на тему
в данной статье в доступной для неспециалистов форме освещается применение театрализованной деятельности для работы детьми с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методика использования театрализованной деятельности в формировании монологической речи детей с задержкой психического развития.
Проблема формирования речевой активности человека приобретает все большее значение в нашем современном мире. Значение сформированности навыков монологической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Умением или неумением "хорошо рассказывать", то есть правильно и логично строить свою связную речь, во многом определяется и школьная успеваемость детей. В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативность.
Монологическая речь является самым сложным видом связной речи. Монолог - это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание. Содержание монологической речи определяется самим говорящим и исходит только из его внутреннего замысла. В отличие от диалога монолог не прерывается слушателями и не поддерживается их репликами, поэтому говорящему труднее, чем в диалоге, понять отношение слушателей к содержанию его речи.
Монолог служит для целенаправленной передачи информации. Поэтому здесь необходимо предварительное составление программы высказывания, тщательный отбор наиболее выразительных и точных слов и полное грамматическое оформление предложений.
Полноценной монологической речью и правилами ее построения дети овладевают лишь на определенном этапе своего речевого развития и только в процессе их специального обучения. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность. Возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка, систематизировать и комплексно влиять на монологическую речь детей с задержкой психического развития. Настоящая театрализованная деятельность представляет богатейшее поле для творчества детей.
Методика использования театрализованной деятельности в формировании монологической речи детей с задержкой психического развития предполагает, добровольность участия и мотивацию детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в театрализованную деятельность. В одном случае это может быть образный текст, частушки, потешки, игры-превращения, небылицы; в другом - рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о литературных героях. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение со стороны взрослого. С учетом индивидуальных особенностей детей с задержкой психического развития следует начинать вовлекать в театрализованную деятельность тех, кто быстрее откликнется на приглашение взрослого; при этом целесообразно дополнительно мотивировать на включение в театрализованную деятельность остальных детей.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей с задержкой психического развития предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на театрализацию любимого произведения. Поэтому для формирования монологической речи, развития фантазии, реализации своих желаний в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды театра: кукольный, пальчиковый, бибабо, марионеточный, теневой, настольный. В самостоятельной деятельности необходимо использовать наборы фигурок персонажей и декораций, игрушки для настольного театра (объемные, мягкие, плоскостные), шапочки - маски, ширмы для кукольного театра, набор различных музыкальных произведений. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на разные интересы детей.
Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для уголка ряженья.
Формирование монологической речи детей с задержкой психического развития является трудоемким, комплексным процессом. Для детей с задержкой психического развития характерным является недостаточная мыслительная деятельность, низкая познавательная активность, несформированность эмоционально-волевой сферы, слабая моторика пальцев рук, низкая речевая активность. Поэтому методика использования театрализованной деятельности для данной категории детей носит поэтапный, постепенный характер, от простого к сложному. Методика предполагает для начала формирования монологической речи использовать пальчиковые игры и упражнения на развитие различных групп мышц, на координацию движений, выразительности пластики, на развитие голоса и всей речи в целом; работа над дыханием и дикцией, эмоциональной и интонационной выразительности.
Следующий этап работы по формированию монологической речи заключается в работе с перчаточными куклами. Необходимо включать детей в игру-импровизацию с куклами и без кукол, применять различные театральные этюды, танцы-миниатюры, игровые тренинги. В ходе таких игровых действий дети с задержкой психического развития осваивают элементы сценических действий, пополняют и расширяют словарный запас, отрабатывают монолог, учатся соотносить слова с движениями. На этом этапе готовятся куклы, атрибуты и костюмы к представлению, разучиваются тексты, распределяются роли каждому ребенку, подбирается музыкальное сопровождение.
Тексты литературных произведений помогают отработать монолог, тембр и силу голоса, интонационную выразительность, мимические выражения, освоить технику управления куклами, умение сопровождать монолог с действием своего персонажа, поставить себя в ситуацию своего персонажа.
Так, использование театрализованной деятельности помогает педагогам ненавязчиво подвести ребенка с задержкой психического развития к самостоятельной театрализованной деятельности, к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя, монолога и особенностей героя, к освоению роли как созданию простого образа в театрализованном представлении, к деятельности, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер».
Таким образом, театрализованная деятельность дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком, особенно с ребенком с задержкой психического развития.
Театрализованная деятельность более информативна, доступна, чем обычная речь, способствует пробуждению детских и творческих сил.
Театрализованная деятельность - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В ней можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Театрализованная деятельность - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство - это еще и превращение. В сказке - реальное, а в жизни - не всем заметное. Волшебство происходит внутри каждого ребенка, постепенно улучшая окружающий мир.
Задачи, решаемые с помощью театрализованной деятельности, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей с задержкой психического развития, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности, делает речь более выразительной.
И для раскрытия потенциальных возможностей ребенка необходимо создание условий, в которых каждый ребенок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития
Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой....
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития
Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность
Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность...
Рабочая программа по развитию речи детей с задержкой психического развития (сложной структуры дефекта) для детей 5-7 лет
Рабочая программа...
«Особенности формирования описательной речи детей с задержкой психического развития»
В коррекционной работе с детьми с ЗПР формирование связной речи приобретает особое значение, становится главной конечной целью всего коррекционного обучения....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Части тела» для детей с задержкой психического развития Возраст: 3-5 лет
Формировать представления детей о строении человека, бережного отношения к своему телу....