Главные вкладки
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС (направления работы учителя - логопеда)
методическая разработка по коррекционной педагогике
Дан вариант ИОМ для ребенка с РАС (направления работы учителя - логопеда)
Скачать:
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА
ДЕТСКИЙ САД №
«Утверждаю»
Заведующий МАДОУ ЦРР
д/с №
__________ (__________)
Приказ № _______________
«___» ___________ 20 ___ г.
Индивидуальный образовательный маршрут
для обучающегося
с расстройством аутистического спектра
Срок реализации: 2024 – 2025 уч. год
(фамилия, имя, отчество ребёнка)
Дата рождения: | 19.01.2018 г. |
Группа: | компенсирующей направленности для детей с ЗПР |
(направленность, наименование группы)
«»
Ответственные за реализацию программы:
учитель - дефектолог:
учитель – логопед:
педагог-психолог:
музыкальный руководитель:
воспитатель:
С маршрутом ознакомлен (а): /____________ / __________________________________
подпись Ф.И.О родителя (законного представителя)
1. Пояснительная записка
Заключение ЦПМПК (от 04.03.2024 г.): установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные нарушением регуляторного, эмоционального компонента деятельности, специфическим нарушением речи, эхолалией, стереотипией.
Рекомендации ЦПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра.
Срок повторного прохождения ЦПМПК: при переходе на следующий уровень образования.
Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:
Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом.
…….. играет с детьми по предложению педагога.
На занятия по познавательной деятельности идет не всегда охотно (зависит от настроения). Любит рисовать и заниматься продуктивной деятельностью. Словесную инструкцию выполняет – выполнение зависит от настроения. Испытывает трудности в обучении в связи с эмоциональными особенностями. …… принимает участие в занятиях с группой, подгруппой детей и индивидуально. На занятиях быстро устает, отвлекается, работоспособность снижена, нуждается в контроле и помощи педагога.
Моторика сформирована в соответствии с возрастом, но работа по ее формированию продолжается.
В спокойном состоянии девочка приветливая.
2. Специальные условия обучения и воспитания
2.1. Использование специальных образовательных программ и методических пособий:
- ФАОП от 24.11.2022 г.;
- АОП МАДОУ ЦРР д/с № 87 для детей с ЗПР;
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.
2.2. Методы обучения: |
Наглядные: наблюдение за действиями взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов; демонстрация (иллюстрация) рисунков, пособий, таблиц. |
Словесные: рассказывание, чтение, разучивание стихов; вопросы, указания, объяснения, обсуждение, беседы. |
Практические: игровые развивающие ситуации, упражнения, настольно-печатные игры. |
Специфические: релаксационные упражнения, фонетическая ритмика, упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления. |
2.3. Предоставление услуг ассистента (помощника): по решению ППк ОО.
2.4. Специальные учебники и дидактические пособия: специальные дидактические материалы, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности, специальные рабочие тетради, обеспечивающие реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АОП ДО.
2.5. Другие специальные условия:
- учет сниженного темпа деятельности при обучении;
- помощь при переключении с одного этапа задания (занятия) на другой;
- организация педагогического процесса с учетом темпа, работоспособности обучающегося;
- использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе; соблюдение охранительного педагогического режима;
- особый стиль учебного взаимодействия.
3. Цель и основные задачи ИОМ
Цель: обеспечение условий для дошкольного образования обучающихся с РАС в соответствии с индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья, на основе взаимопонимания и сотрудничества между задействованными в процессе обучения людьми в целях реализации прав обучающихся с РАС на получение доступного и качественного образования, обеспечение развития способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи:
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с РАС в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с РАС как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с РАС, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с РАС;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с РАС;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
- Обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых
техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
• Развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств; ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• Развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;
• Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;
• Обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;
• Развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;
• Содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративно - прикладном искусстве; между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;
• Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества.
Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
• Формирование основ гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей;
• Приобщение детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;
• Подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;
• Развитие коммуникативных способностей.
