Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с РАС (направления работы учителя - логопеда)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Чухина Марина Александровна

Дан вариант ИОМ для ребенка с РАС (направления работы учителя - логопеда)

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО

ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

ДЕТСКИЙ САД №

                                                                                                                       «Утверждаю»

Заведующий МАДОУ ЦРР

                                                                                                                          д/с №

__________ (__________)

                                                                                                          Приказ № _______________

           «___» ___________ 20 ___ г.

Индивидуальный образовательный маршрут

 для обучающегося

с расстройством аутистического спектра

Срок реализации: 2024 – 2025 уч. год

(фамилия, имя, отчество ребёнка)

Дата рождения:

19.01.2018 г.

Группа:

компенсирующей направленности для детей с ЗПР

(направленность, наименование группы)

«»

                                                            Ответственные за реализацию программы:

                                учитель - дефектолог:

                           учитель – логопед:

                          педагог-психолог:

                                            музыкальный руководитель:

                                                                            воспитатель:

С маршрутом ознакомлен (а):   /____________ /     __________________________________

                                                                                            подпись                                      Ф.И.О  родителя (законного представителя)

1. Пояснительная записка

Заключение ЦПМПК (от 04.03.2024 г.):  установлен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Выявлены трудности в обучении, обусловленные нарушением регуляторного, эмоционального компонента деятельности, специфическим нарушением речи, эхолалией, стереотипией.

Рекомендации ЦПМПК: обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра.

 

Срок повторного прохождения ЦПМПК: при переходе на следующий уровень образования.

Психолого – педагогическая характеристика обучающегося:

Навыки самообслуживания сформированы в соответствии с возрастом.

…….. играет с детьми по предложению педагога.

 На занятия по познавательной деятельности идет не всегда охотно (зависит от настроения). Любит рисовать и заниматься продуктивной деятельностью. Словесную инструкцию выполняет – выполнение зависит от настроения. Испытывает трудности в обучении в связи с эмоциональными особенностями. …… принимает участие в занятиях с группой, подгруппой детей и индивидуально. На занятиях быстро устает, отвлекается, работоспособность снижена, нуждается в контроле и помощи педагога.

Моторика сформирована в соответствии с возрастом, но работа по ее формированию продолжается.

В спокойном состоянии девочка приветливая.

2. Специальные условия обучения и воспитания

2.1. Использование специальных образовательных программ и методических пособий:

  • ФАОП от 24.11.2022 г.;
  • АОП МАДОУ ЦРР д/с № 87 для детей с ЗПР;
  • Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
  • Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.

2.2. Методы обучения:

Наглядные: наблюдение за действиями взрослых; рассматривание сюжетных картинок, предметов; демонстрация (иллюстрация) рисунков, пособий, таблиц.

Словесные: рассказывание, чтение, разучивание стихов; вопросы, указания, объяснения, обсуждение, беседы.

Практические: игровые развивающие ситуации, упражнения, настольно-печатные игры.

Специфические: релаксационные упражнения, фонетическая ритмика, упражнения для развития восприятия, внимания, памяти, мышления.

2.3. Предоставление услуг ассистента (помощника): по решению ППк ОО.

2.4. Специальные учебники и дидактические пособия: специальные дидактические материалы, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности, специальные рабочие тетради, обеспечивающие реализацию программы коррекционной работы и специальную поддержку освоения АОП ДО.

2.5. Другие специальные условия:

- учет сниженного темпа деятельности при обучении;

- помощь при переключении с одного этапа задания (занятия) на другой;

-  организация  педагогического процесса с учетом темпа, работоспособности обучающегося;

- использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе; соблюдение охранительного педагогического режима;

- особый стиль учебного взаимодействия.

3. Цель и основные задачи ИОМ

Цель: обеспечение условий для дошкольного образования обучающихся с РАС в соответствии с индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья, на основе  взаимопонимания и сотрудничества между задействованными в  процессе обучения людьми в целях реализации прав обучающихся  с РАС на получение доступного и качественного образования, обеспечение развития способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Задачи:

  • коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с РАС в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с РАС как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с РАС, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с РАС;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с РАС;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

  • Обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых

техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;

• Развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;

• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств; ознакомление с произведениями и художественным «языком» разных видов изобразительного (живопись, графика, скульптура) и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

      • Развитие эстетического восприятия и творческого воображения, обогащение зрительных впечатлений, приобщение к родной и мировой культуре, формирование эстетических чувств и оценок, воспитание художественного вкуса, формирование эстетической картины мира;

      • Поддержка интереса к воплощению в самобытной художественной форме своих личных представлений, переживаний, чувств, отношений;

      • Обогащение художественного опыта детей; содействие дальнейшему освоению базовых техник рисования, аппликации, лепки, художественного конструирования и труда; совершенствование умений во всех видах художественной деятельности с учетом индивидуальных способностей;

     • Развитие способностей к осмысленному восприятию и творческому освоению формы, линии, цвета, объема, пропорций, композиции как особого «языка искусства» и его изобразительно-выразительных средств;

    • Содействие осмыслению связей между формой и содержанием произведения в изобразительном искусстве; между формой, декором и функцией предмета в декоративно - прикладном искусстве; между формой, назначением и пространственным размещением объекта в архитектуре, конструировании и разных видах дизайна;

    • Создание условий для экспериментирования с художественными материалами, инструментами, изобразительно-выразительными средствами, свободного интегрирования разных видов художественного творчества.

Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

   • Формирование основ гармонического развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей;

   • Приобщение детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;

   • Подготовка детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;

   • Развитие  коммуникативных способностей. 

4. Планируемые результаты освоения ИОМ (на этапе завершения дошкольного образования):

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с РАС с первым уровнем тяжести аутистических расстройств (первый уровень аутистических расстройств является сравнительно лёгким, часто сочетается с формальной сохранностью интеллекта и речи, хотя во многих случаях интеллектуальные и (или) речевые расстройства отмечаются):

1) владеет речью (альтернативные формы общения необходимы в очень редких случаях);

2) инициирует общение (в связи с собственными нуждами);

3) может поддерживать диалог (часто - формально);

4) владеет конвенциональными формами общения с обращением;

5) взаимодействует с педагогическим работником и другими детьми в обучающей ситуации (ограниченно);

6) выделяет себя как субъекта (частично);

7) поведение контролируемо с элементами самоконтроля;

8) требуется поддержка в незнакомой и (или) неожиданной ситуации;

9) владеет поведением в учебной ситуации;

10) владеет социально-имитативной и ролевой игрой (в основном, формально);

11) владеет техникой чтения, понимает простые тексты;

12) владеет основами безотрывного письма букв);

13) складывает и вычитает в пределах 5-10;

14) сформированы представления о своей семье, Отечестве;

15) знаком с основными явлениями окружающего мира;

16) выполняет физические упражнения по показу, инструкции и расписанию (индивидуально и в группе) с использованием простейших гимнастических снарядов;

17) выполняет упражнения с использованием тренажёров, батута под контролем педагогических работников;

18) имеет представления о здоровом образе жизни и связанными с ним правилами;

19) участвует в некоторых групповых подвижных играх с правилами;

20) владеет основными навыками самообслуживания (одевается или раздевается, самостоятельно ест, владеет навыком опрятности), убирает за собой (игрушки, посуду);

21) принимает участие в уборке квартиры, приготовлении пищи;

22) умеет следовать расписанию (в адекватной форме) в учебной деятельности и в быту.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Планируемыми результатами по части программы, расширяющей компоненты ФАОП ДО,

являются:

• К шести годам: понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения. Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке.

• К семи годам: способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты художественной литературе.

5. Организация психолого – педагогического сопровождения

5.1.

- разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося;

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающегося, содержание и оказание ему психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

- разработка индивидуального учебного плана обучающегося;

- контроль за выполнением рекомендаций ПП консилиума;

- другие условия психолого – педагогического сопровождения в рамках компетенции ОО.

5.2. Организационная часть

Педагоги и специалисты сопровождения

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Учитель – дефектолог

8.50 – 9.20 – Развитие математических представлений

10.40 -11.00

(индивид.)

9.40 – 10.10 – Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

9.00 – 9.30 – Развитие математических представлений

9.00 – 9.30 Подготовка к обучению грамоте

12.20-12.40

(индивид.)

15.30-16.00  Развитие речи

Учитель-логопед

8.00 – 8.20

(индивид.)

12.00 – 12.20

(индивид.)

Педагог-психолог

Воспитатель

9.00-9.30 Аппликация/

Конструктивное

Моделирование

11.00-1130-

Физическая культура (у)

9.40-10.10-

Чтение

художественной

литературы

10.20-10.50-

Физическая культура

9.40-10.10

Физическая культура

9.55-10.25-

Рисование

/Лепка

Музыкальный руководитель

5.3. Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи:

учитель-логопед: развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи. Развитие фонематического восприятия, навыков дифференциации речевых звуков разных групп. Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова. Развитие навыков словоизменения и словообразования, построения предложений различной структуры, расширение словарного запаса. Развитие простой фразы и связной речи, построения и использования логико – грамматических конструкций предложно – падежных форм.

учитель – дефектолог: развитие познавательной активности и речевой коммуникации, алгоритма продуктивного взаимодействия, помощь в освоении АОП.

педагог-психолог: развитие продуктивной коммуникации, произвольной регуляции деятельности, стереотипов поведения в образовательной среде, коррекция дезадаптивного поведения, коррекция эмоционально – волевой сферы.