4. Планируемые результаты освоения ИОМ (на этапе завершения дошкольного образования):
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с РАС с первым уровнем тяжести аутистических расстройств (первый уровень аутистических расстройств является сравнительно лёгким, часто сочетается с формальной сохранностью интеллекта и речи, хотя во многих случаях интеллектуальные и (или) речевые расстройства отмечаются):
1) владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях);
2) инициирует общение (в связи с собственными нуждами);
3) может поддерживать диалог (часто - формально);
4) владеет конвенциональными формами общения с обращением;
5) взаимодействует с педагогическим работником и другими детьми в обучающей ситуации (ограниченно);
6) выделяет себя как субъекта (частично);
7) поведение контролируемо с элементами самоконтроля;
8) требуется поддержка в незнакомой и (или) неожиданной ситуации;
9) владеет поведением в учебной ситуации;
10) владеет социально-имитативной и ролевой игрой (в основном, формально);
11) владеет техникой чтения, понимает простые тексты;
12) владеет основами безотрывного письма букв);
13) складывает и вычитает в пределах 5-10;
14) сформированы представления о своей семье, Отечестве;
15) знаком с основными явлениями окружающего мира;
16) выполняет физические упражнения по показу, инструкции и расписанию (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;
17) выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем педагогических работников;
18) имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;
19) участвует в некоторых групповых подвижных играх с правилами;
20) владеет основными навыками самообслуживания (одевается или раздевается, самостоятельно ест, владеет навыком опрятности), убирает за собой (игрушки, посуду);
21) принимает участие в уборке квартиры, приготовлении пищи;
22) умеет следовать расписанию (в адекватной форме) в учебной деятельности и в быту.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Планируемыми результатами по части программы, расширяющей компоненты ФАОП ДО,
являются:
• К шести годам: понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке.
• К семи годам: способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты художественной литературе.
5. Организация психолого – педагогического сопровождения
5.1.
- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающегося, содержание и оказание ему психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
- разработка индивидуального учебного плана обучающегося;
- контроль за выполнением рекомендаций ПП консилиума;
- другие условия психолого – педагогического сопровождения в рамках компетенции ОО.
5.2. Организационная часть
Педагоги и специалисты сопровождения | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Учитель – дефектолог | 8.50 – 9.20 – Развитие математических представлений 10.40 -11.00 (индивид.) | 9.40 – 10.10 – Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | 9.00 – 9.30 – Развитие математических представлений | 9.00 – 9.30 Подготовка к обучению грамоте 12.20-12.40 (индивид.) | 15.30-16.00 Развитие речи |
Учитель-логопед | 8.00 – 8.20 (индивид.) | 12.00 – 12.20 (индивид.) | |||
Педагог-психолог | |||||
Воспитатель | 9.00-9.30 Аппликация/ Конструктивное Моделирование 11.00-1130- Физическая культура (у) | 9.40-10.10- Чтение художественной литературы 10.20-10.50- Физическая культура | 9.40-10.10 Физическая культура | 9.55-10.25- Рисование /Лепка | |
Музыкальный руководитель |
5.3. Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи: учитель-логопед: развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи. Развитие фонематического восприятия, навыков дифференциации речевых звуков разных групп. Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова. Развитие навыков словоизменения и словообразования, построения предложений различной структуры, расширение словарного запаса. Развитие простой фразы и связной речи, построения и использования логико – грамматических конструкций предложно – падежных форм. учитель – дефектолог: развитие познавательной активности и речевой коммуникации, алгоритма продуктивного взаимодействия, помощь в освоении АОП. |
педагог-психолог: развитие продуктивной коммуникации, произвольной регуляции деятельности, стереотипов поведения в образовательной среде, коррекция дезадаптивного поведения, коррекция эмоционально – волевой сферы. |
педагог: помощь в освоении АОП, развитие навыков самообслуживания, педагогическая организационная поддержка, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка, развитие различных аспектов сферы жизненной компетенции. |
6. Содержательная часть ИОМ
№ п/п | Специалисты | Область ФГОС | Задачи | Содержание |
1. 2 | Учитель - логопед | Речевое развитие | Развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи | Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания, совершенствование интонационной выразительности речи. Совершенствование дикции. |