педагог: помощь в освоении АОП, развитие навыков самообслуживания, педагогическая организационная поддержка, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка, развитие различных аспектов сферы жизненной компетенции.

6. Содержательная часть ИОМ

№ п/п

Специалисты

Область ФГОС

Задачи

Содержание

1.

2

Учитель - логопед

Речевое развитие

Развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи

Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

Развитие речевого дыхания, совершенствование интонационной выразительности речи.

Совершенствование дикции.

Развитие фонематического восприятия, навыков дифференциации речевых звуков разных групп

Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков.

Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

Преобразование слогов за счет изменения одного звука.

Различение интонационных средств выразительности в чужой речи.

Различение односложных и многосложных слов.

Выделение звука из ряда других звуков.

Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове.

Выделение среднего звука в односложном слове.

Практическое усвоение понятий «гласный – согласный» звук.

Определение наличия звука в слове.

Распределение предметных картинок, названия которых включают:

-дифференцируемые звуки;

- определенный заданный звук.

Практическое знакомство с понятиями «твердый – мягкий» и «глухой – звонкий» звук.

Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове.

Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания):

- по твердости – мягкости (М – М’, Н – Н’, П – П’, Т – Т’, К – К’, Ф – Ф’, Д – Д’, В – В’, Б – Б’, Г – Г’;

- по глухости – звонкости: П – Б, К – Г, Т – Д;

- в обратных слогах;

- в слогах со стечением согласных;

- в словах и фразах;

- составление предложений с определенным словом;

- анализ двусловного предложения;

Анализ предложения с постепенным увеличением количества слов;

- составление схемы слова с выделением ударного слога;

- выбор слова к соответствующей графической схеме;

- выбор графической схемы к соответствующему слову;

- преобразование слов за счет замены одного звука или слога;

- подбор слова с заданным количеством звуков;

- определение последовательности звуков в слове;

- определение количества и порядка слогов в слове;

- определение звуков, стоящих перед или после определенного звука;

- составление слов из заданной последовательности звуков.

Формирование правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова

Постановка и автоматизация звуков  Р, Р’.

Закреплять навык практического употребления различных слоговых структур и слов доступного звуко - слогового состава.

Развитие навыков словоизменения и словообразования

Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных.

Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом У.

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского и среднего рода.

Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени.

Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа.

Развитие навыков построения предложений различной структуры

Закреплять навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации простых действий, по картинке, по модели:

Мама (папа, брат, сестра, мальчик, девочка) пьёт чай (компот, молоко).

Расширять навык построения разных типов предложений.

Учить распространять предложения введением в него однородных членов.

Учить составлять наиболее доступные конструкции сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Расширение словарного запаса

На занятиях и, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки   и т.д., называть предметы, которые берет ребенок, называть действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, называть ощущения, которые испытывает ребенок (холодно, тепло, вкусно и т.п.).

Накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно – ласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

- согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных;

- согласование порядковых числительных с существительными.

Закрепление умения:

- подбирать однокоренные слова;

- образовывать сложные слова.

Развитие простой фразы и связной речи,

Закрепление умения:

- составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками;

- заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками;

- составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст.

Построение и использование логико – грамматических конструкций, предложно – падежных форм

- учить понимать слова и конструкции, передающие пространственные характеристики окружающего мира;

- формировать навыки самостоятельного использования в устной речи слов и конструкций, выражающих пространственные и временные отношения;

- учить использовать предлоги «на, под, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

7.  Аналитическая справка по результатам диагностики обучающегося  (проводится специалистами ДОУ)

7.1. Результаты логопедического обследовании

     Устанавливает простые обобщения по пройденным лексическим темам.

     Общая, мелкая и артикуляционная  моторики требуют дальнейшего развития.

     Наблюдаются нарушения произношения звуков (стертая дизартрия) – [Р, Р’].

     Связная речь развита в пределах возраста. Рассказ, сказку пересказывает. При составлении рассказа по картине и серии картин требуется помощь взрослого.

7.2. Результаты психологического обследования

7.3. Результаты диагностики педагога

8. Рекомендации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) - ноябрь

Материал подобран в соответствии  с лексическими темами детского сада и программой ИОМ....

План работы учителя- логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком с ЗПР ( ОНР 1 уровень реч. развития) Март

Материал в соответствии с  лексическими темами, направлен на развитие разных сторон  речи ребенка с ЗПР....

План работы логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР ( ОНР 2 уровень речевого развития) старшая группа Октябрь

Материал соответствует лексическим темам ДОУ , направлен на развитие речи и мышления ребенка  с ЗПР ( 2 уровня реч. развития)...

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка учителя-логопеда

Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенкана 2020-2021 учебный годОБЩИЕ ДАННЫЕФ.И.О. ребенка Дата рождения Сведения о семье:Мать (ФИО, образование, место работы) Отец...