Развитие фонематического восприятия, навыков дифференциации речевых звуков разных групп | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий «гласный – согласный» звук. Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: -дифференцируемые звуки; - определенный заданный звук. Практическое знакомство с понятиями «твердый – мягкий» и «глухой – звонкий» звук. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): - по твердости – мягкости (М – М’, Н – Н’, П – П’, Т – Т’, К – К’, Ф – Ф’, Д – Д’, В – В’, Б – Б’, Г – Г’; - по глухости – звонкости: П – Б, К – Г, Т – Д; - в обратных слогах; - в слогах со стечением согласных; - в словах и фразах; - составление предложений с определенным словом; - анализ двусловного предложения; Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов; - составление схемы слова с выделением ударного слога; - выбор слова к соответствующей графической схеме; - выбор графической схемы к соответствующему слову; - преобразование слов за счет замены одного звука или слога; - подбор слова с заданным количеством звуков; - определение последовательности звуков в слове; - определение количества и порядка слогов в слове; - определение звуков, стоящих перед или после определенного звука; - составление слов из заданной последовательности звуков. | |||
Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова | Постановка и автоматизация звуков Р, Р’. Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко - слогового состава. | |||
Развитие навыков словоизменения и словообразования | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом У. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского и среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. | |||
Развитие навыков построения предложений различной структуры | Закреплять навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации простых действий, по картинке, по модели: Мама (папа, брат, сестра, мальчик, девочка) пьёт чай (компот, молоко). Расширять навык построения разных типов предложений. Учить распространять предложения введением в него однородных членов. Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. | |||
Расширение словарного запаса | На занятиях и, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т.д., называть предметы, которые берет ребенок, называть действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, называть ощущения, которые испытывает ребенок (холодно, тепло, вкусно и т.п.). Накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно – ласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. Закрепление в самостоятельной речи навыка: - согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; - согласование порядковых числительных с существительными. Закрепление умения: - подбирать однокоренные слова; - образовывать сложные слова. | |||
Развитие простой фразы и связной речи, | Закрепление умения: - составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; - заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками; - составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. | |||
Построение и использование логико – грамматических конструкций, предложно – падежных форм | - учить понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира; - формировать навыки самостоятельного использования в устной речи слов и конструкций, выражающих пространственные и временные отношения; - учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных. |
7. Аналитическая справка по результатам диагностики обучающегося (проводится специалистами ДОУ)
7.1. Результаты логопедического обследовании
Устанавливает простые обобщения по пройденным лексическим темам.
Общая, мелкая и артикуляционная моторики требуют дальнейшего развития.
Наблюдаются нарушения произношения звуков (стертая дизартрия) – [Р, Р’].
Связная речь развита в пределах возраста. Рассказ, сказку пересказывает. При составлении рассказа по картине и серии картин требуется помощь взрослого.
7.2. Результаты психологического обследования
7.3. Результаты диагностики педагога
8. Рекомендации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 1 уровень речевого развития)
Разработка понедельного планирования по ИОМ с детьми 4-5 лет с ЗПР....
План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) - ноябрь
Материал подобран в соответствии с лексическими темами детского сада и программой ИОМ....
План работы учителя-логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР (1 уровень речевого развития) на февраль
Материал сотавлен в соответствии с лексическими темами д/сада и программой ИОМ....
План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) Март
Материал в соответствии с лексическими темами, направлен на развитие разных сторон речи ребенка с ЗПР....
План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 2 уровень речевого развития) старшая группа Октябрь
Материал соответствует лексическим темам ДОУ , направлен на развитие речи и мышления ребенка с ЗПР ( 2 уровня реч. развития)...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка учителя-логопеда
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенкана 2020-2021 учебный годОБЩИЕ ДАННЫЕФ.И.О. ребенка Дата рождения Сведения о семье:Мать (ФИО, образование, место работы) Отец...